Колесников Г.И.
с. Дмитриевка-2017
Время: 45 минут.
I этап учебного занятия: Организационный |
Цель | Задачи | Длительность |
Настроить на положительное восприятие нового материала | Создать благоприятную атмосферу для проведения урока | 2 минуты |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Слайд 1 Обращение учителя к ученикам: Здравствуйте! Садитесь. Организация начала урока (психологический настрой учащихся) Учитель: Я предлагаю всем удобно сесть, закрыть глаза и вслушаться в музыку: вы чувствуете как уходит напряжение, ощущаете спокойствие. Не открывая глаз возьмите за руку своего товарища…Чувствуете поддержку и тепло? Эту поддержку вы будете ощущать в течение всего урока, и у вас все сегодня получится. Откройте глаза и начнем наш урок. | Приветствуют и слушают учителя Ребята закрыв глаза, расслабившись, слушают учителя |
II этап учебного занятия: определение темы, целей, проблемного вопроса урока |
Цель | Задачи | Длительность |
Определить тему и цели урока Объявить план урока | Сориентировать и настроить учащихся на определение темы и постановку целей урока. | Минуты |
Обращение учителя к ученикам. Слайд 2 В июне группа ребят отправилась в лес в турпоход. Основная цель похода состояла в составлении гербария на тему «Флора леса». Однажды во время движения ребята случайно наткнулись на лису: она пряталась под сваленным деревом, скалилась и готовилась к нападению. Руководитель группы Иван Сергеевич оттолкнул ребят и схватил толстую палку и громко закричав, начал стучать по дереву. Лисица скрылась в кустарниках шиповника и убежала. Через день, когда ребята проходили через густой залесок, с ними произошла еще одна очень неприятная история: во время пешего хода, один из ребят громко закричал и упал на колени. Когда все подбежали, он жаловался на сильную боль в ноге. Иван Сергеевич закатил штанину и все увидели две красные точки, похожие на укусы, вокруг которых кожа опухла и покраснела. - Что произошла с мальчиком? -Как вы думаете, кто укусил мальчика? - А вы знаете, что необходимо предпринять в случае укуса змеи? - А зачем руководитель группы при встрече с лисой стал громко кричать и стучать палкой? - Естественно ли такое поведение дикого зверя? Почему зверь вел себя так? Учитель: А сейчас, проанализировав сказанное, я прошу вас определить тему и поставить цели урока. Слайд 3 Слайд 4 - Тема урока есть, цели мы определили, а еще нам с вами необходимо поставить проблемный вопрос, ответ на который и будет результатом нашего эффективного занятия, итогом нашего урока. | Слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы. - Его кто-то укусил? - Змея. - (пытаются дать ответы) - чтобы отпугнуть зверя. - Нет, Наверно, это был бешенный зверь. - Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. - Выявить правила поведения с дикими животными, определить способы оказания ПМП помощи при травмах. - Как обеспечить личную безопасность при встрече с дикими животными и змеями? |
III этап учебного занятия: актуализация знаний |
Учитель: Ребята, сегодня прежде чем начать работать по теме урока и искать ответ на поставленный проблемный вопрос, нам надо ответить еще на один вопрос: А только ли одна опасность существует в лесу? Давайте вспомним, какие опасности в природе мы уже изучили? Слайд 5 - Чтобы определить как вы усвоили пройденный материал, я предлагаю вам игру «Крестики-нолики». С правилами данной игры вы все знакомы: половина класса – нолики, вторая половина – крестики. Отвечая на скорость на мои вопросы, необходимо в процессе игры составить ряд крестиков или ноликов по горизонтали, вертикали или диагонали. Чтобы определить команду, которой будет представлен первый ход, я предлагаю кинуть жребий. Итак, начинает _____ команда. Определите номер поля._______ Ваш вопрос. ( Приложение 1) Оцените работу группы: победители – 5 баллов, проигравшие – 4 балла. Поставьте на полях в своих тетрадях. | - Определение сторон света (ориентирование), устройство временного укрытия, разведение костра, добывание огня, добывание воды.
Во время игры ребята отвечают на вопросы, предложенные учителем. |
IV этап учебного занятия: изучение нового материала |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Слайд 3 Учитель: Исходя из случая, описанного мной в начале урока, можно понять, что незнание правил поведения может стоить жизни попавших в аварийную ситуацию. Данные правила нам необходимо выработать на уроке. В путь мы отправляемся на нашем кораблике. Посмотрите на него внимательно – он не пригоден для путешествия. Почему? - Паруса мы можем натянуть, а в плавание отправляться на нельзя. На борту нашего корабля 17 пассажиров. А без чего не может обойтись ни одно судно? Конечно, без спасательного круга! вот такой круг мы и попытаемся сделать. - Я вам даю вот такой спасательный круг, Но он не подойдет. Он пустой и не может помочь ни одному человеку. Наши спасательные круги должны содержать всю информацию, которая необходима неподготовленному человеку, Ваш круг разбит на три сектора: каждый сектор состоит из заголовка и свободного поля. В свободном поле необходимо записать правила поведения и запрещающие действия, а также правила оказания ПМП для каждого вопроса. Слайд 6 Итак, Задание 1 Встреча с дикими животными. Чтобы выполнить данное задание вам необходимо обратиться к материалу учебнику п.20 стр.121 «Как вести себя при встрече с дикими животными» и заполнить соответствующий сектор вашего спасательного круга. Каждая группа работает совместно, по ходу чтения заполняя пустой сектор. - Я надеюсь вы продуктивно поработали, заполнили часть круга. - Прошу вас, озвучить результаты проделанной работы. - Проверяем правильность выполнения задания 1, оцените свою работу на данном этапе. Слайд 7 Слайд 8 - А кто читал внимательно, ответит на мой вопрос - когда зверь может быть опасен, в какой период, при каких обстоятельствах? - _________ заработал дополнительный балл. | слушают учителя - Нет парусов! слушают правила выполнения работ
( 3-4 минуты ) самостоятельная работа в группах
- В брачный период, при защите своего детеныша, в момент, когда зверь ест и пьет. |
Слайд 9 Учитель: Итак, мы подошли с вами к следующему вопросу: Давайте вспомним почему скорее всего, была так агрессивна лисица, ведь на самом деле она должна была убежать? А как вы думаете, серьезно ли это заболевание? Следующий наш вопрос, наш сектор спасательного круга – это тема «Бешенство» Для того, чтобы заполнить данный пустой сектор я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент и воспользоваться материалом учебника на стр. 156.Будьте внимательны и по ходу прослушивания заполняйте. - Попросим вторую группу ответить нам, что они записали в сектор своего круга. Может быть, кто-то захочет добавить? Какой мы с вами можем сделать вывод? Слайд 10 - Проверяем правильность заполнения таблицы! Оцените работу группы | - Она могла болеть бешенством. Работа с текстом, заполнение схемы. - Просмотр видеофрагмента, - Самостоятельная работа в группах Проверка и самооценивание. |
V этап учебного занятия: Физкультминутка |
Учитель: Сейчас я предлагаю вам игру: «Правда-ложь» Слайд 11 Если мое утверждение верно – вы встаете, если нет – остаетесь сидеть. Костер – способ подачи сигнала бедствия. Рядом с линиями электропередач, железной дорогой показания компаса будут неверны. Мох и лишайники обильнее растут с южной стороны. Шалаш необходимо накрывать снизу вверх, т.к. это поможет не допустить протекания воды. В снежной пещере и иглу можно развести мини-костер. Жаровый костер используют, чтобы отогнать комаров и мошкару, для подачи сигнала бедствия. В пустыне воду можно добыть из растения заразиха. | Физкультминутка. |
Учитель: Вот мы и подошли в последнему сектору спасательного круга? Этот сектор называется «Укусы змей» Слайд 12 - Ребята, а какие виды змей вы знаете? - Какие змеи обитают в России? -Приступаем к выполнению задания. Найти ответы на все вопросы данного сектора вам поможет видеофрагмент и материал учебника на странице153-155. Старайтесь заполнять походу работы, работа будет более эффективной. Слайд 13 - Озвучит свой ответ на этот вопрос нам третья группа. Все согласны? Может кто-то желает добавить ? Слайд 14 Проверьте правильность выполнения задания. Оцените себя, пожалуйста! | Сигнал SOS Просмотр презентации - Просмотр видеофрагмента, - Самостоятельная работа в группах - Выступление группы, оценивание. |
VI этап учебного занятия: Практическая работа |
Слайд 15 Учитель: Ребята один из великих русских писателей н.В.Гоголь сказал «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить». И поэтому я хочу предложить вам выполнить творческое заданий – составить кластер на тему нашего урока. Вы знаете, что такое кластер? Кластер – это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке. В центре находится слово – тема, а вокруг него «спутники» - слова, раскрывающие нашу тему. Один спутник уже есть, заполните остальные. На данную работу вам отводится одна минута. Данную работу я предлагаю выполнить в группах.(приложение 2) - Ну как вам понравилось? Давайте посмотрим, что же получилось? Молодцы! | Составление кластера Работа в группах |
VII этап учебного занятия: Контроль знаний |
Слайд 16 Учитель: А для закрепления знаний на практике: я предлагаю вам выполнить упражнение для контроля знаний «Верно-неверно» - задание 7. Если вы считаете утверждение верным, необходимо отмети знаком «+», если ложным знаком «-»(приложение 3) Работаем индивидуально с последующей взаимопроверкой. - Обменяйтесь с товарищем конспектами, проверьте и оцените его решение. | Индивидуальная работа, взаимопроверка, оценивание товарища |
VIII этап учебного занятия: Рефлексия. Подведение итогов урока |
Слайд 17 Ребята, что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились? Какова была проблема нашего урока? Можем ли теперь мы ее решить? Прошу – ваши выводы? ( надо знать и выполнять правила поведения, правила безопасности, способы оказания ПМП при укусах) | - - Как обеспечить личную безопасность при встрече с дикими животными и змеями? Ответы детей |
Каковы же оценки за этот урок! Слайд 18 Прошу вас вывести среднюю оценку за работу в группе: суммируйте баллы за игру «Крестики-нолики» , за задание 1, задание 2 и задание 3 в круге спасения; полученную сумму разделите на 4 – вы получите оценку за работу в группе. Прибавьте баллы за упражнение «Верно-неверно» + 1 балл, которые некоторые ребята получили за ответы на вопросы по ходу урока. Получили общее кол-во баллов за урок - выставить себе оценку соответственно критериям. Кто у нас получил оценку «5»? Кто оценку «4»? А кто поработал на удовлетворительно? Слайд 19 Домашнее задание: параграф 20 стр. 121, вопросы и задания стр.123; Стр153-155 «Укусы змей», дополнительное задание по выбору: составить кроссворд или приготовить доклад о спасении людей после укусов диких животных или змей. Учитель: Ну вот ребята, наш урок подошел к концу. Ваша работа была активной и результативной. Поднимите результат вашей работы. Конечно, это спасательный круг. Вы можете его кинуть любому, и оказать тем самым помощь. Давайте присоединим наши спасательные круги к нашей лодке, поднимем паруса. И я думая, вы согласитесь со мной, что теперь мы можем двинуться в путь к новым знаниям. Благодарю за работу на уроке! Урок окончен! Можете быть свободны. | Слушают учителя, записывают домашнее задание. - Оценивание.
- Запись домашнего задания.
Оснащение корабля спасательными средствами. |