Знакомство и обобщение уже имеющихся знаний обучающихся с техническими средствами организации дорожногзнакомство и обобщение уже имеющихся знаний обучающихся с техническими средствами организации дорожного движения, категориями участников дорожного движения, а также особенностями и правилами их поведения на улицах и дорогах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Правила и безопасность дорожного движения»»
Тема урока: «Правила и безопасность дорожного движения»
Цель: знакомство и обобщение уже имеющихся знаний обучающихся с техническими средствами организации дорожного движения, категориями участников дорожного движения, а также особенностями и правилами их поведения на улицах и дорогах
Задачи урока:
- углубить и закрепить знания обучающихся о правилах дорожного движения;
- развивать логику, мышление и творческие способности;
- воспитывать культуру безопасного поведения на улицах и дорогах
Оборудование: проектор, экран, компьютер, карточки с ситуационными задачами, эталон решения ситуационных задач, презентация и видеоролик по теме ПДД
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок с применением коммуникационно-информационных технологий
Методы и приемы: лекция-беседа, просмотр презентации и видеоролика, опрос, работа с раздаточным материалом (решение ситуационных задач)
І. Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих на уроке (3 мин.)
Объявление темы, цели, задач урока
ІІ. Мотивация учебной деятельности
Правила дорожного движения являются одними из важных правил в нашей жизни. Соблюдение этих правил позволит обеспечить безопасность себе и окружающим, а также поможет избежать аварийности на автомобильных дорогах
ІІІ. Проверка домашнего задания (5 мин.)
Устный фронтальный опрос по теме предыдущего урока
Что такое «здоровый образ жизни»?
Какие составляющие здорового образа жизни человека вы знаете?
Какие вы знаете способы профилактики курения?
Какие вы знаете способы профилактики алкогольной зависимости?
Какие вы знаете способы профилактики наркомании и таксикомании?
Беседа с обучающимися (заключительное слово преподавателя по предыдущей теме)
Чтобы реализовывать свои мечты, добиваться успеха — нужно иметь такое же крепкое здоровье. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций
ІV. Актуализация опорных знаний (2 мин.)
Устный опрос обучающихся
Какие вы знаете технические средства регулирования дорожного движения?
Какие существуют категории участников дорожного движения?
Какие виды пешеходных переходов вы знаете?
С помощью каких технических средств регулируется движение пешеходов?
V. Основные этапы урока (29 мин.)
Определение Правил дорожного движения.
История возникновения Правил дорожного движения.
Технические средства регулирования дорожного движения.
Правила поведения пешеходов и пассажиров.
Решение ситуационных задач.
VІ. Домашнее задание: составить памятку-обращение к пешеходам по соблюдению правил дорожного движения (1 мин.)
VІІ. Итог урока: предлагаю обучающимся высказать свое мнение об уроке. Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного вопроса на экране:
1. _сегодня я узнал…; 2. _было интересно…
3. _было трудно…; 4. _я понял, что…
5. _теперь я могу…; 6. _я научился…
7. _урок дал мне для жизни…
Выставление оценок. (5 мин.)
ХОД УРОКА
ЛЕКЦИЯ – БЕСЕДА
Ежедневно по улицам городов и населенных пунктов передвигаются тысячи людей, которые спешат на работу, в учебные заведения и во многие другие места, а потом возвращаются домой. Для передвижения в заданном направлении люди пользуются общественным транспортом, личными транспортными средствами (автомобилями, мотоциклами, велосипедами) или идут пешком. Все они являются участниками дорожного движения. Участник дорожного движения — это лицо, принимающее непосредственное участие в движении в качестве водителя, пешехода или пассажира транспортного средства.
Для того чтобы это движение носило упорядоченный характер и обеспечивало всем участникам возможность быстро и безопасно двигаться в необходимом им направлении, они должны соблюдать определенные правила, которые регулируют движение на улицах и дорогах. Это Правила дорожного движения.
Правила дорожного движения – это свод правил, регулирующих обязанности водителей транспортных средств и пешеходов, а также технические требования, предъявляемые к транспортным средствам для обеспечения безопасности дорожного движения.
А теперь немного истории о возникновении Правил дорожного движения.
Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным.
Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, ещё при Юлии Цезаре.
Они помогали регулировать движение по улицам городов. Некоторые из этих правил дошли и до наших дней. Например, уже в те давние времена на многих улицах было разрешено только одностороннее движение.
В конце XVIII века появились первые «самодвижущиеся повозки» — так называемые автомобили. Со временем автомобилей становилось всё больше и больше. И в 1893 году во Франции появились первые правила для автомобилистов. Сначала в разных странах были разные правила. Но это было очень неудобно.
Поэтому в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов.
Следующим важным шагом стало принятие «Конвенции о введении единообразия в сигнализацию на дорогах» в 1931 году в Женеве на Конференции по дорожному движению, в которой среди прочих стран принял участие и Советский Союз.
А теперь давайте рассмотрим основные положения Правил дорожного движения.
Для обеспечения безопасности на улицах и дорогах осуществляется регулирование дорожного движения, т.е. управление потоком движения транспорта и пешеходов. Дорожное движение регулируют технические средства организации дорожного движения, а именно дорожные знаки, дорожная разметка, светофоры и регулировщики.
Рассмотрим и вспомним дорожные знаки. Ребята, какие вы знаете группы дорожных знаков?
Все знаки дорожного движения разделяются на семь групп, а именно:
предупреждающие знаки;
Предупреждающие знаки треугольной формы с белым или желтым фоном и красным окаймлением. Знаки предупреждают водителя о предстоящей опасности или важной информации.
знаки приоритета;
Определенной формы и цвета у этих знаков нет. Знаки приоритета устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги.
запрещающие знаки;
Имеют круглую форму и красную кайму. Действие начинается непосредственно от того места, где установлены. И распространяются до ближайшего перекрестка или до отменяющего знака. Запрещающие знаки вводят или отменяют определенные ограничения движения.
предписывающие знаки;
Предписывающие знаки имеют круглую форму с голубым фоном и белыми символами. Знаки информируют о разрешающем движении, указанном на стрелках или символах на знаке.
информационно-указательные знаки;
Знаки имеют квадратную или прямоугольную форму. Информируют о населенных пунктах, а также об установленных или рекомендуемых режимах движения.
знаки сервиса;
Информируют о расположении соответствующих объектов.
таблички к дорожным знакам
Уточняют или ограничивают действие знаков с которыми они применены.
А теперь поговорим о дорожной разметке. Ребята,какие существуют виды дорожной разметки?
Дорожная разметка делится на два вида – горизонтальную и вертикальную.
Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения, либо содержит иную информацию для участников дорожного движения.
Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10 и 1.17 желтого цвета, временная - оранжевый цвет.
Вертикальная разметка в виде сочетания черных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог показывает их габариты и служит средством зрительного ориентирования.
Переходим к светофорам. Светофоры — это мощное средство организации дорожного движения, предназначенное для решения двух основных задач: увеличения уровня безопасности и качества дорожного движения, а также улучшения экологической ситуации.
Для обеспечения безопасности и качества дорожного движения светофор имеет смысл устанавливать в том случае, когда ожидаемы (или уже происходят) дорожно-транспортные происшествия (ДТП), которых можно избежать при устройстве светофорного регулирования. А также на тех участках дорог, где преобладает большая интенсивность движения транспортных средств и пешеходов.
А что же значит светофор для экологии? Это все мероприятия (например, дополнительные промежуточные светофоры, «зеленая волна» или адаптивное светофорное регулирование), позволяющие поддерживать однородную скорость потока в пределах максимально допустимой скорости движения, которые уменьшают количество остановок, обеспечивают равномерное движение, уменьшают расход топлива, выделение выхлопных газов и уровень транспортного шума. Это особенно важно для участков улиц с интенсивным использованием прилегающих территорий (торговые, общественные зоны и т.д.) или сильными пешеходными или велосипедными потоками.
Ребята, какие типы светофоров вы знаете?
Светофоры по назначению бывают двух типов: транспортные и пешеходные.
Транспортные светофоры в свою очередь подразделяются на автомобильные, железнодорожные, трамвайные, реверсивные, речные и т.д.
Интересный факт. Существует еще один необычный тип светофора – «Дерево светофор». Это уличная скульптура, созданная в 1998 году французским скульптором Пьером Виваном, проект которого стал победителем конкурса Комиссии уличного искусства.
В 1999 году такое 8-ми метровое светофорное дерево, состоящее из 75 светофоров, установлено в Лондоне, на переселении улиц Марш Уолл и Уэстферри Роуд.
А 13 января 2011 года такой светофор установили в России в городе Пенза на привокзальной площади между улицами Суворова и Октябрьской. Композиция состоит из 36 старых светофоров, замененных на перекрестках города на новые. Интересно, что светофоры могут гореть в такт музыке.
Светофорное дерево помимо несомненной эстетической составляющей, приносит немалую пользу: впервые увидев такой светофор, думается, поневоле сбросишь скорость...
А сейчас я предлагаю отвлечься от теории и посмотреть, как работает это «Дерево-светофор».
А иногда случаются ситуации, когда светофорное регулирование по каким-либо причинам оказывается невозможным и на определенном участке дороги необходимо осуществить регулирование движения с помощью регулировщика.
Регулировщик — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных правилами. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
Мы рассмотрели с вами основные технические средства регулирования дорожного движения. А теперь я предлагаю вам посмотреть видеоролик об обязанностях и правилах поведения пешеходов и пассажиров на проезжей части. Так как на сегодняшний день вы являетесь участниками дорожного движения в качестве пешеходов и пассажиров.
РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Ι вариант
Задача № 1
Во время снегопада остановочный путь автомобиля равен 70 метров, а в сухую погоду- 23 метра. Во сколько раз увеличивается остановочный путь при изменении погодных условий? Как это должен учитывать пешеход?
К маршрутным транспортным средствам согласно Правил дорожного движения относят:
1. Все автобусы.
2. Автобусы, троллейбусы и трамваи, предназначенные для перевозки людей и движущиеся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
3. Любые транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров.
Где могут двигаться пешеходы в жилой зоне?
1. По тротуарам и по всей ширине проезжей части. 2. По тротуарам и в один ряд по краю проезжей части, если нет
тротуаров. 3. Только по тротуарам.
Задача № 3
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ΙΙ вариант
Задача № 1
При сухой погоде тормозной путь автомобиля 23 м, а при гололеде, он увеличился до 69 м. Во сколько раз увеличился тормозной путь? Как это нужно учитывать водителю, пешеходу?
1. Являются. 2. Являются только обочины. 3. Не являются.
Задача № 2
Задача № 3
Что означает мигание зеленого сигнала светофора?
1. Предупреждает о том, что светофор неисправен.
2. Разрешает движение и информирует о том, что вскоре будет включен запрещающий сигнал.
3. Означает, что дальнейшее движение запрещено.
ЭТАЛОН
Ι вариант
№ задачи
Решение
Ответ
1.
70:23= 3 раза
Соблюдать правила дорожного движения. Не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом. Переходить дорогу только по зеленому сигналу светофора
2.
2. Автобусы, троллейбусы и трамваи, предназначенные для перевозки людей и движущиеся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
3.
2. По тротуарам и в один ряд по краю проезжей части, если нет тротуаров.
ЭТАЛОН
ΙΙ вариант
№ задачи
Решение
Ответ
1.
69:23= 3 раза
Водитель должен двигаться с меньшей скоростью, начинать тормозить дальше от пешеходной дорожки, перекрестка. Пешеход должен переходить дорогу только в установленных местах и строго по разрешающему сигналу светофора
2.
Являются
3.
2. Разрешает движение и информирует о том, что вскоре будет включен запрещающий сигнал.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:
Ι ЧАСТЬ
Что означают надписи «Занос 1 метр» или «Опасно на повороте», написанный на задней части автобуса, троллейбуса?
Как двигаться по дороге, на которой нет тротуаров?
Чем опасны автомобили с прицепом?
Сколько метров автомобиль будет двигаться при торможении, если водитель захочет мгновенно остановиться?
Чем опасен для пешехода момент, когда разъезжаются встречные автомобили?
Какое место на улице опаснее перекресток или остановка автобуса?
Всегда ли видит пешехода водитель автомобиля, который подъезжает к пешеходу?
Что самое трудное при переходе проезжей части улицы?
Что самое опасное на улице?
При передвижении по краю проезжей части дороги на что должен обратить внимание пешеход?
Как должен вести себя пешеход в случае отсутствия перехода или перекрестка?
Перечислите, что запрещается пассажиру.
ΙΙ ЧАСТЬ
Составьте кроссворд из следующих слов:
АВТОМОБИЛЬ, ГАРАЖ, ПОВОРОТ
ТРАМВАЙ, ПЕШЕХОД, ПЕРЕКРЕСТОК
КАРЕТА, БУЛЬВАР, ВОДИТЕЛЬ
АВТОБУС, ДОРОГА, ТОРМОЗ
САМОКАТ, РЕЛЬСЫ, СКОРОСТЬ
ВЕЗДЕХОД, ТРОТУАР, ЗЕБРА
РЕГУЛИРОВЩИК, ПЕРЕХОД, СИРЕНА
ОСТАНОВКА, ШЛЕМ, ЗАЯЦ
ПАССАЖИР, КОНДУКТОР, МЕТРО
ЭСКАЛАТОР, ТРАП, КАБИНА
ВЕЛОСИПЕДИСТ, ВЕЛОТРЕК, ПЕРЕЕЗД
ШЛАГБАУМ, ОБОЧИНА, ШОССЕ
КЮВЕТ, КОЛЕСО, ФАРЫ
ОТВЕТЫ ВИКТОРИНЫ:
Ι ЧАСТЬ
При повороте заднюю часть автобуса (троллейбуса, трамвая) заносит, он может сбить стоящего близко пешехода.
Когда нет тротуара (за городом), надо идти по левой обочине дороги, чтобы видеть машины, которые движутся навстречу.
Во-первых, при повороте прицеп заносит, и он может задеть пешеходов. Во-вторых, невнимательный пешеход, подумав, что автомобиль проехал, начнет переходить проезжую часть и попадет под прицеп.
Даже если бегущий человек захочет остановиться на бегу, он еще «проскочит» два метра. А автомобилю надо, в зависимости от скорости 10, 15 или 20 метров. Кроме того, пока водитель нажмет на тормоз, автомобиль движется несколько метров без торможения.
Здесь один автомобиль выезжает из-за другого. Поэтому и водитель, и пешеход могут не заметить друг друга.
Оба места для пешехода опасны, но особенно опасна остановка, хотя это и незаметно. На остановке вышедший из автобуса школьник, торопится быстрее перейти проезжую часть на другую сторону улицы и выбегает из-за стоящего автобуса спереди или сзади него. В это время из- за автобуса он может не увидеть другой автомобиль, который объезжает автобус или движется ему навстречу. Часто школьник торопится, чтобы успеть на автобус, стоящий на остановке, на другой стороне улицы, и не замечает автомобиль, который движется по проезжей части. В мокрую погоду, гололед или зимой, автобус может занести при торможении и сбить пешехода, если остановка расположена на уровне проезжей части или имеет наклон в сторону площадки. При посадке или высадке невнимательного пассажира может придавить дверьми автобуса.
Не всегда. Водителю приходится наблюдать за многими водителями и пешеходами. Особенно опасно, когда в сумерки пешеход переходит проезжую часть в свете фар двух встречных автомобилей. Вот тут его почти не видно.
Самое трудное - заранее заметить маленький легковой автомобиль или мотоцикл. На улице очень много грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов. Когда они стоят или движутся, за ними могут скрываться другие автомобили, особенно легковые или мотоциклы. Возле проезжей части улицы часто растут деревья, кусты, стоят заборы, рекламные щиты, близко расположены дома. Все это мешает осмотру улицы.
Многие считают, что самое опасное - это автомобиль, особенно, когда он быстро движется, но еще опаснее - стоящий автомобиль, автобус или грузовик. Почему? Потому что автомобиль, который стоит, закрывает собой другой автомобиль и пешеход его не заметит, подумает, что опасности нет, и выйдет или выбежит на проезжую часть и прямо попадет под колеса автомобиля.
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она просматривается в обе стороны.
Ответ: 1. Отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения. 2. Открывать двери транспортного средства во время его движения.