kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ориентирование на местности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС. В начале урока была поставленна проблемная ситуация, через которую обучающие должны были назвать тему урока и поставить перед собой задачи, которые будут решать в процесе урока. Далее учитель рассказывает о компасе и его строении, разбирает строрны горизонта. Как можно ориентироваться в лесу: по местным признакам, по полярной звезде по солнцу и часам. Далее ребята изучают, что такое азимут. И выполняют практическую часть движение по азимуту по карточкам. Следующим заданием было найти в каком направлении ребята будут  двигаться из школы домой. И традиционно заключительная часть подведение итогов, рефлексия и домашнее задание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ориентирование на местности »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Большееланская средняя общеобразовательная школа















«Ориентирование на местности»





Подготовила:

учитель физической культуры и ОБЖ

Шевелёва Ю.С.

для 6 класса





















2013 год

План-конспект интегрированного урока по ОБЖ для 6 класса

На тему: «Ориентирование на местности »

Цели урока:

Образовательная:

Ознакомить с понятием «ориентир», «азимут», ориентированием по солнцу, звездам, местным приметам. С помощью часов научить определять стороны горизонта, работать по азимуту.

Развивающая:

Способствовать развитию навыков работы с таблицами, рисунками, техническими средствами оборудования. Развивать монологическую речь обучающихся. Продолжать развивать навыки работы с учебником.

Воспитывающая:

Воспитывать у обучающихся аккуратность, чувства ответственности за свои действия в автономном существовании, умение слушать и быть услышанными.

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы.

ХОД УРОКА



I. Вводная часть (5 минут):

- Здравствуйте ребята! Я вам предлагаю встать в круг и построиться по алфавиту, взяв первую букву своего полного имени «Игра знакомство»

- Хорошо! Вот мы и познакомились, теперь можем начинать урок. Присядьте на свои места.

Сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема. Работы очень много. Мы должны сегодня прочитать сказку, проверить свою внимательность и конечно рассмотреть новую тему. И чтобы все успеть, надо настроиться на хорошую работу.

-А начнем мы с самого приятного. Сейчас я вам прочитаю отрывок из одной очень известной сказки.

Налево пойдешь – коня потеряешь. Направо пойдешь – себя потеряешь, прямо пойдешь - богатым будешь.

- Ребята, а мы с вами можем так ориентироваться?

- А теперь представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того чтобы ориентироваться?

- Правильно, надо знать стороны горизонта. Ребята попробуйте сами назвать тему урока!

Правильно ребята тема нашего урока: «Ориентирование на местности»

II. Основная часть (35 минут):

- Учитель: У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать? Каждому человеку в жизни необходимо научиться ориентироваться, т. е. определять свое местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов.
       В древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь в незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная (ментальная) карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше в жизни вы путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве.
       Умение ориентироваться в пространстве — одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно — знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. д. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.

Ориентирование на местности — это определение своего место­положения относительно сторон горизонта и выделяющихся местных предметов (ориентиров) и точное выдерживание указанного или вы­бранного направления движения. В боевой обстановке ориентиро­вание на местности включает также определение своего местополо­жения относительно своих войск и войск противника. Умение быстро и точно ориентироваться на местности способствует успешному вы­полнению боевых задач на незнакомой местности, в лесу и в условиях ограниченной видимости.

- Давайте ознакомимся со сторонами горизонта!

- А какие стороны горизонта вы знаете? (основных 4, промежуточных 4)

В зависимости от характера местности, времени суток и видимости стороны горизонта опре­деляются по компасу, по положению Солнца, по Солнцу и часам, по Полярной звезде, по признакам местных предметов в другими способами.

Для определения сторон горизонта по компасу (рис. 1), принцип





Рис. 1. Компас Адрианова

а — общий вид; б — крышка во стойками для визирования (прорезь, мушка) и указатель отсчетов; в — лимб, стрелка и тормоз, 1 — мушка, 2 — магнитная, стрелка, 3 — тормоз, 4 — прорезь

действия которого основан на свойстве намагниченной стрелки рас­полагаться вдоль магнитного меридиана север — юг, необходимо вна­чале совместить мушку с нулевым делением лимба. Затем необходи­мо ориентировать компас. Для этого надо установить компас в горизонтальное положение и растормозить стрелку. Поворачивая ком­пас, добиться, чтобы северный конец магнитной стрелки оказался против нулевого деления лимба. В ориентированном положении компа­са направление стрелки на нулевое деление лимба будет направлением на север. После совмещая через прорезь и мушку замеча­ют местный предмет (ориентир), который затем используется для ука­зания на север. Зная направление на север, легко определить другие стороны горизонта.

Для определения сторон горизонта по положению Солнца (рис.2) доста­точно знать, что в Северном полушарии оно находится примерно: в 7.00 (летом—в 8.00) — на востоке, в 13.00 (14.00)—на юге, в 19.00 (20.00) — на западе, в 12.00 тень от предметов падает на север.()



Рис 2. Определение сторон горизонта по положению Солнца.

Рис. 3. Определение сторон горизонта по Солнцу и часам: а —до 13 часов; б — после 13 часов


При определении сторон горизонта по Солнцу и часам (рис.3) необходимо установить часы в горизонтальное положение, чтобы ча­совая стрелка была направлена на Солнце. Затем, удерживая часы в этом положении, мысленно разделить угол между часовой стрелкой и цифрой пополам. Полученная прямая укажет приближенно на­правление на юг. До полудня надо делить пополам дугу (угол) на циферблате, которую часовая стрелка должна пройти до 13 (14) часов, а после полудня — дугу, которую она прошла после 13 (14) часов. Для определения сторон горизонта по Полярной звезде необхо­димо на небесном своде найти созвездие Большой Медведицы. Затем




Рис. 4. Определение Полярной звезды


отрезок прямой между двумя крайними звездами «ковша» (а и 6) мысленно продолжить в сторо­ну расширенной его части и от­ложить пять раз (рис. 4). По­лученная точка укажет положение Полярной звезды, которая входит в созвездие Малой Медведицы и всегда находится в направлении на север. Полярная звезда самая яркая.

Определение сторон горизонта по признакам местных предметов основано на положении местных предметов по отношению к Солн­цу. Так, деревья, большие камни и скалы с северной стороны обра­стают мхом, муравейники в лесу почти всегда находятся с южной стороны деревьев, северная сторо­на муравейника круче южной; ягоды и фрукты раньше приобре­тают окраску зрелости с южной стороны. На склонах, обращенных к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращенных к северу; на северных скатах оврагов и глубоких лощин, наоборот, снег тает быстрее, чем на южных. По спилу дерева (где кольца расположены ближе друг к другу там север).

Алтари православных церквей обращены всегда на восток, колокольни — на запад. Перекладины крестов на куполах расположены по направлению север — юг, приподнятый конец перекладины крестов имеет направление на север (рис.5).



Рис. 5. Определение сторон горизонта по признакам местных предметов



При докладе о своем местонахождении (точке стояния) относительно местных предметов (ориентиров) после определения стороны го­ризонта необходимо назвать местный предмет, непосредственно у которого находится докладывающий, и расстояния до местных пред­метов (ориентиров), указывающих направления сторон горизонта. Например: «Нахожусь на северной опушке леса: севернее 600 м — заводская труба, западнее 200 м — хутор, южнее 300 м — река, восточнее 500 м — дорога».

- Ребята чтобы нам закрепить свои знания сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости давайте выполним следующее задание (раздаются листы с заданиями приложение 1;2.)

- А теперь давайте выполним второе задание и проверим, в каком направлении движутся лодочки? (Приложение 3)

Каждая сторона горизонта имеет на только свое название, но и цифровое значение-азимут.

Азимут – это угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелки. Его измеряют в градусах от 0 до 360 от направления на север по ходу часовой стрелки. Азимут на север соответствует 0 градусов, на восток – 90, на юг – 180, на запад – 270.

- Ребята, а теперь давайте закрепим азимут на практике. Практическая работа в группах по заданному маршруту в поисках записки.

Двигайся по азимуту согласно заданиям на карточке.

1 группа. 1 записка.

От жёлтого флажка пройти по азимуту 240° - 7 шагов, затем по азимуту 10 °- 4 шага. Найдите записку такого же цвета и прочтите.

2 группа. 2 записка

От красного флажка пройти по азимуту 360° - 7 шагов, замем по азимуту 35° - 4 шага. Ответьте на вопрос: Где могут пригодиться знания, полученные на уроке.

- Молодцы, а теперь давайте посмотрим на картинку (слайд) и ответим на следующие вопросы: В каком направлении вы будете возвращаться домой, если в школу вы шли по азимуту 45°: а) на юг; б) на северо-запад; в) на северо-восток; г)на запад. (Приложение 4)


III. Заключительная часть (5 минут):

IV. Закрепление.

Тест на слайдах.

V. Итог урока.

Мы на сегодняшнем уроке научились ориентироваться с помощью компаса, часов, местных признаков и по азимуту. И теперь в случае необходимости сможете правильно и грамотно сориентироваться в любых условиях. Умение ориентироваться пригодится вам в дальнейшей жизни как при походах в лес, та и во время службы в армии.

Все вы молодцы, показали на сегодняшнем уроке свои способности сосредоточиться, быть внимательными, ответственно подошли к выполнению задания. И благодаря коллективным усилиям мы узнали столько много нового.

- А для лучшего усвоения ориентирования по местным признакам, я бы хотела раздать вам памятку.

VI. Домашнее задание.

Дома необходимо прочитать конспект. Покажите свои записи родителям и узнайте, может быть, они знают еще какие-нибудь способы ориентирования в природе. И тогда на следующем уроке вы поделитесь с нами теми советами, которые узнаете у своих родителей. Выполнить задания в тетрадях.(Приложение 5)











Приложение 1.

Самостоятельная работа по проверке знаний в определении сторон горизонта на плоскости.



















































































































































































































































































































































































































Из центра листа последовательно отложить отрезки:

  1. 6 клеток на северо-восток;

  2. 12 на юг;

  3. 6 на северо-запад;

  4. 6 на юго-восток;

  5. 12 на север;

  6. 6 на юго-восток.



























Приложение 2.

Самостоятельная работа по проверке знаний в определении сторон горизонта на плоскости.



















































































































































































































































































































































































































Из центра листа последовательно отложить отрезки:

  1. 6 клеток на восток;

  2. 6 на Север;

  3. 3 на северо-запад;

  4. 3 на юго-запад;

  5. 6 на юг.

































Приложение 3.



































Приложение 4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ориентирование на местности

Автор: Шевелёва Юлия Сергеевна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106419

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Урок по окружающему миру во 2 классе по теме "Ориентирование на местности" по программе "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(113) "urok-po-okruzhaiushchiemu-miru-vo-2-klassie-po-tiemie-oriientirovaniie-na-miestnosti-po-proghrammie-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "218434"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433780484"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование."
    ["seo_title"] => string(85) "pravila-poviedieniia-v-usloviiakh-vynuzhdiennoi-avtonomii-v-prirodie-oriientirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "252970"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447497585"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "План-конспект по Военной топографии. Тема: "Ориентирования на местности без карты"."
    ["seo_title"] => string(86) "plan-konspiekt-po-voiennoi-topoghrafii-tiema-oriientirovaniia-na-miestnosti-biez-karty"
    ["file_id"] => string(6) "306034"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458040500"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Разработка урока географии в 5 классе (ФГОС) по теме  «Ориентирование. Азимут». "
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii-v-5-klassie-fgos-po-tiemie-oriientirovaniie-azimut"
    ["file_id"] => string(6) "174721"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424173495"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "география 6 класс тема урока:Понятие об азимуте,ориентирование на местности и по плану. "
    ["seo_title"] => string(97) "ghieoghrafiia-6-klass-tiema-uroka-poniatiie-ob-azimutie-oriientirovaniie-na-miestnosti-i-po-planu"
    ["file_id"] => string(6) "170188"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423504708"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства