Конспект занятия по ПДД "Регулировщик и светофоры"
Конспект занятия по ПДД "Регулировщик и светофоры"
Данная разработка поможет педагогу провести занятие по правилам дорожного движения. Учащиеся узнают историю создания светофора, познакомятся с основными положениями регулировщика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- воспитать чувство уважения друг к другу, культуру поведения на дороге.
Оборудование и материалы:
- плакат «Регулирование дорожного движения»,
- плакат «Уважайте светофор!»,
- изображения регулировщика (на красном, жёлтом, зелёном фоне),
- шаблоны регулировщиков,
- макет светофора,
- светофоры из картона и сигналы к ним,
- шаблоны светофоров (транспортных и пешеходных) и сигналы к ним,
- цветные карандаши.
Ход занятия (1ч.40мин.)
Организация начала занятия.
Сегодня мы вспомним и закрепим все, что знаем о регулировании дорожного движения. Что такое регулирование дорожного движения? Педагог подводит к тому, что регулирование дорожного движения осуществляется регулировщиком или светофором. А как и когда появился первый светофор?
Итак, давайте представим, что мы попали в далекое прошлое… (Слайды )
Сейчас на дорогах можно встретить самые разные виды светофоров. Давайте вспомним, какие светофоры вы знаете?
Но даже самые умные светофоры не в состоянии отреагировать на изменение дорожной ситуации. В этих случаях может помочь регулировщик. Давайте вспомним, какие жесты регулировщика соответствуют сигналам светофора?
Актуализация опорных знаний.
Повторение изученного в прошлом учебном году. Фронтальный опрос.
Чем можно регулировать дорожное движение?
Чем регулируется дорожное движение в районе Кайеркан?
Кто на перекрёстке самый главный: регулировщик, светофор, дорожные знаки, дорожная разметка?
Чем отличается регулировщик от другого милиционера?
Для чего регулировщику жезл и свисток?
Подготовка к активному и осознанному усвоению новых знаний. Информационное сообщение.
Организация движения была проблемой задолго до появления автомобилей. А с появлением автомобилей появились первые регулировщики, которые стояли на дорогах и рукой показывали направление движения. Позже им выдали сигнальные фонари (прототипы жезлов).
Усвоение новых знаний.
Прошло более 90 лет, как на наших улицах появились регулировщики с жезлами. И хотя сейчас в регулирование дорожного движения они вмешиваются редко, их сигналы необходимо знать всем участникам дорожного движения. Место регулировщика – в центре перекрёстка. Сигналами регулировщика являются положения его корпуса и рук. Для лучшей видимости сигналов часто применяется жезл с белыми и чёрными полосами или диск с красным сигналом – световозвращающим катафотом.
Регулировщик стоит к пешеходам грудью или спиной, правая рука поднята вверх или обе руки опущены вниз – такое положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора. Движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено. Изображение регулировщика на красном фоне.
Регулировщик стоит к пешеходам грудью, правая рука согнута в локтевом суставе, жезл находится перед лицом – такое положение регулировщика соответствует жёлтому сигналу светофора. Это предупреждающий сигнал, но движение транспортных средств и пешеходов также запрещено. Изображение регулировщика на жёлтом фоне.
Регулировщик стоит к пешеходам правым или левым боком, руки опущены или вытянуты в стороны – такое положение регулировщика соответствует зелёному сигналу светофора. Пешеходам разрешено переходить проезжую часть. Изображение регулировщика на зелёном фоне.
Первичная проверка понимания.
По шаблону зарисовать регулировщиков и раскрасить соответствующими цветами. Инструктаж. Контроль выполнения задания – жетоны зелёного цвета.
ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗМИНУТКИ.
Актуализация опорных знаний. Беседа с целью выявления уровня знаний учащихся.
Для определения темы предлагаю отгадать ребус.
Запись в тетрадь темы: «Сигналы светофора. Типы светофоров».
Повторение изученного в прошлом учебном году. Фронтальный опрос.
Что такое светофор?
Для чего нужен светофор?
Какие Вы знаете светофоры?
Какие светофоры мы изучали в прошлом учебном году?
Кто придумал и когда первый светофор?
Подготовка к активному и осознанному усвоению новых знаний. Информационное сообщение.
Первый светофор появился в Лондоне в 1868 году. Придумал его английский инженер Найт. Прототипом, по всей видимости, послужил железнодорожный светофор, который к тому времени уже достаточно давно применялся для регулирования железнодорожных перевозок и назывался он тогда - семафор. Прежде чем ввести светофор в действие, в газетах Лондона были опубликованы подробные правила, из которых люди впервые узнали, что означает зелёный цвет, а что - красный. Установленный перед зданием английского парламента, первый светофор был механическим и располагался на колонне высотой 6 метров: цветные сигналы менялись в нём с помощью системы приводных ремней. Для этого рядом служил – дежурил специальный полицейский.
Вскоре устройство оснастили газовым фонарём, чтобы изменения цветов были видны и в тёмное время суток. Однако это нововведение оказалось роковым для судьбы первого светофора. Фонарь однажды взорвался и смертельно ранил находившегося поблизости полисмена. С тех пор история светофора прервалась почти на полвека.
Новое рождение автоматического регулятора движения состоялось в 1914 году в американском Кливленде, а чуть позднее – в Чикаго и Нью – Йорке. Светофоры на сей раз были электрическими, но так же, как и лондонский, имели лишь два сигнала – красный и зелёный. Жёлтый цвет появился только в 1918 году.
В России первый светофор был установлен в 1924 году в Москве на пересечении улиц Кузнецкий мост и Петровка. С развитием техники постепенно внедрялось автоматическое управление. Так, в 1955 году в столице на Садовом кольце появилась первая «зелёная волна», состоящая из пяти светофоров: автомобиль, попадавший на первом светофоре на зелёный свет, беспрепятственно проезжал и все остальные.
Ну а само слово светофор состоит из двух частей: «свет» и «фор». «Свет» - это понятно, а «фор»? Слово «фор» произошло от греческого форос, что означает «несущий» или «носитель». А вместе значит «носитель света» или «несущий свет».
Усвоение новых знаний.
Светофор регулирует движение при помощи цветовых сигналов. Применяются сигналы трёх разных цветов. И цвета выбраны не случайно!
Плакат: «Регулирование дорожного движения».
Красный сигнал, запрещающий движение, выбран потому, что это цвет опасности. А ещё потому, что он хорошо виден днём и ночью, в тумане и во время дождя.
Зелёный сигнал, разрешающий движение, выбран потому, что он резко отличается от красного. Зелёный цвет невозможно спутать с красным, и виден он тоже хорошо.
Жёлтый сигнал – промежуточный между основными – запрещающим красным и разрешающим зелёным сигналами. Выбран он потому, что заметно отличается от них. Его не спутаешь с красным и зелёным, и он тоже хорошо виден.
Каждый сигнал светофора имеет своё строго определённое место. Красный сигнал расположен сверху, чтобы он был хорошо заметен.
Жёлтый сигнал разделяет запрещающий и разрешающий сигналы, является промежуточным сигналом между ними и горит не продолжительное время. Так, где же ему находиться, если не посередине между ними!
Зелёному сигналу досталось место внизу светофора. Если зелёный сигнал мигает, это означает, что время его действия истекает, вскоре будет включён запрещающий сигнал. Сочетание красного и жёлтого сигналов предупреждает о предстоящем включении зелёного сигнала.
Светофор с тремя сигналами называют трёхсекционным транспортным светофором. Это самый распространённый транспортный светофор. Его сигналам подчиняются все транспортные средства и пешеходы.
Кроме трёхсекционного светофора, есть светофоры с дополнительными секциями, специальные светофоры для велосипедистов, светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды и другие. Всё это транспортные светофоры, и их сигналы на пешеходов не распространяются.
Светофор для пешеходов имеет только два сигнала – красный и зелёный. Выполнены они в виде красного и зелёного человечков – пешеходов. Изображены они на сигналах светофора так: красный человечек стоит, зелёный – идёт. Сразу всё становится понятно: светится красный пешеход – стой, светится зелёный – иди. Предупреждением для пешеходов об окончании горения зелёного сигнала служит его мигание в течение 3 – 5 секунд.
Устанавливаются пешеходные светофоры на переходах, расположенных в местах наиболее напряжённого дорожного движения, где много транспорта, много пешеходов, где очень затруднён переход проезжей части.
Но иногда пешеходные светофоры устанавливают на дорогах, где пешеходов мало, где они редко переходят проезжую часть или где движение пешеходов происходит эпизодически. Что это значит?
Например, движение пешеходов эпизодически происходит у школ – перед началом уроков и после их окончания. В таких местах устанавливают пешеходные светофоры с устройствами вызывного действия. С помощью кнопки сами пешеходы включают для себя зелёный, а для транспортных средств – красный сигнал. При нажатии кнопки для пешеходов вскоре включается разрешающий сигнал – зелёный человечек, а транспортный светофор сам переключается на жёлтый, а затем на красный сигнал. Зелёный сигнал для пешеходов горит достаточно долго, чтобы пешеходы смогли спокойно перейти проезжую часть.
Везде, где установлены пешеходные светофоры, пешеходы обязаны подчиняться только их сигналам, даже если эти сигналы не совпадают с сигналами транспортного светофора.
Первичная проверка понимания.
Используя шаблоны светофоров зарисовать в тетрадь. На пешеходном светофоре горит запрещающий сигнал, а на транспортном включён разрешающий.
Инструктаж. Контроль выполнения задания – жетоны зелёного цвета.
Закрепление новых знаний.
Макет светофора.
1.Что обозначает зелёный сигнал светофора?
2.Что обозначают красный и жёлтый сигналы, если они горят вместе?