kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виды пожаров ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Природные пожары Под природным пожаром понимают неконтролируемое распространение огня, охватывающее большие территории. Он причиняет вред не только природным объектам (лесам, степям, болотам), но и населенным пунктам, а также вызывает гибель сельскохозяйственной деятельности, животных и людей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виды пожаров ОБЖ»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО НГМУ Минздрава России)

КАФЕДРА МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ЗДРАВВОХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ



Контрольная работа

по учебной дисциплине

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф

ВАРИАНТ № 2

Для бакалавров,

обучающихся по направлению подготовки

33.05.01 –

«ФАРМАЦИЯ»

(для заочной формы обучения)





Выполнил студент:

Ф.И.О.________________

Группа № ___

___курса

______________



Проверил:

_________________

_________________

дата: _________

оценка: ________










Новосибирск 2018

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………

3

  1. Тема вопроса 1 Краткая история развития Всероссийской службы медицины катастроф.

4

  1. Тема вопроса 2 Определение, задачи и основные принципы организации Всероссийской службы медицины катастроф

9

  1. Тема вопроса 3 Организация ВСМК: федеральный уровень; региональный уровень; территориальный уровень; местный и объектовый уровень

12

  1. Тема вопроса 4 Управление службой медицины катастроф: определение; система управления ВСМК, принципы организации взаимодействия; управление ВСМК в ходе ликвидации ЧС.

14

  1. Тема вопроса 5 Служба медицины катастроф Минздрава России: формирования службы медицины катастроф Минздрава России: полевой многопрофильный госпиталь; бригады специализированной медицинской помощи (БСМП); врачебно-сестринские бригады (ВСБ); врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи; бригады доврачебной помощи и фельдшерские выездные бригады скорой медицинской
    помощи.

24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

32








ВВЕДЕНИЕ

Мы в праве рассматривать общество,

как нечто целое, ибо… перед стихийными

катастрофами – землетрясениями, чумой

или варварскими нашествиями стираются

классовые различия, и члены общества

выступают просто как люди!

Ф.Л. Чижевский

Человечество на всем протяжении своей истории постоянно подвергается воздействию катастроф. Они уносят тысячи человеческих жизней, наносят колоссальный экономический ущерб, в мгновение ока разрушают все то, что создавалось годами, десятилетиями и даже веками.

Многие катастрофы оказали заметное влияние на развитие цивилизации, и уязвимость человечества для них повышается. Развернувшаяся в нашем веке беспрецедентная по масштабам инженерная деятельность, вызванные - ею изменения природной среды резко увеличили вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природно-техногенного характера. При этом некоторые из них - например, связанные с авариями на особо опасных объектах (АЭС, гидросооружениях, химических комбинатах и т.п.) - могут нанести не только большой прямой ущерб, но и многократно превышающий его косвенный, а иногда даже привести к глобальным катаклизмам.

Однако еще более трагичной стороной катастроф является массовая гибель населения. Порой по количеству жертв они превосходят даже войны. Человек настолько свыкся с опасностями, которые сопровождают его на каждом шагу, что зачастую не реагирует на них, пренебрегает мерами предосторожности.

Многие катастрофические процессы тесно связаны и взаимозависимы - одно аномальное явление способно вызвать другое. Когда опасное событие в природе или техносфере затрагивает социальную сферу, принято считать, что произошла катастрофа. Именно на стыке этих сфер осуществляется и управление рисками катастроф: их предупреждение, защита населения и территорий, восстановление жизнедеятельности пострадавших регионов. Сегодня стало совершенно очевидным, что без принятия экстренных и энергичных мер в борьбе с катастрофами ни одна страна и даже все человечество не смогут добиться устойчивого развития.

Медицинская защита населения в ЧС с Российской федерации является общегосударственной задачей и определена Федеральным законом принятым Государственной думой 11.11.94г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

Служба медицины катастроф является отраслью здравоохранения, сфера деятельности которой направлена на предупреждение и уменьшение Медико-санитарных аварий, катастроф, стихийных бедствий, Медико-санитарного обеспечения населения и оказание ему экстренной и консультативной медицинской помощи в ЧС.

Тема вопроса 1 Краткая история развития Всероссийской службы медицины катастроф.


На территории Российской Федерации распространен почти весь спектр природных и техногенных бедствий, которые стали в последние годы частыми явлениями, а их медико-санитарные последствия становятся все более тяжелыми. Подобная ситуация характерна и для социальных конфликтов, при этом медико-санитарные последствия по тяжести часто оказываются близкими к аналогичным потерям на войне.

Тенденция увеличения числа и тяжести последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) характерна и для Архангельской области. За последнее десятилетие, объявленное ООН «международным десятилетием по уменьшению опасности чрезвычайных ситуаций», разработаны принципы организации медико-санитарного обеспечения населения в ЧС. В системе здравоохранения нашей страны созданы специальные службы: для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени – служба медицины катастроф, для проведения медико-санитарных мероприятий в военное время – медицинская служба гражданской обороны (МСГО).

Чрезвычайные ситуации мирного времени могут характеризоваться наличием массовых санитарных потерь, ухудшением медико-санитарной обстановки, развитием экологического стресса и т.д. В этих условиях значительному количеству населения потребуется неотложная медицинская и психологическая помощь. К оказанию таких видов помощи привлекаются силы Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), ее учреждения и формирования. Эффективное обеспечение защиты населения в экстремальных условиях – важнейшая социально-экономическая задача, особенно в регионах, характеризующихся высокой степенью потенциальной аварийной опасности.

Анализ результатов ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в нашей стране в 70-80-е годы прошлого века показал недостаточную готовность практически всех привлекаемых служб к чрезвычайному режиму работы, не явилось исключением и здравоохранение.

При изучении организации оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях выявился целый ряд типичных недостатков: отсутствие в учреждениях здравоохранения конкретных планов мероприятий на случай массового поступления пострадавших, несоблюдение правил и принципов медицинской сортировки и эвакуационно-транспортного обеспечения. Имели место неоправданные задержки начала деятельности органов здравоохранения при возникновении ЧС, бессистемность оказания всех видов медицинской помощи, не вёлся достоверный статистический учет. Отсутствовала четкая система научно обоснованных организационных, лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинского снабжения и управления силами и средствами здравоохранения.

Попытки адаптировать медицинскую службу гражданской обороны (МСГО) к решению задач по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени оказались неудачными, поскольку она изначально ориентирована на действия в условиях военного времени и недостаточно мобильна для быстрого выдвижения и развертывания своих сил и средств во внезапно возникающих очагах чрезвычайных ситуаций, а медицинские работники территориального и местного здравоохранения не имели навыков работы по оперативному переводу системы из повседневного режима работы по принципу «медицинский работник – пациент» на чрезвычайный режим - «медицинский работник – группа пациентов (пострадавших, заболевших)».

За последние годы в России создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), одной из подсистем которой и стала ВСМК во главе с Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» (ВЦМК «Защита»). Структура ВСМК сформирована по территориальному принципу, и именно местное звено службы является ответственным за организацию экстренного медико-санитарного обеспечения населения в кризисных и чрезвычайных ситуациях. Базой создания территориальных служб медицины катастроф являются существующие и вновь организованные учреждения территориального, местного и ведомственного здравоохранения, профильными элементами службы являются центры медицины катастроф и специальные медицинские формирования.

Несомненной представляется правомерность использования «местного» подхода к выбору организационно-структурных форм работы службы медицины катастроф (СМК) различных территорий с учетом особенностей региона, но с соблюдением основополагающих принципов ВСМК.

Свое полноценное развитие проблемы организации и оказания медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях получили после постановлений Правительства Российской Федерации от 03.05.94 г. № 420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» и № 195 от 28.02.96 г. «Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф». Становление ВСМК завершилось созданием головного учреждения – ВЦМК «Защита», усилиями которого и были разработаны основополагающие нормативно-распорядительные документы службы медицины катастроф. Результатом исследований, выполненных сотрудниками ВЦМК «Защита», явилась концепция СМК России, организационные принципы и формы функционирования в различных режимах, научное обобщение качества работы при возникновении реальных ЧС, обоснование методов принятия управленческих решений, различные методические приемы.

Интерес к медицине катастроф обусловлен ростом во всем мире числа массовых катастроф как природного, так и техногенного происхождения. Только в ХХ веке на территории нашей страны произошло более 20 крупных землетрясений. Ежегодно на территории России возникает более 100 тыс. пожаров, в результате которых наносится огромный экономический ущерб. Значительны потери и жертвы также от аварий на предприятиях химической, нефтяной и газовой промышленности, энергетики, транспорта и других отраслей.

В последние годы понятие «катастрофа» становится все более привычным как наиболее полная характеристика стихийных бедствий, крупных промышленных или транспортных аварий, трагических межнациональных конфликтов. Поскольку термин «катастрофа» практически всегда связан с представлениями о гибели людей или с нанесением их здоровью значительного ущерба, он давно уже используется в повседневном медицинском лексиконе.

Как известно, по числу жертв в результате стихийных бедствий на первом месте стоят наводнения и ураганы. В 1970 году в Бенгальском заливе во время урагана и наводнения погибло 500 тыс. человек, в 1887 и 1931 г.г. после прорыва дамб на реках Янцзы и Хуанхэ погибло 900 тыс. и 1 млн. человек соответственно. Землетрясения по своему разрушающему действию сходны с действием ударной волны ядерного взрыва. Смертность от землетрясений ежегодно составляет от 3-х до 5-ти тыс. человек.

К концу ХХ века нарастание частоты и масштабов чрезвычайных событий, включающих стихийные бедствия, техногенные катастрофы, межнациональные конфликты, достигло такого уровня, что по числу человеческих жертв, губительному действию на здоровье и благополучие огромных масс населения и на всю окружающую среду их последствия стали сравнимы с итогами многих опустошительных войн. Одновременно стало ясно, что ни одна, даже самая совершенная, система здравоохранения недостаточна для обеспечения своевременной и исчерпывающей медицинской помощи пострадавшим.

Последние десятилетия ХХ столетия характеризовались для нашей страны не только социальными и экономическими потрясениями, но также тяжелыми природными и техногенными катастрофами, которые сопровождались огромными человеческими жертвами и значительным материальным ущербом. Это явилось убедительной причиной для создания в России службы экстренной медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях. Во многих странах мира такие службы были созданы еще раньше в виде общенациональных систем неотложной катастрофной медицины.

В США с 1984 года функционирует новая медицинская служба под названием «Медицинская система при национальных катастрофах». На нее возложена задача медицинского обеспечения населения в условиях крупных технологических катастроф и стихийных бедствий, когда количество нуждающихся в медицинской помощи превышает возможности лечебных учреждений района. Она создана совместными усилиями службы общественного здравоохранения, Министерства обороны, администрации по обеспечению ветеранов, администрации по управлению страной в кризисных ситуациях, а также органов власти штатов и населенных пунктов.

Во Франции оказание медицинской помощи при массовых бедствиях и эпидемиях, в том числе и за пределами страны, возложено на военно-медицинскую службу. В 1986 году в рамках этой службы была создана служба быстрого развертывания для оказания неотложной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях – «военные силы гуманитарной помощи быстрого вмешательства». Эти силы состоят из трех формирований (парашютно-десантные подразделения хирургов и госпитального отделения, подвижный медицинский госпиталь, группа эпидемиологов для проведения противоэпидемических мероприятий) и средств усиления.

Формирование медицинской службы подобного рода с 1965 года имеется в Норвегии (на случай катастроф для помощи иностранным государствам или для Норвежского Контингента Вооруженных Сил ООН). Формирование авиатранспортабельно, срок готовности к вылету - 12 часов.

В ФРГ в соответствии с законом о защите от катастроф с 1968 года предусмотрена единая система защиты в рамках ГО, которая насчитывает свыше 600 тысяч участников для оказания первой помощи в разных сферах деятельности.

В Швейцарии для оказания помощи в случае катастроф создана скоординированная структура, включающая санитарную службу страны, армейскую санитарную службу, общественное здравоохранение, санитарную службу ГО, частные организации.

В Австрии все санитарные службы (в т.ч. военная) объединены в рамках «Интегрированной санитарной службы». Возможность привлечения армии к работе в очаге катастрофы закреплена в конституции страны.

Таким же образом тесно взаимодействуют санитарные службы в Дании, Нидерландах, Финляндии и других странах.

В нашей стране до недавнего времени оказание помощи пострадавшим при катастрофах официально было возложено на ГО. Опыт ликвидации последствий Спитакского землетрясения (1988 г.), железнодорожной катастрофы в Башкирии (1989 г.) показал, что формирования ГО приступали к работе в лучшем случае к концу вторых суток с момента катастрофы. Стала очевидной необходимость новых подходов к организации медицинской помощи в очаге катастрофы, целесообразность привлечения для этих целей сил и средств военно-медицинской службы, потребность в реформировании ГО.

Для решения этих проблем и была создана Всероссийская служба медицины катастроф.

Медицина катастроф (МК) является отраслью медицины и представляет собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, техногенных катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях; предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникших при ЧС; сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.

Для решения этих главных задач МК изучает:

- источники возможных ЧС, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями;

- характер и закономерности формирования медико-санитарных бедствий и эпидемий;

- организацию ликвидации ЧС, определяющую содержание и организацию медико-санитарного обеспечения населения и участников аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также медико-санитарных мероприятий по жизнеобеспечению населения в условиях ЧС;

- поражения и заболевания, возникающие при ЧС (причины, механизмы возникновения и развития), эффективные методы и средства их предупреждения, обнаружения и лечения;

- влияние экстремальных условий на здоровье и работоспособность человека.

Разрабатывает:

- комплекс медико-санитарных мероприятий по недопущению или снижению отрицательных медико-санитарных последствий ЧС;

- организационные основы создания службы медицины катастроф (СМК);

- принципы и организацию деятельности СМК в различных режимах готовности, в частности, организацию медико-санитарного обеспечения при ЧС (лечебно-эвакуационного, санитарно-гигиенического, противоэпидемического обеспечения, медицинской защиты и медицинского снабжения);

- организацию подготовки и аттестации специалистов СМК, подготовки органов управления, формирований и учреждений;

- основы взаимодействия с Министерством РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), другими министерствами и ведомствами, решающими смежные задачи;

- методы и средства оказания медицинской помощи и лечения населения, пострадавшего при ЧС, а также его медицинскую защиту;

- организацию медико-санитарного обеспечения и реабилитации спасателей;

- направления и рекомендации по совершенствованию медико-технического обеспечения СМК;

- комплекс медико-санитарных мероприятий по обеспечению деятельности человека в экстремальных условиях.















Тема вопроса 2 Определение, задачи и основные принципы организации Всероссийской службы медицины катастроф


Медицина катастроф является отраслью медицины и представляет собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях, предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникших в результате ЧС, сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.

Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) - функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционально объединяющая службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также силы и средства МПС, МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Основой ВСМК является служба медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации (СМК МЗ РФ).

Служба медицины катастроф Минздрава России - организационно-функциональная отрасль системы здравоохранения Российской Федерации, предназначенная для организации и осуществления медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС мирного времени; она выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с органами управления других отраслей этой системы (лечебно-профилактическими, санитарно-гигиеническими и противоэпидемическими, охраны материнства и детства, подготовки кадров и др.).

Основными задачами ВСМК (а также и СМК МЗ РФ) являются:

  1. организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС, в том числе в локальных вооруженных конфликтах и террористических актах;

  2. создание, подготовка, обеспечение готовности и совершенствование органов управления, формирований и учреждений службы к действиям в ЧС;

  3. создание и рациональное использование резервов медицинского имущества, финансовых и материально-технических ресурсов, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств при ликвидации последствий ЧС;

  4. подготовка и повышение квалификации специалистов ВСМК, их аттестация;

  5. разработка методических основ обучения и участие населения и спасателей в подготовке к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;

  6. научно-исследовательская работа и международное сотрудничество в области медицины катастроф.

Кроме того, ВСМК принимает участие:


  • в выявлении источников ЧС, которые могут быть причинами неблагоприятных медико-санитарных последствий,

  • в организации постоянного медико-санитарного контроля за ними;

  • в проведении комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению тяжести возможных ЧС;

  • в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в ЧС;

  • в разработке и проведении мер по социальной защите населения;

  • в проведении гуманитарных акций; а также в обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от ЧС.

Формирования ВСМК - медицинские подразделения (группы, бригады и др.) и медицинские подвижные формирования (госпитали, отряды и др.), предназначенные для выдвижения в зону (район) ЧС и выполнения там своих штатных задач;

Учреждения ВСМК - медицинские учреждения, выполняющие свои штатные задачи в системе ВСМК в местах постоянной дислокации.

Нештатные формирования - медицинские подразделения (группы, бригады и др.), формируемые на базе больниц, поликлиник, станций скорой медицинской помощи, центров санэпиднадзора, не входящие в штаты центров медицины катастроф и выполняющие задачи в системе ВСМК.

Принципы построения ВСМК

Всероссийская служба медицины катастроф организована на принятых в нашей стране общих принципах охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению. Основными из них являются следующие:

  1. Государственный и приоритетный характер. Обеспечивается соответствующими указами Президента России, постановлениями Правительства Российской Федерации и созданием в стране Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Вышеуказанные документы определили защиту населения и медико-санитарное обеспечение его в ЧС как важнейшую государственную задачу.

  2. Территориально-производственный принцип. Служба медицины катастроф организуется по территориально-производственному принципу с учетом экономических, медико-географических и других особенностей региона или административной территории. Формирования, учреждения и органы управления ВСМК создаются на базе существующих и вновь организуемых лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохранения, центральных, клинических, научно-исследовательских и других учреждений с использованием их людских и материальных ресурсов.

  3. Централизация и децентрализация управления. Централизация управления обеспечивается созданием системы управления службой (информационно-управляющей автоматизированной системы), способной обеспечивать информацией все уровни и подсистемы, принимающие участие в ликвидации последствий ЧС.

Централизация управления в период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС предполагает единое управление всеми силами и средствами ВСМК независимо от их ведомственной принадлежности на любом уровне ее функционирования.

Децентрализация управления предусматривает ведущей роль органов управления данного уровня в подготовке и осуществлении медико-санитарного обеспечения в ЧС, возникших на данной определенной территории.

  1. Плановый характер предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств ВСМК, прогнозирование вариантов их использования в различных регионах, планирование взаимодействия с другими службами, специальную подготовку и повышение квалификации личного состава службы (руководителей, медицинского персонала, специалистов инженерно-технического профиля и др.).

  2. Принцип универсализма предполагает создание формирований и учреждений, готовых к работе в любых ЧС без существенной их реорганизации.

  3. Принцип основного функционального предназначения сил и средств ВСМК означает, что формирования службы и приданные им средства могут быть использованы для решения соответствующих задач и имеют определенное функциональное предназначение - для оказания доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи; выполнения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий; снабжения медицинским имуществом. С учетом особенностей тех или иных ЧС в составе службы должны быть различные формирования.

  4. Лечебно-эвакуационное обеспечение при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС организуется на основе системы этапного лечения пораженных с их эвакуацией по назначению. Оказание медицинской помощи пораженным и больным, их эвакуация и лечение в чрезвычайных ситуациях, сопровождающихся небольшими санитарными потерями, может быть организовано так же, как и в обычных условиях.

  5. Принцип материальной заинтересованности и ответственности личного состава формирований и учреждений службы, задействованных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Реализация этого принципа может быть осуществлена различными мерами поощрения.

  6. Мобильность, оперативность и постоянная готовность формирований и учреждений к работе в ЧС достигаются наличием подвижных медицинских формирований, находящихся в постоянной готовности, и способных работать автономно; регулярными тренировками их личного состава и его высоким профессионализмом; использованием для доставки сил и средств службы в районы ЧС и эвакуации пораженных современных скоростных транспортных средств; созданием запасов имущества и медикаментов; совершенствованием системы связи и оповещения, обеспечивающей своевременность получения информации о возникновении ЧС, сложившейся обстановке и оперативность использования сил и средств службы медицины катастроф.

  7. Юридическая и социальная защищенность медицинских и других специалистов службы. Этот принцип реализуется в соответствии с Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», принятым Государственной Думой 14.07.95. Личный состав службы медицины катастроф участвует в ликвидации медико-санитарных последствий межнациональных конфликтов только на добровольных началах (по контракту).

  8. Всеобщая подготовка населения, в том числе лиц с профессиями повышенного риска, к действиям, оказанию первой медицинской помощи пораженным, правилам адекватного поведения в различных ЧС. Этот принцип реализуется созданием и четкой реализацией стройной системы подготовки населения, а также созданием учебно-методической базы.


Тема вопроса 3 Организация ВСМК: федеральный уровень; региональный уровень; территориальный уровень; местный и объектовый уровень


Всероссийская служба медицины катастроф создана с учетом возлагаемых на нее задач, структуры РСЧС и требований «Положения о Всероссийской службе медицины катастроф».

ВСМК объединяет службы медицины катастроф Минздрава, Минобороны России, а также предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС силы и средства МВД и МПС России, других федеральных органов исполнительной власти.

Служба организована на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. На каждом уровне служба имеет органы управления, формирования и учреждения.

Федеральный уровень ВСМК (в масштабе Российской Федерации) включает: Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «Защита») с входящими в него штатными формированиями и учреждениями, Департамент по санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России, Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора со специализированными формированиями и учреждениями Госсанэпидслужбы и Федеральное управление «Медбиоэкстрем», Всеармейский центр медицины катастроф и медицинские формирования и учреждения центрального подчинения МО РФ; учреждения и формирования центрального подчинения МВД, МПС РФ, других министерств и ведомств, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Кроме того, используются нештатные формирования, клинические базы Минздрава России, других министерств и ведомств, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания экстренной и консультативной, скорой и неотложной медицинской помощи населению.

Региональный уровень ВСМК (в масштабе региона) представлен:

  • филиалами ВЦМК «Защита» (РЦМК) с входящими в них штатными формированиями и учреждениями в федеральных округах (Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный);

  • межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям госсанэпидслужбы в Москве и Новосибирске и центрами Госсанэпиднадзора регионального уровня с входящими в них формированиями;

  • формированиями на региональном уровне Минобороны, МВД и МПС России, других министерств и ведомств, предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и научными базами.

Территориальный уровень ВСМК (в масштабе субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей, национальных округов, гг. Москвы и Санкт-Петербурга) представлен:

  • территориальными центрами медицины катастроф с их штатными формированиями;

  • центрами Госсанэпиднадзора территориального уровня с входящими в них формированиями;

  • нештатными формированиями ВСМК;

  • формированиями Минобороны, МВД и МПС России, других ведомств, предназначенных для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

  • клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

Местный уровень ВСМК (в масштабе отдельных районов, городов, городских районов) включает: центры медицины катастроф (там, где они создаются) или станции (подстанции) скорой медицинской помощи (с входящими в них и формируемыми в других ЛПУ формированиями), выполняющие функции органов управления службы медицины катастроф; центры Госсанэпиднадзора в городах и районах, формирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки; формирования постоянной готовности военно-медицинских учреждений, формирования органов МВД, МПС России, учреждения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России, другие федеральные органы исполнительной власти, участвующие в ликвидации ЧС, ЛПУ, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.

Объектовый уровень ВСМК (в масштабе объекта экономики) включает: должностных лиц по медико-санитарному обеспечению объекта в ЧС; медицинские формирования; подразделения санитарно-эпидемиологического надзора; лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.

При создании и совершенствовании ВСМК особое внимание уделяется территориальному, местному и объектовому уровням службы, так как именно от готовности и успеха работы этих уровней зависит эффективность медико-санитарного обеспечения населения в различных ЧС. Следует отметить, что данная тенденция имеет место во всей РСЧС.


Тема вопроса 4 Управление службой медицины катастроф: определение; система управления ВСМК, принципы организации взаимодействия; управление ВСМК в ходе ликвидации ЧС.

Управление Всероссийской службой медицины катастроф -целенаправленная деятельность начальников (руководителей) органов управления службой, начальников (руководителей) формирований и учреждений по под­держанию готовности службы, подготовке ее к решению поставленных задач и руководству подчиненными органами управления, формированиями и учреж­дениями в ходе их выполнения.

Основными принципами управления являются: 

единоначалие, централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных задач; умение анализировать обстановку, делать правиль­ные выводы из ее оценки и предвидеть ход событий;

оперативность, творчество и вы­сокая организованность в работе; твердость и настойчивость в реализации принятых решений и планов;

личная ответственность руководителей службы медицины катаст­роф за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных задач.

К управлению ВСМК предъявляется ряд требований. Оно должно быть устой­чивым, непрерывным, оперативным, квалифицированным и эффективным.

Устойчивость и непрерывность управлении достигаются:

  • знанием реально сложившейся обстановки;

  • правильным уяснением задач, поставленных старшими на­чальниками;

  • своевременным принятием решений и четкой постановкой задач подчи­ненным;

  • наличием постоянной, устойчивой связи с подчиненными, а также старшими начальниками;

  • обеспечением надежности работы службы медицины катастроф.

Оперативность управления заключается в знании обстановки и быстром реа­гировании на се изменения;

  • своевременном уточнении принятого решения и поставленных подчиненным задач;

  • умении применять наиболее целесообразные методы ра­боты и выполнять поставленные задачи в установленные сроки.

Однако быстродей­ствие как важнейший показатель оперативности не должно быть в ущерб качеству управления. Высокое качество управления - вторая сторона оперативности.

Квалифицированность управления достигается тем, что начальники (руководители) органов управления должны руководить подчиненными на основе глубокого знания теории и практики медико-санитарного обеспечения населения, опираться на советы и помощь различных специалистов - хирургов и терапевтов, эпидемиологов и гигиенистов, организаторов медицинского снабжения и др. Высказанное положение не должно быть в противоречии с необходимостью централизации управления в руках руководителя. Только он вправе принимать окончательное решение, за которое несет всю полноту ответственности.

Эффективность управления в значительной степени обеспечивается субъективными факторами - личностью и стилем работы соответствующих начальников, а также высоким морально-психологическим состоянием всего личного состава, его готовностью к выполнению задач медико-санитарного обеспечения в любое время и в любых условиях.

Управление - это информационный процесс, который включает следующие операции (функции):

  • получение (добывание) необходимой информации (информации состояния и командной) об объектах управления и окружающей среде;

  • переработку полученной (добытой) информации и принятие на основе этого соответствующих решений;

  • постановку задач объектам управления (передачу командной информации) и контроль за выполнением принятых решений (отданных распоряжений).

Система управления Всероссийской службой медицины катастроф.

Закономерно, что система управления ВСМК соответствует системе управления РСЧС.

Руководящими органами Службы на федеральном, региональном и территори­альном уровнях являются соответствующие межведомственные координационные комиссии, Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Министерства здра­воохранения Российской Федерации и его филиалы (региональные центры медицины катастроф), территориальные центры медицины катастроф, которые одновременно выполняют функции штабов Службы. На местном уровне функции штаба Службы возлагаются на центры медицины катастроф (где они создаются) или руководстве станций (подстанций) скорой медицинской помощи, а на объектовом уровне - на специально назначенных должностных лиц по делам гражданской обороны и чрезвы­чайным ситуациям. Штабы Службы подчиняются руководителям соответствующего звена здравоохранения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.96 № 195 ут­верждено Положение о межведомственных координационных комиссиях ВСМК (ко­ординирующих органах службы), согласно которому эти комиссии являются руково­дящими органами ВСМК данного уровня.

Основными задачами межведомственных координационных комиссий (МКК) являются:

  • участие в разработке и осуществлении согласованных мероприятий по предупреждению ЧС и уменьшению тяжести медико-санитарных последствий;

  • разработка проектов законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции службы;

  • участие в разработке и выполнении научно-технических программ по совер­шенствованию организации и деятельности службы;

  • решение наиболее важных вопросов совершенствования организации и дея­тельности службы, в том числе определение перечня, количества, места соз­дания, порядка обеспечения формирований и учреждений службы;

  • обеспечение постоянной готовности органов управления, формирований и учреждений службы к выполнению возложенных на них задач;

  • решение принципиальных вопросов комплексного использования входящих в состав службы формирований и учреждений, органов исполнительной власти соответствующего уровня при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

  • участие в разработке плана медико-санитарного обеспечения населения в ЧС;

  • реализация единой системы подготовки сил и средств службы;

  • координация создания и использования резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов;

  • определение научных и клинических баз службы;

  • разработка предложений по экономическому и правовому обеспечению работы личного состава органов управления, формирований и учреждений службы;

  • определение основных направлений международного сотрудничества в области медицины катастроф.

Положением определен типовой состав МКК. Так, в состав комиссии федераль­ного уровня входят по должности: Министр здравоохранения Российской Федерации (председатель комиссии); первый заместитель Министра здравоохранения Россий­ской Федерации - Главный государственный санитарный врач Российской Федера­ции (заместитель председателя); заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации (заместитель председателя); президент Российской академии медицин­ских наук (заместитель председателя); директор Всероссийского центра медицины катастроф «Защита»; начальник Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации; руководители медицинских (медико-санитарных) служб Минобороны, МВД, Министерства транспорта России, Федеральной службы пограничных войск; председатель Центрального Коми­тета Российского общества Красного Креста и др.

Состав региональных комиссий определяется федеральной МКК службы по со­гласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Россий­ской Федерации, представительствами Президента Российской Федерации в Феде­ральных округах, командованием военных округов, федеральными органами испол­нительной власти, участвующими в соответствии с возложенными на них обязанно­стями в ликвидации ЧС на региональном уровне.

Состав территориальных комиссии определяется органами исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации, а местных комиссий - органами исполнительной власти и органами местного самоуправления районов и городов (населенных пунктов).

В состав указанных МКК входят руководители всех медицинских, медико-сани­тарных, санитарно-профилактических служб, учреждений скорой медицинской помо­щи, службы крови, органов обеспечения медицинским имуществом и медицинской техникой; директора центров медицины катастроф, расположенных на соответствую­щей территории.

Организационно-техническое обеспечение работы МКК осуществляют соответ­ствующие центры медицины катастроф.

Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, принимаемым на заседании комиссии и утверждаемым се председателем.

Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, по не реже одного раза в квартал.

Решения, принимаемые МКК в соответствии с ее компетенцией, оформляются протоколом и являются обязательными для всех органов, представленных в комис­сии, а также для организаций, действующих в сфере ведения этих органов.

Комиссия может создавать рабочие группы по основным вопросам, относящим­ся к ее деятельности, и определять порядок их работы.

На всех уровнях председателями МКК являются начальники службы медицины катастроф Минздрава России (руководители органа управления здравоохранением данного уровня).

Постоянно действующими органами управления ВСМК являются штабы BCMК. Они осуществляют свою работу на основе Положения о ВСМК, решений соответствующих координационных комиссий. Штабы ВСМК, укомплектованные личным составом, средствами связи и автоматизации, имеющие необходимое оснащение, ком­плект справочных, учетных и отчетных документов и другие средства, являются пунктами управления. В системе управления штабы ВСМК решают соответствую­щие задачи в зависимости от режима функционирования РСЧС.

Организационная структура любого органа управления определяется, главным образом, возложенными на него задачами и содержанием работы. Учитывая, что штабы ВСМК регионального, территориального и местного уровней являются функцио­нальными подразделениями центров медицины катастроф (филиалов ВЦМК «Защи­та»), их структура может быть различной.

В составе ВЦМК «Защита» имеется штатный штаб ВСМКОрганизационно он включает: руководство, оперативное управление, управление организации медико-санитарного обеспечения в ЧС, управление по работе с регионами, отдел ор­ганизации взаимодействия, учетно-аналитический отдел, отдел материально-техниче­ского обеспечения и др.

В состав штаба филиала ВЦМК «Защита» и территориального центра, кроме штатных сотрудников, входят представители органов управления здравоохранением других министерств и ведомств, принимающих участие в соответствии с возложен­ными на них обязанностями в ликвидации последствий ЧС.

Организация взаимодействия Всероссийской службы медицины катастроф.

Важным элементом управления службой медицины катастроф в различные пе­риоды ее деятельности является организация взаимодействия.

Всероссийская служба медицины катастроф, с одной стороны, является подсис­темой РСЧС, а с другой стороны, функционально объединяет службы медицины ка­тастроф Минздрава, Минобороны России, силы и средства других министерств и ве­домств, принимающих участие в соответствии с возложенными на них обязанностя­ми в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Это означает, что успешное выполнение задач службы возможно лишь при условии тесного оперативного и эф­фективного взаимодействия с другими подсистемами РСЧС и между органами управ­ления, учреждениями и формированиями, входящими в ВСМК.

Взаимодействие ВСМК представляет собой систему согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту, времени, способам и объему меро­приятий по подготовке органов управления, формирований и учреждений службы различной подчиненности к прогнозированию и оценке обстановки в ЧС; снижению тяжести медико-санитарных последствий ЧС; планированию и осуществлению медико-санитарного обеспечения населения в ЧС; управлению силами и средствами при ликвидации последствий ЧС.

Взаимодействие осуществляется на основе следующих принципов:

  • единство государственной политики в области предупреждения и ликвида­ции ЧС, охраны здоровья населения и профилактики заболеваний;

  • приоритет сохранения жизни и здоровья населения при возникновении и ликвидации ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями, катастрофами, эпидемиями;

  • единые подходы и критерии при прогнозировании и оценке медико-санитарной обстановки в различных ситуациях, учете возможностей аварийно-спасательных и медицинских подразделений, формирований и учреждений.

Основными участниками (сторонами) взаимодействия ВСМК являются ее орга­ны управления, формирования и учреждения на федеральном, региональном, терри­ториальном, местном и объектовом уровнях. Цели и принципы взаимодействия меж­ду ВСМК и РСЧС и между органами управления, формированиями и учреждениями ВСМК практически одинаковы. Однако конкретные мероприятия по взаимодействию в этих двух направлениях отличаются.

В организации взаимодействия органов управления, формирований и учрежде­ний ВСМК участвуют:

от Минздрава России

  • на федеральном уровне - Минздрав России, ВЦМК «Защита», Центр Рспотребнадзора, Федеральное управление «Медбиоэкстрем»;

  • на региональном уровне - представители Минздрава России в Федеральном округе, филиалы ВЦМК «Защита» (РЦМК);

  • на территориальном уровне - руководители органов управления здраво­охранением субъектов Российской Федерации, территориальные центры медицины катастроф;

  • на местном (объектовом) уровне - руководители органов здравоохранения, органов местного самоуправления (учреждений здравоохранения), штабов (где они создаются); руководство станций (подстанций) скорой медицинской помощи; специально назначенные лица по делам ГОЧС;

от Минобороны России

  • на федеральном уровне - Главное военное медицинское управление Мин­обороны России, Всеармейский центр медицины катастроф;

  • на региональном уровне - медицинские службы (орган управления) военных округов (флотов);

  • на территориальном уровне - медицинские службы (орган управления) во­енных округов (флотов) по месту их дислокации и начальники медицинских служб гарнизонов;

  • на местном уровне - начальники медицинских служб гарнизонов;

от МВД России

на федеральном уровне - Медицинское управление МВД России;

  • на региональном уровне - управления медицинской службы округов МВД России;

  • на территориальном уровне - управления медицинской службы по месту их дислокации;

  • в остальных субъектах Российской Федерации и на местном уровне - медицинские службы управлений (отделов) МВД России;

от Министерства транспорта России

  • на федеральном уровне - Департамент здравоохранения Министерства транспорта России;

  • на региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях – соответствующие органы управления врачебно-санитарной службы и учреждений здравоохранения Министерства транспорта России;

от Российской Академии медицинских наук

  • на федеральном, территориальном и местном уровнях - ее соответствую­щие органы управления и учреждения (организации);

от Российского Общества Красного Креста

  • на федеральном уровне - Центральный комитет Красного Креста;

  • на региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях- соответствующие комитеты Красного Креста (Полумесяца).

На всех уровнях соответствующие органы управления организуют взаимодействие с учреждениями и предприятиями снабжения медицинским имуществом и техникой.

Взаимодействие органов управления, формирований и учреждений ВСМК орга­низуется и осуществляется на каждом уровне в соответствии с Планом медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.

Координация подготовки и взаимодействия органов управления, а также использования формирований и учреждений ВСМК возлагается на службу медицины катастроф Минздрава России.

Совместные усилия взаимодействующих сторон направлены на решение сле­дующих задач:

  • организацию постоянного медико-санитарного наблюдения за потенциально опасными в плане возникновения ЧС объектами, проведение комплекса мероприятий по недопущению или снижению тяжести медико-санитарных по­следствий возможных ЧС;

  • своевременное и четкое планирование медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС;

  • оперативное обеспечение информацией о возникновении ЧС, их медико-санитарных последствиях, изменениях медицинской и санитарно-эпидемиоло­гической обстановки, наличии и создании органов управления, формирова­ний и учреждений ВСМК;

  • поддержание высокой готовности органов управления, формирований и учреждений ВСМК;

  • обеспечение постоянной, устойчивой связи органов управления, формирова­ний и учреждений ВСМК;

  • своевременное принятие и оперативная реализация оптимальных решений по выдвижению в зону ЧС формирований взаимодействующих сторон, их эф­фективному использованию при проведении лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также по обеспечению медицинским имуществом;

  • создание и четкое ведение единых учетно-отчетных документов;

  • решение вопросов финансового и материально-технического обеспечения;

  • сохранение здоровья личного состава аварийно-спасательных подразделений, формирований и учреждений, а также населения, участвующего в лик­видации последствий ЧС.

Взаимодействие сторон в области предупреждения и ликвидации медико-сани­тарных последствий ЧС включает следующие мероприятия:

  • разработку и внедрение в практику здравоохранения единой доктрины подготовки и использования сил и средств здравоохранения, организации и про­ведения комплекса лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в ЧС;

  • четкое определение конкретных задач всех взаимодействующих органов управления, формирований и учреждений и организация их решения на данном уровне ВСМК и в конкретных ЧС;

  • совместное участие в разработке нормативно-правовых и руководящих документов;

  • подготовку группировок сил и средств к проведению лечебно-эвакуационных мероприятий, а также специализированных формирований Роспотребнадзора для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС;

  • обмен информацией о складывающейся медицинской и санитарно-эпидемиологической обстановке;

  • организацию мероприятий по поддержанию санитарно-эпидемиологического благополучия населения в зоне ЧС;

  • доукомплектование формирований, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

  • создание системы управления, организацию оповещения и всестороннего обеспечения органов управления, формирований и учреждений ВСМК;

  • проведение совместных тренировок (учений) по проверке реальности планов, подготовке органов управления, формирований и учреждений ВСМК;

  • совместную разработку и постоянное уточнение вопросов взаимодействия планов медико-санитарного обеспечения населения в ЧС;

  • взаимный обмен информацией по вопросам предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, относящейся к компетенции взаимодействующих сторон;

  • совместную разработку содержания и методов специальной подготовки лич­ного состава органов управления, формирований и учреждений ВСМК;

  • участие в подготовке населения по оказанию первой медицинской помощи в ЧС;

  • координацию научных исследований по организации ВСМК, ее подготовке и деятельности, совершенствованию взаимодействия сторон, вопросам медицин­ской защиты населения и личного состава аварийно-спасательных формирова­ний, совершенствованию оснащения формирований и учреждений службы;

  • обмен опытом, участие в конференциях, семинарах по проблемам предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Взаимодействие органов управления, формирований и учреждений ВСМК орга­низуется на федеральном, региональном и территориальном уровнях межведомствен­ными координационными комиссиями ВСМК, на местном уровне - руководителем органа здравоохранения, на объектовом уровне - руководителем учреждения здраво­охранения.

Предложения по организации взаимодействия, как правило, включаются в рас­поряжения о планировании медико-санитарного обеспечения населения, разработке плана работы (действий) формирования (учреждения) при возникновении ЧС. Они должны содержать: краткие выводы по оценке обстановки, отражающие условия ме­дико-санитарного обеспечения в вероятных ЧС (содержание, объем и организацию мероприятий, которые предстоит выполнить, потребность в силах и средствах); пере­чень органов управления, формирований и учреждений, с которыми следует органи­зовать взаимодействие; задачи каждого из участников взаимодействия (содержание и объем мероприятий, возлагаемых па них, сроки и принципиальные рекомендации по их выполнению); организацию контроля.

Основные положения по организации взаимодействия органов управления, фор­мирований и учреждений ВСМК, участвующих в предупреждении и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС отражаются в соответствующих разделах плана медико-санитарного обеспечения населения в ЧС, разрабатываемого на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. При необходимо­сти разрабатываются отдельные планы взаимодействия.

В отдельных формированиях и учреждениях ВСМК разрабатываются таблицы взаимодействия. Выписки из плана (таблицы), касающиеся участников взаимодейст­вия и обеспечивающие успешное выполнение возлагаемых на них задач, в письмен­ном виде доводятся до всех участников взаимодействия.

