Петрова Анна Георгиевна
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦДОД
«Центр дополнительного образования детей»
г.Мирный.
Методическая разработка - Здоровьесберегающие технологии
Содержание:
Введение
Здоровьесберегающие технологии.
Методика профилактики зрительного утомления и развития зрительных способностей.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский.
Введение.
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. Данная методическая разработка направлена на комплексный подход здоровьесбережения учащихся, которые занимаются кропотливым занятием: бисероплетение, вышивка, вязание, а также для учащихся во время урока 4-5минут.
Актуальность:
«Здоровье всему - голова».
· Сохранение и активное формирование здорового образа жизни уч-ся.
· Профилактика организма как целостный подход.
· Развитие основных приемов, навыков, методов здоровьесбережения.
· Воздействие не только приемов, навыков, методов здоровьесбережения.
· Воздействие не только на ребенка, но и на членов семьи.
Здоровьесберегающие технологии.
Вид технологий | Методика проведения | Время проведения | Результат |
Инструктаж по ОБЖ | Инструкция по ТБ в мастерской, программа инструктажей по технике безопасности, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения. | Ежемесячно во время занятий. Время зависит от формы проведения | Предупреждение несчастных и непредвиденных случаев для сохранности жизни |
Беседа на тему «здоровье – всему голова» | Тема может быть в зависимости от возраста и физиологии: «Между нами девочками», «Полезно и вкусно», «Природная кладовая», «Натуральная косметика» и т. д | 1раз в полугодие. Время зависит от формы проведения | Познавательное развитие |
Пальчиковая гимнастика | Рекомендуется всем детям особенно с ОВЗ. | Во время перемены 1-2 раза по 5минут. Рекомендовано для родителей проводить дома ежедневно в любой отрезок времени, исключая вечернее время. | Снятие напряжения и стимулирование всех органов организма |
Динамические паузы | Разновидности гимнастики: для глаз, шеи, позвоночника, рук и т. д | Во время занятий по 5-7 минут по мере утомляемости | Профилактические упражнения |
Релаксация | Прослушивание классической музыки (Глинка, Бах, Шопен, Рахманинов и т. д), и звуков природы (голоса птиц, шум дождя, моря и т. д). | Во время занятий при выполнении самостоятельной творческой работы | Творческий и позитивный настрой, знакомство с композиторами, изучение природных явлений, распознавание разноголосиц птиц. |
Сказкатерапия (легенды, былины, сказки) | Прослушивание аудиозаписей, пересказ учащихся, педагога, родителей. Тематика зависит от содержания программы. | Время зависит от формы проведения во время урока по тематике 5-10мин., внеурочное время прослушивание, сравнение, анализ | Воспитательное и терапевтическое воздействие. |
Досуговые коммуникативные спортивные игры | Мероприятия: «Папа мама я спортивная семья», «Расторопная хозяюшка», «Ловкий, сильный, смелый» и т.д | Внеурочное время | Взаимооздоровительный комплекс для всей семьи, взаимовыручка, коллективизм, сплочённость |
Выход на природу | Экскурсии в лес посвященные: дню здоровью, сбор гербария для коллажа | Внеурочное время | Психологическая разгрузка, знакомство с растительным миром |
Методика профилактики зрительного утомления
и развития зрительных способностей.
Массаж глаз
Массаж глаз – прекрасное упражнение для восстановления зрения в профилактики заболевания глаз.
Массаж усиливает кровообращение, улучшает обмен веществ в тканях глаз и в окружающих их тканях, укрепляет мускулатуру глаз.
Снять напряжение с глазных мышц позволяют упражнения, делающие мышцы глаза мягкими и гибкими. В результате глаза будут двигаться свободно и возвращение к нормальному зрению пойдет быстрее.
Тремя пальцами круговыми движениями массировать лоб от переносицы к вискам. Перед массажем и после него – поглаживание лба (2-3 раза).
Тремя пальцами надавливать на брови, продвигая пальцы от переносицы к вискам (3-5 раз).
Большими и указательными пальцами захватить брови и, слегка оттянув, сжать между пальцами и отпустить. Начинать щипковые движения около переносицы, продвигаясь к вискам (3-5 раз).
Помассировать виски круговыми движениями двумя пальцами (указательным и средним) в одну и другую строну по 9 раз.
Надавливая тремя пальцами на верхний край скулы, пройти по нему от переносицы к вискам (3-5 раз).
То же самое по нижнему краю скулы от висков к переносице (3-5 раз). Не надавливать на глазные яблоки!
Средними пальцами надавить на боковые поверхности скулы (5-6 раз).
Круговыми движениями помассировать точки у внутреннего края глаз около переносицы по 7 раз в обе стороны.
Тремя пальцами массировать козелки обоих ушей по 9 раз в одну и другую сторону.
Сложить указательный и средний пальцы (вилкой) и хорошо растереть ими кожу спереди и за ушами.
Тщательно размять мочки ушей большим и указательным пальцами, размять края ушных раковин снизу доверху.
Комплекс для снятия утомления и расслабления глазных мышц
1. Исходная поза далее (И. п.) – стоя:
а) смотреть прямо перед собой 2-3 сек.;
б) поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см. от глаза, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть 3-5 сек., опустить руку, повторить 4-5 раз.
2. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч:
а) опустить голову, смотреть на носок левой ноги;
б) поднять голову, посмотреть на правый верхний угол комнаты;
в) опустить голову, смотреть на носок правой ноги;
г) поднять голову, посмотреть на левый верхний угол комнаты. Повторить 3-4 раза.
3. И.п. – стоя перед окном (без очков):
а) посмотреть на вершины деревьев перед окном;
б) перевести взгляд и назвать любой предмет на земле;
в) посмотреть на облака или летящую птицу;
г) назвать транспорт, стоящий или проезжающий по дороге. Повторить 2 раза.
Комплекс для улучшения координации движения глаз и головы
и развития сложных движений
1. И. п. – сидя за столом а) поднять глаза вверх; б) опустить глаза; в) посмотреть в правую сторону; г) посмотреть в левую сторону, повторить 3-4 раза.
2. И. п. – сидя за столом а) поднять глаза вверх; б) сделать ими круговое вращение по часовой стрелке; б) круговое движение против часовой стрелки, повторить 2-3 раза.
3. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч: а) посмотреть на носок левой ноги; б) поднять голову, посмотреть на лампочку на потолке; в) посмотреть на носок правой ноги; г) посмотреть на лампочку, повторить 2-3 раза
Рекомендации для выполнения упражнений
для активации работы мышц глаза
Эти упражнения дают возможность глазу со значительной зрительной нагрузкой, с которой ребенок столкнется в образовательных учреждениях. Натренированные мышцы уберегут глаза ребенка от понижения остроты зрения при чрезмерной нагрузке.
Тренировочные упражнения необходимы ребенку, пользующемуся очками, так как привязанность к очкам приводит к вялости глазных мышц.
Все упражнения могут выполняться детьми вне зависимости от диагноза.
Не рекомендуется выполнять упражнения детям, перенесшим глазные операции.
Советуем периодически чередовать комплексы через 1 – 2 недели.
Литература
1. «Медицинские рекомендации» страница 22-25 в книге «Бисероплетение». Е.И. Сколотнева. Изд. «Золотой век». Санкт-Петербург. 1999.
2. «Психологические тесты» Сергей Степанов. Изд. «Эксмо». Москва 2005г.
3. «Основы безопасности жизнедеятельности» Изд. «Астрель. АСТ». Москва. 2005г.
4. «Время отвечать на вопросы» Изд. «Джонсон и Джонсон». Г. Москва.
5. «Что мы должны знать о вредных привычках» - методическая разработка.
6. «Курить в 21 веке это не модно» - методическая разработка.
7. «Детство – мир БЕЗопасности» - методическая разработка.