Просмотр содержимого документа
«ФГОС: урок нового образца.»
Маркова Светлана Владимировна,
МАОУ города Иркутска гимназия №2.
ФГОС: УРОК НОВОГО ОБРАЗЦА.
Воспитать ребенка личностью любознательной, активной, инициативной, всесторонне развитой, креативно мыслящей и способной принимать верные решения в самых нестандартных ситуациях, - вот одна из главных задач нового государственного стандарта обучения.
Сравним требования к результатам обучения, заложенные в прежних и новых стандартах.
Прежде обучение было направлено, в первую очередь, на усвоение определенного набора знаний, умений и навыков, предлагаемых программой. Но как поется в старой доброй песне «…жизнь – она особенный предмет, задаст вопросы новые в ответ…». Мало знать, нужно еще уметь применять эти знания в нужные моменты, кроме того, уметь самим извлекать необходимые знания из жизненного пространства. «Хочешь накормить голодного – подари ему удочку».
Таким образом, отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. В современном мире, перегруженном информацией разного рода, невозможно усвоить все знания, накопленные человечеством за многолетнюю историю. Вот поэтому теперь перед школой поставлена задача: не наполнить ребёнка знаниями, как пустой сосуд, а научить его учиться, получать знания самостоятельно и пользоваться ими.
Какие же именно требования предъявляет новый стандарт к личностнымрезультатам? Это формирование очень важных и необходимых качеств, таких как: способность обучающихся к саморазвитию и мотивация к обучению и познанию; осознание своей этнической и национальной принадлежности и чувство гордости за свою Родину; уважительное отношение к иному мнению, культуре других народов; умение адаптироваться в динамично изменяющемся и развивающемся мире; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; наличие эстетических потребностей.
Кроме того, важны развитие доброжелательности, отзывчивости, понимания, сопереживания; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, бесконфликтность, искусство спорить.
Большое значение придается формированию установки на безопасный, здоровый образ жизни, а также бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Вместе с тем, как и в старых стандартах, предъявляются требования и к предметным результатам. Но теперь эти результаты тесно связаны с формированием у школьников универсальных учебных действий: личностных, регулятивных (включая саморегуляцию), познавательных и коммуникативных.
Другими словами каждый ребенок должен иметь убеждение «Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить».
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образования. Образовательные результаты выражают, по существу, цели образования. Цели отражают потребности личности, общества, государства в образовании.
Результат – человек, способный решать самые разные, возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком! Человек самостоятельный, познающий, умеющий жить среди людей.
Таким образом, основная роль учителя в уроке нового образца – роль тьютера, человека не просто дающего определенный объем информации, а побуждающего ребенка к самостоятельному действию, к поиску проблемы и путей ее решения, направляющего звена в познании. Т.е. учитель – проводник и организатор, а не просто информатор. Это главный принцип урока нового образца. Учитель ставит в течение урока проблемные учебные вопросы, и сподвигает детей к совместному их решению. Начало урока – всегда мобилизующий этап, момент осознания недостаточности знаний.
Еще один важный принцип – это межпредметные связи. Программа построена таким образом, что ученик познает устройство и законы мира по предметам с точки зрения разных предметов – химия, биология и т.д. Однако сам мир не делится на разные области, он един, и часто причинно-следственные связи происходящих событий имеют корни в сочетании многих научных дисциплин. Следовательно, наша задача – способствовать созданию в сознании ученика цельной картины окружающего мира, учить применять знания, полученные на разных предметах в комплексе, свободно оперировать ими. Поэтому в построении любого урока обязательно нужно прослеживать межпредметные связи, акцентировать внимание учеников на этом.
При постановке новых учебных задач важно также стимулировать обращение учеников к уже изученного материала, искать решения нового, свободно оперируя уже известным, и обращаясь к поиску неизвестного компонента. Ведь важно не только то, что человек знает, а то, как быстро он может извлечь из объемов памяти нужную информацию в нужный момент и применить ее в жизни в решении новых проблемных вопросов.
Урок нового времени – это личностно-ориентированный урок. Неоценимо в этом случае создание позитивного положительно-эмоционального психологического климата, ориентации на успешность. Ребенок на уроке, если даже не смог ответить на вопрос, его нельзя садить на место не ответившего, он должен с помощью учителя и учеников ответить хоть что-то. Нужно подвести его к этому. Добиться, чтобы он что-то получил для своего развития. Здесь, таким образом, развиваются и коммуникативные, и регулятивные, и личностные компоненты УУД.
Во время урока необходимы маленькие физкультпаузы, которые дают кратковременный отдых, гармонизируют работу обоих полушарий мозга. Создают положительный климат. Они могут быть совсем короткие.
Основной инструмент на уроке, ресурс – это учебник. Поэтому вот некоторые приемы, которые можно использовать на уроке.
Читая текст учебника, ставить значки – знаю, это ново для меня, это интересно, хочу знать подробнее. Далее - обсуждение. Таким образом, можно задать темы для самостоятельного поиска дома.
Взяв за основу отрывок текста с каким-то новым понятием, ответить на вопросы: что я знаю об этом, что хочу узнать (можно выделить любое ключевое понятие, которое найдут в тексте сами дети).
Рефлексия – важный момент в конце урока. Ребенок должен уметь ответить на вопросы: что нового я узнал? Как это я могу применить в своей жизни?
Личностно-ориентированный подход. Элементом развития регулятивного компонента может служить, в частности, дифференцированное задание в конце урока. Например, на оценку «5» ученик может выполнить тест, на оценку «4» - ответить на 4 вопроса в конце параграфа. Ребенок сам оценивает свои знания и силы на текущий момент и сам ставит перед собой актуальную задачу.
Перед тем, как планировать урок, следует определить тип урока, определить, какие конкретно УУД будут формироваться в рамках именно этого урока.