Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера"»
Правила безопасного поведения
в ситуациях криминогенного характера
Цель: повторение и закрепление правил безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера.
Задачи:
-уточнить значение словосочетания «криминогенная ситуация»;
-систематизировать знания о возможных местах возникновения ситуаций криминогенного характера;
-проанализировать типичные ситуации криминогенного характера;
-формировать навыки безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера;
-развивать мышление, формировать умение обобщать и применять полученные знания на практике;
-формировать способность эмоционально и адекватно реагировать на ЧС, готовность решать поставленные перед собой задачи самостоятельно;
-воспитывать чувство ответственности за свое поведение и поступки.
Ход урока
1.Организационный момент
-Здравствуйте! Садитесь!
-Давайте насторимся на занятие. К уроку готовы? Я надеюсь на вас, друзья! Слушаем внимательно, работаем старательно!
3.Актуализация ранее изученного учебного материала, постановка целей и задач урока
-Сегодня мы продолжим говорить о том, как сделать нашу жизнь наиболле безопасной, так как мы живем в очень непростое время. Все чаще из средств массовой информации (СМИ) мы слышим о различных опасных ситуациях, которые постерегают людей, в ом числе и наших знакомых и близких. К сожалению, участниками подобных ситуаций все чаще становятся и дети. Излишняя доверчивость и уверенность в своих силах, вера, что ничего не случится, что это нас не коснется, могут обернуться бедой.
-Ребята, скажите, а какие опасные ситуации могут нас подстерегать в обычной жизни? Давайте попробуем их объединить в две группы.
-Перед вами лежат карточки, на которых записаны в столбик разные опасные ситуации. Поработайе с ними и попытайтесь распределить на две группы:
-Поработайте в парах. Название одной группы записано у вас на карточке. Название второй группы вам предстоит сформулировать самим. Работаем в парах с соседом по парте.
-Как можем назвать вторую группу? (криминогенные).
-С алгоритмами действий в каком виде ситуаций мы знакомились ранее на уроках?
-Сделайте вывод, с каким видом ситуаций мы познакомимся сегодня (криминолгенные ситуации)
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить, обсуждая эту тему, связанную с криминогенными ситуациями? (ответы детей обобщаются, выстараивается план урока): «Что? Где? Как?»)
-Запишем тему урока в тетрадь: «Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера»
-Результатом нашей совместной деятельности на уроке будет памятка с правилами безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера.
4.Изучение нового материала
1)Уточнение понятия
-Я уверена, что каждый из вас слышал словосочетание «криминогенная ситуация». Как вы можете объяснить значение этого словосочетания?
(Учитель выслушивает ответы детей и обобщает их) Молодцы! Правильно!
- Криминогенная ситуация – это ситуация, способная привести к преступлению. Запишем это определение в тетрадь.
2)Уточнение мест возникновения КС, заполнение таблицы
-Мы уточнили, что такое «криминогенная ситуация». А сейчас давайте повторим возможные места возникновения криминогенных ситуаций, выясним, почему эта тема для нас является актуальной.
-Подумайте, где вы можете столкнуться с опасностью?
-Попробуем заполнить схему.
-Итак, чаще всего криминогенные ситуации возникают в доме (квартире), в подъезде, на улице. Приведите пожайлуста примеры по каждой группе.
3)Решение ситуационных задач
-Мы выяснили, что существуют опасности, которые могут не только испортить нам жизнь, но даже отнять ее у нас. Чтобы этого не случилось, надо обязательно уметь предвидеть эти опасности и знать правила поведения при их возникновении.
-Правильные ответы в большинстве случаев возникают при решении ситуаций практическиго характера.
Сейчас я предлагаю решить три ситуационных задачи, в процессе решения которых мы вспомним отдельные правила безопасного поведения.
Задача 1. Вы находитесь дома один. Вдруг раздается звонок в дверь. Вы подходите к двери и видите в глазок незнакомого человека. Он пытается уговорить вас открыть дверь.
Выберите один из предлагаемых вариантов:
Открыть дверь и узнать, что ему нужно.
Попробовать громко разговаривать с родителями (ввести в заблуждение).
Не вступать в разговор, позвонить родителям (или в милицию).
(3)
Задача 2. Вы заходите в свой подъезд и слышите громкие крики, смех, грохот и понимаете, что этажом выше на лестничной площадке находится пьяная компания.
Выберите один из предлагаемых вариантов:
Спокойно подниматься домой.
Дождаться взрослого знакомого человека, входящего в подъезд, и попросить проводить вас.
Ждать, пока они уйдут.
(2)
Задача 3. Вы идете из школы домой. К вам подходит незнакомец и предлагает покататься на машине.
Выберите один из предлагаемых вариантов:
Скажите: «Нет. Я не поеду» и отойдете или перейдете на другую сторону дороги.
Согласитесь покататься только 10-15 минут при условии, что он потом проводит вас домой.
Вы с ним заговорите и начнете расспрашивать, где вы будете кататься.
(1)
-Молодцы, вы отлично справились с задачами.
4)Составление правил «Пяти не»
-К каким выводам мы пришли, решая эти ситуации? (при возникновении криминогенной ситуации очень важно уметь правильно себя вести)
-Ребята, службы охраны порядка разных стран используют в своей работе правила, которые можно назвать правилами «ПЯТИ НЕ».
-Я предлагаею Вам попробовать их сформулировать, пользуясь методом незаконченных преложений:
1.НЕ разговаривай ...
2.НЕ садись …
3.НЕ играй на улице …
4.НЕ задерживайся …
5.НЕ заходи в подъезд, когда …
-Разделимся на 3 группы. Назначьте ответственных: кто будет записывать ответы, кто их затем будем нам зачитывать.
-Давайте их прочитаем.
1.НЕ разговаривай с незнакомым человеком;
2.НЕ садись в машину к незнакомому человеку;
3.НЕ играй на улице до темноты;
4.НЕ задерживайся по дороге из школы домой;
5.НЕ заходи в подъезд, когда там незнакомый человек
-Я надеюсь, что вы все будете соблюдать правила «ПЯТИ НЕ».
-А сейчас давайте все вместе отдохнем. Все встали.
6.Закрепляем полученные знания.
1.Вы знаете много разных интересных сказок, в том числе и с грустным концом. Я предлагаю вам сказку и правила, нарушение которых привело к печальным последствиям. Задание: назвать эти последствия.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка):
Иванушка не послушался своей старшей сестры, напился воды из лужицы и стал козленочком;
Аленушка послушала злую колдунью и пошла одна в сумерках к морю (на берегу моря колдунья схватила Аленушку, навязала ей на шею камень и бросила в море)
2.Усложним задание. Какие криминогенные ситуации можно выделить в этих сказках? К каким последствиям они приводят? («Гуси-лебеди», «Колобок». «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Золушка». «Сказка о царе Салтане»)
7.Заполнение таблицы, первоначальный этап работы над помяткой
-А сейчас давайте вспомним известную сказку Шарля Перро «Красная Шапочка». Главная героиня допустила ряд ошибок в своем поведении. Мне пришлось перечитать эту сказку, найти ошибки девочки, выписать в таблицу, которая находится у вас на столах. Сейчас я предлагаю, используя мои записи, сформулировать правила безопасного поведения, которыми бы она могла воспользоваться в дальшейшем и посоветовать своим друзьям. Работаем в группах по 4 человека.
«Красная Шапочка»
Что делала Красная Шапочка
Что посоветуем Красной Шапочке
Заговорила в лесу с волком
Не вступать в разговор с незнакомыми
Не послушала свою маму, которая ей наказывала не сворачивать с прямой дороги,
Слушать своих родителей, старших
Послушала волка, который посоветовал ей погулять по лесу и весело провести время
Ни в коем случае не делать того, что просят незнакомые люди
Сказала волку, что идет к бабушке и объяснила, где живет бабушка
Ничего не рассказывать незнакомым людям
Увидела настежь открытую дверь в дом бабушки и вошла
Не входить в дом или квартиру, если дверь распахнута настежь, сообщить об этом взрослым
Не вышла обратно, когда почувствовала, что ей страшно в доме бабушки
Всегда внимательно слушать реакцию своего организма и доверять инстинкту самосохранения
Вступила в разговор с волком, переодевшимся бабушкой (хотя заметила, что бабушка как-то странно выглядит)
Не вступать в разговор с малознакомыми и незнакомыми людьми
-Молодцы, вы хорошо проанализировали опасные криминогенные ситуации, рассмотренные выше. А самое главное, ребята, вы поняли, что многие опасные ситуации можно предотвратить, соблюдая простые правила безопасного поведения.
Сделаем вывод: Правила безопасного поведения нужно не только знать, но и…
8.Работа с видеосюжетом
1.Дать поределение понятия «киднеппинг»
-Ежегодно в нашей стране похищается 200-300 детей. Последние примеры - похищение сына Евгения Касперского Ивана и дочери топ-менеджера «Лукойла» Виктории Теслюк. Согласно УК за похищение ребенка преступнику грозит лишение свободы на срок до 7 лет. К уголовной ответственности за похищение ребенка привлекается любое лицо, достигшее 14 лет.
-Из каких телепередач мы узнаем, что эта криминогенные ситуации встречаются и у нас в России?
2.Просмотр видеофрагмента и его обусждение:
Давайте помотрим видеофргмент.
-Какую ситуацию мы увидели на экране? (Похищение девочки.)
-Можно ли эту ситуацию назвать криминогенной? (Да, это преступление)
-С какой целью совершают похищение? (Насилие, выкуп, трансплантация)
-Можно ли избежать похищения? (Да.)
-Каким образом? (Наблюдать за окружением, не ходить одному, помнить наставления родителей…)
-К сожалению, иногда случается, что похититель бывает знакомым человеком. 3.Конструирование и анализ ситуации с элементами ролевой игры:
Попробуем обыграть ситуацию, которую предлагает наш корреспондент.
«Ученица 5 класса вышла из школы, к ней подходит мужчина, которого она неоднократно видела у папы на работе.
Задача похитителя: увести девочку за собой.
Задача девочки: избежать похищения любым способом»
-Ваши действия? Если получилось, что вас взяли за руку, что вы будете делать? (Кричать, звать на помощь, пытаться вырваться…)
-А теперь, представьте, что вы оказались свидетелем похищения. Какие будут ваши действия? (Кричать, звать на помощь, звонить родителям, в полицию )
-А какой телефон полиции? (02) А с мобильного телефона? (002)
-А к каким службам мы можем обратиться еще? (Служба спасения, 911)
-Вот, пожалуйста, телефон, кто возьмет на себя смелость вызвать полицию? Что вы будете говорить? (ролевая игра «Вызов полиции» )