kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Организации обучения детей безопасному поведению на дорогах».

Нажмите, чтобы узнать подробности

У детей школьного возраста недостаточно сформированны навыки безопасного поведения на дорогах.

Просмотр содержимого документа
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Организации обучения детей безопасному поведению на дорогах».»

Республика Саха (Якутия) Муниципальное образование «Алданский район» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Томмот»

678954 Республика Саха (Якутия) Алданский район г. Томмот, ул. Отечественная, 1А тел. 4-11-29 факс: 4-11-29. Адрес электронной почты schooltommot@yandex.ru

Адрес сайта www.school8- net.3dn.ru









ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему:

«Организации обучения детей безопасному поведению на дорогах».








Автор проекта

Учитель ОБЖ

I кв. категории:

Плышевская Ю.А.











Томмот

2019 год


С О Д Е Р Ж А Н И Е:

1. Актуальность проблемы. Обоснование актуальности выполнения

индивидуального целевого проекта.


2. Выявление проблемы.


3. Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач

достижения поставленных целей.


4. Стратегия, методы и механизм реализации проекта.


5. Рабочий план реализации проекта.


6. Конкретные ожидаемые результаты и механизм оценки результатов.


7. Заключение


8. Список используемых источников.


9. Приложение













Раздел 1.


1.Актуальность проблемы. Обоснование актуальности выполнения

индивидуального целевого проекта.


Согласно Федеральному закону от 10.12.95 №196-фз «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

  • приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

  • приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

  • соблюдение интересов граждан, общества и государства по обеспечению безопасности дорожного движения.

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации городов и сел порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы».

За 9 месяцев 2019 года на территории Алданского района зарегистрировано 11 (АППГ-2) дорожно- транспортных происшествий с участием детей в возрасте до 16 лет, при которых погибло 0 (АППГ-2), получили травмы различной степени тяжести 15 (АППГ-2).

В результате дорожно-транспортных происшествий пострадали 5 мальчиков, 10 девочек. Из них 2-пешехода, 8 детей получили телесные повреждения, являясь пассажирами транспортных средств, 2- детей получили травмы в результате бесконтрольных игр (катание на санях) по проезжей части, 2 управляли мототранспортом, 1 велосипедом не достигнув установленного возраста.

В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии.

Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования.

Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся:

нарушение правил перехода проезжей части (61,9%);

неподчинение сигналам светофора (11,8%);

неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%);

игра на проезжей части (4,2%);

неумелое управление велосипедом (3,0%).

В течение года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются летние месяцы. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего во вторник. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.

Социальная острота проблемы диктует необходимость активизации местных органов образования, разработки и внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей



Раздел 2.


Выявление проблемы.

Проблема: У детей старшего школьного возраста недостаточно сформированы навыки безопасного поведения на дороге.

Проблема обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла одновременно с появлением первого автомобиля и обострилась в процессе интенсивной автомобилизации. Высокая скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения является задачей государственной важности.
Учитывая, что участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу образовательных учреждений по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с дошкольного возраста.
Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что почти половина из них происходит из-за невнимательности детей, отсутствия у них наблюдательности. Поэтому педагогам при обучении детей ПДД особое внимание необходимо уделять развитию у детей таких качеств, как внимание, наблюдательность, координация движений, гибкость мышления, что способствует развитию психологических качеств, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения.
В этих условиях, опираясь на возможности школьников, особенно актуально проводить работу по обучению правилам безопасного поведения ребенка на улицах и дорогах. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в школе, прочно останется у него навсегда. 
Наша задача - разработать и использовать такие педагогические технологии, которые обеспечат эффективное усвоение содержания установленного объёма знаний и формирование устойчивых практических навыков у детей. 
Обучение детей безопасному поведению на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - неотъемлемая часть и естественный компонент воспитательно-образовательного процесса образовательных учреждений.
Основными целями подготовки школьников к безопасному поведению на дорогах являются снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей школьного возраста, формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой. 
Важнейшими задачами воспитания и обучения детей в школе является подготовка ребенка к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, обеспечение личной безопасности в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах. 
Обучение детей безопасному поведению на дорогах рассматривается, как одна из важных сторон, общего развития ребенка школьного возраста. Именно такое обучение даст желаемый результат, если прочно будет связано со всеми разделами программы. И поэтому в непосредственно образовательной деятельности (Познание, Коммуникация, Художественное творчество), в повседневной жизни у детей сформируются культура поведения, выдержка, дисциплина.
Непрерывность процесса овладения культурой поведения на дорогах обеспечивается поэтапным и планомерным усвоением понятий и правил на специальных занятиях: во время бесед, игр, чтения книг, заучивания стихов, прогулок, экскурсий и в повседневных реальных жизненных ситуациях. В школе ребенок получает систематизированную информацию о безопасном поведении в быту, на улице, в общественном транспорте и приобретает навыки безопасного поведения в окружающей его действительности.


Раздел 3.


Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей.

Цель исследования: теоретически изучить и практически доказать эффективность специальных методов и форм работы в обучении  детей школьного возраста безопасному поведению на дорогах.
Объект исследования: процесс обучения школьников безопасному поведению на дорогах.
Предмет исследования: формы и методы обучения школьников безопасному поведению на дорогах.
Гипотеза исследования: обучение детей школьного возраста безопасному поведению на дорогах будет более успешным, если:
1. Учитывать возрастные особенности детей школьного возраста;
2. В работе с детьми использовать игровые формы и методы обучения детей на занятиях и в повседневной деятельности;
3. Осуществлять сотрудничество с семьей школьников. 
Задачи:
1. Теоретически изучить проблему обучения детей школьного возраста безопасному поведению на дорогах;
2. Апробировать план работы по обучению безопасному поведению на дорогах школьников;
3. Разработать диагностический инструментарий по определению уровней званий и умений по безопасному поведению на дорогах;
4. Разработать методические рекомендации по осуществлению работы по ознакомлению с ПДД детей школьного возраста.
Решение поставленных задач и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась с помощью комплекса методов исследования: теоретический анализ, обобщение психолого-педагогической, методической литературы; анализ документов ; изучение опыта работы школьного учреждения; анкетирование, эксперимент. 
Научная новизна исследования свидетельствует о том, что в данной работе сформулированы и обоснованы задачи, формы и методы обучения школьников безопасному поведению на дорогах. 
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что выявлены формы и методы обучения детей школьного возраста безопасному поведению на дорогах.
Практическая значимость. Результаты данной работы могут быть использованы в образовательных учреждениях для организации обучения детей безопасному поведению на дорогах.
Апробация и внедрение результатов исследования по результатам исследования, основные положения изложены на заседании педсовета, по материалам работы проведены консультации для родителей и педагогов МБОУ СОШ №8.











Раздел 4.

Стратегия, методы и механизм реализации проекта.


Стратегия работы :

Успешность работы с детьми во многом зависит от того, как организована работа по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения.


Этапы реализации проекта

В работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма условно можно выделить следующие этапы и направления деятельности.


Этапы реализации проекта


Основные направления деятельности


I этап – подготовительный или мотивирующий

  1. Разработка проекта, ознакомление с его основными идеями педагогов, школьников, их родителей.

  2. Разработка программы деятельности по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения.


II этап – основной


  1. Реализация программы совместных действий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

  2. Разработка и апробация годового цикла дел, направленных на профилактику ДДТТ.

  3. Освоение и использование в образовательной практике форм, приемов и методов деятельности, способствующих формированию комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

  4. Использование в образовательной практике настольных и компьютерных игр по ПДД.

  5. Разработка и внедрение стандартов по оценке эффективности профилактической работы.

  6. Формирование информационно-методического фонда разработок педагогов и их социальных партнеров.

  7. Обновление нормативно-правовой базы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.


III этап-заключительный

  1. Осуществление коллективной рефлексии в сообществе педагогов, школьников, их родителей и социальных партнеров процесса и результатов деятельности по профилактике ДДТТ.

  2. Обобщение и презентация опыта работы по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения.

  3. Внешняя экспертиза результатов инновационной деятельности.

  4. Определение перспектив дальнейшей деятельности по предупреждению ДДТТ.




Раздел 5.

Рабочий план реализации проекта.


Нормативно-правовая и документальная база:

  • Конституция РФ

  • Закон РФ «Об образовании»

  • Конвенция « О правах ребенка»

  • Правила дорожного движения

  • Устав школы

  • Федеральный закон от 10.12.95 №196-фз «О безопасности дорожного движения»

Основные методы реализации проекта:

Внушение - дети школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.

Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге. Убеждение предполагает прежде всего осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером. В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.

Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность. Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.

Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.





Раздел 6.


Конкретные ожидаемые результаты и механизм оценки результатов.

  1. Снижение уровня детских ДДТТ.

  2. Наличие знаний и сформированность навыков поведения детей в различных ситуациях.

  3. Повышение научно- методического обеспечения профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в условиях образовательных учреждениях.

  4. Обеспечение безопасности дорожного движения при организации перевозок дошкольников.

Опытно-экспериментальная работа по обучению школьников безопасному поведению на дорогах

1.Состояние работы в МБОУ СОШ №8 по обучению школьников безопасному поведению на дорогах
Исследование проводилось в классах МБОУ СОШ №8 (структурное подразделение). 
В исследовании принимали участие 30 школьников среднего звена. 15 детей составляли экспериментальную группу, 15 детей - контрольную. В экспериментальной группе проводился формирующий эксперимент, направленный на повышение уровня усвоения детьми безопасного поведения на дорогах.
На констатирующем этапе было изучено оснащение методического кабинета, годовые, календарные планы по исследуемой проблеме. В результате анализа было выяснено, что в годовом плане отражена работа по обучению безопасному поведению на дорогах.
Проанализировав годовой план, был сделан вывод, что безопасности жизнедеятельности детей уделяется большое внимание: стимуляции развития у школьников самостоятельности, ответственности за свое поведение. В том числе в МБОУ СОШ №8 учат детей правильно реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных, ситуациях. Обучение основам безопасности в ОУ проводится по программе «Основы безопасности» (авторы: Фролов).
Однако, в исследуемой проблеме, а именно поведение школьников на дорогах, иногда случаются отклонения.
Затем был проанализирован календарный план педагогов ОБЖ. Выявлено, что педагоги, опираясь на годовой план школы, отражают в календарных планах задачи обучения детей основам безопасности на занятиях, прогулке, экскурсиях.
Изучив оснащение методического кабинета, следует отметить, что здесь имеется достаточное количество литературы по обучению детей правилам дорожного движения. Кабинет оснащен большим материалом для обучения детей правилам дорожного движения.
Здесь имеется материал по исследуемой проблеме: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности под редакцией Фролова, книга К.В. Агадюновой «Дорожная азбука», «Беседы психолога о безопасности дорожного движении» М.М, Котика, книга Т.Ф. Саулиной «Три сигнала светофора», подобраны сценарии игр-занятий для школьников.
С целью определения отношения педагогов к обучению школьников безопасному поведению на дорогах, было проведено анкетирование педагогов. В анкетировании участвовало 15 учителей. Анкета состояла всего из трех вопросов.
1. Какие трудности возникают при организации занятий по обучению школьников безопасному поведению на дорогах?
Назвали следующие трудности: недостаточно времени на занятии для организации работы с школьниками.
2. Дает ли эффект работа по обучению детей безопасному поведению на дорогах на занятиях?
Все дали положительный ответ.
3. Какие виды игры вы используете при обучении школьников безопасному поведению на дорогах.
В результате проведённого анкетирования 25% - назвали пять видов игр (дидактические, сюжетно-ролевые, игры-путешествия, творческие игры, технические), 50% - два вида (дидактические, сюжетно-ролевые) , 25% - один вид (дидактические).
Таким образом, можно сделать вывод, что педагоги понимают, особо оценивают значение работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах, обладают достаточными знаниями для его осуществления.
Затем было проведено анкетирование родителей. В анкетировании участвовало 45 родителей.

Им были заданы следующие вопросы:
1 .Объясняете ли вы своему ребенку правила дорожного движения? Ответы родителей показали, что 88% родителей объясняют своему ребенку правила дорожного движения, 1.2% - редко, иногда.
2.Организуете ли вы сюжетно-ролевые игры на знание правил дорожного движения с ребенком?
38% родителей ответило, что организуют сюжетно-ролевые игры на знание ПДД с ребенком, 33% - иногда, 22% ответили, что на это не хватает времени.
З.Как вы считаете, в каком возрасте лучше всего начинать обучать ребенка безопасному поведению на дорогах?
4.Обращаете внимание на знание и умения вашего ребенка в сфере правил, дорожного движения?
В ходе проведённого анкетирования 70% родителей ответили, что надо начинать обучение детей правилам дорожного движения еще с дошкольного возраста, 30% родителей считают, что это целесообразно делать со школы. И в то же время обращают внимание на знание и умения ребенка в сфере правил дорожного движения 50% родителей; 28% - редко, в зависимости от случая к случаю; 22% вообще не обращают внимание.
Ответы родителей на поставленные вопросы показывают, что необходимость знаний и умений в соблюдении ПДД школьниками осознаются, однако родители не всегда обращают внимание на обучение ребенка безопасному поведению на дорогах.
Анализируя в целом понимание необходимости обучения детей школьного возраста правилам дорожного движения учителями и родителями и состояние современной практики в школе и в семье можно сделать следующие выводы: в МБОУ СОШ №8 уделяется внимание решению задач обучения безопасному поведению на дорогах детей.

С целью выявления уровня обучения безопасному поведению на дорогах мы использовали тест «Проверь себя» (для детей от 7-9 лет).
Цель - определить уровень знаний по безопасному поведению на дорогах в начальной школе.
Задача ребенка найти лишнее слово.
1.Знаки сервиса включают в себя … (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).
2.В специальный транспорт входит ... (скорая машина, пожарная машина, машина милиции, велосипед).
3.В понятие «транспорт» входит ... (машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).
4.Общественный транспорт включает в себя ... (автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси),
5.У машины есть ... (колеса, руль, парус, педаль, фары).
6.Пешеход имеет право ... (переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части).
7.Запрещающие знаки включают в себя ... (поворот направо запрещен, разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение).
8.Водителю велосипеда можно ... (ездить, не держась за руль; двигаться по крайней правой полосе в один ряд; двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).
9.Дорожные знаки делятся на - (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие).
10.Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).
За правильный ответ присваивается:
8-10 баллов - высокий уровень знаний и умений соблюдения правил дорожного движения;
5-7 баллов - средний уровень знаний и умений соблюдения правил дорожного движения.
4 балла и ниже - низкий уровень знаний и умений соблюдения правил дорожного движения.
Высокий уровень характеризуется тем, что ребенок знает знаки правил дорожного движения, имеет понятие о различных категориях транспорта, знает правила движения пешеходов, велосипедистов.
Средний уровень характеризуется тем, что ребенок знает знаки правил дорожного движения, но часто путается, не уверен в своих знаниях. Понятие о различных категориях транспорта нечеткое, допускает ошибки в правилах дорожного движения пешеходов, велосипедистов.
Низкий уровень - ребенок не знает знаки правил дорожного движения, не разделяет транспорт по категориям, правила движения пешеходов, велосипедистов знает недостаточно.
Результаты таковы: в экспериментальной группе высокий уровень знаний и умений соблюдения безопасного поведения на дорогах показало, что 5 учеников, что составило 33%, средний уровень - 18 детей (47%), низкий уровень проявили 4 детей, что составило 20%.
В контрольной группе у детей следующие показатели:  высокий уровень знаний и умений соблюдения правил дорожного движения показало 6 человек, что составляет 39%.  Средний уровень показало 6 детей - 40%.  И низкий уровень наблюдается у 6 детей - 40%.

На формирующем этапе с педагогами была организована работа, ориентированная на обучение школьников безопасному поведению на

дорогах.

Цель формирующего эксперимента заключалась в создании условий для усовершенствования обучения школьников безопасному поведению на дорогах.
В основу формирующего эксперимента взяты данные констатирующего эксперимента, которые позволили нам увидеть уровни знаний о безопасном поведении на дорогах.
Учитывая вышесказанное, мы разработали план эксперимента, что обеспечивало системность и последовательность нашей работы. Для улучшения качества воспитательных воздействий проводилась работа с педагогами группы. Также нами разработана Программа дополнительного образования школьников по ПДД «Дети-дорога-жизнь». Каждое занятие по программе помогает детям успешно усвоить правила дорожного движения. Главная задача – научить детей культуре поведения на дорогах и улицах. В программу входят занятия, которые помогают детям ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания.
Перспективное планирование предусматривает решение задач по основам безопасности жизнедеятельности во всех блоках учебно-воспитательного процесса (1-организованная деятельность; 2- совместная деятельность; 3- самостоятельная деятельность), что обеспечивает глубокое и качественное познание окружающего мира, овладение элементарными навыками поведения дома, на улице; стимулирование у детей самостоятельности и залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов детской деятельности:
- наблюдения, экскурсии ( пожарная часть, целевые прогулки (перекресток);
-игры,  соревнования, подвижные, дидактические (картотека), сюжетно-ролевые («Семья», «Перекресток», «Больница»), театрализованные;
- составление коллажей;
- моделирование и анализ заданных ситуаций; 
- сочинение историй и оформление их в книжечки;
-беседы, чтение художественной литературы.
-познавательные викторины, на которых дети показывают свои знания;
- минутки безопасности (спуск по лестнице, катание с горы);
 -психотерапия;
- больше всего дети начальных классов любят смотреть мультфильмы и игровые передачи, а также с удовольствием просматривают обучающие ролики: «Осторожные сказки».
 Воспитание у школьников безопасного поведения на дорогах осуществлялось несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомились с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.
В процессе воспитания детей педагоги учитывали следующее: 
-важно не механическое заучивание детьми правил дорожного движения, а воспитание у них навыков безопасного поведения на улице (в роли пешехода);
-в школе идет обучение не только по  правилам дорожного движения, но и по правилам безопасного поведения транспортных средств;
-учителя не ограничиваются словами и показом картинок, а вместе с родителями и детьми выходят к дороге, наблюдают за реальной дорожной обстановкой рассказывают и объясняют, что происходит в каждое время года (гололед на дороге, слякоть, снежные заносы, дождь, рано темнеет, лужи, ямы, скользкие листья и т д. )
-занятия проводятся не только по графику и плану, а используют каждую возможность (ежедневно) в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращают внимание детей на ту или иную сторону правил; 
-проводятся досуг, смотры – конкурсы, конкурс детского рисунка, положительные результаты приносят проведение КВН с детьми

-семинар- практикум  для педагогов, открытые занятия, методические объединения для педагогов; 
-развивают такие качества, как координацию, внимание, наблюдательность, реакцию, как можно больше упражняясь с детьми в играх, заданиях, соревнованиях, которые нужны для безопасного поведения на улице;
-используют все доступные формы работы с детьми: (рассказы, беседы, игры,  чтение книг, прогулки, и др.) не считая какую – то из форм основной;
- в каждой классе имеются уголки по ПДД:  состоящие из макетов с игрушечным транспортом различного функционального назначения;
-настольно – печатные игры, разрезные картинки, кубики, мозаики, атрибуты для  сюжетно – ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов;
-имеются информационные стенды для родителей « Роль родителей в воспитании безопасного поведения детей на улицах и дорогах».
В школе имеется специально отведенное доступное для всех детей место с настенными картинами, плакатами, сюжетными картинками, отражающими дорожные ситуации, необходимые  для безопасности на дорогах большого города;
В связи с увеличением количества автомашин и ростом интенсивности дорожного движения мы предусмотрели комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у детей навыков правильного поведения на улицах. Знакомить с этими правилами, соблюдение которых является законом для каждого, начинается с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека.   
Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог помнит, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств, становится причиной дорожных происшествий.
Наша задача - организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в школе, стали прочными. 
Знания, сообщаемые детям, постепенно усложняются, уточняются, дополняются. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводилась организации игровой деятельности детей, в которой формируются пространственная ориентация школьников и их умение применять эти знания на практике.
Мы  знакомили  детей с правилами поведения в транспорте. Объясняли, что входить в автобус нужно через заднюю дверь, а выходить через переднюю; маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь; маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте. Разговаривать надо тихо, чтобы не мешать другим. Нельзя стоять у дверей - это мешает входу и выходу пассажиров. Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна. Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.
Также  проводили с детьми беседу о том, куда они ездили с родителями, на каком виде транспорта, как они себя вели, почему нельзя ездить без взрослых. Можно организовать игру "Поездка в автобусе". Дети вместе с нами с помощью стульев, подушек, модулей оборудовали салон автобуса (троллейбуса, трамвая) и обыгрывали различные ситуации, распределяя роли: водитель ведет автобус, объявляет остановки; контролер проверяет билеты; пассажиры стоят на остановке, входят в салон и выходят из него с детьми (куклами), вежливо обращаются друг к другу ("Вы выходите на следующей остановке?", "Разрешите пройти"), уступают место маленьким детям и пожилым людям.
Большое внимание уделяли работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркивали ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения школьники учатся, прежде всего, у взрослых. Поэтому перед педагогами щколы стояла  задача – донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так же своих детей. Только в тесном содружестве школы и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.
Для определения эффективности проведенной работы переходим к контрольному этапу нашего эксперимента.
Анализ полученных результатов.
Методика контрольного обследования совпадала с методикой  констатирующего обследования обучения детей   безопасному поведению на дорогах. Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня знаний безопасного поведения на дорогах. Цель: провести сравнительный анализ результатов исследования.
Активизирующее вмешательство взрослого толкало детей к новым решениям возникающих в деятельности задач. Сравнительный анализ оценок выполнения заданий на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал тенденцию к снижению низких оценок и увеличению высоких.
Результаты таковы: в экспериментальной группе высокий уровень знаний и умений соблюдения безопасного поведения на дорогах показало 9 детей (59%), средний уровень - 18 детей (28%), низкий уровень проявили 2 ребёнка (13%).
В контрольной группе у детей следующие показатели - высокий уровень знаний и умений соблюдения правил дорожного движения показало 6 детей, что составляет 40%. Средний уровень показало 6 детей - 40% и низкий уровень наблюдается у 3 детей - 20%. 
Таким образом, диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, такие результаты: что все дети хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров. 
Результаты диагностики показали, что уровень знаний и умений в обеих группах изменились в лучшую сторону.

 

Раздел 7.

Заключение.

Вопросам безопасности дорожного движения всегда уделялось большое внимание. Пропаганда безопасности дорожного движения — это целенаправленная деятельность по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательства, правовых норм, регламентирующих поведение участников дорожного движения, осуществляемая подразделениями Государственной автомобильной инспекции, детскими дошкольными учреждениями и учебными заведениями, общественными организациями, средствами массовой информации в целях предупреждения аварийности.
Целью любой игровой деятельности по ПДД является применение теоретических знаний в практических действиях детей на дороге. Каждодневные наглядные примеры, с которыми дети сталкиваются в процессе своего общения с дорогой, часто бывают сильнее знаний «теории», которые они получают в процессе обучения. В этом случае игра, моделируя реальные ситуации и действия, выступает мощным средством обучения, которое позволяет избежать на практике негативного влияния окружающей среды. Наглядные, не всегда правильные реальные примеры «так поступают взрослые» должны быть критически переосмыслены с помощью игровых форм обучения. Игра должна натолкнуть ребенка на самостоятельный выбор принятия решения в реальной ситуации. Проигравшим в игре оказывается тот, кто выбрал путь «так поступают взрослые».
Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало, просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл. 
Знания правил дорожного движения и поведения на улице для современных детей должны стать основным ориентиром в мегаполисах. Ведь от них зависит жизнь подрастающего поколения. Чем раньше дети усвоят эти правила, тем спокойнее будет их родителям и педагогам.
В нашей работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, мы раскрыли необходимость построения систематической работы по обучению детей  безопасному поведению на дороге и необходимость  использования различных форм и методов, как во время занятий, так и в свободное время. Нами была изучена методика руководства занятиями по ПДД.  Мы считаем, что выбранная нами тема, достаточно полно раскрыта в нашей работе и подтверждает свою актуальность. Проведенная нами работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций,  решению логических задач и поиску верного решения. 





Раздел 8

Список используемых источников.

1. Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 1997. - N 5. - С. 34-37.
3.  Борисова Л.В. Методическое пособие для педагогов и детей по ПДД/ Л.В Борисова..- Наб.Челны,2006.
5. Кириллов Г.Н., Обучение детей и молодежи по вопросам безопасности жизнедеятельности // "Право и безопасность", N 1 (10) Март 2004 г.
6.Кислова Т.Р. По дороге К Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1и 2/ Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой..- М.: Баласс, 2007. – 80с. (образовательная система «Школа 2100», Комплексная программа «Детский сад 2100»).  
7 Кислова Т.Р. По дороге К Азбуке. (Лесные истории). Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1и 2/ Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой. изд.2-е, испр.- М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2003. – 160с. (Серия «Свободный ум»).  
8. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения./ В.Р.   Клименко - М. «Просвещение» 1973 г
10.  Лапшин В.И. Правила дорожного движения РФ. / В.И. Лапшин -М. «Транспорт» 1999 г
13. Мошкин В.Н. Закономерности воспитания культуры безопасности. // Основы безопасности жизни. - 2005. - N 7.
20. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора/ Т.Ф. Саулина -М. «Просвещение» 1989 г
21. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма./ О. Ю. Старцева– М.: ТЦ Сфера, 2008.-64 с.



























Раздел 9

Приложение 1


Практические занятия по профилактике ДДТ.

В целом план проведения дидактических занятий с школьниками должен предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде. Основные из них: умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт; умение различать величину транспорта; умение определять расстояние до приближающегося транспорта; знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение; понимание особенностей движения транспорта, того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка); понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей; умение связно выражать свои мысли. Например: занятие: "Предвидение опасности на улицах" имеет следующие задачи: 
1.Ввести в активный словарный запас основные понятия по дорожной лексике: пешеход, водитель, пассажир, светофор, тротуар, бордюр, проезжая часть дороги, дорожные знаки, пешеходный переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход, дорожная разметка "зебра", опасность, безопасность, авария, дорожно-транспортное происшествие;
2. Познакомить с основными видами транспортных средств; 
3. Определить опасные места вокруг школьного учреждения, в микрорайоне проживания, во дворе, на улицах по дороге в школу; проложить совместно с детьми безопасный маршрут движения в школу;
4. Разъяснить детям типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и наездам на пешеходов; 
5. Рассказать об опасностях на улицах и дорогах, связанных с погодными условиями и освещением; 
6. Научить быть внимательными, уметь видеть и слышать, что происходит вокруг, осторожно вести себя во дворах, на тротуаре, при движении группой, при езде на велосипеде, роликовых коньках, скейтборде, самокате, санках; 
7. Обучить быстрой ориентации в дорожной обстановке: осматриваться при выходе из дома, находясь во дворе, на улице, не выходить на проезжую часть дороги из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка, на бордюре; не играть возле проезжей части дороги [20].
Таким образом, обучение детей правилам безопасности дорожного движения — это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения

Приложение 2


Примерный перечень дополнительных мероприятий по профилактике дорожно-транспортных происшествий

Название мероприятия

класс

1

Весёлый урок «В гостях у Светофорчика»

1-2

2

Инсценировка стихотворения «Дорожная азбука»

3

3

Игра «Ловкий пешеход»

3-4

4

Игра – путешествие «В стране дорожных знаков»

5

5

Конкурс «Загадки – предостерегалки»

4-5

6

Конкурс кроссвордистов «Красный, желтый, зелёный»

6-7

7

Конкурс частушек - страшилок

5-7

8

Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков»

8

9

Сбор-игра «Просто это знак такой»

8

10

Викторина «Пассажир и пешеход»

9

11

КВН «Зелёный огонёк»

10

12

Брейн – ринг «Загадки Степы Светофорова»

7-8

13

Семейный праздник «Зелёная волна»

1-8


Приложение 3

Работа с родителями

Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – работа с родителями. Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей не знают правил дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде – основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей. Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися, педагог должен методически обеспечить и работу с родителями. Данная программа предлагает три формы занятий: лекции, проведение тематических бесед и индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность). Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и сразу после них. На лекциях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма целесообразно использовать аналитический материал территориального управления (отдела) ГИБДД и привести конкретные примеры ДТП с детьми района, разбирая вместе с родителями их причины. Беседы проводятся в форме вопросов и ответов. Даются педагогические рекомендации родителям.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

мероприятий для родителей


Тема

Форма занятий

Методы обучения

1.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Родительское собрание

Лекция

2.

Типичные ошибки в поведении детей на улицах и дорогах.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Беседа

3.

Возрастные и психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Лекция

4.

Как влияет на безопасность детей поведение родителей.

1. Родительское собрание.

Беседа

5.

Основные дорожные понятия. Знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения учащихся на улицах, дорогах и в транспорте.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Лекция

6.

Изучение обязанностей пешеходов

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Лекция

7.

Изучение обязанностей пассажиров.

1. Родительское собрание.

2. Индивидуальная работа с родителями.

Лекция

8.

Разработка и выпуск памяток для будущих первоклассников

1. Работа творческой группы родителей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Плышевская Юлия Александровна

Дата: 02.03.2020

Номер свидетельства: 541654

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "Формирование навыков безопасного поведения обучающихся в условиях образовательного пространства на основе технологии проектного управления "
    ["seo_title"] => string(163) "formirovaniie-navykov-biezopasnogho-poviedieniia-obuchaiushchikhsia-v-usloviiakh-obrazovatiel-nogho-prostranstva-na-osnovie-tiekhnologhii-proiektnogho-upravlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "224885"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439236671"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Познавательно-игровой проект для детей старшей группы «Азбука дорожного движения» "
    ["seo_title"] => string(93) "poznavatiel-no-ighrovoi-proiekt-dlia-dietiei-starshiei-ghruppy-azbuka-dorozhnogho-dvizhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102038"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402475977"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Отчет о профилактике ДТП "
    ["seo_title"] => string(27) "otchiet-o-profilaktikie-dtp"
    ["file_id"] => string(6) "107613"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403350935"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "«Формирование основ семейных ценностей через призму изобразительного искусства» "
    ["seo_title"] => string(89) "formirovaniie-osnov-siemieinykh-tsiennostiei-chieriez-prizmu-izobrazitiel-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "103281"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402576615"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства