kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по ОБЖ 8 класс «Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями техногенного характера и основными причинами их возникновения;

Дать общее представление о классификации чрезвычайной ситуации техногенного характера;

Воспитание ответственности за личную безопасность и и безопасность окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

Развитие эмоцианально-волевых качеств личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по ОБЖ 8 класс «Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера»»

УРОК ОБЖ 8 КЛАСС

«Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера»


Цель:

  • Познакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями техногенного характера и основными причинами их возникновения;

  • Дать общее представление о классификации чрезвычайной ситуации техногенного характера;

  • Воспитание ответственности за личную безопасность и и безопасность окружающих, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

  • Развитие эмоцианально-волевых качеств личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Оборудование: тетрадь, учебник, презентация

Ход урока

1 Организационный момент

  • Приветствие учителя,

  • Контроль посещаемости,

  • Проверка готовности учащихся к уроку,

  • Сообщение темы и целей урока.


2. Актуализация знаний учащихся,

Человечество столкнулось с ЧС техногенного характера значительно позже, чем с ЧС природного характера. Мы знаем что в оболочках Земли постоянно происходит обмен веществ и энергии, который приводит к возникновению различных природных явлений геологического (землетрясения, вулканы), метеорологического (ураганы, смерчи), гидрологического (наводнения, цунами), биологического (природные пожары, эпидемии) происхождения. Эти явления служили и являются причинами возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.

ЧС техногенного характера возникают в процессе производственной деятельности человека.

Для удовлетворения своих жизненных потребностей человек создал и постоянно совершенствует сферу производства, развивает экономику. Все это связано с работой различных машин и механизмов, с преобразованием различных видов энергии и веществ, которые совершает человек. В результате этой деятельности в техносфере возникают различные опасные явления техногенного характера(аварии и катастрофы), которые и являются причиной возникновения ЧС техногенного характера.


3. Изложение нового материала

I. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

II. Причины ЧС техногенного характера

III. Классификация ЧС техногенного характера


  1. В Федеральном законе "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",дано следующее определение чрезвычайной ситуации техногенного характера, как неблагоприятную обстановку на определённой территории, сложившуюся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которое может повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.

Закон «О защите населения и территорий от ЧС природного характера» также определяет три признака, позволяющие отнести то или иное событие к чрезвычайной ситуацией техногенного характера:

1) обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия (сама авария, катастрофа, еще не является чрезвычайной ситуацией, а лишь может стать источником ее возникновения);

2) наличие или возможность возникновения тяжелых последствий:

  • человеческие жертвы;

  • ущерб здоровью;

  • ущерб окружающей среде;

  • материальные потери и нарушения жизнедеятельности и др.

3) техногенный характер события, то есть его связь с технической, производственной деятельности человека.

Для установления единого подхода к оценке ЧС техногенного характера и выработке мер адекватного реагирования на них в нашей стране разработана классификация ЧС. Существует определенная классификация производственных аварий (– происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.) по их тяжести и масштабности. Например, мелкие аварии с незначительным ущербом называют происшествиями, аварии с большим ущербом - крупными авариями, а крупномасштабные аварии, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия, именуются катастрофами. (Катастрофа – это крупная авария, как правило, с человеческими жертвами.)

В свою очередь, аварии и катастрофы могут при неблагоприятных условиях стать источником развития чрезвычайной ситуации.

  1. Причины аварий

На территории России продолжает сохраняться высокий уровень техногенных и природных опасностей. Причинами техногенных аварий и катастроф являются:

  • ослабление механизмов государственного регулирования вопросов безопасности в производственной сфере, снижение трудовой и технологической дисциплины на производстве и его устойчивости;

  • прогрессирующий износ основных производственных фондов и снижение темпов их обновления;

  • повышение технологической опасности и сложности производств;

  • рост объемов транспортировки, хранения и использования опасных (вредных) веществ, материалов и изделий, а также накопление отходов производства, представляющих угрозу населению и окружающей среде;

  • снижение уровня профессиональной подготовки персонала предприятий;

  • недостаточное количество современных систем управления опасными процессами;

  • несовершенство законодательной и нормативной правовой базы;

  • отставание отечественной практики от зарубежной в области использования научных основ приемлемого риска в управлении безопасностью;

  • снижение требовательности и эффективности работы органов государственного надзора и инспекций.

  1. Классификация ЧС техногенного характера.

Все чрезвычайные ситуации можно классифицировать по трем основным принципам

  • масштабу распространения

  • темпу развития

  • природе происхождения

По масштабу распространения и с учетом тяжести последствий все чрезвычайные ситуации техногенного характера бывают локальными (объектовыми), местными, территориальными, региональными, федеральными.

КРИТЕРИИ классификации ЧС техногенного характера:

  • количества людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности;

  • размера материального ущерба;

  • границы зон распространения поражающих факторов ЧС.

К локальным (объектовым) чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходит за пределы производственного участка или объекта и могут быть ликвидированы собственными силами и средствами.

К местным чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы населенного пункта, города (района).

К территориальным чрезвычайным ситуациям относятся такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы субъекта (республики, края, области, автономного образования).

К региональным чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС охватывают территорию двух-трех субъектов Российской Федерации.

К федеральным чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС выходят за пределы четырех и более субъектов Российской Федерации.

Существует также понятие - глобальная чрезвычайная ситуация, в которой поражающие факторы и воздействие чрезвычайной ситуации выходят за пределы государства.


Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по происхождению.
  1. Транспортные аварии (катастрофы):

  • аварии товарных поездов пассажирских поездов;

  • аварии речных и морских грузовых судов;

  • аварии (катастрофы) речных и морских пассажирских судов;

  • авиакатострофы в аэропортах, населенных пунктах;

  • авиакатострофы вне аэропортов, населенных пунктов;

  • аварии (катострофы) на автодорогах (крупные автокатастрофы);

  • аварии транспорта на мостах, ж/д переездах и тоннелях;

  • на магистральных трубопроводах и др.

  1. Пожары, взрывы, угроза взрывов:

  • пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов;

  • пожары (взрывы) на транспорте;

  • пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах;

  • пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально - бытового, культурного значения;

  • пожары (взрывы) на химически опасных объектах;

  • пожары (взрывы) на радиационно опасных объектах;

  • обнаружение неразорвавшихся боеприпасов.

  1. Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ):

  • аварии с выбросом (угрозой выброса)АХОВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении);

  • аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) АХОВ;

  • образование и распространение АХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии;

  • аварии с химическими боеприпасами и др.

  1. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ):

  • аварии на атомных станциях;

  • аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ на предприятиях ядерно-топливного цикла;

  • аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками;

  • аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) РВ;

  • аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки;

  • утрата радиоактивных источников и др.

  1. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ):

  • аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях;

  • аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) БОВ;

  • утрата БОВ и др.

  1. Внезапное обрушение зданий, сооружений:

  • обрушение элементов транспортных коммуникаций;

  • обрушение производственных зданий и сооружений;

  • обрушение зданий и сооружений жилого, социально - бытового и культурного значения.

  1. Аварии на электроэнергетических системах:

  • аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей;

  • выход из строя транспортных электроконтактных сетей и др.

  1. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения:

  • аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;

  • аварии на тепловых сетях (системах горячего водоснабжения) в холодное время года;

  • аварии в системах снабжения населения питьевой водой;

  • аварии на коммунальных газопроводах.

  1. Аварии на очистных сооружениях (ОС):

  • аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;

  • аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.

  1. Гидродинамические аварии:

  • прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофическим затоплением;

  • прорывы плотин с образованием прорывного паводка;

  • прорывы плотин и т.д., повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях

Многие аварии и катастрофы влекут за собой другие аварии. Например, авария коммунального газопровода привела к взрыву в жилом доме, что, в свою очередь, вызвало разрушение здания и возникновение пожара.

Авария на магистральном трубопроводе предопределила взрыв газа вблизи железнодорожного полотна. От взрыва часть вагонов сошла с рельсов, возник сильный пожар, были повреждены электросеть, линии связи, железнодорожный путь.

Но не все аварии перерастают в ЧС. Например, гибнет судно, но команда спасена. Сошел с рельсов пустой вагон - жертв нет. Упал грузовик в реку - водитель спасся.

Таких ситуаций и событий, происходящих ежедневно, немало. Но их не относят к ЧС, если в этих событиях нет человеческих жертв, нет значительных материальных потерь и нарушений условий жизнедеятельности людей.

То же самое можно сказать об утечках газа, воды, ядовитых веществ, если эти события никого не затронули и были ликвидированы в самом начале, не вызвав существенных неблагоприятных последствий.


4. Подведение итогов в виде практической работы.

Вопросы для закрепления материала с использованием компьютеров и видеоматериала

  1. Какое количество макетов гранат представлены на видео?

  2. На какое количество укрываемых рассчитано данное ЗС ГО?

  3. Нарисуйте примерный план помещений данного ЗС ГО;

  4. Есть ли на видео индивидуальные средства защиты ОЗК?

Составление синквейна на слово Бомбоубежище

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

Правила построения синквейна

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

Пример:

Солнце
Яркое, далекое
Согревает, светит, радует нас.
Я люблю солнце.
Животворящая звезда.


5.Домашнее задание

  1. Знать виды ЧС техногенного характера.

  2. Подберите примеры ЧС техногенного характера, имевшей место в регионе проживания, республики Татарстан. Укажите причину ее возникновения, перечислите последствия.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зубарьков Сергей Евгеньевич

Дата: 20.09.2023

Номер свидетельства: 636913


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства