А. Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли: человеческие жертвы; ущерб здоровью людей или окружающей среде; значительные материальные потери; нарушение условий жизнедеятельности людей.
Б. Этот катастрофическое природное явление (или процесс), которое может развивать многочисленные человеческие жертвы, принести значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.
В. Это стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызывать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики (страны, региона и какой-либо территории) и природной окружающей среды.
Г. Чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов – в результате неразумной и нерациональной деятельности человека) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы, сопровождающееся массовой гибелью животных организмов и экологическим ущербом.
Ответы:
1
2
3
4
Задание 4. Дайте определение.
1.Чрезвычайная ситуация – это ______________________________________
Задание 7 (тестовое). Выберите один правильный ответ и отметьте его.
Выберите из предложенных вариантов правильный, по Вашему мнению, ответ. Отметьте его, обведя кружком букву, обозначающую вариант ответа (отделённую скобкой). За каждый правильный ответ на вопрос теста участник получает 2 (два) балла. Если на вопрос есть два и более правильных варианта ответа, то баллы суммируются. Если на вопрос дан неправильный ответ, то он оценивается в 0 (ноль) баллов. Для определения общей оценки участника все набранные им баллы суммируются. Победителем является тот участник, кто набрал большее количество баллов.
1. Производственные аварии и катастрофы относятся к:
а) ЧС техногенного характера
б) ЧС экологического характера
в) ЧС природного характера
г) стихийным бедствиям
2. К поражающим факторам взрыва относятся:
а) высокая температура и волна прорыва
б) осколочные поля и ударная волна
в) сильная загазованность местности
3. Причиной взрывов на промышленных предприятиях может быть:
а) понижение давления в технологическом оборудовании, отсутствие специальных приборов, указывающих превышение концентрации химически опасных веществ;
б) отсутствие специальных устройств удаления дыма, легко сбрасываемых конструкций на взрывоопасных производствах, наличие инертных газов в зоне взрыва;
в) несвоевременное проведение ремонтных работ, повышение температуры и давления внутри производственного оборудования.
4. Процесс горения протекает при наличии:
а) горючего вещества, окислителя и источника воспламенения
б) возможности для теплообмена
в) горючего вещества и восстановителя
5. К поражающим факторам пожара относятся:
а) разрушение зданий и поражение людей за счет смещения поверхностных слоев земли;
в) проникновение опасных веществ через органы дыхания и кожные покровы в организм человека;
г) выделение из облака зараженного воздуха раскаленных частиц, вызывающих ожоги.
7. Последствиями аварий на химически опасных предприятиях могут быть:
а) заражение окружающей среды и массовые поражения людей, растений и животных опасными ядовитыми веществами;
б) разрушение наземных и подземных коммуникаций, промышленных зданий в результате действий ударной волны;
в) резкое повышение или понижение атмосферного давления в зоне аварии и на прилегающей к ней территории.
8. Территория или акватория, в пределах которой распространены или куда принесены опасные химические вещества в концентрациях и количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, животных и растений в течение определенного времени, — это:
а) очаг химического заражения
б) зона химического заражения
в) область химического заражения
г) территория заражения
9. Выходить из зоны химического заражения следует:
а) по направлению ветра
б) навстречу потоку ветра
в) перпендикулярно направлению ветра
10. При герметизации помещений в случае аварий на ХОО с выбросом АХОВ необходимо:
б) закрыть, заклеить и уплотнить подручными материалами двери и окна;
в) закрыть и уплотнить подручными материалами двери и окна, при этом ни в коем случае не заклеивать вентиляционные отверстия,
11. В случае оповещения об аварии с выбросом АХОВ последовательность ваших действий:
а) включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства зашиты, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии;
б) включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии;
в) надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии.
12. При аварии на химическом предприятии, если отсутствуют индивидуальные средства защиты, убежище и возможность выхода из зоны аварии последовательность ваших действий:
а) выключить радио, отойти от окон и дверей и загерметизировать помещение;
б) включить радио, перенести ценные вещи в подвал или отдельную комнату и подавать сигналы о помощи;
в) включить радио и прослушать информацию, закрыть окна и двери, входные двери закрыть плотной тканью и загерметизировать помещение.
13. Признаками перелома являются:
а) тошнота и рвота ,нарушение функции конечности, ее деформация и подвижность;
б) нарушение функции конечности, сильная боль при попытке движения ею, деформация и некоторое ее укорочение, подвижность костей в необычном месте;
в) временная потеря зрения и слуха, появление сильной боли при попытке движения конечностью.
14. Кто-то идет за вами. Ваши действия:
а) перейти несколько раз улицу и, убедившись в своих подозрениях, побежать в людное место;
б) бежать к телефонной будке;
в) остановиться и выяснить причину преследования.
15. Какие явления могут быть признаками приближающегося землетрясения:
а) короткое замыкание электросети, непонятный гул, качание люстр и дрожание стекол на окнах;
б) голубоватое свечение внутренней поверхности домов, искрение близко расположенных (но не соприкасающихся) электрических проводов, запах газа в районах, где раньше этого не отмечалось, вспышки в виде рассеянного света зарниц;
в) резкое изменение погодных условий, самовоспламенение и самовозгорание горючих веществ и материалов, выпадение обильных осадков в виде дождя или снега;
16. Если Вы попали под завал в результате землетрясения, нога придавлена упавшей конструкцией, но была освобождена: шевелить пальцами и ступней ноги можете. В помещении есть немного свободного пространства, но выход заблокирован. Какова очередность ваших действий:
а) окажете себе первую доврачебную помощь и начнете разгребать завал в сторону выхода из помещения;
б) окажете себе первую помощь, установите подпорки под конструкции над вами, найдете теплые вещи или одеяло, чтобы укрыться, будете кричать, звать на помощь, стучать металлическими предметами по трубам, плитам;
в) установите подпорки под конструкции над вами, попробуете подойти к оконному проему, если найдете спички, попытаетесь развести небольшой костер, чтобы согреться и осмотреться вокруг;
17. Какие продукты питания способствуют здоровью зубов: а) кондитерские, макаронные и мясные изделия;
б) жирная пища;
в) овощи, богатые клетчаткой и кальцием.
18. Какое из естественных укрытий будет наиболее безопасно на время урагана: а) овраг и промоина;
б) большие деревья;
в) сельскохозяйственные постройки;
г) скопление крупных камней.
19. Что необходимо при заблаговременном оповещении о приближении цунами: а) открыть окна и двери нижних этажей;
б) включить телевизор, радио, выслушать сообщения и рекомендации;
в) выйти из здания.
20. Что необходимо делать, если вы оказались в зоне лесного пожара:
а) для преодоления недостатка кислорода пригнуться к земле и дышать через мокрый платок (одежду);
б) накрыть голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой или окунуться в ближайший водоем;
в) не обгонять лесной пожар, а двигаться под прямым углом к направлению распространения огня.
21. Что относится к поражающим факторам пожара:
а) разрушение зданий и поражение людей за счет смещения поверхностных слоев земли;
б) образование облака зараженного воздуха;
в) открытый огонь, токсичные продукты горения.
22. Что необходимо сделать при закрытом переломе бедра:
а) дать обезболивающее средство, положив две шины: длинную, от подмышечной впадины до внешней стороны лодыжки, и короткую, от паховой области до внутренней стороны лодыжки;
б) попытаться определить подвижность ноги, согнув ее в коленном суставе, придать пострадавшему возвышенное положение;
в) дать обезболивающее средство и наложить шину из подручного материала от подмышечной впадины до коленного сустава.
23. Каковы основные загрязнители поверхностных водоемов?
а) нефть и нефтепродукты
б) сливы канализаций
в) мусорные свалки
24. Каковы главные источники загрязнения подземных (грунтовых вод)?
а) канализация
б) мусорные свалки
в) нефть и нефтепродукты
25. Какие места в городе могут быть экологически опасными?
а) под линиями электропередач и в непосредственной близости к крупным предприятиям;
б) около школ и детских садов;
в) вблизи с остановками общественного транспорта.
26. Как обозначается аварийная остановка автотранспорта?
а) на расстоянии 25—30 м выставляется специальный знак — пустое ведро;
б) на расстоянии 25—30 м выставляется специальный знак — треугольник со специальными светоотражающими полосами;
в) на расстоянии 2—3 м выставляется специальный знак — металлический столбик с красным флажком.
27. Как велосипедист подает сигнал о повороте?
а) велосипед не является транспортным средством, оборудованным сигнальными лампами, поэтому повороты не обозначаются;
б) энергичными махами руки в сторону поворота;
в) вытягиванием руки в сторону поворота.
28. Кого относят к соучастникам преступления?
а) родители несовершеннолетнего;
б) исполнители;
в) организаторы, подстрекатели и пособники.
29. Что следует предпринять, чтобы оторваться от преследования в общественных местах?
а) бежать по сложному и неприятному для преследователей маршруту: через грязь, лужи, крутые склоны;
б) бежать и прыгать через высокие заборы, по глубокому снегу;
в) не бежать, оказать сопротивление, обезоружить преступников и доставить в ближайшее отделение милиции.
30. Какие приемы помогут получить помощь со стороны в действительно критической ситуации?
а) кричать «Пожар!», спровоцировать работу автомобильной охранной сигнализации, врезаться в толпу и пытаться через нее «просочиться», задевая прохожих с целью их вовлечения в конфликт;
б) кричать «На помощь!» и бежать к ближайшему подъезду;
в) бежать к ближайшему отделению милиции, стараясь не кричать, чтобы не сбить дыхание при беге.
КЛЮЧИ
Ключи к заданиям олимпиады по ОБЖ для 7 - 8 классов
(максимальная оценка –149 баллов)
Задание 1. При помощи стрелок установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями:
О
Сильный атмосферный вихрь, обладающий большой разрушительной силой в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с.
твет.
Ураган (тайфун)
Буря
Ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с.
Смерч
Очень сильный (со скоростью свыше 20 м/с) и продолжительный ветер.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 6 баллов (по 2 балла за каждую из трех позиций). Если ответ не верен, баллы не начисляются.
З
Основные элементы здорового образа жизни
адание 2. Дополнить схему об основных элементах здорового образа жизни:
Оптимальный уровень двигательной активности
Экологически грамотное поведение
Соблюдение режима труда и отдыха
Отказ от вредных привычек
Закаливание
Психическая и эмоциональная устойчивость
Рациональное питание
Личная гигиена
Безопасное поведение дома, на улице, в школе
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 18 баллов: по 2 балла за каждую из позиций.
А. Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли: человеческие жертвы; ущерб здоровью людей или окружающей среде; значительные материальные потери; нарушение условий жизнедеятельности людей.
Б. Этот катастрофическое природное явление (или процесс), которое может развивать многочисленные человеческие жертвы, принести значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.
В. Это стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызывать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики (страны, региона и какой-либо территории) и природной окружающей среды.
Г. Чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов – в результате неразумной и нерациональной деятельности человека) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы, сопровождающееся массовой гибелью животных организмов и экологическим ущербом.
Ответы:
1
2
3
4
Б
А
В
Г
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 10 баллов, если указан только один верный ответ начисляется 1 балл, если верны два ответа – 4 балла, верных ответов неуказанно – 0 баллов.
Задание 4. Дайте определение.
1.Чрезвычайная ситуация – это неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.
2. Производственная авария – это опасное техногенное происшествие, сложившее на объекте (определенной территории или акватории) угрозу здоровью людей, повлекшее частичное разрушение зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушение производственного или транспортного процесса, а также наносящие ущерб окружающей природной среде.
3. Катастрофа – это крупномасштабная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб, полное разрушение объектов и другие тяжелые последствия.
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 15 баллов, за каждое полностью раскрытое определение начисляется 5 баллов, за определения раскрытые с небольшими упущениями - 3 балла, за неправильно данные определения – 0 баллов.
Задание 5.
На какие 10 типов специалисты разделяют аварии и катастрофы, происходящие на территории нашей и в других странах:
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 20 баллов, при этом, за каждый правильный ответ начисляется по 2 балла.
Задание 6.
Назовите специальные сигнальные знаки международного кода, выкладываемые для спасателей, находящихся в самолетах или вертолетах, в случае автономного существования, например на островке, посреди зоны затопления.
Нужен врач, серьезные телесные повреждения
Нужны медикаменты
Неспособны двигаться
F
Нужны пища и вода
Требуется карта и компас
LL
Все в порядке
L
Требуется топливо и масло
К
Укажите направление следования
Y
Да или положительно
N
Нет или отрицательно
Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 20 баллов, при этом, за каждый правильный ответ начисляется по 2 балла. За неправильно – 0 баллов
Задание 7. Выберите один правильный ответ и отметьте его.
Выберите из предложенных вариантов правильный, по Вашему мнению, ответ. Отметьте его, обведя кружком букву, обозначающую вариант ответа (отделённую скобкой). За каждый правильный ответ на вопрос теста участник получает 2 (два) балла. Если на вопрос есть два и более правильных варианта ответа, то баллы суммируются. Если на вопрос дан неправильный ответ, то он оценивается в 0 (ноль) баллов. Для определения общей оценки участника все набранные им баллы суммируются. Победителем является тот участник, кто набрал большее количество баллов. Максимальная сумма – 60 баллов.