kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОСТРОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:  Познакомить учащихся с основами строения сердечно - сосудистой системы и системы кровообращения, обучить навыкам первой медицинской помощи при острой  сердечно недостаточности и инсульте.

Задачи:

  1. Обучить навыкам первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте. Познакомить учащихся с основами строения сердечно-сосудистой системы и системы кровообращения;                                                    
  2.  Развить у детей навыки пользования средствами оказания первой  медицинской          помощи.                                                                                        3. Воспитать чувство взаимопомощи, уважения, понимания между окружающими, стремление совершать хорошие поступки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОСТРОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ.»

Урок №1.

Класс 11.

Тема: ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОСТРОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ.

Цели: Познакомить учащихся с основами строения сердечно - сосудистой системы и системы кровообращения, обучить навыкам первой медицинской помощи при острой сердечно недостаточности и инсульте.

Задачи:

  1. Обучить навыкам первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте. Познакомить учащихся с основами строения сердечно-сосудистой системы и системы кровообращения;

  2. Развить у детей навыки пользования средствами оказания первой медицинской помощи. 3. Воспитать чувство взаимопомощи, уважения, понимания между окружающими, стремление совершать хорошие поступки.


Тип урока: Урок - лекция.

Понятия: Тахикардия, стенокардия, инфаркт миокарда, острая сердечная недостаточность, пульс.

МПС: медицина, физиология, анатомия, история.

Оборудование: набор бинтов, марлевые салфетки, медицинский жгут, муляж в виде куклы для массажа сердца, плакат «Непрямой массаж сердца». Слайды (правила проведения непрямого массажа сердца).


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Изучение новой темы.

Лекция «Заболевания сердечно-сосудистой системы».
Учитель. Заболевания сердечно-сосудистой системы по тем или иным причинам сопровождаются затруднением работы раз личных отделов сердца, что в конечном итоге приводит к сердечной недостаточности и развитию венозного застоя. Важнейшими симптомами заболеваний сердечно-сосудистой системы являются сердцебиение, боли в области сердца, одышка, отеки.
Увеличение частоты сердечных сокращений, тахикардия, является первым признаком развивающейся сердечной недостаточности. Иногда сердцебиение возникает у практически здоровы людей с неустойчивой нервной регуляцией. В таких случаях эффективными оказываются препараты валерианового корня в виде настоя или настойки, рациональная физкультура. Следует помнить что препараты, содержащие красавку (атропин), способны увеличивать тахикардию. Боль в области сердца может быть проявлением недостаточности кровоснабжения миокарда вследствие сужения просвета венечных сосудов, их спазма. Подобное происхождение имеет боль при приступе стенокардии. Боль в этом случае локализуется за грудиной или слева от нее, отдает в левую руку, лопатку, носит характер давящей, сжимающей сопровождается страхом смерти, слабостью, иногда дрожью в теле, обильным потоотделением. Длительность болевого приступа — от нескольких минут до нескольких часов.
Сердечная недостаточность развивается в результате длительной перегрузки мышцы сердца. Сердечная недостаточность часто сочетается с различными нарушениями ритма сердца, особенно аритмией, которая в свою очередь усугубляет проявление сердечной недостаточности.
Рассмотрим примеры сердечно-сосудистых заболеваний. Сердечный приступ всегда случается внезапно. Его признаки:

• резкая боль в груди, отдающая в одну иди обе руки, в шею и подбородок;
• больной задыхается, обильно потеет, ощущает головокружение.
Как помочь? (Учитель просит ответить на вопрос учащихся, в результате получает свод правил первой медицинской помощи.)
• Если больной находится в полном сознании, устройте его в полулежачем положении, подложив что-нибудь под голову и плечи (например, подушку, свернутое пальто), а также подсунув что-нибудь аналогичное под согнутые колени.
• Вызовите скорую помощь.
• Расстегните больному воротник рубашки, застежку бюстгальтера, ослабьте пояс, снимите с него галстук.
• Не давайте ему ни пить, ни есть.
• Не разрешайте ему двигаться без особой нужды.
• Если больной потеряет сознание, переверните его на грудь и уложите в удобную для дыхания позу. Не пытайтесь проводить непрямой массаж сердца — это может увеличить область поражения.

Стенокардия. Симптомы. Приступообразная боль за грудиной или в области сердца, возникающая обычно при физическом или эмоциональном напряжении, иногда в покое, во время сна. У некоторых курильщиков табака приступы стенокардии начинаются в процессе курения (так называемая стенокардия курильщиков). Боль чаще сжимающая, иррадиирует в левую руку, продолжительностью до 10 мин (реже длительнее). Характерен быстрый положительный эффект от приема нитроглицерина. Пульс и артериальное давление без особых изменений, изредка проходящие нарушения сердечного ритма.
Как помочь? (Обращается с вопросом к учащимся, которые выдвигают свои версии, верные из которых учитель подчеркивает и предлагает записать.)
• Уложить больного.
• Быстрое устранение боли: под язык 1 таблетку нитроглицерина иди 1—2 капли 1% раствора нитроглицерина на кусочек сахара.
• Грелки к ногам; горчичники наложить на область сердца или на грудину.

• Вызвать скорую помощь.

Инфаркт миокарда - острая болезнь, обусловленная возникновением одного или нескольких очагов омертвения в сердечной мышце в связи с уменьшением или прекращением кровотока по артериям сердца. Возникает внезапно, среди полного благополучия, или его развитию предшествует стенокардия.
Симптомы. Сильная сжимающая боль за грудиной или в области сердца, нередко распространяющаяся на всю переднюю поверхность грудной клетки, и иррадиацией в левую руку, лопатку, шею, нижнюю челюсть. Боль длительная — до нескольких часов, с возможными короткими светлыми промежутками, сопровождается чувством страха смерти и не устраняется нитроглицерином. Больной обычно беспокоен, бледен. Кожа часто покрыта холодным потом. Обнаруживается тахикардия. У части больных нарастают признаки левожелудочковой недостаточности и появляются другие ранние осложнения. Небольшое или умеренное повышение температуры в ближайшие 2—5 дней после приступа. Возможна локализация боли в области всей передней поверхности трудной клетки, могут появиться тошнота и рвота. Иногда уже в начале приступа на первый план в клинической картине выходят осложнения (аритмия, сердечная недостаточность и др.).
Как помочь?

• Уложить больного и не разрешать вставать!
• В начале болевого синдрома положить под язык таблетку нитроглицерина или 3—4 капли раствора нитроглицерина на кусочек сахара в полость рта до полного рассасывания, валидол.
• Открыть форточку или окно для поступления свежего воздуха.
• Вызвать скорую помощь.
Острая сердечная недостаточность. Левожелудочковая (сердечная) астма. Является клиническим проявление острой сердечной левожелудочковой недостаточности.
Симптомы. Приступ отдышки (удушья), наступающий чаще в покое (ночью). Больные обращают внимание, что когда они в постели сядут и опустят ноги, то чувствуют себя несколько лучше. Лицо бледное с синюшным оттенком. Пульс учащен, иногда аритмичен. Артериальное давление может умеренно повышаться. Тоны сердца глухие, часто эмбриокардия. В нижних отделах обоих легкие незвучные мелкопузырчатые хрипы, иногда лишь небольшое количество сухих хрипов на фоне жесткого дыхания. Приступ сердечной астмы нередко заканчивается отеком легких.
Как помочь? Обеспечить больному сидячее (с опущенными ногами) положение.
• Вызвать скорую помощь.
• Грелки к ногам.

III. Практические тренинги.
1.Практикум «Как проверить пульс».
Учитель. Вспомните, что такое пульс. (Пульс это периодическое толчкообразное расширение стенок артерий.)
В каких местах лучше всего прощупывается пульс? (Лучше всего он прощупывается в двух местах на запястье и в углублении шеи правее или левее подбородка.) Под моим руководством выполните практический тренинг в парах по заданиям: • Пульс на запястье располагается пониже основания большого пальца, в ложбинке между двумя костями. Нащупайте его тремя пальцами и слегка надавите.
• Не прижимайте пульс большим пальцем, так как в нем ощущается ваше собственное биение сердца, и вы можете принять собственный пульс за пульс другого человека.
• Пульс на шее (горле) находится в ложбине пониже челюстной кости, сбоку от кадыка. Проверьте его также тремя пальцами.
2. Практикум «Непрямой массаж сердца».
Учащиеся выполняют в парах под руководством учителя после разбора его техники проведения на плакате и демонстрационном показе подготовленными учащимися. 1) Положить ладонь на грудину на 2—3 см выше мечевидного отростка так, чтобы большой палец спасателя был направлен либо на подбородок, либо на живот пострадавшего.
2) Глубина продавливания грудной клетки должна быть не менее 2—3 см.
3) Выполнить 10—15 надавливаний на грудину с частотой 40 - 80 раз в минуту.
4) Начинать следующее надавливание можно только после того, как грудина полностью вернется в исходное положение. (Частота надавливаний зависит от упругости грудной клетки.)

НЕДОПУСТИМО!
— Проводить непрямой массаж сердца при наличии
пульса на сонной артерии.
— Накладывать ладонь при надавливании на грудину
так, чтобы большой палец был направлен на спасателя.









VI. Итог урока.
Опрос по сигнальным карточкам.
Учитёль читает задание с вариантами ответов, среди которых учащиеся должны выбрать правильный вариант и показать соответствующую ему цифру на сигнальной карточке.
Учитель. Выберите правильный ответ.
• Боль в области сердца характеризуется:
1 — приступом кашля; 2 - локализацией боли за грудиной, слева от нее, в левой руке и лопатке; З - парализацией. Ответ: 2.
• Сердечная недостаточность сопровождается:
1 — эмоционально-психическим беспокойством; 2— застоем в органах брюшной полости; 3 - сужением зрачков и порозовением кожи. Ответ: 1,2.
• Неотложная помощь при боли в области сердца включает в себя: 1 - прием препаратов валерианового корня в виде настоя или настойки; 2— горчичники на область сердца; З — прием препаратов нитроглицерина, валидола, анальгетиков. Ответ:2,3.
Домашнее задание: повторить строение сердечно-сосудистой системы человека и системы кровоснабжения.

Литература.

  1. Медико-санитарная подготовка учащихся: учебник для 10 класса средней школы / под ред. П.А. Курцева. - М.: Просвещение, 1996.

  2. Основы безопасности жизнедеятельности 10 - 11 кл. под ред И.К. Топоров. - М.: Просвещение 1996.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОСТРОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ.

Автор: Тельнов Андрей Петрович

Дата: 27.11.2016

Номер свидетельства: 363109

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) "Методическая разработка урока ОБЖ в 11 классе на тему: «Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте» "
    ["seo_title"] => string(147) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-obzh-v-11-klassie-na-tiemu-piervaia-mieditsinskaia-pomoshch-pri-ostroi-sierdiechnoi-niedostatochnosti-i-insul-tie"
    ["file_id"] => string(6) "164776"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422700278"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Первая медицинская помощь при травмах и ранениях "
    ["seo_title"] => string(59) "piervaia-mieditsinskaia-pomoshch-pri-travmakh-i-ranieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "234001"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443323495"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Первая медицинская помощь при ОСН"
    ["seo_title"] => string(36) "piervaiamieditsinskaiapomoshchpriosn"
    ["file_id"] => string(6) "308667"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458642812"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "УРОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ  ПО ТЕМЕ    «КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ» "
    ["seo_title"] => string(58) "urok-kontrolia-znanii-po-tiemie-krov-i-krovoobrashchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "205131"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429802053"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Методические основы закаливания."
    ["seo_title"] => string(33) "metodicheskie_osnovy_zakalivaniia"
    ["file_id"] => string(6) "634110"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1687275749"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства