kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: ЧС техногенного характера и их классификация

Цели урока:

Образовательная: Познакомить обучающихся с чрезвычайными ситуациями техногенного характера и основными причинами их возникновения; дать общее представление о классификации чрезвычайной ситуации техногенного характера.

Развивающая: Развивать эмоционально-волевые качества личности, необходимые для обеспечения безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Воспитательная: Воспитывать ответственность за личную безопасность и безопасность окружающих, ценностное отношение к своему здоровью и жизни.

Тип урока: урок открытия новых знаний.                                                         

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификации»

Урок № 12 Дата:

Тема: ЧС техногенного характера и их классификация

Цели урока:

Образовательная: Познакомить обучающихся с чрезвычайными ситуациями техногенного характера и основными причинами их возникновения; дать общее представление о классификации чрезвычайной ситуации техногенного характера.

Развивающая: Развивать эмоционально-волевые качества личности, необходимые для обеспечения безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Воспитательная: Воспитывать ответственность за личную безопасность и безопасность окружающих, ценностное отношение к своему здоровью и жизни.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока:


1. Организационный момент (1 мин).

Вступление.

Готовность класса к работе.

Общий настрой.


2. Проверка домашнего задания (6 мин).

Ученикам предлагается зачитать сообщения по теме «Загрязнение окружающей среды» (атмосфера, почва, водоемы) (слайд 2атмосфера, 3почва, 4водоемы)


3. Мотивационный этап (2 мин).

- Мы хорошо поработали над прошлой темой.

- Но существует еще одна важная сторона, которая связана с безопасностью населения. И касается она ЧС, происходящих часто по вине человека, которые называются техногенными.

- Записываем число, классная работа

- На сегодняшнем уроке мы познакомимся с основными видами таких ЧС и рассмотрим их классификацию и основные причины их возникновения.

- Предлагаю вам сформулировать тему урока. (ученики формулируют «ЧС техногенного характера и их классификация») (слайд 5)

4. Этап актуализации знаний по предложенной теме (3 мин).

- Что общего в этих картинках? (это ЧС). (слайд 6 )

- Из-за чего случились эти ЧС? (из-за влияния природы и из-за деятельности человека)

- Таким образом, данные ЧС можно разделить на два вида природные и техногенные.(слайд 6**)

Человечество столкнулось с ЧС техногенного характера значительно позже, чем с ЧС природного характера. (слайд 7) В оболочках Земли постоянно происходит обмен веществ и энергии, который приводит к возникновению различных природных явлений геологического (землетрясения, вулканы), метеорологического (ураганы, смерчи), гидрологического (наводнения, цунами), биологического (природные пожары, эпидемии) происхождения. Эти явления служили и являются причинами возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.

ЧС техногенного характера возникают в процессе производственной деятельности человека.

Для удовлетворения своих жизненных потребностей человек создал и постоянно совершенствует сферу производства, развивает экономику. (слайд 8) Все это связано с работой различных машин и механизмов, с преобразованием различных видов энергии и веществ, которые совершает человек. В результате этой деятельности возникают различные опасные явления техногенного характера (аварии и катастрофы), которые и являются причиной возникновения ЧС техногенного характера.


5. Первичное восприятие и усвоение нового материала (17 мин)

Чтобы оценить ЧС техногенного характера используют классификацию по тяжести, масштабности и природе происхождения: (слайд 9)

Классификация по тяжести:

- мелкие аварии с незначительным ущербом называют происшествиями,

- аварии с большим ущербом - крупными авариями,

- крупномасштабные аварии, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия, именуются катастрофами. (Катастрофа – это крупная авария, как правило, с человеческими жертвами.)

В свою очередь, аварии и катастрофы могут при неблагоприятных условиях стать источником развития чрезвычайной ситуации.

К объектам на которых может возникнуть ЧС относятся: (слайд 10)

- радиационно опасные объекты;

- химически опасные объекты;

- взрывопожароопасные объекты;

- газо- и нефтепроводы;

- транспорт;

- гидротехнические сооружения;

- объекты коммунального хозяйства.

Классификация по масштабу: (слайд 11)

- К локальным ЧС относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходит за пределы производственного участка или объекта и могут быть ликвидированы собственными силами и средствами.

- К местным ЧС относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы населенного пункта, города (района).

- К территориальным ЧС относятся такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы субъекта (республики, края, области, автономного образования).

- К региональным ЧС относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС охватывают территорию двух-трех субъектов страны.

- К федеральным чрезвычайным ситуациям относят такие, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС выходят за пределы четырех и более субъектов страны.

- глобальная ЧС, в которой поражающие факторы и воздействие чрезвычайной ситуации выходят за пределы государства

Классификация по природе происхождения: (слайд 12, 12**)

1. Транспортные аварии (катастрофы):

- аварии товарных поездов пассажирских поездов;

-аварии речных и морских грузовых судов;

-аварии (катастрофы) речных и морских пассажирских судов;

-авиакатострофы в аэропортах, населенных пунктах;

-авиакатострофы вне аэропортов, населенных пунктов;

- аварии (катострофы) на автодорогах (крупные автокатастрофы);

- аварии транспорта на мостах, ж/д переездах и тоннелях;

- на магистральных трубопроводах и др.

2. Пожары, взрывы, угроза взрывов:

- пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов;

- пожары (взрывы) на транспорте;

- пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах;

- пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально - бытового, культурного значения;

- пожары (взрывы) на химически опасных объектах;

- пожары (взрывы) на радиационно опасных объектах;

- обнаружение неразорвавшихся боеприпасов.

3. Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ):

- аварии с выбросом (угрозой выброса)АХОВ при их производстве,

переработке или хранении (захоронении);

- аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) АХОВ;

- образование и распространение АХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии;

- аварии с химическими боеприпасами и др.

4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ):

- аварии на атомных станциях;

- аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ на предприятиях ядерно-топливного цикла;

- аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками;

- аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) РВ;

- аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки;

- утрата радиоактивных источников и др.

5. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ):

- аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях;

- аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) БОВ;

- утрата БОВ и др.

6. Внезапное обрушение зданий, сооружений:

- обрушение элементов транспортных коммуникаций;

- обрушение производственных зданий и сооружений;

- обрушение зданий и сооружений жилого, социально - бытового и культурного значения.

7. Аварии на электроэнергетических системах:

- аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей;

- выход из строя транспортных электроконтактных сетей и др.

8. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения:

- аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;

- аварии на тепловых сетях (системах горячего водоснабжения) в холодное время года;

- аварии в системах снабжения населения питьевой водой;

- аварии на коммунальных газопроводах.

9. Аварии на очистных сооружениях (ОС):

- аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ;

- аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ.

10. Гидродинамические аварии:

- прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофическим затоплением;

- прорывы плотин с образованием прорывного паводка;

- прорывы плотин и т.д., повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях.


6. Первичное закрепление нового знания. (8 мин)

Предложить выбрать ученикам аварии наиболее вероятные в нашем городе и назвать причины возникновения. (слайд 13 список ЧС по природе) ВИДЕО

Основные причины ЧС техногенного характера (слайд 14): несовершенство и устарелость производственных технологий, а также «человеческий фактор», связанный с нарушением технологической и трудовой дисциплины, низким профессиональным уровнем работающего персонала.

*** Многие аварии и катастрофы влекут за собой другие аварии. Например, авария коммунального газопровода привела к взрыву в жилом доме, что, в свою очередь, вызвало разрушение здания и возникновение пожара. Авария на магистральном трубопроводе предопределила взрыв газа вблизи железнодорожного полотна. От взрыва часть вагонов сошла с рельсов, возник сильный пожар, были повреждены электросеть, линии связи, железнодорожный путь.

Но не все аварии перерастают в ЧС. Например, гибнет судно, но команда спасена. Сошел с рельсов пустой вагон - жертв нет. Упал грузовик в реку - водитель спасся. Таких ситуаций и событий, происходящих ежедневно, немало. Но их не относят к ЧС, если в этих событиях нет человеческих жертв, нет значительных материальных потерь и нарушений условий жизнедеятельности людей.

То же самое можно сказать об утечках газа, воды, ядовитых веществ, если эти события никого не затронули и были ликвидированы в самом начале, не вызвав существенных неблагоприятных последствий.


7. Самостоятельная работа и проверка по эталону. (4 мин)

(слайд 15) ТЕСТ «ЧС техногенного характера» для проверки знаний. Раздаются бланки ответов.

**Напомнить, что ответ может быть не единственным (зачеркиваний не допускать).

Проверка по ключу (слайд 16)


8. Домашнее задание (слайд 17) (2 мин)

Прочитать П 5.1, устно ответить на вопросы 1- 3 после параграфа с. 97


9. Рефлексия. (2 мин)

Ученикам предлагается продолжить фразу: «Мне все понятно, но я хотел бы спросить…»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификации

Автор: Козачинский Анатолий Анатольевич

Дата: 08.12.2017

Номер свидетельства: 443038

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Разработка урока ОБЖ «Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера» "
    ["seo_title"] => string(94) "razrabotka-uroka-obzh-klassifikatsiia-chriezvychainykh-situatsii-tiekhnoghiennogho-kharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "108102"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403550295"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Презентация к уроку ОБЖ "Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия", 8 класс."
    ["seo_title"] => string(125) "priezientatsiia-k-uroku-obzh-chriezvychainyie-situatsii-tiekhnoghiennogho-kharaktiera-i-ikh-vozmozhnyie-posliedstviia-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250315"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447071132"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Коенспект урока по ОБЖ "Организация оповещения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера" "
    ["seo_title"] => string(119) "koienspiekt-uroka-po-obzh-orghanizatsiia-opovieshchieniia-o-chriezvychainykh-situatsiiakh-tiekhnoghiennogho-kharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "212717"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431889876"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока "Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера ""
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-klassifikatsiia-chriezvychainykh-situatsii-tiekhnoghiennogho-kharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "261842"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449217000"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "План-конспект урока по ОБЖ 8 класс «Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_po_obzh_8_klass_klassifikatsiia_chrezvychainykh_situatsii_te"
    ["file_id"] => string(6) "636913"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1695222753"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства