«Система обучения дошкольников навыкам безопасного поведения на дорогах» Из опыта работы
«Система обучения дошкольников навыкам безопасного поведения на дорогах» Из опыта работы
Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности.
Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Система обучения дошкольников навыкам безопасного поведения на дорогах» Из опыта работы»
«Система обучения дошкольников навыкам безопасного поведения на дорогах»
Из опыта работы
Подготовил старший воспитатель Пластинина И.Ю.
МОУ «Детский сад № 203»
Ярославль 2019 г.
Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности.
Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщим участии и самыми эффективными методами.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем — школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.
Поэтому главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Вот поэтому я решила углубленно работать над этой проблемой и поставила перед собой такие задачи:
Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.
Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно - транспортном процессе.
Обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
Ребенок – пешеход;
Ребенок – пассажир городского транспорта;
Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:
организованные формы обучения на занятиях,
совместную деятельность взрослого и ребенка,
самостоятельную деятельность ребенка,
воспитание навыков поведения,
ознакомление с окружающим,
развитие речи,
художественную литературу,
конструирование,
изобразительное искусство,
игру.
Для осуществления работы по данному направлению в группах педагоги создали необходимые условия: оформила уголок по правилам дорожного движения, куда вошли:
Макет микрорайона. На макете, прежде всего мы с детьми изучаем свои микрорайон, составляем его план - схему: детский сад, близлежащие улицы и дороги (их названия), жилые дома и общественные здания. Работу на макете усложняю по содержанию в соответствии с возрастом. На макете микрорайона дети знакомятся с окружающей обстановкой, также на макете провожу игры на подиуме такие как:
«Наша улица» цель - расширить знания детей о правилах поведения пешеходов и водителя в условиях улицы, научить детей различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.
«Улица города» цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.
Сшили коврик с изображением микрорайона города, который постоянно используется в игре. Для занятий сшили пешеходную дорожку с изображением транспорта, светофора, сделала жезл. В группах педагоги подобрали предметно-развивающую среду(оформили уголки безопасности, приобрели плакаты по правилам дорожного движения, сделали подборку игр, подобрали литературу).
Для ознакомления детей с правилами дорожного движения используем: атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика);
Разные картинки, кубики, мозаики;
Плакаты;
Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, нарукавники, нагрудные изображения различных видов транспорта и др.);
Дорожные знаки.
Самодельные мягкие игрушки «Волга», «Нива» и «Ока», которые использую во всех играх и на занятиях.
В работе с детьми по обучению правилам дорожного движения используем настольно-печатные игры, для системной и эффективной работы с детьми составили картотеки книг по правилам дорожного движения, подвижных, интеллектуальных, дидактических игр.
С 2010 года, с целью выяснения уровня освоения программных задач по развитию представлений у детей о правилах дорожного движения, проводим диагностику знаний детей. Исходя из полученных данных, мы корректируем дальнейшую работу, на что следует обратить больше внимания, какие задачи поставить, какие методы и приемы следует выбрать для успешного освоения детьми дорожной безопасности.
Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.
Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры, я всегда обращаю внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют, или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу).
Зимой обращаем внимание детей на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину (даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров).
После таких экскурсий и прогулок предлагаем детям нарисовать рисунки.
При рассказе о своем рисунке дети объясняют, что в этой ситуации опасно на дороге.
Большую трудность представляет переход перекрестков, как регулируемых, так и нерегулируемых. После неоднократных наблюдений в группах смоделировали и обсудили с детьми опасные ситуации, на перекрестке. При обсуждении дорожных ситуаций постоянно упражняем детей в приобретении трех групп навыков: сенсорных, мыслительных и двигательных.
Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются в игровой форме. Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так и сюжетно-ролевые (подвижные игры, комнатные, на улице). Выбор игры зависит от возможностей, но наилучшего результата можно достичь, сочетая интеллектуальные и ролевые игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.
Как мы уже отмечали, деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, ее нельзя ограничить рамками детского сада. Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям, дедушкам и бабушкам, старшим детям в семье, поэтому мы тесно сотрудничаю с ними по данному вопросу. Доводим до сведения родителей учебную программу, даем рекомендации, как вести себя на улице с детьми, какие проводить наблюдения.
Для родителей организовали консультации по темам: «Причины детского дорожно-транспортного травматизма», «Что должен знать ребенок в младшем дошкольном возрасте по ПДД», « Правила перевозки детей в автомобиле», «Правила поведения на остановках».
Часто мы видим молодых мам и пап, ведущих за руку своих детей там, где переход не обозначен. И нередко, к сожалению, это бывают «наши» родители. И мы поняли: использование отдельных средств (беседы, практические упражнения) в отрыве от воспитательных факторов не приведет к желаемой цели. А воспитательный фактор включает тесный контакт педагогов и родителей.
В ходе учебного года на родительских собраниях мы доводим до родителей учебную программу в той части, где предусматриваются мероприятия по предупреждению детского травматизма на улице, во дворах. Обращаем внимание родителей на особо опасные участки во дворе, на улице, а также рекомендуем места для игр детей.
Рекомендуем, особенно молодым родителям, составлять схему двора с указанием опасных мест. Это помогает детям быстрее ориентироваться и избежать несчастных случаев. По этим схемам можно предложить детям рассказать, как они будут играть во дворе: где безопасно кататься на велосипеде, играть в мяч, бадминтон и другие игры. И наоборот, дети должны рассказать, где им запрещено играть; это стоянки автомобилей, гаражи, мусорные ящики, различные строения. Все это дисциплинирует детей, они быстрее понимают, что можно, а чего нельзя делать.
В ходе повседневной работы с родителями информируем их о том, как ребенок ведет себя на прогулках, в группе, и даю им необходимые рекомендации, например:
прочитать стихотворение;
купить ребенку (или сделать с ним вместе) игрушечные автомобили, светофоры, фигурки постовых и организовать игру с различными ситуациями, в которые дети могут попасть на улице.
Сейчас, когда у многих родителей имеется видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах и улицах.
Мы рекомендуем родителям во время прогулок с детьми следующее:
понаблюдать за работой светофора, обратить внимание ребенка на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов;
показать знаки дорожного движения, рассказать об их назначении и порядке действий пешеходов и водителей.
Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице.
Для закрепления программного материала мы даем детям задания на дом, которые они выполняли под руководством родителей.
В пропаганде правил дорожного движения широко используем наглядность: папки-передвижки, альбомы, плакаты, стенды с детскими рисунками. В течение года в папках-передвижках, помещаю материал о правилах дорожного движения, который должен быть усвоен детьми, перечень литературы для взрослых и детей о правилах поведения на улице, образцы книг, задания по закреплению у детей правил поведения на улице.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, такие результаты: что все дети хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров.
И в заключении хотим сказать, что каждому педагогу, которому доверено воспитание наших детей, необходимо овладеть современными научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Только тогда число дорожно-транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.