Открытый урок по ОБЖ тема: Лес и лесные пожары. Выполнил: учитель ОБЖ Панкратова Л.П.
Цель урока:
- Ознакомимся с понятиями «лесные ресурсы», классификацией природных ресурсов по признаку исчерпаемости.
- Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родной земле, осознание своей значимости в окружающем мире
- Осознание невозможности легкомысленного и беспечного обращения с огнем в лесной зоне
- Отработать правильность действий при возникновении пожара.
Лес – это природное сообщество В нем прекрасно уживаются животные, птицы, насекомые. Все находится в равновесии.
Жить в зеленом мире этом Хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, Шустрым бегает зверьком, В облаках кружится птицей, Скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг, - Человек природе друг!
Выступление представителей науки и хозяйства Зообиолог
строитель
агроном
химик
медик
Группы природных ресурсов
Неисчерпаемые: солнечная энергия, ветер. приливы, текущая вода, тепло земных недр Исчерпаемые:
возобновимые – чистый воздух, пресная вода, плодородная почва, растения и животные
невозобновимые – ископаемое топливо, металлическое минеральное сырье ( железо, медь, и др.), неметаллическое минеральное сырье (глина, песок, фосфаты и др.)
Значение леса
- Кладовая
- Аптека
- Источник древесины
- Источник топлива
- Источник физического и психического здоровья людей
Полезные свойства леса
- Источник кислорода на земле
- Защита почвы от эрозии
- Водоохранная роль
- Место отдыха
- Улучшения климата приземного слоя воздуха
Экологические проблемы леса
- Природное загрязнение (извержение вулканов, землетрясение, наводнение, пожары)
- Антропогенное загрязнение
Виды лесных пожаров
Первичные поражающие факторы
лесных и торфяных пожаров
- Огонь
- Высокая температура воздуха
- Ядовитые газы
- Обрушение деревьев
- Обширные зоны задымления
Вторичные поражающие факторы
- Разрушение лесных ресурсов
- Загрязнение атмосферы продуктами горения
- Загорание близлежащих объектов
- Поражение и уничтожение населенных пунктов, электропередач, мостов и сельскохозяйственных угодий
Мероприятия по защите леса от пожара
- Создание смешанных лесных массивов
- Создание противопожарных заслонов
- Санитарная очистка леса
- Создание противопожарных барьеров
- Создание противопожарных водоемов
- Массово-разъяснительная работа среди населения
Это должен знать каждый
- Оставленный без присмотра или не затушенный костер
- Брошенная горящая спичка или окурок
- Битое стекло бутылок или банок
- Горячие выхлопные газы машины
- Выстрелянные пыжи из охотничьих ружей
Могут стать причиной лесного пожара
тест
- Что необходимо сделать, если вы оказались в лесу, где возник пожар? Определите очередность действий:
а) быстро выходить из леса в наветренную сторону
б) определите направление распространения огня
в) выбрать маршрут выхода из леса в безопасное место
г) определить направление ветра
2. Вы с товарищами в лесу. Из-за неосторожного обращения с огнем одного из вас возник небольшой пожар. Как следует поступить в таких случаях. Назовите ваши дальнейшие действия и их очередность:
а) быстро выйти из зоны поражения
б) попытаться захлестнуть кромку огня ветками, забросать ее землей
в) послать кого-то из группы сообщить о пожаре в ближайший поселок
3. Что необходимо делать, если вы оказались в зоне лесного пожара? Определите очередность действий:
а) не обгоняйте лесной пожар, двигайтесь под прямым углом к направлению распространению огня
б) для преодоления нехватки кислорода пригнитесь к земле
в) накройте голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой
г) окунитесь в ближайший водоем
д) дышите через мокрый платок или смоченную одежду
Итог урока
Надеюсь, вы научились правильному отношению к природе и ее богатствам, сами будете соблюдать правила природоохранного поведения и будете требовать этого от окружающих.