Безопасное поведение на водоемах в различных условиях.
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях.
Цель урока. Систематизировать знания учащихся в области безопасного поведения на водоемах в различных жизненных ситуациях. Систематизировать знания обучаемых по безопасному поведению на водоемах во время активного отдыха в природных условиях. Закрепить знания правил безопасного поведения на воде во время купания, во время водных походов в условиях аварийной ситуации, возникшей во время водного пожара. Познакомить учащихся с основными способами оказания помощи терпящим бедствие на воде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Безопасное поведение на водоемах в различных условиях.»
Урок 3.
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях.
Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
Цель урока. Систематизировать знания учащихся в области безопасного поведения на водоемах в различных жизненных ситуациях. Систематизировать знания обучаемых по безопасному поведению на водоемах во время активного отдыха в природных условиях. Закрепить знания правил безопасного поведения на воде во время купания, во время водных походов в условиях аварийной ситуации, возникшей во времяводного пожара. Познакомить учащихся с основными способами оказания помощи терпящим бедствие на воде.
Изучаемые вопросы
Значение воды в жизнедеятельности человека, безопасность на воде.
Рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения на воде.
Правила безопасного купания в различных водоемах.
Возможные аварийные ситуации во время водных походов и правила безопасного поведения при них.
Общие рекомендации по оказанию помощи терпящим бедствие на воде. Способы транспортировки пострадавшего.
Изложение учебного материала
Содержание первого вопроса раскрыть на материале курсов истории и географии: вода защищала от нападения врагов, служила дорогой, способствовала расселению человека по Земле и удовлетворению его жизненных потребностей. Кратко осветив эти вопросы, переходим к специфике ОБЖ: общение человека с водой потребовало от него определенных знаний и умений по безопасному поведению на воде с учетом ее свойств. Привести материалы статистики о гибели на водоемах.
Тщательно проработать с учащимися рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения при наводнениях, на замерзших водоемах, при следовании в качестве пассажира на морских и речных судах.
Далее необходимо повторить с учащимися правила безопасного поведения на воде во время купания. Сформировать у них убеждение в необходимости для обеспечения личной безопасности не только знать, но и постоянно соблюдать эти правила.
Обратить внимание учащихся на то, что важным условием безопасности на воде являются дисциплина и организованность. Шутки, игры не должны переходить известных границ.
Повторить основные правила безопасного поведения во время водного похода, подчеркнув, что водный туризм является одним из наиболее сложных видов туризма и подготовка к водным путешествиям имеет ряд своих особенностей.
Кроме того, путешествие на воде требует от участников похода высокой дисциплины, соблюдения правил поведения на маршруте, а также точного и быстрого выполнения команд руководителя.
4. Коротко познакомить учащихся с общими правилами оказания помощи терпящим бедствие на воде. Эти правила изложены в учебнике.
Необходимо подчеркнуть, что приемами спасения утопающего должен владеть каждый человек, умеющий плавать.
Познакомить учащихся с основными способами освобождения от захватов при оказании помощи утопающему.
Если тонущий захватил руки спасателя за запястья, то освободиться можно, если сделать рывок внутрь — в сторону больших пальцев потерпевшего или, упершись согнутыми ногами в грудь, оттолкнуться от него.
При обхвате руками шеи спасателя спереди ему нужно, захватив локти тонущего, послать их вверх и быстро опуститься под воду. Если же тонущий обхватил шею спасателя сзади, то нужно захватив верхнюю руку тонущего одной рукой за запястье, а другой за локоть, поднять руку потерпевшего и пронести ее через свою (спасателя) голову, одновременно опускаясь на глубину.
При захвате туловища вместе с руками спереди надо, резко разводя свои руки в стороны, погрузиться в воду (уйти в глубину). Так же следует действовать и при захвате сзади.
Познакомить учащихся со способами транспортировки пострадавшего на воде:
при плавании с утопающим нельзя класть его на себя. Придать ему горизонтальное положение так, чтобы рот и нос находились на поверхности воды;
буксировка за голову;
буксировка с захватом под мышками;
буксировка с захватом под руку;
буксировка с захватом выше локтей;
буксировка с захватом за волосы или воротник;
буксировка при оказании помощи уставшему пловцу.
В заключение урока необходимо обратить внимание обучаемых на одну очень важную деталь при спасении утопающего — вынос потерпевшего из воды. Подплыв к берегу и встав на дно, спасатель удобно захватывает тонущего под руки, осторожно приподнимает его и, передвигаясь спиной вперед, вытаскивает на берег, укладывает на ровном месте на одеяло или другую подстилку, после чего сразу же приступает к оказанию первой медицинской помощи.
Если на месте происшествия не оказалось врача или медицинской сестры (или они не успели подъехать), первую медицинскую помощь до их прибытия оказывает спасатель, предварительно оценив состояние пострадавшего.
Контрольные вопросы
Какой порядок действий спасателя рекомендуется при оказании помощи терпящему бедствие на воде?
Какими качествами и навыками должен обладать спасатель, оказывающий помощь терпящему бедствие на воде?
Какие существуют способы освобождения от захватов тонущего человека при оказании ему помощи на воде?
Какие существуют способы транспортировки пострадавшего?