Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитников Отечества
Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитников Отечества
Цель урока: рассмотреть важнейшие боевые традиции Вооруженных сил РФ, пробудить интерес к жизни и деятельности Вооруженных сил РФ, воспитывать любовь к Родине, формировать чувство гордости за Вооруженные силы РФ и за свою страну.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитников Отечества»
10 класс
План - конспект открытого урока
Тема урока: «Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитников Отечества».
Цель урока:
1. Обучающие – рассмотреть важнейшие боевые традиции Вооруженных сил РФ.
2. Развивающие – пробудить интерес к жизни и деятельности Вооруженных сил РФ.
3. Воспитывающие – воспитывать любовь к Родине, формировать чувство гордости за Вооруженные силы РФ и за свою страну.
4. Учебно-методическое сопровождение урока:
- учебник ОБЖ;
- конспект урока;
- тест для проверки качества усвоения материала;
- анкета для юношей и девушек.
-телевизор, видеоплеер, фрагменты из фильмов «Офицеры», «9 рота».
I. Боевые традиции Вооруженных сил России.
Организационный момент
Проверка наличия учащихся. Доведения порядка проведения занятий.
«Мозговая разминка» - задание, способствующие включению учащихся в работу по теме урока.
Ученикам предлагается написать несколько ассоциаций со словом «Патриот» на выполнения задания дается 1 минута. Учащимся раздаются анкеты вопросом отношение к службе российской армии, как юношей, так и девушек. В это время учитель проходит по классу наблюдает за работой учащихся. Выслушав варианты ответов, не в коем случае не критиковать, но обязательно обобщить.
И вот она тема урока – «Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитников Отечества». Записываем ее на доске.
II. Объяснение нового материала.
1. Что такое традиция?
2. Назвать важнейшие боевые традиции ВС РФ.
3. Что такое воинский долг?
4. В каком законе дано определение существа воинского долга, в чем его суть?
5. Приведите примеры патриотизма в отечественных воинах и локальных конфликтах происшедшими на территории России.
Боевые традиции – это исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с несением воинской службы и образцовым выполнением боевых задач.
Традиции связаны с историей данного войскового коллектива или рода войск, его профессиональными особенностями, героическими событиями или определенными укладом армейского быта. Но есть много общих боевых традиций для всех Вооруженных сил России.
Важнейшими боевыми традициями Вооруженных сил являются:
Преданность Родине, постоянная готовность к ее защите;
Верность Боевому Знамени воинской части, Военно-морскому флагу корабля;
Верность Военной присяге, воинскому долгу;
Боевое товарищество;
Неустанное стремление к овладению военно-профессиональными знаниями, совершенствованию воинского мастерства, постоянное поддержание боевой готовности, уверенность в своих силах.
Патриотизм, верность воинскому долгу – неотъемлемые качества русского воина, основа героизма.
Патриотизм – любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов Родины.
Воинский долг – это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями государства, общества и назначением Вооруженных сил.
История войн, которые пришлось вести народам России в защиту Родины, - это история воинской доблести и солдатской славы.
В тяжелые годы для Родины всегда ощущался подъем нравственности россиян. Высокое слово «Отечество» связывалось с такими понятиями, как «присяга», «долг» и «подвиг» во имя его защиты и независимости. В России нарушение присяги, измена Родине всегда не только осуждались, но и карались.
Одним из ярких примеров массового патриотизма народов России явилась Отечественная война 1812г. Тогда на защиту Родины встали все: и богатые, и бедные, и пожилые, и молодые, т.е. все, кому были дороги свобода и независимость Родины.
Крестьянина Семена Силаева из Смоленской губернии французы заставляли показать им путь на г. Белый. А он уверял их, что дорога болотистая, мосты сожжены и пройти невозможно. На него направили заряженные оружья – он стоит на своем, предложили золото – не помогает. Так и ушли французы ни с чем. Город был спасен. А пройти можно было легко: все болота в то лето высохли.
В наибольшей мере патриотизм и верность Родине проявились в годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашей страны.
За мужество и героизм, проявленные в боях против фашистов, свыше 11,6 тыс. воинов были удостоены высшей степени отличия – знания Героя Советского Союза и более 7 млн. человек награждены орденами и медалями.
Война показала множество примеров патриотизма воинов различных рангов – от рядового солдата до генерала.
Простой солдат татарин Тимерен Зинатов оставил знаменитый автограф в каземате Бретской крепости: «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 22.07.41г.»
В воздушном бою над Львовом 13 июля 1944г. самолет-истребитель Михаила Девятаева был сбит. Летчик выбросился из объятой пламенем машины и попал в плен. Пройдя через муки нескольких фашистских концлагерей, в том числе и через концлагерь Заксенхаузен, Девятаев попал на остров Узедом, где фашистами готовилось сверхмощное оружие (ракеты ФАУ-1 и ФАУ-2). Работающие на производстве узники концлагеря были заранее приговорены к смерти.
В феврале 1945г. вместе с десятью другими заключенными Девятаеву удалось захватить немецкий самолет «Хенкель» и на нем совершить побег из плане с «острова смерти». На самолете бывшие узники пересекли линию фронта и передали советскому командованию стратегически важные сведения о засекреченном производстве на острове Узедом.
И в наше время российские солдаты, воспитанные на подвигах героев Великой Отечественной войны, чтят и приумножают славные боевые традиции отцов и дедов.
Так было в 1969г. на острове Дамасский и в 1978-1989гг. в Афганистане, так повторилось и в Чеченской Республике.
Их было 90. Девяносто десантников, преградивших путь боевикам Басаева И Хаттаба на безымянной высоте у селения Улус-Керт, в аргунском ущелье Чечни. 90 героев, принявших неравный бой с 2000 вооруженных до зубов бандитов. 84 гвардейца геройски погибли, но не пропустили врага. Под Улус-Кертом рота псковских гвардейских десантников шагнули в бессмертие.
О каждом из них можно говорить много. Вот лишь несколько примеров.
Александр Супонинский. – автомат поднес к виску, последний рожок оставался, а тут наши как огня дали по «духам», причем точно по их позициям. Заорал что-то, весь магазин в их сторону выпустил. Потом снова наши замолчали. Подполз к ребятам, взял еще патронов, гранат, начал огрызаться. Мыслей уже вообще не стало, одно желание – хоть еще одного замочить!
Саша пытался застрелиться еще несколько раз, но каким-то чудом именно в этот момент начинала работать артиллерия. В шесть утра 1 марта, когда огонь боевиков немного стих, Александр, взвалив на себя контуженного Андрея Поршнева, сумел выползти из братской могилы 776. через несколько сотен метров они наткнулись на своих – шла подмога, хотя помогать было уже некому.
Они лежали в госпитале в Моздоке рядом – Саша и Андрей, и первые дни ждали каждую «вертушку» из Чечни: «Вдруг еще наших подранков привезут». Каждую ночь переживали еще раз тот последний бой – минуту за минутой, пулю за пулей, взрыв за взрывом…
Гвардии старшему сержанту Александру Супонинскому, одному из тех шести солдат, кто остался в живых в бою на высотке под Улус-Кертом, присвоили звание Героя России. Потом отправили домой в Татарстан…
Раздать учащимся тесты для проверки качества усвоения материала.
Показ фрагмента из кинофильмов «Офицеры», «9 рота».
III. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
Так как большую роль в воспитании играет семья, то домашнее задание предусматривает изучение каждым учащимся своей семьи. Например, рассказать о члене своей семьи, воевавшем в годы Великой Отечественной войны, о прохождении военной службы родителями.
Подготовить сообщения о выполнении воинского долга нашими земляками, и в том числе теми, кто учился в нашей школе.
I вариант
1. Боевые традиции:
а) определенные правила и требования к несению службы и выполнению боевых задач;
б) исторически сложившиеся из поколения в поколение правила и нормы поведения военнослужащих, связанные с образцовым выполнение боевых задач и несением воинской службы;
в) специальные нормы, предъявляемые к психологическим и нравственным качествам военнослужащего в период прохождения им воинской службы.
2. Совершение выдающих по своему значению действий, требующих от воина личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию:
а) героизм;
б) мужество;
в) воинская честь.
3. Морально-психологическое и боевое качество воина, характеризующее его способность устойчиво переносить длительные физические нагрузки, психическое напряжение и сохранять при этом присутствие духа, в опасных ситуациях проявлять высокую активность:
а) воинская доблесть;
б) мужество;
в) героизм.
4. Исполнение военнослужащим своих служебных обязанностей в мирное время:
а) мужество;
б) воинская честь;
в) воинский долг.
II вариант
1. Внутренние, нравственные качества воина, характеризующие его поведение, отношение к коллективу, к выполнению воинского долга:
а) воинская честь;
б) воинская доблесть;
в) героизм.
2. Из приведенных волевых качеств определите те, которые необходимы для выполнения воинского долга:
а) агрессивность, настороженность к сослуживцам;
б) решительность, выдержка, настойчивость при преодолении препятствий и трудностей;
в) терпимость по отношению к старшим по званию, лояльность по отношению к сослуживцам, непримиримость к неуставным взаимоотношениям.
3. Воинский коллектив:
а) подразделение военнослужащих, имеющее общие цели и задачи в мирное время или военное время;
б) воинское подразделение одного рода войск, обеспечивающее выполнение поставленного перед ним боевого задания;
в) группа военнослужащих, объединенная общими обязанностями и интересами в военном деле.
4. Морально-правовая норма взаимоотношений военнослужащих в воинском коллективе, влияющая на его сплоченность и боеспособность:
а) воинский коллективизм;
б) воинское товарищество;
в) воинский долг.
Не браните мое поколение –
Это ваших рядов пополнение,
И за моду его не судите,
С чистым сердцем к нему подойдите.
Дело вовсе не в том, как мы пашем,
Как в болотах бредем по колено, -
Это тоже мое поколение.
Вы правы, мы войны не видали,
А у вас ордена и медали,
Но на подвиг в любое мгновенье
Встанет грудью мое поколенье.
Впереди и награды, и звания, мы, товарищи старшие, с вами,
Если надо, застынем в граните –
Поколенье мое не браните.
Итоги войны
1418 дней и ночей длилась война против фашистских агрессоров.
На советстко-германском фронте были разгромлены и пленены основные силы фашистского блока:
607 дивизий вермахта и его союзников.
В сражениях с советскими Вооруженными силами Германия потеряла:
- свыше 10 млн. человек;
- свыше 75 % военной техники.
Цена победы
Война унесла свыше 27 млн. жизней наших сограждан, в том числе:
- более 11 млн. воинов на фронте;
- около 4 млн. партизан и подпольщиков погибло в тылу врага и на оккупированных территориях;
- около 6 млн. советских граждан оказалось в фашисткой неволе.
За годы войны СССР потерял 30 % своего национального богатства.
Оккупанты полностью или частично разрушили и уничтожили 1710 городов и поселков, свыше 70 тыс. сел и деревень. Крова лишились 25 млн. человек.