kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сели и их характеристика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказывается о селя и дается им характеристика.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сели и их характеристика.»


Тема урока: «Сели и их характеристика»


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с опасным природным явлением.

  • Рассмотреть основные характеристики селей (селевых потоков).

  • Повысить интерес к предмету ОБЖ.


Оборудование:

  • учебник А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс»;

  • компьютер;

  • экран;

  • презентация.


Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Очень рада видеть вас!

- Поднимите руку те, кто готов к уроку, а теперь погладьте себя по голове со словами:  «Я — умница!»

- Начинаем наш урок!


II. Актуализация опорных знаний

- Ребята, давайте вспомним, как действовать во время наводнения.

Проводится фронтальный опрос с использованием слайдов.

1. Каков план действий при угрозе наводнения. Слайд 2.

2. Расскажите о действиях населения при внезапном наводнении. Слайд 3.

3. Расскажите о действиях населения после наводнения. Слайд 4.


III. Сообщение цели и темы урока

- Сегодня вы узнаете еще об одном опасном природном явлении.

- Послушайте стихотворение и скажите, о чем пойдет речь на уроке. Слайд 5.


При свете солнца и луны
Речушка с гор бежала
И, огибая валуны,
Восторженно журчала.
И извиваяся змеей,
И, не боясь преграды,
Она сверкала бирюзой,
А все ей были рады!

Но вот однажды в жаркий день
С высоких гор сорвался сель,
Он мчался с гулом на поля,
И содрогнулася земля.

В горах далеких долго жил,
Он много злобы накопил,

Зажатый между мрачных скал,
О мести он давно мечтал.
Сметая на пути своем
Деревья, камни, новый дом,
Людей давил, животных смыл,
И только этим счастлив был…
Скрежет зубов, его оскал,
Казалось, исходил от скал.
Обезображена земля,
Камнями устланы поля…


А вот речушки больше нет,
И где текла, потерян след…


- О чем же мы будем говорить на уроке? (Ответы учащихся).

Слайд1. (Чтобы вернуться на слайд 1, необходимо навести курсор на стрелку в правом нижнем углу на слайде 5.)

- Тема урока: «Сели и их характеристика». Запись темы в тетрадь.



IV. Изложение нового материала

Рассказ учителя с демонстрацией презентации.

Слайд 6. (Чтобы перейти на слайд 6, необходимо навести курсор на стрелку в правом нижнем углу на слайде 1.)

- Что же такое сель?

В переводе с арабского слово означает «бурный поток».

СЕЛЬ – временный поток смеси воды и большого количества обломков горных пород от глинистых частиц до крупных камней и глыб, внезапно возникающий в руслах горных рек и лощинах.Запись в тетрадь.


Слайд 7.

Формирование селей обусловлено сочетанием определённых условий:

во-первых, наличием селеформирующих грунтов, которые являются источниками твёрдой составляющей селя;

во-вторых, наличием источников интенсивного обводнения этих грунтов,

а также достаточной крутизной склонов гор в этих местах.


Источниками твёрдой составляющей селевого потока могут быть рыхлообразные материалы горных пород, возникающие в результате осыпей, оползней и обвалов, а также завалы и загромождения, образовавшиеся предыдущими селями. Для высокогорных районов с развитыми ледниками источниками твёрдой составляющей селей являются ледниковые отложения – морены. Они состоят из смеси самых разных обломков пород: от крупных глыб до песка и глины.


Источниками водного питания селей являются дожди и ливни, а в высокогорных районах – вода, образовавшаяся при интенсивном таянии ледников и снега, а также при прорыве ледниковых или моренных озёр.


Слайд 8.

При движении сель представляет собой сплошной поток грязи, камней и воды.

1. Длина русла селя (от неск. 10м до неск. 10 км)

2. Ширина ( от 3-100 м)

3. Скорость движения ( 2-10 м/с)

4. Продолжительность (1-3 ч)

5. Мощность (объем смеси, в куб.м)


Слайд 9. Назовем основные причины образования селей.

К природным причинам относятся :

  • Длительные и обильные дожди.

  • Таяние снега и ледников.

  • Прорыв водоемов.

  • Землетрясение.

  • Извержение вулкана.

К антропогенным причинам относятся:

  • Нарушение правил и норм работы горнодобывающих предприятий.

  • Взрывы при прокладке дорог и строительстве других сооружений.

  • Порубки леса.

  • Неправильное ведение сельскохозяйственных работ и нарушение почвенно-растительного покрова.


Слайд 10.

Необходимо отметить, что в России до 20% территории находится в селеопасных зонах. На территории России зарегистрировано более трёх тысяч селевых бассейнов. Селевые потоки формируются в горах Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Дагестана, Камчатки, Приморья, Кольского полуострова и Урала.


V. Самостоятельная работа

Селевые потоки в зависимости от их воздействия на сооружения можно разделить на несколько групп.

Предлагаю выполнить следующее задание.

Слайд 11.

Задание.

Классифицируйте селевые потоки по результатам их воздействия на различные сооружения и объекты в зависимости от суммарного объёма селевого выноса.

Укажите основные критерии, определяющие это деление. Занесите эти данные в тетрадь в виде таблицы, пользуясь с. 100 учебника.


Виды селевых потоков


Объём выноса


Основные характеристики вида селевого потока





Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Учитель берет на проверку несколько тетрадей. После учащиеся проверяют правильность выполнения задания по слайдам 12-13.


VI. Продолжение темы

- А сейчас я предлагаю прочитать о катастрофическом селевом потоке, обрушившемся на город Алма-Ату в 1921 году.

Работа с учебником с.100- 101.

- Каковы последствия этого стихийного бедствия? Ответы учащихся.

Слайд 14. К последствиям селевых потоков можно отнести:

  • Разрушение зданий, дорог, гидротехнических и других сооружений.

  • Вывод из строя линий связи и электропередач.

  • Уничтожение садов, пахотных земель.

  • Гибель людей и животных.


VII. Закрепление

Итак, сегодня мы познакомились с опасным природным явлением - селем. Рассмотрели причины возникновения и последствия селевых потоков.

Сейчас я предлагаю выполнить задание.

Слайд 15.

Задание

Напишите определение, вставив пропущенные слова.


Сель, или селевой поток – это бурный ...... горный ........, состоящий из смеси ........ и большого количества горных пород – от глинистых ......... до крупных ........... и .......... .


Слова- помощники: вода, камни, частицы, временный, глыбы, поток.


Учащиеся выполняют самостоятельно задание, а потом осуществляется взаимопроверка (слайд 16). Учитель выставляет отметки.


VIII. Подведение итогов

- Ребята, каковы же основные компоненты селевого потока?

- Чем же опасен селевой поток?


IX. Домашнее заданиеСлайд 17.

Параграф 4.4.




Используемые материалы

  • Стихотворение с сайта http://russianpoetry.ru/stihi/priroda/reka-i-sel.html.

  • Учебник А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс»- М.: Просвещение, 2014.

  • Рабочая тетрадь к данному учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Сели и их характеристика.

Автор: Ромахин Сергей Николаевич

Дата: 08.03.2017

Номер свидетельства: 398381

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Тема исследовательского проекта: «Изучение дендрофлоры центральной части села Кемля». "
    ["seo_title"] => string(96) "tiema-issliedovatiel-skogho-proiekta-izuchieniie-diendroflory-tsientral-noi-chasti-siela-kiemlia"
    ["file_id"] => string(6) "197524"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428253044"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Тема исследовательского проекта: «Изучение дендрофлоры  села Кемля». "
    ["seo_title"] => string(75) "tiema-issliedovatiel-skogho-proiekta-izuchieniie-diendroflory-siela-kiemlia"
    ["file_id"] => string(6) "197531"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428253946"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Кислород, общая характеристика, получение и свойства»"
    ["seo_title"] => string(59) "kislorod-obshchaia-kharaktieristika-poluchieniie-i-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "289899"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454868363"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Кислород, общая характеристика, получение и свойства»"
    ["seo_title"] => string(61) "kislorod-obshchaia-kharaktieristika-poluchieniie-i-svoistva-1"
    ["file_id"] => string(6) "289900"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454868380"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "«Кислород, общая характеристика, получение и свойства»"
    ["seo_title"] => string(61) "kislorod-obshchaia-kharaktieristika-poluchieniie-i-svoistva-2"
    ["file_id"] => string(6) "289904"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454869073"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства