kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока ОБЖ в 11 классе на тему: «Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Обучающие – познакомить обучающихся с основными  понятиями – острая сердечная недостаточность, острый инфаркт миокарда, гипертонический криз, инсульт,  причинами их возникновения и правилами оказания первой медицинской помощи.
  • Развивающие – развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях, развивать познавательные способности, умение принять решение в трудной ситуации.
  • Воспитывающие - воспитывать у обучающихся бережное отношение к своему здоровью, стремление оказать помощь кому-либо в трудную минуту, чувство товарищества, сострадания к людям, попавшим в беду; умение и желание им помочь.

Тип урока: усвоение новых знаний.

 

Оборудование:

ноутбук, интерактивная доска, презентация «Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте», раздаточный материал, плакаты по теме: «Кровеносная система человека»

 

План урока:

1.Организационный момент.

  • Приветствие, проверка присутствующих;
  •  сообщение темы и целей урока.

2.Проверка домашнего задания.(п.2.7.)

  • Сообщения учащихся.
  • Определение пульса.(зад.37 учебника)

3.Изучение новой темы.(п.2.8. учебника).

  • Просмотр презентации.
  • Запись основных понятий.
  • Заполнение таблицы в тетради.

4.Подведение итогов урока. Задание на дом.(п.2.8. учебника).

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока ОБЖ в 11 классе на тему: «Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте» »






Методическая разработка урока ОБЖ в 11 классе на тему:

«Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте»







Подготовил и провёл: Шуличенко Александр Николаевич,

преподаватель-организатор ОБЖ

МКОУ «Свердликовская средняя

общеобразовательная школа»

Суджанского района

Курской области

















2013г.

Цели урока:

  • Обучающие – познакомить обучающихся с основными понятиями – острая сердечная недостаточность, острый инфаркт миокарда, гипертонический криз, инсульт, причинами их возникновения и правилами оказания первой медицинской помощи.

  • Развивающие – развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях, развивать познавательные способности, умение принять решение в трудной ситуации.

  • Воспитывающие - воспитывать у обучающихся бережное отношение к своему здоровью, стремление оказать помощь кому-либо в трудную минуту, чувство товарищества, сострадания к людям, попавшим в беду; умение и желание им помочь.

Тип урока: усвоение новых знаний.


Оборудование:

ноутбук, интерактивная доска, презентация «Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте», раздаточный материал, плакаты по теме: «Кровеносная система человека»


План урока:

1.Организационный момент.

  • Приветствие, проверка присутствующих;

  • сообщение темы и целей урока.

2.Проверка домашнего задания.(п.2.7.)

  • Сообщения учащихся.

  • Определение пульса.(зад.37 учебника)

3.Изучение новой темы.(п.2.8. учебника).

  • Просмотр презентации.

  • Запись основных понятий.

  • Заполнение таблицы в тетради.

4.Подведение итогов урока. Задание на дом.(п.2.8. учебника).




ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Жизнь человеческая полна неожиданностей. Никто и никогда не может быть уверен в своём постоянном благополучии, в том, что с ним завтра или через час ничего не случится. Человек идёт по улице, в прекрасном настроении, думает только о хорошем и вдруг... на него или рядом с ним падает кирпич. Хорошее настроение сразу пропадает, спокойная жизнь кончается. Травма, шок или, в лучшем случае, стрессовое состояние выводят человека их строя. Каждый из нас может попасть в аварию, под удар электрического тока или, в конце концов, просто заболеть. В век техники мы не можем быть застрахованы от неожиданностей и несчастных случаев. За удобства, которые несёт нам технический прогресс, надо платить.

Сегодня на уроке мы должны научиться оказывать первую медицинскую помощь при сердечнососудистой патологии.

Тема сегодняшнего урока «Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте»

(Слайд 1)

В любой экстремальной ситуации человек должен знать, как себя вести. Учиться этому надо с детства. Ведь от того, как поведет себя человек в той или иной ситуации, часто зависит его здоровье, а порой и жизнь. Поэтому вопросы и

Цели урока:

( Слайд 2)

Обучающие – познакомить учащихся с основными понятиями – острая сердечная недостаточность, острый инфаркт миокарда, гипертонический криз, инсульт , причинами их возникновения и правилами оказания первой ме

Развивающие – развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях, развивать познавательные способности, умение принять решение в трудной ситуации.

Воспитывающие - воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью, стремление оказать помощь кому-либо в трудную минуту, чувство товарищества, сострадания к людям, попавшим в беду; умение и желание им помочь.


2.Проверка домашнего задания.(п.2.7.)


На прошлом занятии вы получили задание. Давайте вспомним курс биологии, а именно строение сердца.

Обучающийся рассказывает о строении и функции сердца


(Слайд 3)

Сердце человека представляет собой полый мышечный орган, разделенный на четыре камеры: два предсердия и два желудочка. Оно находится в левой половине грудной полости, на уровне 2-5 ребер и лежит в околосердечной сумке, образованной соединительной тканью. Сердечная мышца способна автоматически ритмично сокращаться, благодаря импульсам, возникающим в самом сердце, независимо от внешних воздействий.

Сердце в состоянии покоя сокращается с частотой около 70-80 ударов в минуту. Сердечный цикл состоит из сокращения предсердий, сокращения желудочков и последующего расслабления предсердий и желудочков.


Движение крови по сосудам зависит от создаваемого сердцем давления и сопротивления стенок сосудов току крови. Давление в аорте в момент сокращения желудочков сердца называется максимальным артериальным давлением, а во время расслабления желудочков – минимальным артериальным давлением. На величину кровяного давления влияют просвет кровеносных сосудов, вязкость крови, количество циркулирующей в сосудах крови. По мере удаления от сердца давление крови уменьшается и становится наименьшим в венах. Разность между высоким давлением крови в аорте и низким давлением в полых венах обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам.

У здоровых людей в состоянии покоя максимальное кровяное давление в плечевой артерии составляет в норме 100 + возраст, но не более 140 мм.рт.ст.., а минимальное –2\3 от верхнего. Стойкое повышение кровяного давления в состоянии покоя организма называется гипертонией, а его понижение – гипотонией. При физических нагрузках и сильных эмоциях давление повышается.


(Слайд 4) Кровеносная система

Кровеносная система человека имеет большое разветвление. От сердца в момент сокращения ток крови по аорте, артериям и капиллярам расходится до клеток организма, доставляя им кислород и питательные вещества. От клеток по венам возвращается к сердцу. Сердце в состоянии покоя сокращается с частотой около 60-70 ударов в минуту. Оно обеспечивает постоянный кровоток по сосудам, благодаря этому осуществляются обменные процессы между кровью и тканями.

Вопрос классу: «Как вы думаете, какая протяженность кровеносной системы человека?» (ответы обучающихся).

Протяженность кровеносных сосудов человека составляет около ста тысяч километров. Жизнедеятельность всех клеток нашего организма зависит состояния каждого сосуда. Очень важно заботится о состоянии наших кровеносных сосудов и сердца.

Вопрос классу: «Какой внешний признак определяет работу сердца?»

(ответы обучающихся)

(Слайд 5) Пульс

Пульс – это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца. По пульсу можно узнать количество сокращений сердца в минуту.

Тахикардия – учащение пульса.

Брадикардия – урежение пульса.


Вопрос классу: «Где мы чаще всего определяем пульс

(ответы обучающихся). На запястье.

По пульсу можно узнать количество сокращений сердца в минуту.

Демонстрация

( Слайд 6) Места определения пульса

Пульс проверяется четырьмя пальцами в области переднего края мышцы шеи движением пальцев к кадыку.

Задание 37 (стр.107 учебника). Попробуйте определить пульс на сонной артерии у своего друга, подруги или соседа по парте. Проделайте это несколько раз, фиксируя время.

Задание классу: «Определите пульс на сонной артерии, на запястье у себя»

Работа в парах: «Определите пульс на сонной артерии друг у друга»

Мы вспомнили основные моменты работы сердца. Вдруг возникает ситуация, когда сердце прекращает свою деятельность.

Вопрос классу: «Что произойдет в такой ситуации с человеком? Назовите признаки остановки сердца» (ответы обучающихся)

Потеря сознания, бледность, отсутствие пульса на сонных артериях; отсутствует дыхание, отсутствует реакция зрачка на свет;

Признаком отсутствия дыхания является состояние, когда в течение 10-15сек нет отчетливых координационных дыхательных движений, в состоянии покоя ритм дыхания человека составляет 16-18 вдохов и выдохов за одну минуту, поэтому определение затруднительно при очень слабом дыхании; признаком прекращения сердечной деятельности является отсутствие пульса на сонных артериях.

Вопрос классу: «В чём заключается первая помощь при остановке сердца?»(ответы обучающихся)

Первая помощь при остановке сердца заключается в проведении реанимационных мер.

Задание 38 (стр.107 учебника) Ответ: д,в,а,г,е,б.





3.Основная часть. Изучение новой темы. Заполнение таблицы в процессе беседы и просмотра презентации.


Сердечная патология

Признаки (симптомы)

ПМП

Острая сердечная недостаточность-……..



Инфаркт миокарда -…….




Гипертонический криз-……



Инсульт-…..




(Слайд 7)

Реальность сегодняшнего дня такова, статистика по России выглядит просто фантастически: из 100 тысяч человек только от инфаркта миокарда в России ежегодно умирают 330 мужчин и 154 женщины, а от инсультов - 204 мужчины и 151 женщина. Среди общей смертности в России сердечно-сосудистые заболевания составляют 57 %. Такого высокого показателя нет ни в одной развитой стране мира! В год от сердечно-сосудистых заболеваний в России умирают 1 млн 300 тысяч человек – население крупного областного центра. Львиная доля здесь принадлежит ишемической болезни сердца и артериальной гипертонии с ее осложнениями — инфарктами миокарда и инсультами


(Слайд 8)

Острая сердечная недостаточность - это неспособность сердца обеспечить полноценное кровоснабжение тканей, органов и систем организма из-за ослабления сократительной функции сердечной мышцы.


Острая сердечная недостаточность (ОСН) в большинстве случаев возникает при ослаблении деятельности сердечной мышцы (миокарда), реже при нарушении сердечного ритма.

ОСН обычно развивается в течение 5-10 мин. Все патологические явления нарастают быстро. И если больному не оказана срочная помощь, это может закончиться летальным исходом. Если это случается ночью, человек просыпается от кошмарного сна, чувства удушья и нехватки воздуха. Когда человек садится , ему становится легче дышать. Может появляться одышка, кашель, с выделением вязкой мокроты с примесью крови. Если больному в этот момент не оказать первую медицинскую помощь, он может погибнуть.


(Слайд 9) Причины ОСН


Схема 23 (стр.109 учебника) Запись - ПМП при острой сердечной недостаточности

(Слайд 10)

  • успокоить и уложить больного на спину, приподнять ему голову, придать полу-сидячее положение,обеспечить доступ свежего воздуха,

  • Побрызгать на лицо и шею водой, дать понюхать нашатырь.

  • Дать валидол, нитроглицерин (под язык), или корвалол (40 капель на 100мл воды);

  • вызвать врача «скорую помощь».


(Слайд 11)

Острый инфаркт миокарда характеризуется развитием ишемического очага некроза сердечной мышцы с возникновением определённых симптомов.


(Слайд 12) Причины инфаркта:

  • Атеросклероз коронарных сосудов

  • Тромбоз коронарных артерий

  • Стрессы, длительное нервное напряжение

(Слайд 13,14) Признаки инфаркта:

  • Интенсивная боль в загрудинной области, иррадиирущая в левую руку, плечо, лопатку;

  • резкая слабость, головокружение, головная боль, рвота,

  • обморок, тошнота, рвота.
    В первые сутки – тахикардия, может быть нарушение ритма.
    У 20-40% -развивается шок, отёк лёгких.
    К концу 2-х суток – температура 37-38 градусов.


(Слайд 15) ПМП при инфаркте:

  • Максимальный покой

  • Вызов бригады скорой помощи

  • Уход за больным


(Слайд 16)

Гипертонический криз - это резкое повышение АД для данного человека


(Слайд 17) Причины гипертонического криза:

  • Психоэмоциональный стресс;

  • Метеорологическое влияние;

  • Избыточное потребление соли и воды;

  • Ухудшение почечного кровотока;

  • Острая ишемия мозга.


(Слайд 18) Симптомы:

  • Распирающие, разламывающие интенсивные головные боли в области затылка, иногда диффузные;

  • Головокружение, шум в голове и ушах;

  • Тошнота, рвота;

  • Может быть понижение зрения, «туман», «мушки» перед глазами;

  • Может быть тяжесть, стеснение в груди


Лечение:

Задача – предупредить развитие инсульта, инфаркта миокарда.

(Слайд 19) ПМП при гипертоническом кризе:

  • Абсолютный покой;

  • Полусидячее положение;

  • Андипал 1т, корвалол – при тахикардии -1капля на год жизни, можно настойку валерианы или пустырника в той же дозировке.

  • Кислород;

  • Вызвать скорую помощь.


(Слайд 20)

Инсульт – это внезапное прекращение деятельности мозга или отдельных его частей из-за острого нарушения кровообращения или кровоизлияния


(Слайд 21) Причины инсульта:

  • Атеросклероз, тромбоз;

  • Резкое повышение АД;

  • Нервное напряжение.


(Слайд 22) Симптомы:

  • Внезапная потеря сознания, чаще днём после волнения или физического усилия;

  • На внешние раздражители не реагирует;

  • Лицо багрово-синюшное, ассиметричное;

  • Рот полуоткрыт, щека парусит при дыхании;

  • Глаза закрыты, зрачки сужены;

  • Пульс редкий, АД повышено;

  • Признаки паралича;

  • Непроизвольные естественные отправления


ПМП: (схема 24 в учебнике)

(Слайд 23) ПМП при инсульте:

  • Вызов скорой помощи по телефону 03;

  • Успокоить, придать полусидячее положение, расстегнуть одежду;

  • Обеспечить приток свежего воздуха;

  • Нитроглицерин под язык;

  • Если нет пульса и дыхания, начинать реанимацию.



4.Подведение итогов урока.

(Слайд 24) Повторим основные понятия и термины.


И в заключение, еще несколько общих правил, которые нужно знать и всегда помнить.

(Слайд 25)

ПРАВИЛО 1. Не теряйтесь, что бы с вами не случилось. Постарайтесь побыстрее взять себя в руки, сожмите волю в кулак и начинайте действовать. Только так вы справитесь с неожиданной неприятностью или бедой.

ПРАВИЛО 2. В любой ситуации всегда боритесь до конца. Помните сказку про двух лягушек, попавших в кувшин с молоком. Одна лягушка побарахталась немного и подумала: “Всё равно отсюда не выбраться, зачем же зря мучиться”. И утонула. Другая барахталась до тех пор, пока не взбила молоко в масло, а затем выпрыгнула из кувшина. В этой старой мудрой сказке заключена большая правда жизни – только упорный, не поддающийся отчаянию человек сможет победить любые жизненные обстоятельства.

ПРАВИЛО 3. Никогда не пренебрегайте советами опытных, знающих людей. Не надо считать, что вы всё знаете по данному вопросу. Жизнь безгранична. Любая мелочь в ней – тоже.

ПРАВИЛО 4. Будьте добры к людям, попавшим в беду. Никогда не проходите мимо, если можете чем-то им помочь. Помните: добро – это бумеранг, оно всегда возвращается к тому, от кого исходит.

(Слайд 26) Оценки за урок. Задание на дом.(п.2.8. учебника).



Используемая литература:

1.Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс.

2.Марков В.В., Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс.

3.Михайлович В.А.Руководство для врачей скорой помощи Санкт-Петербург «Медицина» 2003.

4.Янгсон Р.М Первая помощь Москва Астрель2002

5.ru.wikipedia.org/wiki/.

6. Аксельрот А.Ю.Скорее скорой. – М., 1994.

7. Анастасова Л.П. Уроки безопасности. – М., 1996.

8.Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний. – М., 1997.

9.Глаголева М.И. Основы медицинских знаний учащихся. – М., 1990.

10. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности. – М., 2002.

11. Журналы: Основы безопасности жизнедеятельности. – 2008, 2009 гг.

12. Это должен знать каждый. – М., 1996.








































Тема: Гражданская оборона, ее предназначение и основные задачи. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.

Цель урока:

  • познакомить учащихся с основными понятиями и определениями Гражданской обороны;

  • рассказать о задачах, стоящих перед Гражданской обороной;

  • познакомить учащихся с особенностями организации в общеобразовательных учреждениях системы ГО.

Задачи:

  • Дать учащимся представление об организации ГО, о её структуре, задачах и органах управления.

  • Дать учащимся знания об основах организации защиты от последствий ЧС мирного и военного времени.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Рассаживайтесь по группам по желанию. (сели) Сегодня у нас на уроке гости, встретьтесь с их добрыми глазами и начнем работу.

1 слайд

- Какова была тема сегодняшней общешкольной линейки? Наш урок продолжит эту тематику и мы вместе с вами определим сегодня понятие, задачи, цели ГО. А также выясним существует ли в нашей школе система ГО.

2. Изучение нового материала.

Н прошлом уроке вы получили опережающее домашнее задание по истории создания Гражданской обороны. Сейчас каждая группа подготовит определенный этап развития и расскажет всем нам.

1 группа- 1932 г. 2 слайд

2 группа- ВОВ, 1961 г. 3, 4 слайд

3 группа - 1991 г. 5, 6 слайд

(3 минуты)

Итак, об истории ГО начну я, а вы хронологично продолжите.

Дата

Содержание

Примечание

1

1918 февраль

Февраль 1918 г. — обстрел, налеты на Петроград германской авиации. Создаётся система защиты населения и объектов от ударов с воздуха ( создан штаб воздушной обороны, сеть наблюдательных пунктов, отряды для оказания первой медицинской помощи…)

Создана противовоздушная оборона страны

2

1932

4 октября 1932 г. СНК СССР утвердил «Положение о противовоздушной обороны территории Союза СССР». К началу Великой Отечественной войны на предприятиях страны насчитывалось более 25 тысяч добровольных формирований МПВО…

В подготовленных убежищах могли укрыться свыше 20 млн. чел. За годы войны формирования МПВО ликвидировали свыше 90 тыс. пожаров, предотвратили 32 тыс. аварий, обезвредили более 430 тыс. неразорвавшихся авиабомб и около 2.5 млн. снарядов, восстановили 15 тыс. разрушенных зданий, оказывали ПМП…

МПВО решала задачи:

1)Предупреждала население об угрозе нападения с воздуха (оповещения);

2) Маскировка объектов;

3) Ликвидация последствий нападения с воздуха;

4) Подготовка бомбоубежищ и др.

3

1961

МПВО реорганизована в Гражданскую оборону СССР

Появилось ОМП

4

1998

Закон РФ «О гражданской обороне» — от 28 января 1998 г

ГО — РФ



Думаю, что вы со мной согласитесь, что временной период создания ГО довольно продолжительный. Так что же такое Гражданская оборона, какова ее цель?

Откройте учебники параграф 30 и ответьте на мои вопросы.

(читают понятие и цель), понятие записывают в тетрадь.

слайд 7

- Гражданская оборона. С появлением современных средств ведения войны, встала задача защиты гражданских объектов и населения от опасностей при ведении боевых действий. Гражданская оборона становится составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время для защиты населения страны и объектов экономики, культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Своё предназначение ГО наиболее полно может осуществлять вместе с Вооружёнными Силами страны, обеспечивая максимальное ослабление вооружённого воздействия противника по экономическим объектам, городам, административным центрам и другим центрам страны для сохранения устойчивости функционирования государства.

ГО в современных условиях является составной частью системы национальной безопасности и обороноспособности страны.

8 слайд

- При создании любой государственной структуры ставятся задачи с помощью которых она функционирует. Откройте учебники на с. 160-161, прочтите задачи ГО и определите какая из них сегодня в школе проявилась практически? (эвакуация)

Какие из задач актуальны в школе? (обучение, эвакуация, обеспечение готовности)

9 слайд

Посмотрите на слайд "Структура органов управления ГО"

Она подразделяется на несколько категорий. Каждая из них выполняет свои обязанности. Рассмотрим их поподробнее:

10слайд Президент

11 слайд Правительство, органы исполнительной власти

12 слайд Органы, осуществляющие управление ГО

- Узнав сегодня столько подробностей о ГО, давайте плавно перейдем к нам в школу и выясним как же задачи и цели ГО осуществляются у нас.

Существует ли в школе какая-то деятельность, которую можно отнести к области гражданской обороны?

Какие элементы этой деятельности вы можете назвать?

Кто этим занимается в школе?

В каких мероприятиях, относящихся к области гражданской обороны, вы участвовали?

Занимаетесь ли вы в кружках, в которых изучаются вопросы, относящиеся к области гражданской обороны?

Занимались ли вы в школе на оборудовании, которое относится к вооружению формирований гражданской обороны?

- Сейчас я хочу вам предложить самостоятельную работу по осуществлению Гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях. Предлагаю трем группам соединится и составить кластер по параграфу 36. Впишите в спутники основу данной тематики.

2. Глава ГО в ОУ.

3. Оъектовая комиссия по ЧС и ее задачи.



1. Цель ГО в общеобразовательных учреждениях.





Гражданская оборона в общеобразовательных учреждениях.



4. Эвакокомиссия и ее задачи.

5. План мероприятий учащихся и персонала.







6. Психологическая подготовка учащихся и персонала.

7. Практические занятия по ГО.











13 слайд

- Молодцы, вы замечательно справились с заданием.

ГО как и любая другая защитная система предусматривает для всех граждан права и обязанности. 14 слайд (читают)

3. Итог урока.

А сейчас попробуйте решить практические задания по ГО. Каждая группа получит задание, на обсуждение 1 минута.

1. Вы, находясь в школе, в случае техногенной аварии не успели укрыться в специальном сооружении. Ваши действия.

2. Во время урока поступил сигнал оповещения (смс-рассылка) РСЧС получен сигнал о приближении урагана. Ваши действия при угрозе и во время урагана.

3. Вас захватили в заложники. Какие правила личной безопасности необходимо соблюдать, чтобы снизить угрозу для вашей жизни?

 

- В завершении нашего урока, мы с вами выполним небольшой блиц-опрос. В тетрадях вы записываете номер вопроса и ответ. На каждый вопрос 5 секунд на обдумывание. Следом на слайде появится ответ, если вы ответили правильно ставите 1 балл, если нет, то 0 баллов.

15-24 слайд.

Теперь подсчитайте свои результаты.

слайд 25

Поднимите руки у кого 9-10баллов - получаете 5.

Поднимите руки у кого 7-8 баллов- получаете 4

Поднимите руки у кого 5-6 баллов - получаете 3 и вам подтянуться.

слайд 26

4. Домашнее задание.

параграф 30, описание кластера к параграфу 36 в тетради.












Данилова Ольга Валерьевна, преподаватель-организатор ОБЖ

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Электросталь Московская область


План-конспект 2-го урока по теме «Землетрясение» 7 класс


Цель урока:

  • познакомить учащихся с порядком оценки интенсивности землетрясения, рассказать о последствиях землетрясений и мерах по уменьшению потерь от землетрясений

Задачи урока:

  • расширить знания учащихся об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера;

  • сформировать у учащихся мнение об опасности землетрясения;

  • продолжить работу по развитию у учащихся навыков безопасного поведения.

Методическое сопровождение урока:

1. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н. Вангородский, В.Н. Латчук и др. – М.: Дрофа, 2005.

2. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 кл.: поурочные разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – М.: Просвещение, 2008.

3. Конспект урока.

4. Презентация «Землетрясения».

5. Сообщения учащихся по теме «Природные предвестники землетрясений».

Межпредметные связи: основы безопасности жизнедеятельности, география, история.

Вопросы урока:

  1. Как оценивают землетрясения;

  2. Последствия землетрясений;

  3. Меры по уменьшению потерь от землетрясений.



Ход урока:

Организационный момент

- Здравствуйте ребята! У кого сегодня отличное настроение? Хорошее? Плохое? Кто готов работать и узнавать новое?

Учащиеся поднимают цветные карточки

- Сегодня мы продолжим с вами изучать землетрясения. Слайд 1.

Скажите, а возможно ли возникновение землетрясения в нашем городе (районе, области, стране)? Почему?

Ответы учащихся

- Совершенно верно (У кого другое мнение?). В качестве повторения изученного материала на прошлом уроке составим схему. Желающие есть?

Карточки с заданием лежат на столе учащихся. Есть комплект и на магнитной доске.

Приложение 1.

Задание: соединить стрелками взаимосвязанные явления











- Молодцы! Вы уже знаете о том, что землетрясения можно научно спрогнозировать. А как еще можно узнать о предстоящем землетрясении?

Ответы учащихся и выступление с сообщениями «Предвестники землетрясений»

- На прошлом уроке вы рассказывали об исторических землетрясениях в мире. Скажите, они были сильные? А как мы можем узнать о силе

землетрясения?

Ответы учащихся.

- Запишите в тетрадь первый учебный вопрос: Как оценивают землетрясения. Слайд 2.

Величину и мощность землетрясения характеризует магнитуда землетрясения, а его воздействие на окружающую среду – интенсивность. Первую характеристику определяют по шкале Рихтера, вторую измеряют по шкале Меркали. Слайд 3. Как эти характеристики взаимосвязаны между собой мы можем увидеть на слайде 4.

При одинаковой магнитуде сила землетрясения может быть разной в зависимости от глубины очага землетрясения, и соответственно будут разными ощущения людей и разрушения на поверхности земли.

Посмотрите на карту России (слайд 5), на ней отмечены сейсмоопасные районы. В каких районах возможно возникновение наиболее сильных и разрушительных землетрясений?

Ответы учащихся.

- Следующий учебный вопрос – Последствия землетрясений.

Последствия землетрясений чрезвычайно неблагоприятны для людей и их хозяйства. Они вызывают:

  • опасные геологические явления (обвалы, трещины в поверхности земли, сход снежных лавин);

  • цунами и наводнения;

  • пожары, разрушения и повреждения зданий;

  • травмы и гибель людей, панику, во время которой люди в страхе совершают нелепые и опасные поступки;

  • аварии на промышленных предприятиях, выбросы опасных веществ, транспортные аварии. Слайды 6-9.

К землетрясениям нельзя привыкнуть и полностью приготовиться. Многие люди, пережившие сильные землетрясения, испытывают стресс (сильную психологическую травму), и их работоспособность ограничена.

- Для снижения ущерба от землетрясений, уменьшения числа травм и человеческих жертв можно и нужно предпринять определенные меры.

Третий вопрос сегодняшнего урока - Меры по уменьшению потерь от землетрясений.

- Представьте, что вы проживаете в сейсмически активном районе. Обдумайте информацию, которую вы получили на наших уроках и запишите в тетрадь свой вариант мероприятий по снижению ущерба.

Самостоятельная работа учащихся.

- Давайте проверим вашу работу и сравним с рекомендациями специалистов МЧС. Слайды10-12.

Обсуждение работ учащихся.

- Молодцы!

Домашнее задание.

- Запишите в дневники домашнее задание. Слайд 13.

  • Прочитайте & 2.2. – 2.4

  • Попросите родителей научить вас отключать электричество, газ, воду. Нарисуйте схему вашей квартиры и отметьте на ней места отключения электричества, газа и воды

Рефлексия учащихся.

- Подведем итоги урока, обсудим то, что узнали, и то, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность работы. Слайд 14.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Приложение 2.

Сегодня я узнал… Урок дал мне для жизни…

Было интересно… Я научился…

Было трудно… У меня получилось …

Я выполнял задания… Я смог…

Я понял, что… Я попробую…

Теперь я могу… Меня удивило…

Я почувствовал, что… Мне захотелось…

- Урок окончен. Все свободны.

Использованная литература:

1. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н. Вангородский, В.Н. Латчук и др. – М.: Дрофа, 2005.

2. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 кл.: поурочные разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – М.: Просвещение, 2008.

3. Подведение итогов урока. Рефлексия. Статья учителя английского языка МОУ Лицей Эжвинского района города Сыктывкара Головкиной Екатерины Вячеславовны

http://www.ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/









План – конспект урока

по основам безопасности жизнедеятельности

6 класс средней общеобразовательной школы

преподаватель-организатор ОБЖ

Прелестненской СОШ Прохоровского района

Бузанаков Владимир Юрьевич

Тема: «Ориентирование на местности по компасу и по

народным приметам»

Цели: 1. Дать учащимся понятие об ориентировании.

2. Развивать у учащихся навыки необходимые для обеспечения

личной безопасности в условиях автономии.

3. Воспитывать инициативу и находчивость.

Задачи: 1. Отработать с учащимися способы определения сторон

горизонта по компасу, солнцу и народным приметам.

2. Провести первичную проверку понимания учащимися

изучаемого материала.

Время: 45 минут.

Место: кабинет ОБЖ.

Метод: лекция – диалог с практическим показом приѐмов и действий с

использованием наглядных пособий.

Материальное обеспечение: аудиомагнитофон, компас (по возможности на

каждого ученика), часы, макет циферблата часов со стрелками,

географическая карта, наглядное пособие «Ориентирование на местности по

народным приметам».Пояснительная записка

Для успешного усвоения ребѐнком материала урока очень важно вовлечь

его в процесс постоянно расширяющейся деятельности. По мнению К. Д.

Ушинского в процессе такой деятельности и происходит развитие личности.

Чтобы растущий человек формировался гармонично, труд его должен быть

многосторонним трудом ума, сердца и воли. Работа ума даѐт человеку

умственную, или теоретическую жизнь; труд сердца – эмоциональную; труд

воли – практическую, деятельную жизнь. Урок должен быть динамичным,

интересным, эмоционально окрашенным, а материал – необходимым для

применения.

Урок, который я предлагаю вашему вниманию, рассчитан для учащихся 6

класса средней общеобразовательной школы. Тема урока: «Ориентирование

на местности по компасу и по народным приметам». Целесообразнее всего

провести это занятие в форме лекции – диалога. Методика проведения

заключается в том, что содержание материала подаѐтся через серию

вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе

лекции. Данный тип лекций широко используется в проблемно-развивающем

обучении с применением техники обратной связи. Эта методика формирует у

учащихся умение оперативно анализировать, ориентироваться в информации

и оценивать еѐ. Учитель сопровождает изложение вопросами, на которые

отвечают дети. Большое значение имеет речь учителя. Она должна быть

яркая, эмоциональная, логически безупречная. Учащиеся ведут в тетрадях

записи, делают зарисовки. Во время лекции очень важно использовать

примеры из литературных источников и личный жизненный опыт учащихся.Технологическая карта урока.

время этап урока деятельность учителя деятельность

учащихся

материальное

обеспечение

3 мин Орг. момент Зачитывает отрывок из литературного

произведения. Обозначает проблему.

Слушают учителя.

Определяют тему и

цели урока.

«Васюткино озеро» Астафьев В.П.

Карта России.

3 мин Опрос по

пройденному

материалу

Проводит тестирование учащихся. Выполняют тесты.

Проводят

взаимопроверку при

координирующем

участии учителя.

Выполнение теста

сопровождается

аудиозаписью со

звуками леса.

25

мин

Работа над

изучением нового

материала

Опираясь на жизненный опыт и

знания учащихся, объясняет порядок

и последовательность ориентирования

на местности с практическим показом

приѐмов и действий. Лекция-диалог

«ученик-учитель».

Слушают учителя,

задают и отвечают на

вопросы. Включение

учеников в

коллективную

мыследеятельность.

Компас, часы, макет

циферблата часов со

стрелками, пособие

«Ориентирование по

народным приметам»

4 мин Первичная проверка

понимания

Тестирование учащихся при помощи

перфокарт.

Выполняют

тренировочные тесты

Перфокарты, пособие

«Ориентирование по изучаемого

материала.

и упражнения с

помощью наглядного

пособия и учителя.

народным приметам»

5 мин Домашнее задание. Комментирует домашнее задание. Переписывают

домашнее задание.

Слушают пояснение

учителя.

-

3 мин Итог урока. Анализирует и выставляет отметки. Участвуют в

совместной оценочной деятельности.

-

2 мин Рефлексия. Рефлексивная деятельность учителя. Рефлексивная

деятельность

учащихся.

Стенд

«Моѐ настроение».Ход проведения занятия и методические советы:

1. Орг. момент.

Учитель для постановки проблемной ситуации использует отрывок

из произведения В. П. Астафьева «Васюткино озеро». После

прочтения отрывка необходимо поставить вопрос перед детьми «Как

вы думаете, о чѐм пойдѐт речь сегодня на уроке?» Учащиеся

самостоятельно определяют тему урока, ставят перед собой цели и

предлагают пути их достижения.

«… Он посмотрел кругом. Деревья ничем не отличались от тех, на

которых были сделаны зарубки. Лес стоял неподвижно тихий в своей

унылой задумчивости, такой же редкий, полуголый, сплошь хвойный.

Лишь кое-где виднелись хилые берѐзки с редкими жѐлтыми листьями.

Да, лес был такой же. И всѐ же от него веяло чем-то чужим…

Васютка круто повернул назад. Шѐл он быстро, внимательно

приглядываясь к каждому дереву, но знакомых зарубок не было.

- Фу ты! Где же затеси? – сердце у Васютки сжалось, на лбу

выступила испарина. – Всѐ этот глухарина! Понѐсся, как леший, теперь

вот думай, куда идти, - заговорил Васютка вслух, чтобы отогнать

подступающий страх. – Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу.

Так… Почти голая сторона у ели – значит, в ту сторону север, а где

ветвей больше - юг. Та-ак…

… В лесу сделалось совсем тихо. Васютка остановился и долго

стоял прислушиваясь. Тук-тук-тук – билось сердце. И тут его будто

стукнуло: да ведь он заблудился!»

После того, как дети определили тему урока еѐ необходимо

записать в тетради.

2. Опрос по пройденному материалу.

Учитель обращается к детям со словами:

- Прежде чем мы начнѐм изучение новой темы, я предлагаю

проверить домашнее задание, и сделаем мы это при помощи

тестирования.

Дети самостоятельно выполняют тест, состоящий из 10 вопросов.

Желательно выполнение теста сопровождать аудиозаписью со

звуками леса.

1. Из перечисленных ниже причин выберите те, которые являются

причинами вынужденного автономного существования в природных

условиях:

а) потеря ориентировки на местности во время похода, авария

транспортных средств, крупный лесной пожар;

б) несвоевременное регистрация туристической группы перед

выходом на маршрут, отсутствие средств связи;

в) потеря части продуктов питания, потеря компаса.

2. Какая задача при подготовке и проведении туристического похода

является главной:а) полное прохождение маршрута;

б) выполнение целей и задач похода;

в) обеспечение безопасности.

3. Если в походе во время движения по маршруту вы отстали от

группы, то:

а) можно сойти с трассы, чтобы найти следы товарищей;

б) нельзя сходить с трассы, лыжни;

в) необходимо сойти с трассы и остановиться на развилке тропы.

4. Если во время движения на маршруте вы заблудились и не можете

найти свои следы, то необходимо:

а) прислушаться к звукам, чтобы потом двигаться подальше от

дорог или рек;

б) остановиться и оценить ситуацию, искать тропу или дорогу,

ручей или реку;

в) найти возвышенное место и оглядеться, а затем двигаться в

направлении захода солнца.

5. Готовясь к походу, необходимо правильно подобрать одежду. Каким

нижеперечисленным требованиям она должна соответствовать:

а) одежда должна быть свободной, чистой и сухой, носиться в

несколько слоѐв;

б) одежда должна быть из синтетических материалов;

в) одежда должна быть из однотонного или камуфлированного

материала, чистой и сухой.

6. В солнечный полдень тень указывает направление на:

а) запад;

б) юг;

в) восток;

г) север.

7. По каким местным приметам можно определить стороны света:

а) полыньям на водоѐмах, скорости ветра, направлению комлей

валяющихся на дороге спиленных деревьев;

б) стволам и коре деревьев, лишайнику и мху, склонам холмов и

бугров, муравейников, таянию снега;

в) кустарнику и сухой траве, направлению течения ручьѐв и рек,

наезженной колее.

8. Каковы требования к месту сооружения временного жилища:

а) ровная возвышенная продуваемая площадка, рядом источник

воды и достаточно топлива, вблизи поляна для подачи

сигналов бедствия;

б) место среди сухостоя, который можно использовать для

костра, на берегу реки на уровне воды;

в) недалеко дорога или наезженная тропа, вблизи много грибов и

ягод.

9. При устройстве шалаша крышу следует накрывать:

а) безразлично как;б) сверху вниз;

в) справа налево;

г) снизу вверх.

10. Что запрещается делать при разведении костра:

а) использовать для костра сухостой;

б) разводить костѐр возле источников воды;

в) разводить костѐр на торфяных болотах.

Ответы: 1 – а; 2 – в; 3 – б; 4 – б; 5 – а; 6 – г; 7 – б; 8 – а; 9 – г; 10 – в.

После выполнения теста проводится взаимопроверка работ самими

учащимися. Учитель диктует правильные ответы, а дети проверяют и

оценивают работы друг друга.

2. Работа над изучением нового материала.

Опираясь на жизненный опыт и знания учащихся, учитель объясняет

порядок и последовательность ориентирования на местности с

практическим показом приѐмов и действии, во время объяснения необходимо

обратиться к карте России, весящей на доске. Очень важно создать такую

обстановку на уроке, которая позволит вовлечь детей в коллективную

мыследеятельность. Ученик не должен быть просто получателем

информации, он является полноправным сотрудником учителя в объяснении

материала. Знания, полученные таким образом, наиболее прочно

откладываются в сознании ребѐнка, так как они представлены не сухим

взрослым языком, а доступным лѐгким для восприятия.

Приступая к изучению этого вопроса, учитель подчѐркивает, что при

ориентировании на местности, прежде всего, необходимо определить

направления на стороны горизонта. Затем он перечисляет основные способы

определения сторон горизонта.

Прежде чем перейти к определению сторон горизонта с помощью

компаса, необходимо объяснить учащимся принцип действия и устройство

компаса, дать возможность каждому обучаемому практически ознакомиться

с устройством и приѐмами пользования этим прибором.

Следует указать, что сильные электромагнитные поля или близко

расположенные крупные металлические предметы отклоняют стрелку

компаса от еѐ правильного положения. Поэтому при определении

направления по компасу рекомендуется находиться не ближе 40-50 м от

линии электропередач, железнодорожных линий и других крупных

металлических сооружений и объектов.

Учитель практически показывает определение направления на стороны

горизонта с помощью компаса, подчѐркивая, что если определено хотя бы

одно из направлений (например, на север), то можно легко установить

остальные ввиду их взаимосвязанности. Следует дать возможность каждому

учащемуся самостоятельно определить стороны горизонта по компасу, после

чего ответить на возникающие вопросы.

Убедившись на примере действий двух-трѐх обучаемых в том, что вопрос

усвоен, учитель переходит к изложению и показу определения сторон

горизонта по солнцу и часам. Для этого часы в горизонтальном положении устанавливают так, чтобы часовая стрелка была направлена на солнце. Угол

между часовой стрелкой и направлением из центра циферблата на цифру 1

(13 часов по летнему местному времени) следует разделить пополам прямой

линией, которая укажет направление на юг. Юг будет находится в той

стороне, где солнце. В зимнее время определяют угол между часовой

стрелкой и цифрой 12

Для большей наглядности показа этого способа можно использовать

заранее изготовленный макет циферблата часов с часовой и минутной

стрелками. При определении направления с помощью макета на нѐм

устанавливают время, соответствующее действительному времени дня в

момент использования макета.

Определение сторон горизонта в тѐмное время суток может производиться

по Полярной звезде, которая всегда находится в направлении на север, а

также по положению луны в зависимости от времени суток.

Полярную звезду находят на ночном небе по созвездию Большой

Медведицы. Через две крайние звезды этого созвездия нужно мысленно

провести прямую линию и отложить на ней пять раз отрезок, равный

расстоянию между двумя крайними звѐздами. Конец этого отрезка укажет

положение Полярной звезды, которая находится в созвездии Малой

Медведицы. Направление на Полярную звезду и будет направлением на

север.

Переходя к определению сторон горизонта по народным приметам,

следует поставить перед учащимися вопрос о том, как можно определить

направление на стороны горизонта, если нет компаса и небо покрыто

облачностью.

Обобщая и дополняя ответы учащихся, учитель перечисляет и

практически показывает способы определения сторон горизонта

по признакам местных предметов, подчѐркивая, что эти способы не

отличаются точностью, дают приближѐнные результаты, но в некоторых

условиях являются единственной возможностью для ориентирования на

местности.

Для закрепления материала учащимся предлагается провести игру

«Второй – лишний». Для проведения игры используется сделанное силами

учащихся наглядное пособие «Ориентирование по народным приметам». Оно

представляет собой набор детских рисунков с изображением народных

примет, помогающих определить стороны света. По каждой народной

примете – два рисунка, на одном расположение букв С и Ю правильное на

другом неправильное. Вызванный к доске ученик должен указать на

неправильный вариант и убрать его (рисунки перед уроком помещаются на

доску и закрываются географической картой).

4. Первичная проверка понимания изучаемого материала.

Для проведения быстрого фронтального опроса учащихся целесообразно

провести тестирование по изученному материалу при помощи перфокарт.

Это позволит учителю сразу на уроке проверить и оценить работу

учащихся, а также вовлечь детей в совместную оценочную деятельность.После того как тест будет выполнен паре учащихся выдаѐтся шаблон с

правильными ответами, используя который дети быстро проверяют

работы своих товарищей и выставляют отметки.

Вопросы для первичной проверки понимания изучаемого материала:

1. Пни отдельно стоящих деревьев обычно имеют годовые кольца более

широкие

а) с южной стороны;

б) с северной стороны;

в) с западной стороны.

2. Деревья, камни, кровли раньше и обильнее покрываются зеленоватым

налѐтом водорослей и мха чаще всего

а) с южной стороны;

б) с северной стороны;

в) с восточной стороны.

3. У деревьев, камней, кустов муравейники располагаются

а) с северной стороны;

б) с западной стороны;

в) с южной стороны.

5. Домашнее задание.

Учитель комментирует домашнее задание, отвечает на вопросы

учащихся.

Учащиеся записывают задание в дневник.

Параграф 6 страница 46 – 53 прочитать, ответить на вопросы стр.53 – 54

(по учебнику «ОБЖ – 6 класс» А.Т.Смирнов, М.П.Фролов и др.)

Параграф 11 страница 54 – 56 прочитать, ответить на вопросы стр. 59 (по

учебнику «ОБЖ – 5-9 класс» И.К.Топоров)

6. Итог урока.

Учитель совместно с учащимися анализирует и выставляет отметки, с

учѐтом выполненных тестов и работы на уроке. Таким образом, отметка

ученика складывается из трех полученных за урок. Это позволяет

стимулировать учебную деятельность ученика, подойти к выставлению

отметки индивидуально и повысить инициативность ребѐнка на уроке.

7. Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся на листке бумаги написать пять слов,

пришедших в его голову. При обработке полученных данных учитель

может сделать вывод о степени вовлечения каждого ученика и коллектива

в целом в процесс изучения нового материала. Если слова, написанные

ребѐнком созвучны с материалом урока, то можно сделать вывод, что

материал достаточно хорошо усвоен. В противоположном случае

необходимо задуматься, почему результат урока не достиг своей цели.

Выходя из кабинета, учащиеся работают со стендом «Моѐ настроение».

Перед уроком, входя в кабинет, дети показывают своѐ настроение при

помощи стенда «Моѐ настроение» для чего вкладывают в

соответствующие карманы на стенде листки обозначающие их. В синий

карман плохое настроение, в жѐлтый – очень хорошее, в зелѐный – обычное (среднее). Учитель визуально оценивает состояние класса по данному

стенду. Уходя с урока, дети имеют право переложить листки в

соответствии с изменившимся настроением. Педагог может сделать

вывод как повлиял урок на психологическое состояние ребѐнка.ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Из перечисленных ниже причин выберите те, которые являются

причинами вынужденного автономного существования в природных

условиях:

а) потеря ориентировки на местности во время похода, авария

транспортных средств, крупный лесной пожар;

б) несвоевременное регистрация туристической группы перед

выходом на маршрут, отсутствие средств связи;

в) потеря части продуктов питания, потеря компаса.

2. Какая задача при подготовке и проведении туристического похода

является главной:

а) полное прохождение маршрута;

б) выполнение целей и задач похода;

в) обеспечение безопасности.

3. Если в походе во время движения по маршруту вы отстали от

группы, то:

а) можно сойти с трассы, чтобы найти следы товарищей;

б) нельзя сходить с трассы, лыжни;

в) необходимо сойти с трассы и остановиться на развилке тропы.

4. Если во время движения на маршруте вы заблудились и не можете

найти свои следы, то необходимо:

а) прислушаться к звукам, чтобы потом двигаться подальше от

дорог или рек;

б) остановиться и оценить ситуацию, искать тропу или дорогу,

ручей или реку;

в) найти возвышенное место и оглядеться, а затем двигаться в

направлении захода солнца.

5. Готовясь к походу, необходимо правильно подобрать одежду. Каким

нижеперечисленным требованиям она должна соответствовать:

а) одежда должна быть свободной, чистой и сухой, носиться в

несколько слоѐв;

б) одежда должна быть из синтетических материалов;

в) одежда должна быть из однотонного или камуфлированного

материала, чистой и сухой.

6. В солнечный полдень тень указывает направление на:

а) запад;

б) юг;

в) восток;

г) север.

7. По каким местным приметам можно определить стороны света:

а) полыньям на водоѐмах, скорости ветра, направлению комлей

валяющихся на дороге спиленных деревьев;

б) стволам и коре деревьев, лишайнику и мху, склонам холмов и

бугров, муравейников, таянию снега;

в) кустарнику и сухой траве, направлению течения ручьѐв и рек,

наезженной колее.

8. Каковы требования к месту сооружения временного жилища:

а) ровная возвышенная продуваемая площадка, рядом источник

воды и достаточно топлива, вблизи поляна для подачи

сигналов бедствия;

б) место среди сухостоя, который можно использовать для

костра, на берегу реки на уровне воды;

в) недалеко дорога или наезженная тропа, вблизи много грибов и

ягод.

9. При устройстве шалаша крышу следует накрывать:

а) безразлично как;

б) сверху вниз;

в) справа налево;

г) снизу вверх.

10. Что запрещается делать при разведении костра:

а) использовать для костра сухостой;

б) разводить костѐр возле источников воды;

в) разводить костѐр на торфяных болотах














































План-конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности

для учащихся 6-х классов

муниципального общеобразовательного учреждения

Жиздринской средней школы №1

" Ориентирование на местности без карты"








Составил:

педагог-организатор курсов

«Основы безопасности жизнедеятельности»

муниципального общеобразовательного

учреждения Жиздринской средней школы №1,

Коробков Андрей Васильевич























г. Жиздра

2007 год


План-конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности

для учащихся 6-х классов

муниципального общеобразовательного учреждения

Жиздринской средней школы №1

" Ориентирование на местности без карты"



Форма урока: практическое занятие

Задачи:

  1. Обучение различным способам ориентирования на местности.


  1. Изучение местной окружающей среды.

  2. Воспитывать чувства товарищества и бережное отношение к своей жизни и здоровью, воспитание любви к природе.

  3. Укрепление и сохранение здоровья учащихся

Функции урока: развивающая, обучающая, корректирующая.

Оборудование: часы, компасы, учебник ОБЖ 6 класс

Ход урока:

I. Вводная часть (5 минут):

I. Организационный момент. Домашнее задание.

1. Подготовить сообщение о природе Жиздринского района

2. С родителями обсудить: «Куда отправиться за ягодами и грибами?»

II. Основная часть (35 минут):

II. Проверка домашнего задания: взаимопроверка, опрос.

III. Объяснение нового материала.

Ориентирование на местности — это определение своего место­положения относительно сторон горизонта и выделяющихся местных предметов (ориентиров) и точное выдерживание указанного или вы­бранного направления движения. В боевой обстановке ориентиро­вание на местности включает также определение своего местополо­жения относительно своих войск и войск противника. Умение быстро и точно ориентироваться на местности способствует успешному вы­полнению боевых задач на незнакомой местности, в лесу и в условиях ограниченной видимости.

Ориентироваться на местности можно с помощью топографичес­кой карты и без нее. При ориентировании на местности без карты необходимо определить стороны горизонта.

В зависимости от характера местности, времени суток и видимости стороны горизонта опре­деляются по компасу, по положению Солнца, по Солнцу и часам, по Полярной звезде, по признакам местных предметов в другими способами.

Для определения сторон горизонта по компасу (рис. 1), принцип





Рис. 1. Компас Адрианова

а — общий вид; б — крышка во стойками для визирования (прорезь, мушка) и указатель отсчетов; в — лимб, стрелка и тормоз, 1 — мушка, 2 — магнитная, стрелка, 3 — тормоз, 4 — прорезь



действия которого основан на свойстве намагниченной стрелки рас­полагаться вдоль магнитного меридиана север — юг, необходимо вна­чале совместить мушку с нулевым делением лимба. Затем необходи­мо ориентировать компас. Для этого надо установить компас в горизонтальное положение и растормозить стрелку. Поворачивая ком­пас, добиться, чтобы северный конец магнитной стрелки оказался против нулевого деления лимба. В ориентированном положении компа­са направление стрелки на нулевое деление лимба будет направлением на север. После этого визированием через прорезь и мушку замеча­ют местный предмет (ориентир), который затем используется для ука­зания на север. Зная направление на север, легко определить другие стороны горизонта.

Для определения сторон горизонта по положению Солнца доста­точно знать, что в Северном полушарии оно находится примерно: в 7.00 (летом—в 8.00) — на востоке, в 13.00 (14.00)—на юге, в 19.00 (20.00) — на западе.



Рис. 2. Определение сторон горизонта по Солнцу и часам: а —до 13 часов; б — после 13 часов



При определении сторон горизонта по Солнцу и часам (рис.2) необходимо установить часы в горизонтальное положение, чтобы ча­совая стрелка была направлена на Солнце. Затем, удерживая часы в этом положении, мысленно разделить угол между часовой стрелкой и цифрой пополам. Полученная прямая укажет приближенно на­правление на юг. До полудня надо делить пополам дугу (угол) на циферблате, которую часовая стрелка должна пройти до 13 (14) часов, а после полудня — дугу, которую она прошла после 13 (14) часов.

Для определения сторон горизонта по Полярной звезде необхо­димо на небесном своде найти созвездие Большой Медведицы. Затем





Рис. 3. Отыскание Полярной звезды



отрезок прямой между двумя крайними звездами «ковша» (а и 6) мысленно продолжить в сторо­ну расширенной его части и от­ложить пять раз (рис. 3). По­лученная точка укажет положение Полярной звезды, которая входит в созвездие Малой Медведицы и всегда находится в направлении на север.

Определение сторон горизонта по признакам местных предметов основано на положении местных предметов по отношению к Солн­цу. Так, деревья, большие камни и скалы с северной стороны обра­стают мхом, муравейники в лесу почти всегда находятся с южной стороны деревьев, северная сторо­на муравейника круче южной;

ягоды и фрукты раньше приобре­тают окраску зрелости с южной стороны. На склонах, обращенных к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращенных к северу; на северных скатах оврагов и глубоких лощин, наоборот, снег тает быстрее, чем на южных.

Алтари православных церквей и протестантских кирх обращены всегда на восток, колокольни — на запад. Перекладины крестов на куполах расположены по направлению север — юг, приподнятый конец перекладины крестов имеет направление на север (рис.4).



Рис. 4. Определение сторон горизонта по признакам местных предметов



При докладе о своем местонахождении (точке стояния) относительно местных предметов (ориентиров) после определения стороны го­ризонта необходимо назвать местный предмет, непосредственно у которого находится докладывающий, и расстояния до местных пред­метов (ориентиров), указывающих направления сторон горизонта. Например: «Нахожусь на северной опушке леса: севернее 600 м — заводская труба, западнее 200 м — хутор, южнее 300 м — река, восточнее 500 м — дорога».


ДВИЖЕНИЕ ПО АЗИМУТАМ

Сущность движения по азимутам заключается в умении найти и выдержать с помощью компаса указанное или намеченное направ­ление и точно выйти в назначенный пункт.

При определении направления на местный предмет обычно пользуются магнитным азимутом.

Им называется горизонтальный угол, измеря­емый на предмет. Он имеет значения от 0 до 360°. Для определения магнитного азимута на местный предмет с по­мощью компаса надо стать лицом к этому предмету и ориентировать компас. Затем, удерживая компас в ориентированном положении, установить визирное приспособление так, чтобы ви­зирная линия прорезь — мушка совпала с направлением на местный предмет. В этом положении отсчет на лимбе против указателя у мушки покажет величину магнитного (прямого) азимута (направле­ния) на местный предмет (рис. 5).

Обратный азимут — это направление от местного предмета на точку стояния. От прямого азимута он отличается на 180°. Для его определения нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он боль­ше 180°.

Для определения направления на ме­стности по заданному магнитному азимуту необходимо установить указатель мушки на отсчет, равный значению заданного магнитного азимута, и ориентировать ком­пас. Затем, удерживая компас в ориен­тированном положении, заметить на

Рис. 5. Магнитные ази­муты: на лиственное дерево — 56°; на фабричную трубу — 137°; на ветряную мельницу — 244°, на ель — 323°



местности по визирной линии прорезь — мушка удаленный предмет (ориентир). Направление на этот предмет (ориентир) и будет искомым.

Работая с компасом, держать его необходимо на 10 см ниже уровня глаз в левой руке, локоть которой для устойчивости плот­но прижать к боку.

Для движения по азимутам необходимо знать магнитные азимуты с каждого пункта на мар­шруте движения и расстояние между пунктами движения в парах шагов (для человека среднего роста пара шагов принимается за 1,5 м). Эти данные подготавливает командир отделе­ния (взвода) и оформляет в виде схемы маршрута движения (рис. 6) или таблицы (табл.1).



Таблица 1

№ по пор.


Участок маршрута


Магнитный азимут в градусах


Расстояние в парах шагов


1

2

3


Сарай — вышка

Вышка — курган

Курган — отдельное дерево


80

88

78


610

580

850




При движении по азимутам последовательно переходят от одного пункта к другому, выдерживая направление на вспомогательные или промежуточные ориентиры и ведя счет пар шагов. На исходном



Рис. 6. Схема маршрута движения по азимутам (п. ш. — пар шагов)



и всех последующих поворотных пунктах (у ориентиров) по задан­ному азимуту с помощью компаса находят направление движения на местности. В этом направлении применительно к конкретным ус­ловиям выбирают и запоминают или более удаленный ориентир (вспо­могательный), или ориентир, расположенный ближе к поворотному пункту маршрута движения (промежуточный). Если с промежуточ­ного ориентира не виден поворотный пункт, то определяют следую­щий ориентир.

На открытой местности, где трудно найти ориентир, направление движения выдерживается по створу. На исходной точке по компасу определяют направление движения на следующую точку. Двигаясь в этом направлении, выставляют на некотором расстоянии один от другого какие-нибудь знаки. Периодически оглядываясь на них, сле­дят за тем, чтобы направление дальнейшего движения совпадало с прямой линией, мысленно проведенной через оставленные позади зна­ки (на снежном поле это могут быть следы собственного движения).

Для контроля периодически проверяют направление движения по обратному азимуту и по небесным светилам, постоянно сравни­вают заданные ориентиры с достигнутыми, а при наличии карты (схе­мы) сличают с ней местность и маршрут движения.

В тех случаях, когда необходимо возвратиться обратно по тому же пути, пользуются прежней схемой маршрута, но предварительно переводят прямые азимуты в обратные.

Ночью в качестве промежуточных (вспомогательных) ориентиров используются силуэты местных предметов, светящиеся вдали точ­ки и яркие звезды. Если такой возможности нет, то направление вы­держивается по компасу, то есть компас со свободно опущенной стрел­кой все время держат перед собой в ориентированном положении, а за направление движения принимают прямую, проходящую через прорезь и мушку.

Для обхода препятствия (при наличии видимости) поступают та­ким образом: замечают ориентир по направлению движения на про­тивоположной стороне препятствия, определяют расстояние до него и прибавляют эту величину к длине пройденного пути; обходят пре­пятствие и продолжают движение от выбранного ориентира, опреде­лив предварительно по компасу направление прерванного пути.



III. Заключительная часть (5 минут):

IV. Закрепление.

V. Итог урока.

Мы на сегодняшнем уроке научились ориентироваться с помощью компаса, часов, местных признаков и по азимуту. И теперь в случае необходимости сможете правильно и грамотно сориентироваться в любых условиях. Все вы молодцы, показали на сегодняшнем уроке свои способности сосредоточиться, быть внимательными, ответственно подошли к выполнению задания. И благодаря коллективным усилиям мы узнали столько много нового.

VI. Домашнее задание.

Дома необходимо прочитать конспект. Покажите свои записи родителям и узнайте, может быть, они знают еще какие-нибудь способы ориентирования в природе. И тогда на следующем уроке вы поделитесь с нами теми советами, которые узнаете у своих родителей.
































Методическая разработка урока ОБЖ в 5 классе на тему:

«Полезная отрава или средства бытовой химии»










Подготовил и провёл: Шуличенко Александр Николаевич,

преподаватель-организатор ОБЖ

МКОУ «Свердликовская средняя

общеобразовательная школа»

Суджанского района

Курской области












2013г.


Цели урока:

  • Образовательные - познакомить обучающихся с основными видами бытовых химикатов, научить определять степень опасности препаратов бытовой химии и разработать правила их хранения;

  • Развивающие - развивать критическое мышление, умения работать в группе, решать логические задачи творческого характера;

  • Воспитывающие - формировать чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.



Педагогические технологии: технология развития навыков критического мышления, работа в группах, решение изобретательских задач.

Оборудование: компьютерная презентация «Полезная отрава», этикетки от препаратов бытовой химии, флаконы, тюбики со средствами бытовой химии и гигиены.

План урока:

1. Приглашение к обсуждению, активизация интереса к теме, целеполагание.

2. Основная часть:

А) Игра «верю - не верю» (выявление уровня знаний);

Б) Плюсы и минусы препаратов бытовой химии (работа в группах);

В) Классификация препаратов бытовой химии (практическая работа);

Г) Составление памятки-инструкции (работа в группах);

Д) Первоначальное закрепление знаний: решение ситуативных задач.

Е) Деловая игра «Требуется идея».

3. Подведение итогов. Выставление оценок.



Ход урока.

1. Организационный момент.

Вводное слово учителя: Эти вещества есть в каждом доме и в большом количестве. Они выпускаются нашей промышленностью в твёрдом, жидком, порошкообразном и других видах. Без них современный человек не представляет своей жизни, так как они помогают ему.

Как вы думаете, о чём идёт речь?

Правильно, это препараты бытовой химии. Приведите примеры этих средств. Но я сегодняшний урок хотел бы назвать несколько иначе – «Полезная отрава» /слайд №1/, как вы думаете почему?

Правильно, все эти средства безопасны только при условии их правильного использования и хранения, но стоит только человеку нарушить эти правила, они становятся смертельно опасными. Исходя из этого сформулируйте, пожалуйста, задачи сегодняшнего урока. /слайд №2/.

2. А) Предлагаю вам поиграть со мной в игру «верю - не верю». Сейчас на экране вы увидите список утверждений. Все, кто соглашается с утверждением, поднимает руку. Затем я подсчитываю, сколько человек согласились с утверждением, а сколько нет.

/ слайд №3/

утверждения

согласились

не согласны

1. Насчитывается более 1000 наименований препаратов бытовой химии



2. Ежегодно около 300 тыс. отравлений, в том числе почти 20 тыс. со смертельным исходом связано в нашей стране с препаратами бытовой химии



3. Для эффективной очистки оконных стёкол можно использовать подсолнечное масло



4. Более 3 тыс. лет тому назад на Ближнем Востоке научились получать мыло



5. После работы с препаратами бытовой химии нужно тщательно вымыть руки



6. Любой из препаратов бытовой химии можно заменить более простыми и безвредными средствами



7. Обязательно после покупки препарата бытовой химии внимательно прочитайте инструкцию по использованию



8.Все упаковки с препаратами бытовой химии должны быть обязательно подписаны



9. Вся «домашняя химия» вредна для здоровья человека



10. Аэрозоли нельзя хранить вблизи источников тепла





Б) А теперь выясним, что вы знаете об использовании бытовой химии. Поскольку в теме сегодняшнего урока есть противоречие - полезная со знаком «+» и отрава со знаком «-».

Давайте попытаемся его разрешить и выяснить, чего больше: полезного или вредного в этих средствах. Разделитесь на группы и выполните следующее задание. Поделите лист бумаги на две половины, напишите на одной из них «хорошо», на другой «плохо» и запишите в них соответствующие характеристики вредных и полезных свойств бытовой химии. /слайд №4/. Методом «мозгового штурма» дети составляют список того, что им известно.

Подводится итог этой работы, делается вывод:

1) бытовая химия в современных условиях необходима;

2) человек не может без неё обходиться;

3) нужно уметь её правильно использовать;

4) для этого нужно знать её свойства.


В) По степени и характеру опасности для человека бытовые химикаты можно разделить на четыре группы:

1.Относительно безопасные. На их упаковках отсутствуют надписи, предупреждающие об опасности. /слайд №5/.

2.Опасные для глаз и кожи. На их упаковках есть предупредительные надписи, например: «Беречь от попадания в глаза», « Не допускать попадания на кожу». /слайд № 6/

3. Огнеопасные. На флаконах и баллончиках с такими веществами написано:

«Огнеопасно», « Не хранить возле огня», «Беречь от огня». /слайд №7/.

4.Ядовитые с надписями на упаковке: «Яд!», «Ядовито!». /слайд № 8/.

У вас на партах лежат упаковки от разнообразных средств домашней химии. Внимательно изучите инструкции и определите степень опасности этих веществ. Данные занесите в таблицу. /слайд №9/.

Название

Назначение

Внешний вид

Степень опасности

1. Мыло

Средство гигиены

Твёрдый предмет

Относительно безопасное

2.Шампунь

Средство гигиены

Жидкое вещество

Не допускать попадания в глаза

3.Освежитель воздуха

Устраняет неприятные запахи

Аэрозоль

Огнеопасен, опасен для глаз

4.Кондиционер для белья

Предназначен для придания тканям мягкости и свежести

Жидкое вещество

Опасен для глаз и кожи

5.Стиральный порошок

Предназначен для стирки белья

Порошок

Опасен для глаз и кожи

6.Средство для мытья посуды

Средство для мытья посуды

Гель

Опасное для глаз

7. Лекарства

Для лечения болезней

Твёрдые, жидкие

Относительно безопасные

8. Зубная паста

Средство гигиены

Паста

Относительно безопасные

9. Парфюмерия

Для придания ароматов и запахов

Жидкие, аэрозоли

Опасна для глаз, огнеопасно

10. Пена для бритья

Для бритья

Пена

Относительно безопасное, огнеопасно

11. Средства для уничтожения насекомых, грызунов

Для борьбы с вредителями, насекомыми

Жидкие, твердые, гели, аэрозоли

Ядовитые, огнеопасные



Проверка результатов этой работы пройдёт в виде игры. На экране вы увидите изображения некоторых препаратов бытовой химии. Если вы считаете, что они безопасны, то должны вытянуть руки вверх, как бы доставая его с высокой полки. Если вы считаете их относительно безопасными, то должны присесть, как бы поднимая что-то с пола. Если вы уверены, что они огнеопасные, сделайте наклоны туловища в левую и правую сторону. Ну и, наконец, если оно ядовитое - покачайте головой. Если всё понятно, начнём. /слайды №№10-17/

Г) Однажды в одном городе произошёл такой случай. Пятилетняя девочка увидела на столе бутылку из-под лимонада. При первом же глотке закричала от боли. Оказалось, что мать держала в этой бутылке уксусную эссенцию. В чём причина этого несчастного случая? Правильно, нарушены правила хранения бытовой химии. Давайте опять объединимся в группы и составим небольшую инструкцию по правилам хранения препаратов бытовой химии. Что бы направить ход ваших мыслей в правильную сторону воспользуйтесь опорными словами: хранить, использовать, не допускать, нельзя. /слайд №18/.

Результатом работы должна стать примерно такая инструкция:

Правила хранения препаратов бытовой химии:

1.Хранить отдельно от пищевых продуктов, желательно, где есть вытяжка.

2. Нельзя использовать для игр и не по прямому назначению.

3.Не допускать попадания в рот, нос, глаза!

4. Хранить все вещества в заводской упаковке и обязательно подписанными.

5. Проверять сроки хранения и использования этих веществ.

6. Нельзя хранить эти вещества около огня!

7. Нельзя выбрасывать тару из-под средств бытовой химии у дома, в дороге, на лоне природы. /слайд №19/.

Д) А теперь выясним, сможете ли вы применить полученные знания при решении обычных жизненных ситуаций. Ваша задача - внимательно выслушать предлагаемую ситуацию и объяснить, кто поступает неправильно и почему?

1. Папа с сыном обрабатывали раствором ядохимикатов деревья и кустарники в саду от вредителей- насекомых, у них остался раствор. Чтобы не отравиться они вылили его в пруд. Опаздывая на автобус, они не успели переодеться и поехали домой в той же одежде, в которой проводили обработку.

2. Люда торопилась успеть постирать бельё до прихода мамы. Она взяла пачку со стиральным порошком и быстро стала сыпать его в стиральную машину, наклонившись над ней как можно ближе, чтобы увидеть, сколько насыпать порошка.

3. Папа закурил. Была включена газовая плита. Мама в этот момент наносила из аэрозольного баллона чистящую жидкость на кафельную плитку.

4. Мама стала обрабатывать дихлофосом кухню от мух, не убрав со стола вымытую посуду.

Обсуждение и анализ предложенных ситуаций.

Е) Предлагаю деловую игру «Требуется идея!». Нужно решить изобретательскую задачу, которая была предложена на конкурсе в Англии (эту задачу можно решить в классе, при недостатке времени это может стать домашним заданием)

Учитель даёт задание: Придумайте такой флакон для хранения опасных веществ, который бы исключал возможность случайного употребления этого вещества не по назначению.

3.Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Используемая литература:

1.Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс.

2.Величковский Т.Б. «Здоровье человека и окружающая среда». М., Новая школа, 1997.

3. Свинухов Г.В., Сенотрусова С.В. «Основы экологии и окружающей среды». М., Мир, 1999.

4. Семьдесят тысяч пришельцев. //Берегиня, № (182) 5-6 2008, с. 12.

5. Делай как бабушки 80 лет назад. //Берегиня, № (182) 5-6 2008, с. 12.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шуличенко Александр Николаевич

Дата: 31.01.2015

Номер свидетельства: 164776


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства