kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера "

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Познакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями техногенного характера и основными причинами их возникновения;
  • Дать общее представление о классификации чрезвычайной ситуации техногенного характера;
  • Воспитание ответственности за личную безопасность и и безопасность окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
  • Развитие эмоцианально-волевых качеств личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера "»

УРОК ОБЖ 8 КЛАСС

«Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера»


Цель:

  • Познакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями техногенного характера и основными причинами их возникновения;

  • Дать общее представление о классификации чрезвычайной ситуации техногенного характера;

  • Воспитание ответственности за личную безопасность и и безопасность окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

  • Развитие эмоцианально-волевых качеств личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Оборудование: тетрадь, учебник, презентация

Ход урока

1 Организационный момент

  • Приветствие учителя,

  • Контроль посещаемости,

  • Проверка готовности учащихся к уроку,

  • Сообщение темы и целей урока.


2. Актуализация знаний учащихся,

Человечество столкнулось с ЧС техногенного характера значительно позже, чем с ЧС природного характера. Мы знаем что в оболочках Земли постоянно происходит обмен веществ и энергии, который приводит к возникновению различных природных явлений геологического (землетрясения, вулканы), метеорологического (ураганы, смерчи), гидрологического (наводнения, цунами), биологического (природные пожары, эпидемии) происхождения. Эти явления служили и являются причинами возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.

ЧС техногенного характера возникают в процессе производственной деятельности человека.

Для удовлетворения своих жизненных потребностей человек создал и постоянно совершенствует сферу производства, развивает экономику. Все это связано с работой различных машин и механизмов, с преобразованием различных видов энергии и веществ, которые совершает человек. В результате этой деятельности в техносфере возникают различные опасные явления техногенного характера(аварии и катастрофы), которые и являются причиной возникновения ЧС техногенного характера.


3. Изложение нового материала

I. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

II. Причины ЧС техногенного характера

III. Классификация ЧС техногенного характера


  1. В Федеральном законе "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",дано следующее определение чрезвычайной ситуации техногенного характера, как неблагоприятную обстановку на определённой территории, сложившуюся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которое может повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.

Закон «О защите населения и территорий от ЧС природного характера» также определяет три признака, позволяющие отнести то или иное событие к чрезвычайной ситуацией техногенного характера:

1) обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия (сама авария, катастрофа, еще не является чрезвычайной ситуацией, а лишь может стать источником ее возникновения);

2) наличие или возможность возникновения тяжелых последствий:

  • человеческие жертвы;

  • ущерб здоровью;

  • ущерб окружающей среде;

  • материальные потери и нарушения жизнедеятельности и др.

3) техногенный характер события, то есть его связь с технической, производственной деятельности человека.

Для установления единого подхода к оценке ЧС техногенного характера и выработке мер адекватного реагирования на них в ашей стране разработана классификация ЧС. Существует определенная классификация производственных аварий (– происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.) по их тяжести и масштабности. Например, мелкие аварии с незначительным ущербом называют происшествиями, аварии с большим ущербом - крупными авариями, а крупномасштабные аварии, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия, именуются катастрофами. (Катастрофа – это крупная авария, как правило, с человеческими жертвами.)

В свою очередь, аварии и катастрофы могут при неблагоприятных условиях стать источником развития чрезвычайной ситуации.

  1. Причины аварий

На территории России продолжает сохраняться высокий уровень техногенных и природных опасностей. Причинами техногенных аварий и катастроф являются:

  • ослабление механизмов государственного регулирования вопросов безопасности в производственной сфере, снижение трудовой и технологической дисциплины на производстве и его устойчивости;

  • прогрессирующий износ основных производственных фондов и снижение темпов их обновления;

  • повышение технологической опасности и сложности производств;

  • рост объемов транспортировки, хранения и использования опасных (вредных) веществ, материалов и изделий, а также накопление отходов производства, представляющих угрозу населению и окружающей среде;

  • снижение уровня профессиональной подготовки персонала предприятий;

  • недостаточное количество современных систем управления опасными процессами;

  • несовершенство законодательной и нормативной правовой базы;

  • отставание отечественной практики от зарубежной в области использования научных основ приемлемого риска в управлении безопасностью;

  • снижение требовательности и эффективности работы органов государственного надзора и инспекций.

  1. Классификация ЧС техногенного характера.

Все чрезвычайные ситуации можно классифицировать по трем основным принципам

  • масштабу распространения

  • темпу развития

  • природе происхождения

По масштабу распространения и с учетом тяжести последствий все чрезвычайные ситуации техногенного характера бывают локальными (объектовыми), местными, территориальными, региональными, федеральными.

КРИТЕРИИ классификации ЧС техногенного характера:

  • количества людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности;

  • размера материального ущерба;

  • границы зон распространения поражающих факторов ЧС.

К локальным (объектовым) чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходит за пределы производственного участка или объекта и могут быть ликвидированы собственными силами и средствами.

К местным чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы населенного пункта, города (района).

К территориальным чрезвычайным ситуациям относятся такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы субъекта (республики, края, области, автономного образования).

К региональным чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС охватывают территорию двух-трех субъектов Российской Федерации.

К федеральным чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС выходят за пределы четырех и более субъектов Российской Федерации.

Существует также понятие - глобальная чрезвычайная ситуация, в которой поражающие факторы и воздействие чрезвычайной ситуации выходят за пределы государства.



Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по происхождению.
  1. Транспортные аварии (катастрофы):

  • аварии товарных поездов пассажирских поездов;

  • аварии речных и морских грузовых судов;

  • аварии (катастрофы) речных и морских пассажирских судов;

  • авиакатострофы в аэропортах, населенных пунктах;

  • авиакатострофы вне аэропортов, населенных пунктов;

  • аварии (катострофы) на автодорогах (крупные автокатастрофы);

  • аварии транспорта на мостах, ж/д переездах и тоннелях;

  • на магистральных трубопроводах и др.

  1. Пожары, взрывы, угроза взрывов:

  • пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов;

  • пожары (взрывы) на транспорте;

  • пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах;

  • пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально - бытового, культурного значения;

  • пожары (взрывы) на химически опасных объектах;

  • пожары (взрывы) на радиационно опасных объектах;

  • обнаружение неразорвавшихся боеприпасов.

  1. Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ):

  • аварии с выбросом (угрозой выброса)АХОВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении);

  • аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) АХОВ;

  • образование и распространение АХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии;

  • аварии с химическими боеприпасами и др.

  1. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ):

  • аварии на атомных станциях;

  • аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ на предприятиях ядерно-топливного цикла;

  • аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками;

  • аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) РВ;

  • аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки;

  • утрата радиоактивных источников и др.

  1. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ):

  • аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях;

  • аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) БОВ;

  • утрата БОВ и др.

  1. Внезапное обрушение зданий, сооружений:

  • обрушение элементов транспортных коммуникаций;

  • обрушение производственных зданий и сооружений;

  • обрушение зданий и сооружений жилого, социально - бытового и культурного значения.

  1. Аварии на электроэнергетических системах:

  • аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей;

  • выход из строя транспортных электроконтактных сетей и др.

  1. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения:

  • аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;

  • аварии на тепловых сетях (системах горячего водоснабжения) в холодное время года;

  • аварии в системах снабжения населения питьевой водой;

  • аварии на коммунальных газопроводах.

  1. Аварии на очистных сооружениях (ОС):

  • аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;

  • аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.

  1. Гидродинамические аварии:

  • прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофическим затоплением;

  • прорывы плотин с образованием прорывного паводка;

  • прорывы плотин и т.д., повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях

Многие аварии и катастрофы влекут за собой другие аварии. Например, авария коммунального газопровода привела к взрыву в жилом доме, что, в свою очередь, вызвало разрушение здания и возникновение пожара.

Авария на магистральном трубопроводе предопределила взрыв газа вблизи железнодорожного полотна. От взрыва часть вагонов сошла с рельсов, возник сильный пожар, были повреждены электросеть, линии связи, железнодорожный путь.

Но не все аварии перерастают в ЧС. Например, гибнет судно, но команда спасена. Сошел с рельсов пустой вагон - жертв нет. Упал грузовик в реку - водитель спасся.

Таких ситуаций и событий, происходящих ежедневно, немало. Но их не относят к ЧС, если в этих событиях нет человеческих жертв, нет значительных материальных потерь и нарушений условий жизнедеятельности людей.

То же самое можно сказать об утечках газа, воды, ядовитых веществ, если эти события никого не затронули и были ликвидированы в самом начале, не вызвав существенных неблагоприятных последствий.

4. Подведение итогов.

Вопросы для закрепления материала

1. Производственные аварии и катастрофы относятся к:

а) ЧС экологического характера;

б) ЧС природного характера;

в) ЧС техногенного характера;

г) стихийным бедствиям.


2. Авария – это ЧС

а) возникающая по техническим причинам, а также из-за случайных внешних воздействий на промышленном предприятии;

б) связанная с угрозой выброса опасного вещества;

в) повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб.

3. Чем отличается катастрофа от аварии:

а) наличием человеческих жертв, значительным ущербом;

б) воздействием поражающих факторов на людей;

в) воздействием на природную среду.

4. По масштабу распространения и тяжести последствий чрезвычайные ситуации техногенного характера бывают:

а) локальными (объектовыми);

б) местными;

в) районными;

г) территориальными;

д) региональными;

е) федеральными.


5.Домашнее задание

  1. Знать виды ЧС техногенного характера.

  2. Подберите примеры ЧС техногенного характера, имевшей место в регионе проживания, республики Татарстан. Укажите причину ее возникновения, перечислите последствия.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока "Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера "

Автор: Фурсов Валерий Федорович

Дата: 04.12.2015

Номер свидетельства: 261842

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "План-конспект урока  Классификация чрезвычайных ситуаций "
    ["seo_title"] => string(63) "plan-konspiekt-uroka-klassifikatsiia-chriezvychainykh-situatsii"
    ["file_id"] => string(6) "122516"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414261188"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Коенспект урока по ОБЖ "Организация оповещения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера" "
    ["seo_title"] => string(119) "koienspiekt-uroka-po-obzh-orghanizatsiia-opovieshchieniia-o-chriezvychainykh-situatsiiakh-tiekhnoghiennogho-kharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "212717"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431889876"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока в 8 классе по теме "ЧС техногенного характера""
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekturokav8klassiepotiemiechstiekhnoghiennoghokharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "326477"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463199031"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по теме "Инженерная защита населения""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-po-tiemie-inzhieniernaia-zashchita-nasielieniia"
    ["file_id"] => string(6) "253202"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447533615"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Тематическое планирование. ОБЖ - 8 кл. "
    ["seo_title"] => string(40) "tiematichieskoie-planirovaniie-obzh-8-kl"
    ["file_id"] => string(6) "106863"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403099880"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства