Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности на тему: " Оружие массового поражения". В конспекте представлена информация об основных видах оружия массового поражения ( ядерное,химическое, бактериологическое), их поражающих факторах и способов защиты от него. Урок формирует у обучаемых готовность действовать в условиях применения противником ОМП; воспитывает патриотизм, гражданственность, гордость за свою страну, готовность к её защите.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Оружие массового поражения»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Мартыновская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок
по основам безопасности жизнедеятельности
в 10 классе
по теме: «Оружие массового поражения»
преподаватель – организатор ОБЖ: Гридин А.В.
Тема: «Современные средства поражения».
Цель:Дать учащимся представление об основных видах оружия массового поражения и их поражающих свойствах.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с видами современного оружия массового поражения, способами защиты от него;
учить учащихся умению находить и использовать материалы по изучаемой теме в Интернете.
Развивающие: развивать у обучаемых умение анализировать, оценивать изучаемый материал.
Воспитывающие: воспитывать у обучаемых готовность действовать в условиях применения противником ОМП; воспитывать патриотизм, гражданственность, гордость за свою страну, готовность к её защите.
1. Что такое современная ГО? Каково ее предназначение?
2. Назовите основные задачи ГО.
3.Назовите органы управления ГО.
3.Постановка темы урока, целей и задач.
Тема нашего сегодняшнего урока« Современные средства поражения». Мыпознакомимся с видами современного оружия массового поражения,
4. Изучение новой темы.
Определение основных понятий.
ОМП - оружие, предназначенное для нанесения массовых потерь или разрушений на большой площади. Поражающие факторы оружия массового поражения, как правило, продолжают наносить урон в течение длительного времени. Также ОМП деморализует как войска, так и гражданское население. ( Слайд 2)
Сравнимые последствия могут наступить и в случае применения обычного оружия или совершения террористических актов на экологически опасных объектах, таких как АЭС, плотинах и гидроузлах, химических заводах и т.д.
На вооружении современных государств стоят такие виды ОМП:
химическое оружие
биологическое оружие
ядерное оружие
- Рассмотрим каждый вид ОМП отдельно.
Ядерное оружие - оружие массового поражения, действие которого основано на использовании внутриядерной энергии, выделяющейся при ядерном взрыве. Носителями ядерного оружия являются: ракеты, авиация, артиллерия. ( Слайд 3)
Сами ядерные взрывы подразделяются на высотные, воздушные, наземные, подземные в зависимость от высоты и глубины взрыва.
Поражающие факторы ядерного взрыва:
1) Ударная волна - область резкого сжатия воздушной среды,
распространяется со сверхзвуковой скоростью сметая все на своем пути. Защитой могут служить естественные неровности земной поверхности - овраги, ямы, балки, земляные дорожные насыпи и др. ( Слайд 7)
2) Световое излучение - поток лучистой энергии. Образуется раскаленными частицами ядерного взрыва вместе с раскаленным воздухом, распространяется мгновенно и длится до 20 секунд. Происходит ослепление, возгорание кожных покровов, пожары. Защитой могут стать любые преграды, создающие тень. Дым, пыль туман, дождь и т. п. могут ослабить его влияние. ( Слайд 8)
3) Проникающая радиация - поток гамма-лучей и нейтронов, испускаемых при ядерном взрыве. Приводит к нарушению жизненных функций организма, отдельных органов, поражению костного мозга, развитию лучевой болезни. Защитой могут служить убежища и противорадиационные укрытия. В 2 раза ослабляют радиацию: сталь толщиной 2,8 см, бетон - 10 см, грунт - 14 см, древесина- 14 см. ( Слайд 9)
4) Радиоактивное заражение - осадки, насыщенные радиоактивными веществами. Опасность заражения такими осадками сохраняется до нескольких месяцев. Защитным условием может быть изоляция от воздействия осадков в течение одних суток (в убежище или противорадиационном укрытии). ( Слайд 10)
5) Электромагнитный импульс - кратковременное отклонение напряжения или тока от некоторого постоянного значения, сопровождается перегоранием или выходом из строя различных электро-, радио-, других технических приборов. Защиты практически нет. ( Слайд 11)
Радиоактивное заражение вызывает поражение как путем внешнего облучения, так и в результате попадания внутрь организма или на открытые участки тела. Поражения, возникающие от внешнего облучения и от попадания радиоактивных веществ внутрь организма, вызывают лучевую болезнь, а при попадании этих веществ на открытые участки тела появляются местные поражения участков кожи.
Лучевая болезнь тяжелой (третьей) степени развивается при дозе облучения 300 рентген. Как правило, в первые часы после такого облучения резко повышается температура, появляется краснота на слизистых губ и глаз, сильная слабость, понос, дрожание мышц и конечностей. Болезнь протекает очень интенсивно. При дозе облучения свыше 600 рентген болезнь принято считать крайне тяжелой (четвертая степень). Через 2 часа наступает тошнота и рвота со смертельным исходом.
Химическое оружие.
Химическое оружие – действие, основанное на токсических свойствах химических веществ. Компоненты: боевые отравляющие вещества, средства доставки (носители), средства управления.
Носителями являются ракеты, авиабомбы, арт снаряды и мины.
Отравляющие вещества (ОВ) могут быть в газообразном, аэрозольном, капельно-жидком состоянии.
Характеристика отравляющих веществ ( Слайд 14):
По тактическому назначению:
СМЕРТЕЛЬНЫЕ
ВРЕМЕННО ВЫВОДЯЩИЕ ИЗ СТРОЯ
РАЗДРАЖАЮЩИЕ (ПОЛИЦЕЙСКИЕ)
По действию на организм человека:
ОВ НЕРВНО-ПАРАЛИТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
ОВ КОЖНО-НАРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ
ОВ УДУШАЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ
ОВ ОБЩЕЯДОВИТОГО ДЕЙСТВИЯ
ОВ ПСИХОХМИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
ОВ РАЗДРАЖАЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ
Биологическое оружие
Человечество неоднократно подвергалось эпидемиям различных смертельных заболеваний, уничтожающим сотни тысяч людей, целые страны и народы. Эти факты подтолкнули военных на жестокую мысль об искусственном распространении известных и создании новых болезней с целью поражения противника, его природы и домашних животных.
Бактериологическое оружие - оружие, основанное на использовании болезнетворных свойств бактерий, вирусов, а также на яде, который вырабатывают бактерии. Назначение этого оружия - массовое поражение людей, сельскохозяйственных животных и растений. Особенности его заключаются в длительном, скрытом периоде действия, возможности обнаружения только с помощью лабораторных исследовании и проникновении всюду с воздухом и водой.
Переносчиками заболеваний являются:
*Бактерии - одноклеточны е микроорганизмы растительного происхождения, устойчивые к низким температурам (переносят замерзание). Отдельные представители: споры сибирской язвы, столбняка имеют защитную оболочку. Вызывают заболевания: чумой, холерой, бруцеллезом, сибирской язвой, столбняком
*Вирусы - мельчайшие внутриклеточные организмы, которые размножаются только в живых клетках; распространены повсеместно; вызывают заболевания животных и человека оспой, лихорадкой.
*Риккетсuи - по размерам и форме напоминают бактерии, но существуют как вирусы, вызывают сыпной тиф и лихорадку.
*Грибки - одно- и многоклеточные микроорганизмы, переносят высушивание, замерзание, дезинфекцию, вызывают кардиоз, ржавчину у хлебных злаков.
*Токсины- продукты жизнедеятельности бактерий, в высушенном виде сохраняют свои свойства до одного года, вызывают ботулизм.
Бактериологическое оружие отличается от всех других по следующим признакам:
* глухой взрыв снаряда;
* крупные осколки и части снарядов;
* появление порошка или капель жидкости после взрыва;
* скопление насекомых и клещей;
* массовое заболевание людей и животных.
Защитой от последствий бактериологического взрыва являются: противогазы, другие средства индивидуальной защиты (СИЗы), вакцины, антибиотики, профилактические медицинские препараты,
обеззараживание местности химическими веществами.
5. Итог урока.
- Сделайте основные выводы по теме сегодняшнего урока.
- Почему возникает необходимость изучения данной темы? Насколько она актуальна в современное время?
- Какую угрозу для населения представляют отравляющие вещества?
- Что отличает ОВ нервно-паралитического и кожно-нарывного действия от других ОВ? (В отличие от других ОВ они могут nроникать в организм человека и через кожные покровы и обладают большой стойкостью.)
- Назовите пути проникновения в организм человека бактериологического оружия.
- В чем заключается опасность (особенность) этого вида оружия?
- Каково назначение современных поражений средств? В чем польза или вред этих средств? Обоснуйте свою точку зрения.
6. Домашнее задание: закрепить основные виды ОМП и их поражающие факторы.