kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока производственного обучения по теме: "Обеспечение пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка по уроку производственного обучения используется при реализации  программы производственной практики по профессии 43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте. 

Производственная практика  проводится на базовом предприятие АО «Федеральная пассажирская компания» Северо-Кавказский филиал Вагонный участок Ростов.

Производственная практика направлена на формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока производственного обучения по теме: "Обеспечение пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов."»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ТАГАНРОГСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
















Методическая разработка урока производственного обучения по профессиональному модулю ПМ 02. Обслуживание вагона и его оборудования в пути следования

по профессии :

43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте

Тема: Обеспечение пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов.




















Разработала:

мастер производственного обучения Кривко Л.Н.














2017


Рассмотрено на заседание Утверждаю:

цикловой методической Зам. директора по ПР

комиссии профессионального ГБПОУ РО «ТМехК»

цикла по ППКРС __________ Д.Н. Молчанов

Председатель цикловой

комиссии

___________ Ю.В. Левченко












































Содержание


Введение

  1. Характеристика темы.

  2. Рекомендации по подбору учебно-производственных работ.

  3. Примерные критерии оценки.

  4. План – конспект урока производственного обучения.

  5. Вопросы и ответы на них от обучающихся.

  6. Распределение обучающихся по рабочим местам.

  7. Текущий инструктаж.

  8. Заключительный инструктаж.

Список используемой литературы.


















Введение


Данная методическая разработка по уроку производственного обучения используется при реализации программы производственной практики по профессии 43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте.

Производственная практика проводится на базовом предприятие АО «Федеральная пассажирская компания» Северо-Кавказский филиал Вагонный участок Ростов.

Производственная практика направлена на формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей.

Обучающиеся период прохождения практики ведут следующую документацию:

-дневник,

-аттестационный лист,

-производственную характеристику,

-отчет по производственной практике,

-фото отчет.




























  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ

Конструкции пассажирских вагонов с каждым годом совершенствуются и вместе с тем усложняются. Особое значение приобретают вопросы пожарной безопасности. Крайне опасен пожар в движущихся поездах, где возникновение экстремальной ситуации влечет за собой неадекватные действия как со стороны пассажиров, так и обслуживающего персонала.

Опасность возникновения пожара в пассажирском вагоне усугубляется сосредоточением в нем большого количества людей, отдаленностью вагона, находящегося в пути следования, от пожарных подразделений, быстрым повышением температуры в очаге пожара, образованием токсичных газов, а также трудностью эвакуации пассажиров, особенно на перегонах в ночное время. Вероятность возникновения пожара в пассажирских поездах зависит от качества проектирования и строительства вагонов, типа и материала внутренней отделки.































2. Рекомендации по подбору учебно-

производственных работ


Каждый мастер производственного обучения должен готовиться к занятиям своевременно и тщательно, если даже он обладает многолетним опытом работы в образовательном учреждении.

Мастер производственного обучения должен помнить о том, что заблаговременное изучение программы производственного обучения позволяет принимать своевременные меры по материальному оснащению уроков производственного обучения и планировать их подготовку к проведению.

Учебно-воспитательная работа мастера при прохождении обучающимися на предприятии производственной практике значительно отличается от обучения в производственных мастерских (лабораториях). Текущую производственную деятельность предприятия невозможно приспособить к учебным целям, поэтому мастеру приходится учитывать реальные условия и требования производства, форму организации труда рабочих. Поэтому отрабатывать изучаемую тему одновременно со всеми обучающимися невозможно. Учитывая это обстоятельство, приходится использовать график перемещения обучающихся по рабочим местам.



























3. Примерные критерии оценки


Одним из важнейших требований производственной практики является проверка и оценка учебно-производственной деятельности обучающихся. Основными общими показателями качества освоения обучающимися знаний, умений и навыков по производственной практики является:

  • правильность приемов работы и рациональность организации труда и рабочего места;

  • учебно-производственных работ;

  • выполнение установленных количественных показателей;

  • уровень самостоятельности выполнения задания.





































4. ПЛАН-КОНСПЕКТ

урока производственного обучения

Тема программы: «Обеспечение пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов»

Цели:

Образовательная: отработать порядок действия проводника при обнаружении пожара в вагоне пассажирского поезда;

Развивающая: развивать ответственность и точность исполнения обучающимися инструкции о требовании противопожарной безопасности;

Воспитательная: привить обучающимся внимательность , ответственное отношение за безопасность проезда пассажиров и соблюдение ими требований по пожарной безопасности в пути следования и материальное обеспечение вагона.

ХОД УРОКА


1.Организационный момент (проверка внешнего вида и количество обучающихся).

2.Вводный инструктаж.

Вопрос№1 Назовите основные причины возгорания в пассажирских вагонах.

Основные причины пожаров в пассажирских вагонах :

- короткое замыкание проводов с нарушенной изоляцией, а также при нарушении изоляции проводов противоположной полярности и замыкании их на корпус вагона;

- перегрузка проводов вследствие подключения к сети приборов завышенной мощности, наличия межвитковых замыканий в обмотках электрических машин, нагревательных элементов;

-неисправность аккумуляторной батареи;

- ослабление контакта, которое приводит к резкому увеличению переходного сопротивления в месте ослабления, повышению температуры и в конечном счете к загоранию изоляционных панелей и изоляции проводов;

- применение предохранителей с плавкой вставкой на завышенный или заниженный против нормы ток, неисправных приборов защиты;

- применение открытого огня в вагонах, в том числе пассажирами и проводниками, для отогревания замороженных труб отопления зимой;

-применение для растапливания котлов легковоспламеняющихся жидкостей, а также открытого огня для отогрева замерзших труб отопления и водоснабжения;

- неисправность разделок и дымовытяжных труб котлов отопления, кипятильников и плит для приготовления пищи;

- хранение и сушка дров и других сгораемых материалов около отопительных приборов ;

- выбрасывание на ходу поезда горящих угля, золы и шлака.

Вопрос №2 При каких неисправностях в системе электроснабжения вагона может произойти возгорание?

- отсутствие дополнительной изоляции в местах прохода проводов через отверстия в перегородках и стенках, клеммных коробках, а также в местах крепления электропроводки и электроприборов к металлическим стенкам; - попадание влаги на электропроводку;

- ослабление контактов в электрораспределительном щите и в других местах включения электроприборов;

- применение нетиповых предохранителей, также неисправности приборов защиты;

- неправильные действия проводника вагонов при эксплуатации электрооборудования, в том числе нарушение порядка отключения системы электроснабжения при обнаружении неисправности электрооборудования.

Вопрос №3. Перечислите, что обязаны контролировать проводники вагонов?

- выполнение требований пожарной безопасности пассажирами, не допускать пользования ими открытым огнем и курение в вагоне,

- контролировать показания электроизмерительных приборов и сигнализации пульта управления электрооборудованием вагона.

Вопрос №4. Что запрещается выполнять проводникам пассажирского вагона при обслуживании электрооборудования?

-ремонтировать и регулировать электрооборудование.

Вопрос №5. Назовите первичные средства пожаротушения?

Огнетушители являются надежными первичными средствами тушения пожара до прибытия пожарных подразделений.

В пассажирских, багажных, почтовых, почтово- багажных вагонах применяются огнетушители: ручные углекислотные ОУ- 3 или ОУ- 6; ручные порошковые ОПУ- 5 или ОПУ- 10; ручные воздушно- пенные ОВП- 5 или химические воздушно- пенные ОХВП- 10; водные мелкодисперсные ОВМ -5 или ОВМ-10. Огнетушители укрепляются на специальных кронштейнах в установленных местах.

Все пассажирские поезда должны быть обеспечены комплектом исправных средств пожаротушения. Пассажирский вагон с водяным отоплением должен иметь один углекислотный огнетушитель в нише перегородки котельного отделения для тушения огня в установках электрооборудования и кондиционирования воздуха. Один огнетушитель порошкового типа, предназначенный для тушения огня в остальном оборудовании вагона установлен в нише коридора нетормозного конца вагона. Огнетушители самосрабатывающие типа ОСП установлены в верхней части аккумуляторных боксов, посередине каждой секции. Огнетушитель типа ОСП установлен также в верхней части пульта управления электрооборудования. Данные огнетушители срабатывают автоматически. Самоспасатель промышленный изолирующий СПИ- 20 находится в штабном вагоне. Самоспасатель предназначен для автономного обеспечения дыхания человека газовоздушной смесью в аварийной ситуации, а также полной защиты органов дыхания человека от окружающей среды с недостатком или полным отсутствием кислорода, в том числе с высоким содержанием опасных химических веществ.

Вопрос №6. Перечислите порядок действия проводника при обнаружении пожара?

При обнаружении задымленности вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда дежурный проводник, немедленно вызвав проводника, находящегося на отдыхе, обязан: - остановить поезд стоп- краном (за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, акведуке, путепроводе или под мостом и в других местах, где затруднена эвакуация пассажиров и имеются препятствия для тушению пожара). В случае, когда возникновение пожара обнаружено при нахождении поезда в местах, исключающих его остановку, он должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест; -обесточить вагон (в светлое время суток), а в ночное время отключить все потребители кроме цепи аварийного освещения и приступить к тушению пожара.

Дежурный проводник приступает к тушению пожара соблюдая правила личной безопасности в изолирующем самоспасателе (СПИ-20 или др.) первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона ( кроме электрощита вагона и агрегатов находящихся под напряжением).

Второй проводник в это время обязан вызвать по цепочке через проводников соседних вагонов или по внутрипоездной связи начальника поезда и поездного электромеханика и сообщить машинисту локомотива. Открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцевые двери а при отсутствии высокой платформы и фартуки) обоих тамбуров в аварийном вагоне и закрепить их фиксаторами. Открыть аварийные двери (окна) где они предусмотрены конструкцией вагона, при отсутствии аварийных выходов в вагоне и невозможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери, разбить или открыть окна, расположенные за очагом пожара. Открыть двери всех купе, объявить и организовать эвакуацию пассажиров.


Вопрос №7. Действия проводника при эвакуации пассажиров?

При эвакуации пассажиров боковые двери вагона должны быть открыты только на полевую сторону путей. Примерный текст оповещения пассажиров: « Граждане пассажиры! В связи с возможной опасностью пожара прошу срочно покинуть вагон. Все двери и выходы открыты». Эвакуация вещей пассажиров и имущества вагона не должна препятствовать эвакуации пассажиров, при этом в первую очередь следует эвакуировать пассажиров с детьми, престарелых и инвалидов, принять меры для размещения пассажиров в других вагонах и обеспечения их всем необходимым. Проводники приступают к тушению пожара, не дожидаясь прибытия начальника поезда и поездного электромеханика.

5. Вопросы от обучающихся и ответы на них

6. Распределение обучающихся по рабочим местам.

7. Текущий инструктаж.

Обход рабочих мест обучающихся с целью проверки:

  1. Правильности организации рабочего места.

  2. Правильности приемов самоконтроля.

3. Соблюдение обучающимися требований по охране труда на рабочем

месте.

4. Загрузки обучающихся.


8. Заключительный инструктаж.

1. Подведение итогов урока.

2. Отметка положительных и отрицательных моментов урока.

3. Объявление оценок каждому обучающемуся.

4. Замечание по работе.

5. Выдача домашнего задания.


























Список используемой литературы

  1. Устав работников железнодорожного транспорта.

  2. Распоряжение ОАО «РЖД» от 05.11.2009 № 2255Р «О введении инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов» Приложение А Порядок действия поездной бригады при обнаружении пожара в пассажирском вагоне.

  3. В.П. Егоров Устройство и эксплуатация пассажирских вагонов , Москва, 2005

  4. ОАО «РЖД» Инструкция по сигнализации и связи на ж/д транспорте РФ г. Москва, 2012

  5. Вагон пассажирский купейный Модель 61-4440 Руководство по эксплуатации 4440.00.00.000 РЭ Инструкция для проводника Приложение Д 4440.00.00.000 РЭ2 Тверской вагоностроительный завод.

  6. С.Н. Климов «Обслуживание пассажиров в поездах дальнего следования» г. Москва «ФПК» 2005г.

  7. ОАО «РЖД» «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ» г. Москва, 2011 г.

  8. ОАО «РЖД» «Инструкция по сигнализации и связи на ж/д транспорте РФ» г. Москва, 2012 г






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кривко Любовь Николаевна

Дата: 19.06.2017

Номер свидетельства: 422445


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства