Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификации
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификации
Тема: ЧС техногенного характера и их классификация
Цели урока:
Образовательная: Познакомить обучающихся с чрезвычайными ситуациями техногенного характера и основными причинами их возникновения; дать общее представление о классификации чрезвычайной ситуации техногенного характера.
Развивающая: Развивать эмоционально-волевые качества личности, необходимые для обеспечения безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Воспитательная: Воспитывать ответственность за личную безопасность и безопасность окружающих, ценностное отношение к своему здоровью и жизни.
Тип урока:урок открытия новых знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификации»
Урок № 12 Дата:
Тема: ЧС техногенного характера и их классификация
Цели урока:
Образовательная: Познакомить обучающихся с чрезвычайными ситуациями техногенного характера и основными причинами их возникновения; дать общее представление о классификации чрезвычайной ситуации техногенного характера.
Развивающая: Развивать эмоционально-волевые качества личности, необходимые для обеспечения безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Воспитательная: Воспитывать ответственность за личную безопасность и безопасность окружающих, ценностное отношение к своему здоровью и жизни.
Тип урока:урок открытия новых знаний.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока:
1. Организационный момент (1 мин).
Вступление.
Готовность класса к работе.
Общий настрой.
2. Проверка домашнего задания (6 мин).
Ученикам предлагается зачитать сообщения по теме «Загрязнение окружающей среды» (атмосфера, почва, водоемы) (слайд 2атмосфера, 3почва, 4водоемы)
3. Мотивационный этап (2 мин).
- Мы хорошо поработали над прошлой темой.
- Но существует еще одна важная сторона, которая связана с безопасностью населения. И касается она ЧС, происходящих часто по вине человека, которые называются техногенными.
- Записываем число, классная работа
- На сегодняшнем уроке мы познакомимся с основными видами таких ЧС и рассмотрим их классификацию и основные причины их возникновения.
- Предлагаю вам сформулировать тему урока. (ученики формулируют «ЧС техногенного характера и их классификация») (слайд 5)
4. Этап актуализации знаний по предложенной теме (3 мин).
- Что общего в этих картинках? (это ЧС). (слайд 6 )
- Из-за чего случились эти ЧС? (из-за влияния природы и из-за деятельности человека)
- Таким образом, данные ЧС можно разделить на два вида природные и техногенные.(слайд 6**)
Человечество столкнулось с ЧС техногенного характера значительно позже, чем с ЧС природного характера. (слайд 7) В оболочках Земли постоянно происходит обмен веществ и энергии, который приводит к возникновению различных природных явлений геологического (землетрясения, вулканы), метеорологического (ураганы, смерчи), гидрологического (наводнения, цунами), биологического (природные пожары, эпидемии) происхождения. Эти явления служили и являются причинами возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.
ЧС техногенного характера возникают в процессе производственной деятельности человека.
Для удовлетворения своих жизненных потребностей человек создал и постоянно совершенствует сферу производства, развивает экономику. (слайд 8) Все это связано с работой различных машин и механизмов, с преобразованием различных видов энергии и веществ, которые совершает человек. В результате этой деятельности возникают различные опасные явления техногенного характера (аварии и катастрофы), которые и являются причиной возникновения ЧС техногенного характера.
5. Первичное восприятие и усвоение нового материала (17 мин)
Чтобы оценить ЧС техногенного характера используют классификацию по тяжести, масштабности и природе происхождения: (слайд 9)
Классификация по тяжести:
- мелкие аварии с незначительным ущербом называют происшествиями,
- аварии с большим ущербом - крупными авариями,
- крупномасштабные аварии, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия, именуются катастрофами. (Катастрофа – это крупная авария, как правило, с человеческими жертвами.)
В свою очередь, аварии и катастрофы могут при неблагоприятных условиях стать источником развития чрезвычайной ситуации.
К объектам на которых может возникнуть ЧС относятся: (слайд 10)
- радиационно опасные объекты;
- химически опасные объекты;
- взрывопожароопасные объекты;
- газо- и нефтепроводы;
- транспорт;
- гидротехнические сооружения;
- объекты коммунального хозяйства.
Классификация по масштабу: (слайд 11)
- К локальным ЧС относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходит за пределы производственного участка или объекта и могут быть ликвидированы собственными силами и средствами.
- К местным ЧС относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы населенного пункта, города (района).
- К территориальным ЧС относятся такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы субъекта (республики, края, области, автономного образования).
- К региональным ЧС относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС охватывают территорию двух-трех субъектов страны.
- К федеральным чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС выходят за пределы четырех и более субъектов страны.
- глобальная ЧС, в которой поражающие факторы и воздействие чрезвычайной ситуации выходят за пределы государства
Классификация по природе происхождения: (слайд 12, 12**)
1. Транспортные аварии (катастрофы):
- аварии товарных поездов пассажирских поездов;
-аварии речных и морских грузовых судов;
-аварии (катастрофы) речных и морских пассажирских судов;
-авиакатострофы в аэропортах, населенных пунктах;
-авиакатострофы вне аэропортов, населенных пунктов;
- аварии (катострофы) на автодорогах (крупные автокатастрофы);
- аварии транспорта на мостах, ж/д переездах и тоннелях;
- на магистральных трубопроводах и др.
2. Пожары, взрывы, угроза взрывов:
- пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов;
- пожары (взрывы) на транспорте;
- пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах;
- пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально - бытового, культурного значения;
- пожары (взрывы) на химически опасных объектах;
- пожары (взрывы) на радиационно опасных объектах;
- обнаружение неразорвавшихся боеприпасов.
3. Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ):
- аварии с выбросом (угрозой выброса)АХОВ при их производстве,
переработке или хранении (захоронении);
- аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) АХОВ;
- образование и распространение АХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии;
- аварии с химическими боеприпасами и др.
4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ):
- аварии на атомных станциях;
- аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ на предприятиях ядерно-топливного цикла;
- аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками;
- аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) РВ;
- аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки;
- утрата радиоактивных источников и др.
5. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ):
- аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях;
- аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) БОВ;
- утрата БОВ и др.
6. Внезапное обрушение зданий, сооружений:
- обрушение элементов транспортных коммуникаций;
- обрушение производственных зданий и сооружений;
- обрушение зданий и сооружений жилого, социально - бытового и культурного значения.
7. Аварии на электроэнергетических системах:
- аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей;
- выход из строя транспортных электроконтактных сетей и др.
8. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения:
- аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;
- аварии на тепловых сетях (системах горячего водоснабжения) в холодное время года;
- аварии в системах снабжения населения питьевой водой;
- аварии на коммунальных газопроводах.
9. Аварии на очистных сооружениях (ОС):
- аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;
- аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.
10. Гидродинамические аварии:
- прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофическим затоплением;
- прорывы плотин с образованием прорывного паводка;
- прорывы плотин и т.д., повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях.
6. Первичное закрепление нового знания. (8 мин)
Предложить выбрать ученикам аварии наиболее вероятные в нашем городе и назвать причины возникновения. (слайд 13 список ЧС по природе) ВИДЕО
Основные причины ЧС техногенного характера (слайд 14): несовершенство и устарелость производственных технологий, а также «человеческий фактор», связанный с нарушением технологической и трудовой дисциплины, низким профессиональным уровнем работающего персонала.
*** Многие аварии и катастрофы влекут за собой другие аварии. Например, авария коммунального газопровода привела к взрыву в жилом доме, что, в свою очередь, вызвало разрушение здания и возникновение пожара. Авария на магистральном трубопроводе предопределила взрыв газа вблизи железнодорожного полотна. От взрыва часть вагонов сошла с рельсов, возник сильный пожар, были повреждены электросеть, линии связи, железнодорожный путь.
Но не все аварии перерастают в ЧС. Например, гибнет судно, но команда спасена. Сошел с рельсов пустой вагон - жертв нет. Упал грузовик в реку - водитель спасся. Таких ситуаций и событий, происходящих ежедневно, немало. Но их не относят к ЧС, если в этих событиях нет человеческих жертв, нет значительных материальных потерь и нарушений условий жизнедеятельности людей.
То же самое можно сказать об утечках газа, воды, ядовитых веществ, если эти события никого не затронули и были ликвидированы в самом начале, не вызвав существенных неблагоприятных последствий.
7. Самостоятельная работа и проверка по эталону. (4 мин)
(слайд 15) ТЕСТ «ЧС техногенного характера» для проверки знаний. Раздаются бланки ответов.
**Напомнить, что ответ может быть не единственным (зачеркиваний не допускать).
Проверка по ключу (слайд 16)
8. Домашнее задание (слайд 17) (2 мин)
Прочитать П 5.1, устно ответить на вопросы 1- 3 после параграфа с. 97
9. Рефлексия. (2 мин)
Ученикам предлагается продолжить фразу: «Мне все понятно, но я хотел бы спросить…»