Просмотр содержимого документа
«Выбираем профессию. Менеджер»
Выбираем профессию
Менеджер
Менеджер
Менеджеры по направлениям
Менеджер по продажам
Один из самых популярных типов профессии, задействованный в сфере реализации услуг и продуктов. Основной задачей специалиста является поиск клиента с целью продажи конкретного товара. Используются следующие пути для совершения сделки:
во время консультирования в торговой точке;
по телефону или через мессенджеры;
посредством аккаунтов в социальных сетях.
Представитель профессии должен разбираться в аспектах предлагаемого продукта, уметь рассказать о нем в деталях. Также требуется обладать навыками обработки документации, уметь взаимодействовать с поставщиками. Иногда придется разбираться со сложностями: курировать вопросы логистики, решать проблемы с заказчиками.
Вакансий менеджеров по продажам на рынке труда сейчас более чем достаточно. Особенности работы в каждом конкретном случае могут различаться, однако суть ее всегда одна и та же: привлечение клиентов и закрытие сделок, способствующее росту прибыли компании.
Плюсы профессии менеджер по продажам
Большое количество вакансий на рынке труда.
Разнообразные рабочие обязанности, возможность проявить себя, подходящая активным и энергичным людям.
Возможности карьерного роста, обеспечения достойного дохода.
Универсальность профессиональных навыков и их применимость во многих других сферах.
Личные качества
От менеджера по продажам требуются продвинутые коммуникативные навыки, хорошие организаторские способности, подкованность и эрудиция, аналитическое мышление, быстрая обучаемость, грамотная речь, уверенность в себе, организованность, ответственность. Немаловажно и умение создавать о себе приятное впечатление, эффективно поддерживать высокий имидж компании.
Менеджеры по продажам в течение рабочего дня много общаются с клиентами по телефону, заполняют документацию, составляют графики и отчёты. Иногда встречаются с клиентами лично и презентуют им продукцию компании. Всё это можно делать в разных форматах работы: офисной, удалённой или на фрилансе.
Офисная работа.
В офисе у специалиста по продажам есть график работы — 5-дневный или посменный. Рабочий день обычно 8-часовой. Менеджер ищет новых клиентов и общается с уже существующими, заключает сделки, подготавливает документы, участвует в совещаниях. Часто менеджер работает в CRM-системе, к которой подключена телефония в офисе, и все его звонки фиксируются в системе.
Удалённая работа
Для онлайн-проектов обычно ищут менеджеров, готовых на удалённую работу. Сотрудник числится в штате, с ним заключают трудовой договор или договор ГПХ, есть рабочее расписание. Часто компания сама оплачивает работнику на удалённой работе мобильную связь, интернет, устанавливает на компьютер или ноутбук необходимые программы. Сотрудник работает по гибкому графику, но должен быть на связи в течение рабочего дня.
Фриланс
Фриланс отличается от офисной и удалённой работы тем, что вы не будете числиться в штате компании. Даже может не быть начальников, рабочих графиков и расписания. Также нет оклада и премии. Работа менеджера по продажам на фрилансе оплачивается сдельно — специалист получает только процент с продаж. Фрилансер находит проект, обсуждает объём работ и оплату с клиентом. Искать клиентов на фрилансе нужно самостоятельно на сайтах по поиску работу, во фрилансерских группах в контакте и в тематических телеграмм-каналах.
Карьерный рост менеджера по продажам
Уровень
Опыт
Обязанности
Менеджер по продажам
До 1 года
Холодные звонки
Выполнение плана продаж
Работа с возражениями клиентов
Заполнение документации
Работа с дебиторской задолженностью
Руководитель группы
1-3 года
Контроль работы менеджеров
Участие в планировании продаж
Участие в крупных мероприятиях, где представлена продукция компании
Руководитель направления
3-4 года
Разработка общей стратегии продаж
Представление интересов компании в отношениях с партнёрами, госорганами
Разработка плана продаж
Обучение менеджеров
Поиск новых партнёров
Директор по развитию
3-5 лет
Предоставление услуг с длинным циклом продаж
Определение концепции и целей компании
Разработка плана продаж компании
Руководитель отдела продаж
3-5 лет
Координация и контроль работы отдела
Разработка ценовую и скидочную политику
Координация разработку планов перспективных планов сбыта продукции
Организует обучение менеджеров
Контролирует состояние дебиторской задолженности
Директор по продажам
3-5 лет
Обеспечение постоянного сбыта продукции
Разрешение конфликтных ситуаций на уровне клиентов и менеджеров
Участие в выставках, конференциях
Составление отчётов по отделам, проведение совещаний
Проработка ценовой политики
Обучение менеджеров
Аккаунт-менеджер
5-7 лет
Организация и контроль работы всех участников проекта
Планирование и постановка целей компании
Согласование планов работ
Анализ результатов, разработка и утверждение стратегии
Установление контактов с партнёрами
Контроль документооборота
Зарплата
Зарплата менеджера по продажам состоит из двух частей: оклад и процент с продаж. Оклад зависит от опыта и навыков, бонусы могут меняться каждый месяц.
От чего зависит бонусная часть:
От объёма продаж. Чем больше продаж совершает менеджер в течение месяца, тем выше у него зарплата, и наоборот.
От отрасли. В некоторых направлениях, например, в промышленности, недвижимости зарплаты больше.
От плана продаж. Во многих компаниях устанавливают план продаж. За его выполнение или перевыполнение выплачиваются премии.
Из актуальных специальностей вузов для менеджера по продажам подойдет, например, направление «Торговое дело», «Товароведение». Для поступления нужно сдавать ЕГЭ по русскому языку и математике, а также по иностранному языку или обществознанию (предмет для третьего экзамена зависит от выбранного вуза).
Курсы
Многие образовательные учреждения предлагают альтернативный вариант того, где получить профессию менеджера по продажам: краткосрочные курсы, обучающие основам этой специальности.
Менеджер по маркетингу
Менеджер по маркетингу ищет различные способы, приемы, инструменты, которые помогут увеличить продажи товаров или услуг компании. При этом он учитывает концепцию организации, ее финансовые возможности, особенности целевой аудитории, ее потребности, ограничения.
Основные обязанности менеджера по маркетингу
Выполнение маркетинговых исследований рынка.
Изучение поведения потенциальных потребителей, особенностей конкурирующих предложений, их слабых и сильных сторон.
Разработка идей по позиционированию компании и ее продукции на рынке.
Участие в разработке ценовых стратегий.
Участие в разработке идей по производству и внедрению новых товаров и услуг.
Подбор маркетинговых инструментов, которые позволят заинтересовать потенциальных потребителей товарами или услугами компании.
Составление комплексных маркетинговых стратегий и их реализация.
Обработка жалоб и ограничений целевой аудитории, корректировка рекламных кампаний исходя из появляющихся данных.
Работа менеджера по маркетингу требует гибкости, умения быстро перестраиваться под нужды рынка и добиваться того же от бренда, на который он работает. Часто рекламные идеи, реализуемые в кратчайшие сроки в ответ на популярный новостной повод, дают существенный приток клиентов. Неумение быстро среагировать на какое-либо событие в рыночной нише или мире, или на изменения в предпочтениях клиентов, оставляет компанию позади конкурентов.
Обучение на менеджера по маркетингу
Вариант где получить профессию менеджера по маркетингу – это профильный вуз со специальностью «Менеджмент. Профиль подготовки: маркетинг».
От абитуриентов требуется сдать ЕГЭ по русскому языку, математике и иностранному языку или обществознанию (выбор третьего предмета зависит от вуза).
Обучение длится 4-5 лет в зависимости от выбранной формы посещения занятий (очной или заочной, очно-заочной, вечерней).
Начало формы
Конец формы
Бренд-менеджер
Бренд-менеджер (от англ. brand – печать, клеймо, фабричная марка) – это специалист по раскрутке торговой марки. Его цель – сделать эту марку более узнаваемой и привлекательной.
Бренд-менеджеры работают в отделах маркетинга различных компаний, начиная от торговых фирм и заканчивая дизайн-студиями. Бренд-менеджер анализирует ситуацию на рынке, проводит маркетинговые мероприятия. Исходя из полученных данных, решает, какой именно должна быть торговая марка, чтобы пользоваться наибольшим спросом среди покупателей.
Кроме того, бренд-менеджер занимается непосредственной подготовкой к выходу товара на рынок. Он разрабатывает ценовую политику (решает, когда предоставлять покупателям скидки, а когда, наоборот, повышать цены), ведет переговоры с рекламными агентствами.
Бренд-менеджер также участвует в разработке стратегии продаж. Он ведет переговоры с поставщиками и дилерами, решая, где и как продавать товар, чтобы как можно большее количество покупателей составили о нем положительное мнение.
Бренд-менеджер решает, сколько денег будет потрачено на раскрутку товара.
Когда продукция уже выпущена, бренд-менеджер следит за продажами, смотрит на потребности покупателей и в соответствии с ними корректирует бренд или начинает разрабатывать новую торговую марку.
Для того чтобы работать бренд-менеджером, необходимо высшее экономическое образование по специальностям “Коммерция”, “Маркетинг”.
Менеджер по персоналу
Менеджер по персоналу (HR-менеджер) – это специалист, который занимается подбором персонала в компанию, оформлением соответствующих документов, поддержанием эффективности работы сотрудников.
Обязанности менеджера по персоналу
В крупной организации обычно созданы отделы по управлению персоналом.
Рекрутеры набирают сотрудников в штат.
Специалисты по делопроизводству работают с документами.
Тренинг-менеджеры проводят различные мероприятия, мотивирующие сотрудников и побуждающие эффективно работать на благо компании.
Рекрутер
Самая популярная специализация менеджера по персоналу. Рекрутер может работать как во внутреннем HR (внутри компании), так и во внешнем — агентстве по подбору персонала. Обязанности этих специалистов - рекрутеры набирают сотрудников в штат на конкретную должность.
Менеджер по делопроизводству
Менеджер по производству составляет договора, приказы, справки и другие документы, оформляет выплаты и компенсации, ведет личные дела сотрудников, сопровождает процессы увольнения и зачисления в штат.
Качества менеджера по делопроизводству:
- знание делопроизводства и документооборота — как общих, так и внутренних в компании;
- знание Трудового кодекса и прочих законов, касающихся трудовых взаимоотношений;
- умение работать со специальными программами (например, “1С: Зарплата, кадры”);
- грамотная речь;
- знание английского языка (опционально).
- аккуратность и внимательность.
Тренинг-менеджер
Обязанности тренинг-менеджера:
- развивает корпоративную культуру компании;
- занимается обучением и развитием персонала;
- занимается мотивацией сотрудников;
- приглашает преподавателей, специалистов для обучения персонала;
- анализирует взаимоотношения сотрудников в коллективе;
- организует совместные мероприятия для работников;
- работает при необходимости индивидуально с каждым сотрудником;
- дает рекомендации работодателям по улучшению эффективности работы сотрудников;
- проводит психологическое тестирование.
Обучение
Во многих вузах есть направление “Управление персоналом”. Специальность “Менеджмент”
Можно отучиться на профильных курсах. Это могут быть онлайн и офлайн-курсы в центрах образования или при вузах.
Подобные курсы можно найти в каждом крупном городе.
Менеджер по закупкам
Менеджер по закупкам занимается работой с поставщиками предприятия. Особенность этой профессии – она предполагает очень широкое разнообразие трудовых обязанностей. От грамотного оформления документов до тщательной проверки условий предлагаемого договора.
Обязанности менеджера по закупкам
Выбор поставщиков на основе ряда критериев (качества продукции, ее стоимости, качества логистической системы, скорости доставки и т.д.).
Ведение переговоров с потенциальными поставщиками.
Контроль наличия необходимых товаров или сырья на складе, обеспечение своевременного пополнения запасов.
Оформление/проверка всей необходимой документации: договоров с поставщиками, транспортных накладных, свидетельств об оплате госпошлины, таможенных деклараций и других бумаг.
Контроль качества поставляемой продукции, своевременное разрешение любых вопросов, связанных с поставками бракованных товаров, и других непредвиденных обстоятельств.
Контроль сроков и условий хранения, отгрузки, движения товаров.
Участие в оптимизации работы склада, организации транспортных перевозок продукции компании, логистической системы предприятия.
Обучение
Специальности вузов для обучения на менеджера по закупкам – это «Менеджмент», «Менеджмент» по профилю «Управление проектами», «Логистика и управление цепями поставок».
Подойдет образование, полученное в рамках специальности «Товароведение».
Для поступления потребуется сдать ЕГЭ по математике, русскому языку, обществознанию или иностранному языку.
PR-менеджер
PR-менеджер или пиар-менеджер (от англ. public relations – связи с общественностью) — это специалист, отвечающий за создание и поддержание благоприятного имиджа фирмы или конкретной торговой марки, принадлежащей этой фирме.
Обязанности PR-менеджера
Отвечает за взаимодействия с внешней средой, он оценивает, анализирует и прогнозирует факторы, влияющие на имидж компании и ее развитие. Этим он и отличается от менеджера по рекламе, который продвигает только отдельную услугу или товар.
PR-менеджер обеспечивает взаимопонимание и сотрудничество между организацией и клиентами, журналистами, властями всех уровней, населением.
Процесс включает в себя несколько важных обязанностей:
- подготовка пресс-релизов о фирме и передача их в средства массовой информации;
- ответы на запросы средств массовой информации о деятельности фирмы;
- организация пресс-конференций для проведения интервью с руководством фирмы;
- взаимодействие с властными структурами и местным населением;
- взаимодействие с финансовыми кругами (например, с инвесторами).
- организация и проведение различных пиар-кампаний.
В каждой крупной фирме есть должность менеджера по PR.
В крупных банках, корпорациях, компаниях PR-менеджеры работают в специальных департаментах или управлениях по связям с общественностью.
Существуют также специальные PR-агентства.
Здесь работают две группы специалистов. К первой группе относятся копирайтеры (креаторы), которые придумывают, как провести одно или несколько мероприятий.
Вторую группу составляют технологи. Последние претворяют разработанные концепции в жизнь, то есть непосредственно проводят презентации, пресс-конференции, выставки и т.д.
Для менеджера по PR образцом его профессиональных успехов является его портфолио (информация по выполненным проектам).
Работодатели с помощью специальных механизмов могут оценить прошлую работу пиарщика: вывел ли он новый бренд на рынок, смог ли увеличить его узнаваемость и повысить объем продаж, а также изменить мнение непосредственных потребителей о товаре или услугах.
Обучение
Высшие учебные заведения
Поступать в вуз можно на базе общего среднего (11 классов), среднего профессионального (колледж) или первого высшего образования. Программы для PR-менеджеров открыты в НИУ Высшая школа экономики, Российском университете дружбы народов, Московском государственном лингвистическом университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Государственном университете управления - всего в 211 вузах России.
Колледжи
В колледж можно поступить после 9 или 11 класса, окончания ссуза или вуза. Подготовка PR-менеджеров ведется в Первом московском образовательном комплексе, колледже «Подмосковье», колледже Российского нового университета, Петровском колледже, Рыбинском полиграфическом колледже и многих других ссузах во всех регионах.
Курсы
Стать PR-менеджером с нуля можно после прохождения подготовки на курсах. На курсы можно поступить на базе любого образования, срок обучения редко превышает 12 месяцев.
Чаще всего в правилах приема вузов для поступления на PR-менеджера указан набор из трех предметов ЕГЭ (в порядке приоритетности):
обществознание; русский язык; иностранный язык.
Менеджер проектов
Менеджер проектов занимается объединением всех ресурсов таким образом, чтобы задача была выполнена в срок в надлежащем качестве. Он оценивает риски и распределяет бюджет, определяет цель и разрабатывает план по ее достижению, контролирует работу других специалистов, налаживает взаимоотношения в команде и общается с заказчиком. Одна из главных целей — сделать так, чтобы проект был успешно реализован, все объемы выполнены в рамках бюджета в определенный временной отрезок.
Востребованность менеджера проектов
Все, что связано с производством новых продуктов или услуг, относится к деятельности менеджера проектов. Компании, от маленьких производств до крупных игроков рынка, постоянно находятся в поиске специалистов, которые эффективно управляют сотрудниками и успешно взаимодействуют с заказчиками.
Финансовый менеджер
Финансовый менеджер – специалист, который управляет денежными потоками компании, предприятия, юридического или физического лица. Занимается анализом рисков, выбирает лучшие каналы для инвестирования, выполняет оценку бизнеса.
Особенности профессии
Главная задача финансового менеджера – увеличение прибыльности бизнеса и рентабельности инвестиций. Его работа предупреждает чрезмерные финансовые издержки и риски, а также банкротство. В финансовых менеджерах заинтересованы все компании, которые имеют оборот и занимаются инвестированием: промышленные предприятия, банки, инвестиционные фонды, другие. В обязанности финансового менеджера входит решение следующих стратегических задач:
контроль всех входящих и исходящих финансовых потоков;
анализ эффективности распределения средств;
анализ финансового рынка;
оценка рисков при инвестировании;
общая оценка бизнеса;
разработка антикризисных мероприятий и схем по привлечению капитала;
рекомендации по оптимизации расходов, а также повышению прибыльности бизнеса;
Финансовый менеджер может быть штатным сотрудником, более популярная форма работы – аутсорсинг и консалтинг. Профессия подходит для мужчин и женщин любого возраста, она тесно связана с высокой ответственностью и умственным трудом.
Обучение на финансового менеджера
Работать в этой сфере без профильного высшего образования невозможно, поэтому стоит рассмотреть следующие программы бакалавриата и специалитета:
«Менеджмент»;
«Экономическая безопасность» и другие.
Менеджер по логистике
Менеджер по логистике — это специалист, который отвечает за доставку грузов и заказов по назначению. В его задачи входит контроль сроков доставок, хранения, решения таможенных вопросов, ведение переговоров и заключение договоров с перевозчиками, учет поступающих и отправляемых товаров и многое другое.
У логистов есть множество разных специализаций, которые зависят от того, в какой именно сфере он работает. Бывает:
Бизнес-логистика — закупки и перевозки в интересах какой-либо компании;
Таможенная логистика — охватывает круг вопросов, связанных с оформлением товаров на таможне;
Складская логистика — отвечает за распределение товаров, деталей и сырья на складе и транспортировку между складами предприятия;
Логистика запасов — организация учета и хранения накопленных товаров или сырья;
Сбытовая, или распределительная логистика — организует поток товаров и финансов между различными потребителями.
Поскольку над перевозками работают целые отделы логистики, то среди сотрудников есть распределение задач. К тому же многое зависит от потребностей и масштабов работы компании: одни занимаются закупками и поставками внутри страны или по ближнему зарубежью, другие — международными. Однако в общих чертах менеджер по логистике занимается несколькими направлениями работы:
- составляет логистические прогнозы и планы;
- планирует логистические системы;
- прорабатывает бюджет на организацию логистики;
- управляет материально-техническим снабжением отдела и закупками;
- управляет запасами товаров и материалов на складе, организует их хранение;
- ищет и заключает договоры с перевозчиками грузов, оформляет заказы на грузоперевозки;
- оптимизирует схемы перевозок для снижения финансовых затрат, проводит маршрутизацию;
- организует таможенное оформление и растаможивание товаров;
- управляет логистическим персоналом, организует наем и обучение;
- обеспечивает страхование грузов, товаров и ответственности перевозчиков.
В карьере логистов выделяют несколько ступеней:
Операционный персонал — это операционисты, диспетчеры, складские работники, экспедиторы и т.д.;
Средний управленческий персонал. Сюда относятся начальники отделов (закупок, сбыта, продаж), заведующие складами, транспорта и т.д.;
Высший управленческий персонал.
На предприятии это, как правило, директор по логистике, управляющий подразделением, заместитель генерального директора по логистике, главный менеджер по логистике, координатор логистических связей.
В России есть как средние профессиональные, так и высшие учебные заведения, которые целенаправленно готовят специалистов по логистике.
Если вы хотите заниматься именно организацией и планированием логистики, то лучше выбрать вуз. Подходящие направления:
«Логистика и грузоперевозки»;
«Организация перевозок и управление на транспорте»;
«Международные перевозки»;
«Организация таможенного контроля»;
«Внешнеторговая, транспортная и таможенная логистика»;
«Организация логистики и управления цепями поставок»;
«Международная торговля»;
«Маркетинг и логистика в торговом бизнесе» и другое.
Вузы, в которых можно получить высшее образование в менеджменте
Государственный университет управления
ГГУ почти 100 лет задает направление в образовании будущих управленцев. Студентам предлагается 14 программам бакалавриата и 11 – магистратуры.
Ядро профильного обучения образуют: Институт управления персоналом, социальных и бизнес-коммуникаций и Институт отраслевого менеджмента. Здесь подготавливают специалистов для международных коммуникаций, HR, общественных отношений, управления перевозками, консалтинга, туризма, спорта, гостиничного дела, здравоохранения.
Управление государственной службы и кадров Правительства Москвы
Идея московского университета – готовить профессиональные кадры в городское и государственное управление. Образовательный процесс изменяется в соответствии с ориентиром на запросы столичного и регионального рынков.
Специальности менеджмента в университете -
управление городским хозяйством;
социально-культурное развитие мегаполиса;
управление госуслугами;
управление цифровыми проектами города;
корпоративное управление;
менеджмент организации;
управление персоналом;
международные и внешнеэкономические связи.
Институт менеджмента, маркетинга и финансов
Высшая автономная некоммерческая образовательная организация в Воронеже. В структуру входят 4 собственных корпуса, научная лаборатория экономических исследований, Школа Бизнеса, Центр инновационных образовательных технологий.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Принципы Школы – междисциплинарное взаимодействие, ориентир на требования мирового рынка и науки, связь обучения с практикой.
На бакалавриате ВШЭ предлагает изучать:
менеджмент и бизнес-администрирование;
экономику и управление компанией;
государственное и муниципальное управление;
организацию и управление предприятием.
Московский государственный университет М. Ломоносова
Государственный вуз предлагает программы менеджмента в Высшей школе бизнеса. Образовательный процесс построен на разработке проектов в группах, разборе кейсов, практических заданиях. В структуру университета входит Бизнес-инкубатор, где можно разработать и запустить стартап, найти клиентов или инвесторов для своей идеи.
Направления обучения -
стратегическое управление экономическими и политическими процессами;
управление персоналом;
государственное и муниципальное управление;
менеджмент.
Санкт-Петербургский государственный университет
СПбГУ готовит специалистов к управлению в ведущих отечественных и международных компаниях на бакалавриате, магистратуре, онлайн-курсах. У студентов есть возможность разрабатывать проекты в Научном парке и лабораториях. На первых курсах учащиеся Высшей школы менеджмента изучают общие дисциплины, а затем выбирают профиль:
общий менеджмент: этика бизнеса, деловые коммуникации, бизнес-планирование;
госуправление: госзакупки и антикоррупционная политика, государственное и частное партнерство.
Новосибирский государственный университет
В НГУ менеджеры учатся на экономическом факультете, поэтому в будущем – это специалисты с глубокими знаниями в экономике. В образовательный процесс включен цикл лекций от работодателей города. В качестве базового иностранного студентам предлагают – немецкий, французский, английский язык.
Направления обучения -
производственный менеджмент;
управление человеческими ресурсами;
корпоративная социальная ответственность;
антикризисное управление;
стратегический менеджмент.
Научно-исследовательский институт ИТМО
Вуз Санкт-Петербурга готовит менеджеров в крупные сектора передовой экономики. На бакалавриате факультета технологического менеджмента и инноваций можно выбрать бизнес-информатику и управление технологическими инновациями, в магистратуре – инновационное предпринимательство, цифровую трансформацию организаций, управление качеством, инновационный маркетинг, управление интеллектуальной собственностью.
Дисциплины программ бакалавриата:
системный анализ и принятие решений;
проектирование инновационного бизнеса;
технология нововведений;
управление инновационными проектами;
маркетинговые решения в бизнесе;
технологии программирования;
электронный бизнес.
Московский физико-технический институт
МФТИ предлагает получить управленческое образование на стыке бизнеса и международных отношений в области инноваций и высоких технологий (венчурный бизнес). В Центре дополнительного профессионального образования можно выбрать одну из 10 программ на очной, заочной или дистанционной форме обучения.