Цели и задачи урока
- Сформировать у учащихся представление о различных видах перекрестков;
- Изучить особенности передвижения транспорта и пешеходов на каждом виде перекрестков;
- формировать умение оперировать терминами «перекресток», «регулировщик», «регулирование дорожного движения», «пешеходы»
- формировать умения чтения рисунка.
- формировать умения передвижения пешеходов на регулируемом регулировщиком перекрестке.
- формировать умение дополнять готовые раскраски (различные виды перекрестков) дорожной разметкой, знаками, персонажами дорожного движения, транспортными средствами и т. п
Тип урока: Комбинированный
Обеспечение урока: цветные рисунки различных видов перекрестков, форма регулировщика, жезл, рисунки-раскраски различных видов перекрестков, «школьный перекресток» рекреации 1 этажа школы.
Ход урока:
Организационный этап: Здравствуйте Ребята! Какое у вас настроение? Готовы заниматься? Давайте сегодня не будем отвлекаться, чтобы все успеть!
Актуализация темы. Постановка проблемного вопроса
В снег и дождь,
В грозу и бурю
Я на улице дежурю.
Мчатся тысячи машин-
ЗИСы, ЗИЛы, М-один,
Пятитонки и трамваи.
Я проезд им разрешаю.
Если руку подниму-
Нет проезда никому. (Кто это?)
Дети: Регулировщик
учитель: А где стоит регулировщик?
дети: На перекрестке
учитель: А что такое перекресток?
дети: Место пересечения дорог
Повторение и закрепление пройденного по теме «Светофор»
учитель: Я читаю стихотворение, вы дополняете его!
«Помните и млад, и стар,
выполняйте строго:
Пешеходу- …(тротуар),
Транспорту -………(дорога).
Чтобы улицу большую,
Не волнуясь, одолеть,
И направо, и налево
Надо быстро……. (посмотреть).
Заучи закон простой:
красный свет зажегся….(стой)
Желтый скажет пешеход-
«Приготовься к ….(переходу)».
А зеленый впереди,
Говорит он всем- ….(иди)!
учитель: Умницы! Вы прекрасно запомнили, что обозначают сигналы светофора
Изучение нового материала.
учитель: Сейчас пойдем всем классом вместе со старшеклассниками на наш школьный перекресток и отработаем правила перехода улицы по сигналам регулировщика. (В рекреации 1 этажа школы на импровизированном перекрестке проходит практический курс отработки движения пешеходов по сигналу регулировщика).
учитель показывает на регулировщика (старшеклассника с жезлом): Это строгий и заботливый инспектор ДПС. В руках у него полосатая палочка-жезл. Взмахнет ею вверх, поведет в сторону, опустит… Это он регулирует движение-указывает, кому стоять, а кому ехать. Он ведет важный разговор сразу со всеми машинами и со всеми пешеходами. И чтобы принимать участие в этом разговоре, надо знать язык регулировщика.
регулировщик:
Не волнуется народ,
Через улицу идет.
Я стою на перекрестке.
Я инспектор ДПС.
Все машины одному
Покорны жезлу моему.
Давайте разберемся, что означают мои жесты.
Регулировщик берет в руку жезл (показывает жест, соответствующий красному свету светофора-встает к детям лицом с опущенными вниз руками) и говорит:
Я стою к тебе лицом-
Потерпи, будь молодцом.
На тебя смотрю я строго-
Значит занята дорога.
-Какому сигналу светофора соответствует такое положение регулировщика и можно ли переходить дорогу? (Такое положение регулировщика соответствует красному цвету светофора, переходить дорогу нельзя.)
Регулировщик меняет положение, поднимает руку с жезлом вверх и говорит:
Если руку подниму,
Нет движенья никому.
-Какому сигналу светофора соответствует такое положение регулировщика и можно ли переходить дорогу? (Такое положение регулировщика соответствует желтому цвету, дорогу переходить нельзя, надо приготовиться.)
Регулировщик опускает руку с жезлом вниз, встает боком к детям и читает:
Теперь я боком повернулся-
Путь свободен впереди,
Не зевай, переходи.
-Какому сигналу светофора соответствует такое положение регулировщика и можно ли переходить дорогу? (Такое положение регулировщика соответствует зеленому цвету светофора, дорогу переходить можно.)
Вместо физкультминутки учащимся предлагается роли машин и пешеходов. С помощью старшеклассников они отрабатывают передвижение на перекрестке уже в ускоренном темпе, выполняя ролевые действия.
После ребята возвращаются в класс.
-Сегодня нам предстоит узнать что-то новое о перекрестках. Будьте внимательны.
учитель предлагает рассмотреть три рисунка. (Рисунок с четырехсторонним перекрестком и два вида трехсторонних перекрестков.)
-Ребята, согласны ли вы, что на этих рисунках изображены перекрестки? (Да.)
-Докажите. (На всех рисунках дороги пересекаются, но по-разному.)
-Посмотрите, на первом рисунке улицы пересекают одна другую. Этот перекресток называют четырехсторонний. почему он получил такое название?
Дети находят и показываю четыре стороны перекрестка.
-Что происходит с улицами на втором рисунке? (Одна улица проходит прямо, а вторая улица как бы «входит в нее».)
-Такой перекресток называют трехсторонний. Трехсторонний перекресток и на третьем рисунке. Как расположены на нем улицы? (Шла одна улица и разделилась на две.)
Стадия рефлексии.
Учитель предлагает поиграть в игру «И я тоже», сначала предложения составляет учитель, а затем -дети.
-Я перехожу дорогу по пешеходному переходу. (И я тоже.)
-Я никогда не смотрю на жесты регулировщика. (Дети молчат.)
-Я иду, когда регулировщик стоит ко мне лицом с опущенными вниз руками (Дети молчат.)
Дети придумывают предложения, и игра продолжается.
Домашнее задание: Учащимся выдаются рисунки-раскраски с различными видами перекрестков. Предлагается раскрасить рисунки, дополнить их пешеходами, транспортом, дорожной разметкой, знаками.
(отмечаются хорошая работа учащихся, похвала отличившихся.) На этом урок закончен. Спасибо!
Используемая литература
- Поторочина Е.А «Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности», Москва: ВАКО,2008.
- Бабина Р.П. Азбука пешехода. 1 класс./ учебное пособие. Издательство «Мнемозина», Москва,2007.