kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сравнительный анализ ФГОС ООО 2010, ФГОС ООО 2021 с обновленными ФГОС ООО и ФГОС СОО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО»

Практическая работа №1



Выполнил(а)

Укажите фамилию, инициалы, место работы

Песков А.А.

МБОУ СОШ №4, г.Мытищи



Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО».

Изучите содержание обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО на основе сравнительного анализа со ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2012). Оформите работу в виде таблицы:


ФГОС ООО

Параметр сравнения

2010 г.

2021 г.

Требования к условиям реализации программ обучения

Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Детализированы требования к условиям реализации ООП.

Требования к условиям реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, включают: общесистемные требования; требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению; требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.

5.1. Результатом выполнения требований к условиям реализации программы основного общего образования должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам

35.3. При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации.

35.4. В случае реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в полном объеме независимо от их мест нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет как на территории Организации, так и за ее пределами (далее - электронная информационно-образовательная среда).

35.5. При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с использованием сетевой формы требования к реализации указанной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы основного общего образования с использованием сетевой формы.

35.2. В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий


Требования к структуре основной образовательной программы

Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает

- собственную образовательную программу,

- Учебный план, учитывая

общий объем аудиторной работы за 5 лет. Количество учебных занятий за 5 лет не менее 5267 часов

и не более 6020 часов

Структура программы осталась той же:

программа основного (начального) общего образования включает три раздела: целевой; содержательный; организационный.

Общий объем аудиторной работы за 5 лет ИЗМЕНЯЕТСЯ:

не менее 5058 академических часов

и не более 5549 академических часов

при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе.

Вариативные сроки.

Требования к результатам обучения

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

- личностным, включающим готовность и способность

обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и

межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской

идентичности в поликультурном социуме;

- метапредметным, включающим освоенные обучающимися

межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их

использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной

траектории;

- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных

ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами

Требования к результатам реализации ОП в обновленных ФГОС сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода .

Детализированы требования к результатам освоения ООП:

Требования к личностным результатам освоения программы основного общего образования: включают:

• осознание российской гражданской дентичности;

• готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

• ценность самостоятельности и инициативы;

• наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;

• сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

Личностные результаты представлены в соответствии с направлениями программы воспитания:

Гражданское

Патриотическое

Духовно-нравственное

Эстетическое

Физическое и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Трудовое

Экологическое

Ценности научного познания

Требования к метапредметным результатам освоения программы основного общего образования

• освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

• способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

• готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

• овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.

Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические (8)

Базовые исследовательские (7)

Работа с информацией (6)

Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение (8)

Совместная деятельность (7)

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация (5)

Самоконтроль (6)

Эмоциональный интеллект (4)

Принятие себя и других (5)

Требования к предметным результатам освоения программы основного

общего образования

• освоение обучающимися научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;

• предпосылки научного типа мышления;

• виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.

Требования к освоению предметных результатов программ основного общего образования на базовом и углубленном уровнях обеспечивают возможность изучения учебных предметов по индивидуальным учебным планам, с использованием сетевой формы, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий …

Включают способность:

• знать определение понятия,

• знать и уметь доказывать свойства и признаки,

• характеризовать связи с другими понятиями, представляя одно понятие как часть целого комплекса,

• использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательства и решении задач (свободно оперировать понятиями),

решать задачи более высокого уровня сложности.

Особенности требований к результатам освоения программы основного общего образования в ФГОС 2021

• Деятельностная форма представления результатов по предметам по каждому году обучения (исключение – история)

• Формулировка результатов в соответствии с программными документами в области социально-экономического развития страны

• Предъявление требований к результатам в соответствии с гарантируемым минимумом содержания

• Учет отечественной и мировой практики оценки достижения планируемых результатов как показателя качества общего образования (ВПР, ЕГЭ, ОГЭ)

• Усиление акцентов на результаты изучения на современном уровне явлений и процессов в современной России и мире в целом.



ФГОС СОО

Параметр сравнения

2012 г.

2022 г.

Требования к условиям реализации программ обучения

Условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность:

достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с учебными планами и планами внеурочной деятельности всеми обучающимися, в том числе одарёнными детьми, детьми с ОВЗ и инвалидами;

развития личности, её способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно полезной деятельности, через систему творческих, научных и трудовых объединений, кружков, клубов, секций, студий на основе взаимодействия с другими организациями, осуществляющими образовательный процесс, а также организациями культуры, спорта, здравоохранения, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности;

осознанного выбора обучающимися будущей профессии, дальнейшего успешного образования и профессиональной деятельности;

работы с одарёнными обучающимися, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности;

формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, социальных ценностей, социально-профессиональных ориентаций, готовности к защите Отечества, службе в Вооружённых силах Российской Федерации;

самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками;

выполнения индивидуального проекта всеми обучающимися в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом;


участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также образовательной среды и школьного уклада;

использования сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, направленного на повышение эффективности образовательного процесса;

участия обучающихся в процессах преобразования социальной среды населённого пункта, разработки и реализации социальных проектов и программ;

развития у обучающихся опыта самостоятельной и творческой деятельности: образовательной, учебно-исследовательской и проектной, социальной, информационно-исследовательской, художественной и др.;

развития опыта общественной деятельности, решения моральных дилемм и осуществления нравственного выбора;

формирования у обучающихся основ экологического мышления, развития опыта природоохранной деятельности, безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;

использования в образовательном процессе современных образовательных технологий;

обновления содержания основной образовательной программы, методик и технологий её реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учётом особенностей развития субъекта Российской Федерации;

эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;

эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

Расширяют возможность вариативности

образовательных программ и условий их

реализации.

Устанавливают требования к информационно- образовательной среде.

Предусмотрены возможности:

- формирования образовательной программы с включением вариативных учебных модулей;

- разработки и реализации программ различного уровня сложности и направленности;

-разработки и реализации индивидуальных учебных планов;

- самостоятельного выбора траекторий изучения учебных

предметов для обучающихся инновационных школ;

- вариативности сроков реализации образовательной

программы;

- изучения учебных предметов на базовом и углубленном

уровнях.

Требования к структуре основной образовательной программы

Основная образовательная программа должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи, планируемые результаты реализации основной образовательной программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов и включать:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;

систему оценки результатов освоения основной образовательной программы.

Содержательный раздел должен определять общее содержание среднего (полного) общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

программу развития универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности;

программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

программу воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

программу коррекционной работы, включающую организацию работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидами.

Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы.

Организационный раздел должен включать:

учебный план среднего (полного) общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;

план внеурочной деятельности;

систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Основная образовательная программа разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

В учебном плане на уровне СОО увеличили количество учебных предметов.

Старшеклассники всех профилей обучения будут изучать 13 обязательных предметов:

русский язык, литературу, математику, информатику, иностранный язык, физику, химию,

биологию, историю, обществознание, географию, физкультуру и ОБЖ. В учебных планах

АООП физическую культуру заменят на адаптивную физическую культуру.

Сейчас учебный план профиля включает минимум 11 учебных предметов и старшеклассники всех профилей изучают восемь обязательных предметов:

русский язык, литературу, иностранный язык, математику, историю (или предмет «Россия

в мире»), физкультуру, ОБЖ и астрономию.

Изменили подход к формированию учебных планов. До изменений в учебный план

профиля включали не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, а

три или четыре профильных предмета школьники осваивали углубленно. Теперь в учебном плане каждого профиля будет единый перечень из 13 обязательных предметов. Из них минимум два предмета школьники будут изучать углубленно.

Программа коррекционной работы:

в новой редакции ФГОС СОО уточнили требования к программе коррекционной

работы. В средней школе будут корректировать недостатки психического и

физического развития учеников и помогать в освоении программы. В рамках программы в

школе будут осуществлять комплексное индивидуально ориентированное психолого- медико-педагогическое сопровождение всех старшеклассников, которым нужна помощь в

освоении ООП. Сопровождение школьников с ОВЗ будут проводить по рекомендациям ПМПК.

Также для школьников с ОВЗ школы создадут специальные условия обучения и

воспитания, разработают адаптированное учебно-дидактическое обеспечение. Будут следить за уровнем нагрузки школьников с ОВЗ, предоставят услуги

ассистента и техническую помощь.

Структуру программы коррекционной работы уточнили и дополнили. Теперь она должна

включать:

1. Цели и задачи коррекционной работы с обучающимися при получении среднего общего

образования.

2. Перечень и содержание индивидуально ориентированных направлений работы.

3. Систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки учеников с ОВЗ, которое включает комплексное обследование, мониторинг динамики

развития, успешности освоения ООП СОО.

4. Механизм взаимодействия, который предусматривает общую целевую и единую

стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики

педагогических работников, специалистов в области коррекционной педагогики,

специальной психологии, медицинских работников образовательной организации и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной

деятельности.

5. Планируемые результаты коррекционной работы

Требования к результатам обучения

Личностные, метапредметные результаты не систематизированы, не конкретизированы.

Предметные результаты

не сформулированы с учетом системно-деятельностного подхода, не учитывают результаты процедур,

оценки качества образования,

не определяют минимум содержания образования.

НЕсистематизированы.

НЕконкретизированы.




Новый формат представления личностных

результатов – по областям воспитания:

Патриотическое воспитание - 3

Гражданское воспитание - 7

Духовно-нравственное воспитание - 5

Эстетическое воспитание - 4

Воспитание ценности научного познания - 3

Физическое воспитание.

Формирование культуры здоровья

И эмоционального благополучия - 3

Трудовое воспитание - 4

Экологическое воспитание - 5

Требования к личностным результатам

систематизированы и конкретизированы


Материалы к практической части занятия: файлы документов ФГОС ООО (2010, 2021), ФГОС СОО (2012, 2022) (см. страницу курса)



Тема: «Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО»

«Анализ видеофрагментов учебных занятий с позиции системно-деятельностного подхода».

Проанализируйте видеоурок (по выбору) или фрагменты двух видеоуроков с опорой на чек-лист.


Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия.

Предмет, класс

Тема анализируемого учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Общий вывод об учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности


Физика

7 класс


Механическая работа и мощность.

Диалогическое общение учителя с детьми.

В ходе работы консультирует и корректирует действия учащихся

Деятельность учителя -направляющая

Выделение необходимой информации, структурирование знаний. Проблемно-диалоговое взаимодействие.

Слушают, анализируют, высказывают свои предположения, опираются на свои знания и лабораторный практикум (эксперимент) во время урока.

Отвечают на вопросы учителя, анализируют, выполняют эксперимент и делают выводы, сравнивают, обобщают, рассчитывают

Выражение своих мыслей. Учебное сотрудничество.

Выполнение лабораторного практикума в группах.

Выполнение задания в диалоге с учителем. Совместный анализ выполнения заданий и ответы на поставленные вопросы

Проведение опытов (эксперимента) учатся работать в коллективе

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже усвоено и того, что еще не известно). Планирование (определение промежуточных целей и последовательности действий).

Самообучение во время практикума.

Контроль. Коррекция.

Выполнение заданий в диалоге с учителем. Самообразование во время практикума.

Урок современного типа. В основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Знания не даются в готовом виде.

Материалы к практической работе: ссылки на видеофрагменты современных уроков по различным предметам. (см. страницу курса)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО

Автор: Песков Александр Александрович

Дата: 21.10.2024

Номер свидетельства: 658171

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Практическая работа "Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО""
    ["seo_title"] => string(77) "prakticheskaia_rabota_osobennosti_soderzhaniia_obnovlennykh_fgos_ooo_fgos_soo"
    ["file_id"] => string(6) "637891"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1697109375"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Проектирование современного урока в соответствии ФГОС "
    ["seo_title"] => string(59) "proiektirovaniie-sovriemiennogho-uroka-v-sootvietstvii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "227077"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440596169"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Преподавание истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС ООО "
    ["seo_title"] => string(79) "priepodavaniie-istorii-i-obshchiestvoznaniia-v-usloviiakh-vniedrieniia-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "227163"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440615531"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства