«Воспитание гражданина и патриота в учебном процессе и через систему внеклассных мероприятий»
«Воспитание гражданина и патриота в учебном процессе и через систему внеклассных мероприятий»
Опыт моей работы связан с учебно-воспитательным процессом и системой дополнительного образования.
Целью моей работы является социально-педагогическая поддержка становления и развития творческого, компетентного, высоконравственного гражданина России, способного самостоятельно принимать решения при возникновении чрезвычайных и опасных ситуаций, выбирать правильное и безопасное решение по отношению к себе, окружающим, обществу.
Уроки ОБЖ и физической культуры, классное руководство, организация работы с юношами допризывного возраста, внеурочная деятельность, работа заместителем директора по безопасности, руководство методическим объединением учителей физической культуры, ОБЖ, технологии, музыки, ИЗО и черчения - есть мои ежедневные будни, требующие собранности, пунктуальности, требовательности к другим и, в первую очередь, к себе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Воспитание гражданина и патриота в учебном процессе и через систему внеклассных мероприятий» »
Творческая презентация опыта работы
учителя ОБЖ первой категории Данилиной Е.В.
МБОУ СОШ городского поселения «Рабочий п.Октябрьский»
«Воспитание гражданина и патриота в учебном процессе и через систему внеклассных мероприятий»
Добрый день, перед вами учитель основ безопасности жизнедеятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский» Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Сегодня я представлю вам опыт своей работы, который я назвала: «Воспитание гражданина и патриота в учебном процессе и через систему внеклассных мероприятий»
Вначале немного о себе: Ещё с юношеских лет я занималась в секции парашютного спорта, после окончания школы увлечение переросло образ жизни, я стала работать в КГУ «Краевой военно-патриотический центр» в должности инструктор парашютно-десантной подготовки», что в дальнейшем и сыграло роль в выборе профессии, так в 2005году я закончила Хабаровский государственный педагогический университет по специальности педагог по физическому воспитанию. Сегодня с удовольствием работаю в школе уже 9 лет, имею 1 квалификационную категорию.
Мое педагогическое кредо:
«Учитель в отношении нравственном сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника, по крайней мере, должен искренне желать быть таким и всеми силами к этому стремиться»
В.И. Даль
Опыт моей работы связан с учебно-воспитательным процессом и системой дополнительного образования.
Целью моей работы является социально-педагогическая поддержка становления и развития творческого, компетентного, высоконравственного гражданина России, способного самостоятельно принимать решения при возникновении чрезвычайных и опасных ситуаций, выбирать правильное и безопасное решение по отношению к себе, окружающим, обществу.
Уроки ОБЖ и физической культуры, классное руководство, организация работы с юношами допризывного возраста, внеурочная деятельность, работа заместителем директора по безопасности, руководство методическим объединением учителей физической культуры, ОБЖ, технологии, музыки, ИЗО и черчения - есть мои ежедневные будни, требующие собранности, пунктуальности, требовательности к другим и, в первую очередь, к себе.
Основными направлениями своей работы в школе считаю:
- преподавание ОБЖ
- внеурочная деятельность
- классное руководство
- методическая работа
- взаимодействие с организациями поселка и района в области социализации обучающихся
- организация работы по безопасности образовательного процесса школы
Преподавание ОБЖ
ОБЖ первоначально (а, к сожалению, иногда и сейчас) считали не очень важным, второстепенным предметом. Но современный человек живёт в мире природных, техногенных, социальных и других опасностей, постоянно угрожающих его здоровью и самой жизни. В таких ситуациях жизнь человека висит на волоске. Ему нужна немедленная помощь, и не где-нибудь, а там, где случилась трагедия. И очень жаль, что многие не могут оказать её и становятся бездеятельными свидетелями угасания очередной жизни. В чрезвычайных ситуациях нужны не только экстренные меры по ликвидации их последствий, но главное, знания и умения каждого чётко и осмысленно действовать в них. Эти знания дети должны в полной мере получить на уроках ОБЖ.
Классно-урочная форма носит системный характер обучения и отличается такими качествами, как упорядоченность, логическая последовательность, организованность и чёткость.
Все интересное – сложно, а все сложное – интересно.
Занимаясь проблемами индивидуализации обучения, оптимально сочетаю и традиционные, и инновационные образовательные технологии. Использование современных образовательных технологий в практике обучения считаю обязательным условием интеллектуального и нравственного развития учащихся школы. В своей работе я применяю следующие образовательные технологии: технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, технология развития критического мышления, технология модульного обучения, интерактивные технологии, проектная технология.
Применяя вышеперечисленные технологии, урок для меня – это:
- воспитание личности;
- активная деятельность детей (работают все и работает каждый);
- проблемность (маленькое открытие каждый день);
- диалог (учет разных мнений);
- желание детей учиться;
- освоение детьми способов действия;
- самостоятельность учащихся;
- сотрудничество детей друг с другом и с учителем;
- индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам;
- связь с жизнью, решение практических задач.
Внеурочная деятельность
Но 1 урок ОБЖ в неделю в школе не позволяет реализовать все задачи предмета в полной мере. В процессе преподавания курса ОБЖ составной частью является патриотическое воспитание, которое выходит за рамки урока. Мной разработаны элективный курс «Военно-патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеклассной деятельности в процессе подготовки к военной службе» для обучающихся 8- 11 классов. Программа проведения учебных сборов с юношами 10-х классов, программы внеурочной деятельности «Церемониальный отряд» и «Юниор».
Под моим руководством в школе работает военно-патриотическое объединение (ВПО) «90 калибр», который имеет следующую структуру:
Структура объединения
Предметом деятельности общественного детского школьного объединения «90 калибр» является:
- разработка и реализация проектов, направленных на формирование социально-активной жизненной позиции школьников,
- организация культурно-досуговых, развлекательных, интеллектуальных, творческих, познавательных и оздоровительных мероприятий,
-пропаганда приоритета общечеловеческих ценностей жизни, гражданственности и любви к Отечеству для учащихся МБОУ СОШ п. Октябрьский;
-широкое использование разнообразных форм образовательно-просветительской работы;
-участие во всех официальных и торжественных церемониях, проводимых структурными подразделениями Администрации муниципального района и районными общественными организациями;
-выступление и сопровождение праздничных и культурно-просветительских мероприятий, посвящённых праздничным датам, государственным символам края и района, дням воинской Славы;
-издание информационных листовок, проспектов в рамках своей сферы деятельности.
Классное руководство
Не первый год являюсь классным руководителем, сегодня - 10 класса. Класс - это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой воспитательной системы
Одним из направлений в работе классного руководителя стала задача создания единой системы воспитания здорового поколения, направленная на обеспечение преемственности в поддержании здорового образа жизни детей.
А где дети, там и родители. Родители нашего класса представили интересный опыт работы с детьми по пропаганде ЗОЖ, провели цикл лекций: "Физиологические особенности подростков", "Профилактика венерических заболеваний и СПИДа", "Наркотики - от реальности не уйдешь", "Пагубное влияние алкоголя и табакокурения", и многое другое. Во всех этих мероприятиях отчетливо реализуется идея сотрудничества, они способствуют нравственному и эмоциональному обогащению жизни детей, содействуют формированию благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе, укрепляют и развивают отношения "Педагог-ученик", "Ученик-родитель", "Педагог-родитель".
Так за 2012-2014 учебный год мы провели и приняли участие в следующих районных и общешкольных мероприятиях, которые вызвали наибольший интерес у детей:
№ п/п
Мероприятия
Кол-во человек
1
Однодневный поход «Отдыхаем вместе» 8-9 сентября 2012 г. п. Майский
21
2
Участие в районном туристическом слёте бухта Сторож 15-16 сентября 2011 г.
8
3
Участие в Ярмарке и кроссе, посвящённому Дню посёлка 24 сентября 2012 г.
15
4
Участие в кроссе наций п. Ванино
5
5
Проведение однодневных сборов «Здоровый старшеклассник» на базе молодёжного центра «Западный» 13-14 октября 2012г
22
6
Участие в соревнованиях по пожарно- прикладному спорту п. Ванино апрель 2012 г
8
7
Участие в мероприятии посвящённое Дню Конституции 11 декабря 2012 г. – 3 место на базе МЦ Западный
10
8
Участие в районном зимнем турслёте «Крутой маршрут»
9
9
Совместный досуг дети + родители, выезд на каток г. Советская Гавань 10 февраля 2013 г.
23
10
Сборы выходного дня, посвящённые Дню именинника и Дню Святого Валентина МЦ Западный 16-17 февраля 2012 г.
22
11
Участие в районной военно – патриотической игре «Рубеж»
12
12
Участие в конкурсе Агитбригад «На всякий пожарный случай»
10
13
Участие в параде Победы в п. Ванино
22
14
Поездка на озеро Байкал ноябрь 2014
35
Методическая работа
С 2012 года руковожу школьным методическим объединением преподавателей физической культуры, ОБЖ, технологии, ИЗО, музыки. С 2009 года вхожу в состав жюри муниципальной олимпиады школьников по ОБЖ и физической культуре. С 2013 года привлекаюсь для составления текстов школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ для 7-11 классов.
Активно принимаю участие в методической работе школы:
- 2012г. Выступление на педагогическом совете по теме «Роль семьи в воспитании и влиянии на ребенка».
- 2012г. Выступление на МО классных руководителей по теме «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС».
- 2013г. Выступление на МО учителей физической культуры, ОБЖ, технологии, музыки, ИЗО по теме «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС».
2013г. Выступление на педагогическом совете школы по теме «Компьютерные технологии в помощь классному руководителю».
Совершенствование профессионального мастерства предполагает различную научно-методическую деятельность:
- ознакомление с проектно-исследовательскими работами коллег и воспитанников;
-в том числе и регулярное повышение квалификации через обучение на курсах, семинарах, вебинарах. В 2013 году поступила и в этом году заканчиваю магистратуру ТОГУ по направлению «Техносферная безопасность»;
- самообразование, направленное на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений;
- посещение занятий своих коллег, обмен мнениями, опытом по вопросам организации, методов преподавания, проведение обучающих семинаров
- изучение опыта работы педагогов других школ.
Взаимодействие с организациями поселка и района в области социализации обучающихся
На протяжении своей деятельности очень тесно сотрудничаю с различными организациями района, такие как:
ЦВР п. Ванино, ЦВР «Радуга» п. Октябрьский (участие в конкурсах, а именно туристический слёт и мероприятиях по совместному плану работы);
Военный комиссариат, ЦРБ, в/ ч (организация работы с допризывной молодёжью: прохождение медицинских комиссий, первоначальная постановка на воинский учёт, военно-полевые сборы с юношами 10-х классов, экскурсии и т.д.);
Отдел по молодёжной политике и спорту администрации Ванинского муниципального района, районный молодёжный центр (конкурсы церемониальных отрядов, военно-патриотическая игра «Рубеж», КВН и т.д.);
6 ОПС по Хабаровскому краю (акция «Безопасность детей превыше всего», конкурс агитбригад «На всякий пожарный случай», экскурсии, соревнования по пожарно-прикладным видам спорта);
Правоохранительные органы (беседы по безопасности ДД, конкурс агитбригад «ЮИД», профилактика правонарушений, конкурс «Безопасное колесо»)
Отраслевые предприятия ОАО РЖД (проведение совместных мероприятий с рабочей молодёжью).
Еще одним из направлений моей деятельности работа зам.директора по безопасности. С сентября 2013 года являюсь заместителем директора по безопасности .
Основными формами и методами работы в области организации безопасности ОУ являются:
Обучение педагогического персонала, сотрудников и обучающихся;
Взаимодействие с органами власти, правоохранительными структурами, общественностью;
Проведение плановых и внеплановых проверок по всем видам деятельности, обеспечивающим безопасность образовательного учреждения;
Изучение и совершенствование нормативно-правовой базы в области комплексной безопасности объектов системы образования.
Основные направления работы по обеспечению комплексной безопасности, входящие в круг моих обязанностей - это:
Обеспечение антитеррористической защищённости
Обеспечение пожарной безопасности
Организация мероприятий по гражданской обороне
Организация мероприятий по охране труда и технике безопасности
Подготовка персонала и учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях
Профилактика правонарушений
Профилактика и противодействие наркомании и токсикомании
Результаты работы
Об успешности системы моей работы можно судить, прежде всего, по отзывам учащихся о моих уроках и по активности, с какой они участвуют во внеурочных мероприятиях. Результатом моей деятельности можно считать и участие школьников в различных конкурсах, как школьных, так и более высокого ранга. Я стараюсь организовать детей на участие во всех конкурсах, информацию о проведении которых я получаю.
Если же говорить о статистике, то она следующая.
Имею стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ. Сопоставительный анализ результатов за последние годы показывает позитивную динамику среднего балла от 4,6 до 4,8 баллов, качество знаний от 87% до 100%.
Из года в год мои воспитанники являются победителями и призерами по ОБЖ в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников, а два года
подряд занимают призовые места и в краевом этапе ВСОШ.
Являюсь основателем единственного в районе школьного церемониального отряда, состоящего более чем из 150 ребят разного возраста. В 2014 году школьный церемониальный отряд стал лучшим в районе.
Уже много лет являюсь руководителем школьной военно-патриотической команды «Рубеж», неоднократного победителя районных смотров и Парадов Побед.
А также являюсь руководителем школьной агитбригады «Огнетушки», победителя районного и призера краевого смотра агитбригад.
В 2012 году организовала школьную команду КВН «90 калибр», которая за короткое время (2 года) вошла в лидеры районных и межрайонных игр КВН.
Являясь классным руководителем, участвовала в районных конкурсах «Самый классный классный», где в 2008г. была победителем на муниципальном этапе, а потом в краевом конкурсе «Сердце отдаю детям» завоевала третье место.
Учебный год
Наименование конкурса
Уровень
Результат
2012-2013
Военно-спортивная игра «Рубеж»
муниципальный
II место
Конкурс агитбригад ДЮП
муниципальный
I место
2013-2014
Военно-спортивная игра «Рубеж»
муниципальный
II место
Конкурс агитбригад ДЮП
муниципальный
I место
Фестиваль детско-юношеского конкурса по противопожарной тематике «Таланты и поклонники»
краевой
II место
Акция «Безопасность детей превыше всего»
муниципальный
I место
Смотр церемониальных отрядов
муниципальный
I место
2014-2015
Военно-спортивная игра «Рубеж»
муниципальный
II место
За высокие показатели в учебно-воспитательном процессе имею многочисленные благодарности, грамоты на районном и краевом уровнях.
Благодарственное письмо
Апрель 2013
Начальник управления образования Ванинского муниципального района
За подготовку команды – победительницы в районном конкурсе агитбригад ДЮП по противопожарной безопасности в рамках акции «Безопасность детей превыше всего»
Благодарственное письмо
Апрель 2014
Министерство спорта и молодежной политики Хабаровского края
За подготовку церемониального отряда «Преображенцы» к VII слету церемониальных отрядов Хабаровского края
Благодарность
Апрель 2014
Начальник 6 ОПС Хабаровского края
За активное участие в мероприятиях на противопожарную тематику, проводимых 6 ОПС Хабаровского края и подготовку агитбригады к выступлению на межрайонном конкурсе «На всякий пожарный случай» в г. Комсомольск – на – Амуре
Диплом
Апрель 2014
Начальник 6 ОПС Хабаровского края
Начальник управления образования Ванинского муниципального района
Победитель конкурса «Лучший организатор акции безопасности среди общеобразовательных школ для заместителей директоров по воспитательной работе и преподавателей – организаторов ОБЖ» в рамках районной акции «Безопасность детей превыше всего»
Благодарность
Май 2014
Начальник молодёжной политике и спорта Ванинского муниципального района
За развитие церемониального движения и участие в мероприятиях, посвящённых 69-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне в Ванинском муниципальном районе
Диплом
Июнь 2014
Глава Ванинского муниципального района
Лауреат премии Главы Ванинского муниципального района лучшим представителям молодёжи Ванинского района в номинации «Согревая сердца» в возрастной категории 19-35 лет
Благодарность
Октябрь 2014
Администрация Ванинского муниципального района
Отдел по молодёжной политике и спорту
Управление образования
Военный комиссариат Хабаровского края по Ванинскому и Советско-Гаванскому районам
За подготовку команды к районной военно-спортивной игре «Рубеж» среди общеобразовательных учреждений Ванинского муниципального района, посвящённой 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Подводя итог высказанному, можно сделать вывод, что лишь благодаря целостности и системности всех направлений моей деятельности, можно получить устойчивые положительные результаты по воспитанию гражданина и патриота.
Участвуя не первый раз в краевых конкурсах, я не могу не отметить, что здоровая конкуренция среди опытнейших педагогов – знатоков своего дела – это сильнейшая мотивация к самосовершенствованию в профессиональном плане.
Звезды зажигают звезды. И воспитать в ученике яркую незаурядную личность может только такая же личность.
Впереди еще много творческих открытий, находок, конкурсов.
Такая профессия у учителя: никогда нельзя поставить точку.