Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Железнодорожный транспорт"»
Конспект
урока для 5 класса
«Железнодорожный транспорт»
Разработала учитель ОБЖ Герасимова Е.В.
Педагогические технологии:
компьютерные,
групповые,
игровые
2018
Цель: расширить знания учащихся о зонах повышенной опасности на железнодорожном транспорте и правилах безопасного поведения.
Задачи:
- Обучитьправилам поведения на железнодорожном транспорте.
- Развивать критическое мышление, самостоятельность, умение работать с текстом, обобщать и выделять главное.
- Воспитать культуру умственного труда, формировать коммуникативные качества личности, чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.
Первая стадия – вызова (Приглашение к обсуждению, активизация интереса к теме, целеполагание). Загадки, Знаете ли вы, что……. (историческая справка), зоны повышенной опасности.
Вторая стадия – осмысления (Ставится задача на непосредственную работу с информацией с использованием подходов критического мышления. Обучающиеся ищут ответы на поставленные вопросы, работают с новой информацией).
Запись домашнего задания: творческое задание нарисовать поезд в тетрадях поезд будущего, чем он будет безопасен.
Учитель: Наш урок мы начинаем с загадок. Ваша задача отгадать загадки и сформулировать тему урока.
Я зашел в зеленый дом, Но недолго пробыл в нем. Оказался этот дом Быстро в городе другом! (Поезд)
Полотно, а не дорожка,
Конь, не конь – сороконожка,
По дорожке той ползет,
Весь обоз один везет.
(Железная дорога и паровоз)
(Слайд 1- Поезд с железной дорогой, учащиеся формулируют тему урока, записывают в тетрадь)
Историческая справка
Знаете ли вы, что….
(Слайд № 2) Первая железнодорожная линия с использованием паровой тяги была открыта благодаря усилиям английского изобретателя Джорджа Стефенсона.
(Слайд №3) Она была проложена между английскими городами Стоктоном и Дарлингтоном и имела протяженность 56,3 км. Открытие состоялось в 1825 году.
В России первую железную дорогу с паровой тягой построил
(Слайд№4) талантливый уральский мастер Мирон Ефимович Черепанов (1803 – 1849), которому помогал его отец Ефим Алексеевич (1774 – 1842). В августе 1834 года паровоз семьи Черепановых стал ходить на заводе в Нижнем Тагиле. По железной дороге, длиной 854 метра, перевозили грузы со скоростью 13 – 16 км/ч.
(Слайд № 5) Первая железная дорога общего пользования была построена в России в 1837 году и получила название Царско-сельской. Она связывала Санкт-Петербург с Царским Селом и Павловским.
Учитель: Наша страна покрыта сетью железных дорог. И на сегодня железнодорожный транспорт остаётся самым распространённым видом передвижения, самым безопасным. Но, как и на любом транспорте, на нем, имеются зоны повышенной опасности.
Как вы думаете, что предстоит нам узнать сегодня на уроке? Какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать, как сделать путешествие безопасным, без опасных «неожиданностей», которые можно и нужно предвидеть.
Используя учебник с.75 назовите опасные зоны на железнодорожном транспорте.
Опасные зоны:
- вокзалы,
- посадочные платформы,
- вагоны и поезда,
- железнодорожные пути,
- железнодорожные переезды.
Учитель:
Почему вокзал является зоной повышенной опасности? Какие опасности подстерегают здесь? (Место большого скопления людей (потеряться, отстать от попутчиков, стать жертвой преступления - грабежа, кражи, мошенничества, террористических актов).
Поэтому нужно быть внимательным, не доверять незнакомым людям, держаться рядом с родителями, друзьями, договориться, где встречаться при опоздании или отставании (у вагона, кассы, справочного бюро).
Учитель: Никогда нельзя забывать и о правилах поведения на железной дороге. Героиня мультфильма, который мы сейчас увидим, неоднократно нарушает правила безопасного поведения на железной дороге. Ваша задача выявить эти нарушения.
Учащиеся:
1. Не смотрела по сторонам.
2. Переходила перед близко идущим поездом .
3. Перелезала над товарными вагонами.
4. Не воспользовалась пешеходным переходом.
5. И к чему всё это привело? Она стала причиной аварии поезда
Слайд11. А сейчас, посовещавщись с соседом, закончите фразы, которые будут появляться на экране, используя подсказки у вас на партах.
Чтобы вы не потерялись, без присмотра не остались, старших за руку держите и от них не отходите!
Вот электричка остановилась, дверь железная открылась, НЕ толкайтесь! Осторожно! Оступиться тут не сложно!
Мы не скачем, не играем, по мячу ногой не бьём и спокойно поезд ждём!
По ступенькам выше, выше, вот видны вагонов крыши...перейдём легко и просто через пешеходный мостик
Если на глаза попался непонятный проводок-отойди, не прикасайся! По нему ударит ток!
Всем нужно запомнить и правила знать -у края платформы опасно стоять!
Физкультминутка
Вперёд мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
Молодцы!
Учитель: Продолжаем урок. Сейчас мы просмотрим видеоролик, который нам ещё раз расскажет о правилах безопасного поведения на железной дороге. Работаем в парах. Во время просмотра ваша задача записать правила безопасного поведения на железной дороге на карточки, которые лежат в конвертах. Для каждого правила своя карточка. Разделите карточки между собой и по очереди вписывайте в них правила. Теперь нужно расположить карточки на парте так, чтобы самое важное, по вашему мнению, правило было первым и дальше в порядке убывания значимости. Мнения разделились. Какой мы можем сделать вывод? Все правила одинаково важны!
Правила поведения детей на железной дороге.
Запомните:
Нельзя стоять у края платформы и пролазить под вагонами.
Нельзя подниматься на крыши вагонов и высоковольтные опоры.
Нельзя высовываться из окон во время движения поезда.
Нельзя играть с электричеством и подходить к оборванным проводам.
Нельзя слушать плеер и разговаривать по телефону.
Нельзя устраивать подвижные игры на железной дороге.
Нельзя переходить железнодорожные пути в неустановленных местах.
Закрепление изученного материала.
Урок наш подходит к концу, давайте посмотрим, как вы усвоили новый материал.
Слайд 13. Задание: Укажите на рисунке тех людей, которые нарушают правила поведения на железной дороге и тем самым подвергают себя опасности.
Рефлексия.
Вопросы детям: - Что нового вы сегодня узнали на уроке, что особенно запомнилось? - Что было самое интересное? - Где вы испытали трудности?
Лист рефлексии:
Подчеркните, пожалуйста, те состояния, которые вы испытывали в процессе сегодняшнего занятия:
интерес скука
беспокойство удовольствие
эмоциональный подъем раздражение
- Молодцы, ребята! Благодарю вас всех за работу на занятии. По-моему, сегодня вы замечательно поработали, со всем хорошо справились, творчески отнеслись к работе.