Занятие для детей старшей группы детского сада. Цель: закрепить знания о пользе и вреде огня, о пожаре и о порядке действия при пожаре. Занятия проводится в форме беседы с использованием загадок, стихотворений, инсценировки и подвижных игр.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Реквизит для проведения комбинированной эстафеты: 2 больших ведра, 8 маленьких ведер, 2 телефона, 6 маленьких стульчиков, 2 куклы.
Реквизит для проведения эстафеты «Пожарные на учении»: 8 кеглей, 2 мяча.
Рисунки с изображением предметов: огнетушитель, лопата, песок, топор, выдвижная лестница, противогаз, рукавная линия, ведро, пожарная автомашина.
Оформление: детские рисунки на противопожарную тему, плакаты.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы собрались, чтобы поговорить об очень важных вещах. А что будет главной темой нашего разговора, вам предстоит отгадать:
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
Дети:Огонь.
Воспитатель: Правильно, это огонь. Огонь - давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел.
Человек без огня не живет.
При огне, как при солнце, светло,
При огне и зимою тепло.
Посмотрите, ребята, вокруг,
Нам огонь - повседневный друг!
… Давайте мы с вами сейчас и вспомним, как огонь помогает нам в нашей повседневной жизни?
(Дети отвечают: при приготовлении обеда, при работе кузнецов, электросварщиков …)
Воспитатель: Правильно, ребята, но нужно помнить, что:
Человеку друг огонь,
Только зря его не тронь!
Если будешь баловаться,
То беды не миновать!
От огня не сдобровать!
Знайте в гневе он сердит:
Ничего не пощадит.
Уничтожить может садик,
Поле хлебное, твой дом,
И у дома всё кругом.
И, взметнувшись до небес,
Перекинуться на лес!
Гибнут в пламени пожара
Даже люди иногда!
ЭТО ПОМНИТЕ ВСЕГДА!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, от чего может произойти пожар?
(Дети отвечают: играли спичками, от электрических приборов, не затушили костер...)
Воспитатель: Вспомните, отчего возник пожар в стихотворении «Кошкин дом»?
Дети: Выпал уголек из печки.
Воспитатель: Правильно. Есть даже такая пословица (показывая на плакат): «Когда без присмотра оставлена печь, один уголек целый дом может сжечь». О чем говорится в этой пословице?
(Дети отвечают: о том, что нельзя оставлять без присмотра печку, а также электрические приборы, включенные в сеть, зажженный газ и т.д.)
Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение Т.Волынского «Кошкин дом» и запомним, как друзья кошки помогали ей тушить пожар.
(Чтение по ролям сказки «Кошкин дом». Воспитатель говорит за автора, остальные роли исполняют дети.)
Воспитатель:
С каланчи Барбос глядит,
Видит: кошкин дом горит.
Барбос:
Гав-гав-гав! Скорей сюда.
К Мурке в дом пришла беда!
Воспитатель:
И сказала утка: Кря!
Утка:
Я ведро несла не зря,
Я огонь залью водой,
Живо справлюсь я с бедой.
Воспитатель:
В страхе кошка: дом в огне.
Кошка:
Мяу-мяу... Что делать мне?
Где достать воды сейчас?
Далеко река от нас!
Воспитатель:
Мяу! Жалобно пищат
Двое братиков-котят.
До крылечка длинный путь,
Трудно им мешок тянуть.
Отовсюду пламя бьет,
Кошка-мама слезы льет.
Кошка:
Кто спасет мой новый дом?
Кто же справится с огнем?
Воспитатель:
Слышит кошка:
Курица:
...Ко-ко-ко!
Я уже недалеко...
Воспитатель:
Это курочка бежит,
На пожар она спешит.
Мчится, мчится во весь дух
Мимо мельницы петух.
Петух:
Ку-ка-ре-ку!... Помогу!
На пожар с багром бегу.
Воспитатель:
Через поле, через двор
Тащит лестницу Трезор.
Ведь пожарным она
Обязательно нужна.
На трубу петух взлетел,
Воду лить скорей велел.
Все спасают кошкин дом,
Смело борются с огнем.
Уступил огонь воде,
Даже дыма нет нигде.
Кошка ласково глядит,
Всех друзей благодарит.
Воспитатель: Ответьте на первый вопрос: «Как друзья помогали тушить пожар кошке? »
(Дети отвечают: несли воду, багор, лестницу, заливали огонь водой.)
Воспитатель: А что надо сделать, когда увидишь пожар?
(Дети отвечают.)
Воспитатель:Правильно, нужно позвать на помощь взрослых, позвонить по телефону в пожарную охрану и уйти подальше от огня.
… Все из вас знают, по какому телефонному номеру нужно звонить, чтобы вызвать пожарную команду?
Дети: «01».
(Читают хором плакат: «Пусть помнит каждый гражданин пожарный номер - «01».)
Воспитатель: Кто ответит на вопрос: «Почему пожарных вызывают по телефону именно «01»?
(Дети отвечают.)
Воспитатель: Действительно, номер «01» самый простой, его запомнит каждый; он короткий, а когда пожар, каждая секунда дорога; этот номер легко набрать на диске телефона даже в темноте.
… Ребята, а кто знает, что именно необходимо сообщить диспетчеру по телефону?
(Дети отвечают.)
Воспитатель: Правильно,нужно сообщить о пожаре, назвав точный адрес.
… Ребята, как вы думаете, а можно ли оставлять детей одних в закрытой комнате?
(Дети отвечают.)
Воспитатель: Конечно нельзя, потому что в комнате есть электроприборы, от которых может произойти пожар: телевизор, холодильник, плитки, лампы и пр. Также на виду могут оказаться спички, а игра с ними всегда приводит к пожару.
… Ребята, а кто знает, чем еще опасен пожар, кроме огня?
(Дети отвечают.)
Воспитатель: Действительно, иногда страшнее огня дым: в задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход; в горячем и ядовитом дыму можно задохнуться или отравиться.
… А сейчас мы проведем эстафету, которая поможет вам запомнить, как нужно действовать во время пожара.
Комбинированная эстафета
(Выбираются две команды - «Уголек» и «Искорка».)
1-й этап. «Кто быстрее сообщит о пожаре?»
Нужно добежать до телефона, набрать нужный номер и сообщить о пожаре, называя адрес.
2-й этап. «Спасательные работы»
Проползти, спасаясь от дыма, под стульями до «места пожара», взять на руки куклу и вынести «из огня».
3-й этап. «Кто быстрее потушит огонь?»
С ведерком воды добежать до места пожара, вылить воду и вернуться. Таким образом, несколько человек наполняют большое ведро. Та команда, которая скорее его наполнит, объявляется победительницей.
Воспитатель: Очень большую опасность представляют костры, которые разводят в лесу. Увлекшись игрой, дети забывают потушить костер, тогда развеваемые ветром искры разлетаются на большое расстояние, и пожар охватывает большие лесные площади, уничтожая не только лес, но и все живое. Помните: костер - не игрушка! Очень опасна шалость со спичками. Одна маленькая спичка может натворить немало бед.
(Чтение детьми стихотворения.)
- Младшим братьям и сестричкам
Все ребята говорят:
«Крепко помните, что спички –
Не игрушка для ребят»!
- Костер вы бросили в лесу,
И вот несчастье на носу.
Все вы знать должны, друзья,
Что с огнем шалить нельзя.
- Смастерил Сергей пугач,
Пострелял немного,
А теперь Сережу врач
Лечит от ожога.
От такого пугача
Путь обычный - до врача.
Ведущий: Ребята, сейчас я вам покажу рисунки предметов, а вы должны ответить, человеку какой профессии эти предметы могут принадлежать.
… Ответьте на вопрос: для чего нужны пожарному эти предметы?
(Следуют объяснения детей.)
Воспитатель: А сейчас мы с вами проведем эстафету «Пожарные на учении».
(Участвуют две команды.)
Эстафета
1-й этап: пробежать между кеглями, вернуться назад, не сбив кегли.
2-й этап: сбивание кеглей мячом на расстоянии.
3-й этап: преодолеть дистанцию прыжками.
4-й этап: все разбегаются врассыпную, потом посмотрим, чья команда по сигналу свистка быстрее построится в шеренгу.
(Подведение итогов, объявление победителей.)
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами говорили об огне, о том, что он может приносить не только пользу, но и вред. И сейчас я хочу проверить, хорошо ли вы запомнили то, о чем мы с вами беседовали:
А ну, ребятки, не зевайте,
Дружно хором отвечайте:
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его... (Водой.)
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички...
(Отобрать.)
Раскалился если вдруг
Электрический утюг,
Что должны вы делать, детки?
Вынуть вилку из...
(Розетки.)
Если вдруг пожар возник,
Ты обязан в тот же миг
В часть к пожарным позвонить,
О пожаре...
(Сообщить.)
Знает каждый гражданин
Пожарный номер...
(«01».)
Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен.
Дети помните о том,
Что нельзя шутить с...
(Огнем.)
… Давайте всегда стараться, чтобы не было пожаров, чтобы не было беды, чтобы мы всегда были счастливы.