Урок разработан в соответствии с ФГОС. В начале урока была поставленна проблемная ситуация, через которую обучающие должны были назвать тему урока и поставить перед собой задачи, которые будут решать в процесе урока. Далее учитель рассказывает о компасе и его строении, разбирает строрны горизонта. Как можно ориентироваться в лесу: по местным признакам, по полярной звезде по солнцу и часам. Далее ребята изучают, что такое азимут. И выполняют практическую часть движение по азимуту по карточкам. Следующим заданием было найти в каком направлении ребята будут двигаться из школы домой. И традиционно заключительная часть подведение итогов, рефлексия и домашнее задание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ориентирование на местности »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Большееланская средняя общеобразовательная школа
«Ориентирование на местности»
Подготовила:
учитель физической культуры и ОБЖ
Шевелёва Ю.С.
для 6 класса
2013 год
План-конспект интегрированного урока по ОБЖ для 6 класса
На тему: «Ориентирование на местности »
Цели урока:
Образовательная:
Ознакомить с понятием «ориентир», «азимут», ориентированием по солнцу, звездам, местным приметам. С помощью часов научить определять стороны горизонта, работать по азимуту.
Развивающая:
Способствовать развитию навыков работы с таблицами, рисунками, техническими средствами оборудования. Развивать монологическую речь обучающихся. Продолжать развивать навыки работы с учебником.
Воспитывающая:
Воспитывать у обучающихся аккуратность, чувства ответственности за свои действия в автономном существовании, умение слушать и быть услышанными.
Тип урока:изучение нового материалас элементами практической работы.
ХОД УРОКА
I. Вводная часть (5 минут):
- Здравствуйте ребята! Я вам предлагаю встать в круг и построиться по алфавиту, взяв первую букву своего полного имени «Игра знакомство»
- Хорошо! Вот мы и познакомились, теперь можем начинать урок. Присядьте на свои места.
Сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема. Работы очень много. Мы должны сегодня прочитать сказку, проверить свою внимательность и конечно рассмотреть новую тему. И чтобы все успеть, надо настроиться на хорошую работу.
-А начнем мы с самого приятного. Сейчас я вам прочитаю отрывок из одной очень известной сказки.
Налево пойдешь – коня потеряешь. Направо пойдешь – себя потеряешь, прямо пойдешь - богатым будешь.
- Ребята, а мы с вами можем так ориентироваться?
- А теперь представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того чтобы ориентироваться?
- Правильно, надо знать стороны горизонта. Ребята попробуйте сами назвать тему урока!
Правильно ребята тема нашего урока: «Ориентирование на местности»
II. Основная часть (35 минут):
- Учитель: У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать? Каждому человеку в жизни необходимо научиться ориентироваться, т. е. определять свое местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов. В древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь в незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная (ментальная) карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше в жизни вы путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве. Умение ориентироваться в пространстве — одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно — знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. д. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.
Ориентирование на местности — это определение своего местоположения относительно сторон горизонта и выделяющихся местных предметов (ориентиров) и точное выдерживание указанного или выбранного направления движения. В боевой обстановке ориентирование на местности включает также определение своего местоположения относительно своих войск и войск противника. Умение быстро и точно ориентироваться на местности способствует успешному выполнению боевых задач на незнакомой местности, в лесу и в условиях ограниченной видимости.
- Давайте ознакомимся со сторонами горизонта!
- А какие стороны горизонта вы знаете? (основных 4, промежуточных 4)
В зависимости от характера местности, времени суток и видимости стороны горизонта определяются по компасу, по положению Солнца, по Солнцу и часам, по Полярной звезде, по признакам местных предметов в другими способами.
Для определения сторон горизонта по компасу (рис. 1), принцип
Рис. 1. Компас Адрианова
а — общий вид; б — крышка во стойками для визирования (прорезь, мушка) и указатель отсчетов; в — лимб, стрелка и тормоз, 1 — мушка, 2 — магнитная, стрелка, 3 — тормоз, 4 — прорезь
действия которого основан на свойстве намагниченной стрелки располагаться вдоль магнитного меридиана север — юг, необходимо вначале совместить мушку с нулевым делением лимба. Затем необходимо ориентировать компас. Для этого надо установить компас в горизонтальное положение и растормозить стрелку. Поворачивая компас, добиться, чтобы северный конец магнитной стрелки оказался против нулевого деления лимба. В ориентированном положении компаса направление стрелки на нулевое деление лимба будет направлением на север. После совмещая через прорезь и мушку замечают местный предмет (ориентир), который затем используется для указания на север. Зная направление на север, легко определить другие стороны горизонта.
Для определения сторон горизонта по положению Солнца (рис.2) достаточно знать, что в Северном полушарии оно находится примерно: в 7.00 (летом—в 8.00) — на востоке, в 13.00 (14.00)—на юге, в 19.00 (20.00) — на западе, в 12.00 тень от предметов падает на север.()
Рис 2. Определение сторон горизонта по положению Солнца.
Рис. 3. Определение сторон горизонта по Солнцу и часам: а —до 13 часов; б — после 13 часов
При определении сторон горизонта по Солнцу и часам (рис.3) необходимо установить часы в горизонтальное положение, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Затем, удерживая часы в этом положении, мысленно разделить угол между часовой стрелкой и цифрой пополам. Полученная прямая укажет приближенно направление на юг. До полудня надо делить пополам дугу (угол) на циферблате, которую часовая стрелка должна пройти до 13 (14) часов, а после полудня — дугу, которую она прошла после 13 (14) часов. Для определения сторон горизонта по Полярной звезде необходимо на небесном своде найти созвездие Большой Медведицы. Затем
Рис. 4. Определение Полярной звезды
отрезок прямой между двумя крайними звездами «ковша» (а и 6) мысленно продолжить в сторону расширенной его части и отложить пять раз (рис. 4). Полученная точка укажет положение Полярной звезды, которая входит в созвездие Малой Медведицы и всегда находится в направлении на север. Полярная звезда самая яркая.
Определение сторон горизонта по признакам местных предметов основано на положении местных предметов по отношению к Солнцу. Так, деревья, большие камни и скалы с северной стороны обрастают мхом, муравейники в лесу почти всегда находятся с южной стороны деревьев, северная сторона муравейника круче южной; ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости с южной стороны. На склонах, обращенных к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращенных к северу; на северных скатах оврагов и глубоких лощин, наоборот, снег тает быстрее, чем на южных. По спилу дерева (где кольца расположены ближе друг к другу там север).
Алтари православных церквей обращены всегда на восток, колокольни — на запад. Перекладины крестов на куполах расположены по направлению север — юг, приподнятый конец перекладины крестов имеет направление на север (рис.5).
Рис. 5. Определение сторон горизонта по признакам местных предметов
При докладе о своем местонахождении (точке стояния) относительно местных предметов (ориентиров) после определения стороны горизонта необходимо назвать местный предмет, непосредственно у которого находится докладывающий, и расстояния до местных предметов (ориентиров), указывающих направления сторон горизонта. Например: «Нахожусь на северной опушке леса: севернее 600 м — заводская труба, западнее 200 м — хутор, южнее 300 м — река, восточнее 500 м — дорога».
- Ребята чтобы нам закрепить свои знания сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости давайте выполним следующее задание (раздаются листы с заданиями приложение 1;2.)
- А теперь давайте выполним второе задание и проверим, в каком направлении движутся лодочки? (Приложение 3)
Каждая сторона горизонта имеет на только свое название, но и цифровое значение-азимут.
Азимут – это угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелки. Его измеряют в градусах от 0 до 360 от направления на север по ходу часовой стрелки. Азимут на север соответствует 0 градусов, на восток – 90, на юг – 180, на запад – 270.
- Ребята, а теперь давайте закрепим азимут на практике. Практическая работа в группах по заданному маршруту в поисках записки.
Двигайся по азимуту согласно заданиям на карточке.
1 группа. 1 записка.
От жёлтого флажка пройти по азимуту 240° - 7 шагов, затем по азимуту 10 °- 4 шага. Найдите записку такого же цвета и прочтите.
2 группа. 2 записка
От красного флажка пройти по азимуту 360° - 7 шагов, замем по азимуту 35° - 4 шага. Ответьте на вопрос: Где могут пригодиться знания, полученные на уроке.
- Молодцы, а теперь давайте посмотрим на картинку (слайд) и ответим на следующие вопросы: В каком направлении вы будете возвращаться домой, если в школу вы шли по азимуту 45°: а) на юг; б) на северо-запад; в) на северо-восток; г)на запад. (Приложение 4)
III. Заключительная часть (5 минут):
IV. Закрепление.
Тест на слайдах.
V. Итог урока.
Мы на сегодняшнем уроке научились ориентироваться с помощью компаса, часов, местных признаков и по азимуту. И теперь в случае необходимости сможете правильно и грамотно сориентироваться в любых условиях. Умение ориентироваться пригодится вам в дальнейшей жизни как при походах в лес, та и во время службы в армии.
Все вы молодцы, показали на сегодняшнем уроке свои способности сосредоточиться, быть внимательными, ответственно подошли к выполнению задания. И благодаря коллективным усилиям мы узнали столько много нового.
- А для лучшего усвоения ориентирования по местным признакам, я бы хотела раздать вам памятку.
VI. Домашнее задание.
Дома необходимо прочитать конспект. Покажите свои записи родителям и узнайте, может быть, они знают еще какие-нибудь способы ориентирования в природе. И тогда на следующем уроке вы поделитесь с нами теми советами, которые узнаете у своих родителей. Выполнить задания в тетрадях.(Приложение 5)
Приложение 1.
Самостоятельная работа по проверке знаний в определении сторон горизонта на плоскости.
Из центра листа последовательно отложить отрезки:
6 клеток на северо-восток;
12 на юг;
6 на северо-запад;
6 на юго-восток;
12 на север;
6 на юго-восток.
Приложение 2.
Самостоятельная работа по проверке знаний в определении сторон горизонта на плоскости.