Управление Всероссийской службой медицины катастроф в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Организация управления ВСМК при ликвидации ЧС зависит главным образом от масштабов и характера ЧС, действующей организации медико-санитарного обес­печения и общей системы управления при ликвидации ЧС.

В зависимости от обстановки, сложившейся в ЧС, следует рассматривать два ти­повых варианта в управлении ВСМК при ликвидации медико-санитарных последст­вий. В первом из них, который имеет место в ЧС, сопровождающихся небольшими санитарными потерями и относительно благоприятными условиями медико-санитар­ного обеспечения, управление силами и средствами, участвующими в ликвидации последствий ЧС, обеспечивается системой управления, действующей в режиме по­стоянной готовности. Ее основные характеристики были рассмотрены в предыдущих разделах. При возникновении крупномасштабных ЧС обычно складывается обста­новка, требующая значительного совершенствования существующей системы управ­ления ВСМК или создания специальной системы, обеспечивающей решение новых задач. Это обусловлено рядом факторов, характерных для данной обстановки:

  • привлечение для медико-санитарного обеспечения значительного числа формирований, часто имеющих различную ведомственную принадлежность и прибывающих в зону (район) ЧС в различные сроки;

  • как правило, значительные размеры зоны (района) ЧС;

  • неясность обстановки в зоне (районе) ЧС, получение ориентировочных фактических данных о последствиях ЧС лишь после ее возникновения, возможность существенных изменений в оценке обстановки в ходе аварийно-спасательных работ;

  • срочность принятия и выполнения большинства решений по организации ме­дико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС и возмож­ность принятия многих решений только непосредственно в зоне (районе) ЧС:

  • организация аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации ЧС в отдельных, часто изолированных секторах (участках);

  • организация лечебно-эвакуационного обеспечения по нескольким изолированным направлениям.

В связи с изложенным выше организация управления ВСМК по второму вариан­ту предусматривает необходимость тесного взаимодействия с органами управления, силами и средствами РСЧС, участвующими в ликвидации ЧС. При этом особое внимание следует обращать на постоянный контакт с руководством (руководителя - работ по ликвидации ЧС. Для сбора данных об обстановке в зоне (районе) ЧС и организации управления силами и средствами ВСМК следует возможно раньше после возникновения ЧС создать систему вспомогательных пунктов управления (центров, оперативных и подвижных групп управления и т.д.). На пунктах управления ВСМК должны быть представители всех ведомств, силы и средства которых принимают участие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

В целом система управления ВСМК при ликвидации медико-санитарных по­следствий ЧС должна включать:

  • штабы ВСМК, имеющие постоянную тесную связь с соответствующими пунктами управления (штабами) РСЧС соответствующего уровня;

  • оперативные группы штабов службы при пунктах управления РСЧС, которые руководят работой по ликвидации ЧС местного масштаба; они должны работать совместно с органами управления здравоохранения местного уровня;

  • оперативные группы при пунктах управления частей и подразделений (формирований) РСЧС, которые руководят работами на объектах (участках) аварийно-спасательных работ;

  • пункты управления формирований и учреждений ВСМК, участвующих в ликвидации последствий ЧС;

  • средства связи и автоматизации с заблаговременно разработанными програм­мами и комплектами формализованных документов.

Опыт ликвидации последствий землетрясения в Армении (1988) показал необхо­димость опережающего (до прибытия основных сил) создания системы управления в районе стихийного бедствия, крупной аварии или катастрофы для обеспечения раз­ведки, приема прибывающих частей и формирований, принятия обоснованных реше­ний, своевременной постановки им задач и организованного начала аварийно-спаса­тельных работ, а в последующем - твердого единого руководства ими. Исходя из это­го, целесообразно на территориальном и местном уровнях при вероятности возникно­вения катастрофических ЧС иметь заблаговременно подготовленные органы управле­ния (оперативные группы), которые по прибытии в очаги разрушения (поражения) должны взять на себя управление (руководство) аварийно-спасательными работами.



Тема вопроса 5 Служба медицины катастроф Минздрава России: формирования службы медицины катастроф Минздрава России: полевой многопрофильный госпиталь; бригады специализированной медицинской помощи (БСМП); врачебно-сестринские бригады (ВСБ); врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи; бригады доврачебной помощи и фельдшерские выездные бригады скорой медицинской помощи.


Формирования службы медицины катастроф Минздрава России представ­лены подвижными госпиталями, отрядами, бригадами, группами. Они создаются в соответствии с утвержденными штатами и обеспечиваются по табелям специальным оснащением и оборудованием. Формирования предназначаются для работы в зонах (районах) ЧС. Они могут работать автономно или в составе других формирований и учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Фор­мирования службы медицины катастроф организуются на всех уровнях и могут быть штатными и нештатными.

Штатными являются формирования, постоянно финансируемые за счет средств, выделяемых службе медицины катастроф данного уровня.

На базе медицинских образовательных, научно-исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений за счет их персонала на всех уровнях службы медицины катастроф создаются нештатные формирования (отряды, бригады, группы). Обеспечение их готовности к работе возлагается на руко­водителей соответствующих учреждений. При возникновении ЧС эти формирования поступают в оперативное подчинение органов управления службы медицины катаст­роф соответствующего уровня.

Средствами СМК являются медицинское, санитарно-хозяйственное и специаль­ное имущество и техника, состоящие на оснащении органов управления, формирова­ний и учреждений службы и предназначенные для обеспечения выполнения их задач.

Основным мобильным лечебно-диагностическим формированием службы меди­цины катастроф является Полевой многопрофильный госпиталь (ПМГ)ВЦМК «Защита»

Он предназначен для выдвижения в зону ЧС, приема поражен­ных, их сортировки, оказания квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи пораженным, подготовки их к эвакуации, временной госпита­лизации нетранспортабельных, а также амбулаторной помощи населению. При пол­ном развертывании госпиталь может за сутки принять до 250 пораженных. Для гос­питализации нетранспортабельных пораженных госпиталь может развернуть до 150 коек. К штатным подразделениям госпиталя относятся: управление, основные отде­ления (приемно-диагностическое, хирургическое, реанимационно-анестезиологиче­ское, госпитальное, эвакуационное), подразделения обеспечения (аптека, инженерно-техническое отделение, отдел материально-технического обеспечения). Нештатными подразделениями госпиталя являются 17 бригад (сортировочная, диагностическая, дежурная экстренного реагирования, общехирургическая, хирургическая детская, травматологическая, нейрохирургическая, ожоговая, офтальмологическая, реанима­ционная, экстракорпоральной детоксикации, терапевтическая, психиатрическая, ин­фекционная, радиологическая, токсикологическая и эвакуационная). Бригады форми­руются из высококвалифицированных специалистов базовых лечебных учреждений.

Госпиталь может выдвигаться в зону ЧС полностью или частично. В зависимо­сти от характера ЧС госпиталь комплектуется бригадами различного профиля и раз­вертывается как хирургический, токсикологический, радиологический, терапевтиче­ский, педиатрический, туберкулезный или многопрофильный.

Бригады специализированной медицинской помощи могут быть штатными или нештатными. Они являются мобильными формированиями службы медицины катастроф и предназначены для специализации или усиления лечебно-профилактиче­ских учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС.

Основными задачами БСМП являются: медицинская сортировка пораженных, нуждающихся в специализированной медицинской помощи; оказание специализиро­ванной медицинской помощи пораженным и лечение нетранспортабельных поражен­ных; подготовка пораженных к эвакуации в специализированные ЛПУ; оказание кон­сультативно-методической помощи пораженным в ЛПУ.

Штаты и табели оснащения БСМП определяются на основе Типового положе­ния о бригадах специализированной медицинской помощи службы медицины катаст­роф, утвержденного Минздравом Российской Федерации 29.12.95г.

Бригады формируются органами управления здравоохранением на базе респуб­ликанских, областных (краевых), городских многопрофильных и специализирован­ных больниц, центральных районных больниц, больниц скорой медицинской помо­щи, клиник медицинских ВУЗов, научно-исследовательских институтов и специали­зированных центров медицинского профиля и комплектуются из высококвалифици­рованных специалистов на добровольной основе.

Назначение и изменение основного состава и дублеров персонала БСМП осуще­ствляются приказами руководителя учреждения-формирователя.

В режимах повседневной деятельности и повышенной готовности БСМП подчи­няются руководителю учреждения-формирователя и находятся в оперативном подчи­нении руководителю соответствующего центра медицины катастроф.

В режиме повышенной готовности специалисты штатных бригад в праздничные и выходные дни осуществляют дежурство на дому - по графику, утвержденному ру­ководителем учреждения-формирователя по согласованию с центром медицины ката­строф. В ЧС руководство деятельностью бригады возлагается на руководителя цен­тра медицины катастроф.

Сроки выезда (вылета) БСМП с имуществом в район ЧС определяются исходя из местных условий, но не позднее 6 ч после получения распоряжения. Режим рабо­ты бригады в ЧС - в среднем 12 ч в сутки.

Снабжение БСМП медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуще­ством осуществляется учреждением-формирователем по принципу приоритетного обес­печения согласно табелю оснащения. Имущество бригады комплектуется и хранится в учреждении-формирователе в специальных укладках, готовых к быстрой выдаче.

Доставка БСМП к месту работы при возникновении ЧС осуществляется в приори­тетном порядке решением соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Оплата труда и социальная защита специалистов БСМП проводится в соответст­вии с Федеральным законом об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей (принят Государственной Думой 14.07.95г.).

Руководитель учреждения-формирователя несет прямую ответственность за форми­рование БСМП и их готовность к выполнению возложенных на них задач. Он обязан:

  • укомплектовать БСМП специалистами;

  • обеспечить БСМП табельным имуществом и организовать его сохранность, своевременное обновление и возможность быстрой выдачи;

  • при получении указания центра медицины катастроф обеспечить оповещение персонала БСМП и его сбор, своевременную доставку бригады в пункт сбора для отправки в зону (район) ЧС;

  • организовывать специальную подготовку специалистов БСМП и их аттестацию;

  • осуществлять финансирование дежурств и работы БСМП в зоне (очаге) ЧС, соблюдать установленные законодательством нормы социальной защиты специалистов БСМП.

Руководитель бригады назначается приказом руководителя учреждения-формиро­вателя из числа наиболее квалифицированных специалистов и отвечает за состояние готовности бригады к работе в ЧС и выполнение возложенных на нее задач.

В соответствии с Типовым положением о бригадах специализированной меди­цинской помощи службы медицины катастроф имеется 21 тип бригад. Наиболее час­то привлекаются для работы при ликвидации ЧС хирургические, травматологиче­ские, нейрохирургические, ожоговые, детские хирургические, акушерско-гинекологические, трансфузиологические, токсико-терапевтические, психиатрические и ин­фекционные БСМП.

Хирургическая БСМП предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным хирургического профиля.

Состав бригады: 3 врача-хирурга (один руководитель), врач-анестезио­лог-реаниматолог, 2 операционных медицинских сестры, медицинская сестра-анестезист и медицинская сестра перевязочная (гипсовая) - всего 8 чел.

За 12 ч работы бригада может выполнить до 10 оперативных вмешательств.

Травматологическая БСМП предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным с механическими поврежде­ниями, главным образом опорно-двигательного аппарата, и их лечения.

Состав бригады: 2 врача-травматолога (один руководитель), врач-анестезиолог-реаниматолог, 2 операционных медицинских сестры, медицинская сестра-анестезист и медицинская сестра перевязочная (гипсовая) - всего 7 чел.

За 12 ч работы бригада может выполнить до 10 оперативных вмешательств.

Нейрохирургическая БСМП предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным с травмами черепа, ушиба­ми головного мозга и позвоночника, нуждающимся в хирургической помощи.

Состав бригады: 2 врача-нейрохирурга (один руководитель), врач-ане­стезиолог-реаниматолог, 2 операционных сестры и медицинская сестра-анестезист - всего 6 чел.

В течение 12 ч работы бригада проводит до 6 оперативных вмешательств.

Ожоговая БСМП предназначена для оказания квалифицированной и специали­зированной медицинской помощи пораженным с термическими поражениями.

Состав бригады: 2 врача-хирураг-комбустиолога (один руководитель), врач-анестезиолог-реаниматолог, 2 операционных медицинских сестры и медицинская сестра-анестезист - всего 6 чел.

За 12 ч работы бригада может оказать помощь 30 пораженным.

Детская хирургическая БСМП предназначена для оказания квалифицирован­ной и специализированной хирургической помощи детям и их лечения. Эти бригады создаются на базе детских клиник медицинских ВУЗов, НИИ, институтов усовершен­ствования врачей, областных, городских детских больниц, имеющих отделения хи­рургического профиля.

Необходимость иметь в службе медицины катастроф такие БСМП обусловлена тем, что среди пораженных в ЧС в среднем 25% составляют дети.

Состав бригады: руководитель (врач-хирург детский), врач-хирург-траматолог-ортопед детский, врач-анестезиолог-реанимато-лог, 2 операционные медицинские се­стры, 2 медицинские сестры-анестезистки и медицинская сестра перевязочная (гип­совая) - всего 8 чел.

За 12 ч работы бригада может провести до 10 оперативных вмешательств.

Акушерско-гинекологическая БСМП предназначена для организации и оказа­ния квалифицированной и специализированной акушерско-гинекологической помо­щи пораженным и больным, нуждающимся в ней, и их лечения.

Состав бригады: 2 врача-акушера-гинеко­лога (один руководитель), врач-анестезиолог-реаниматолог, акушерка, старшая операционная сестра, 2 ме­дицинские сестры (анестезист и детская) - всего 7 чел.

За 12 ч работы бригада может оказать помощь 50 пораженным.

Трансфузиологическая БСМП предназначена для проведения инфузионно-трансфузионной интенсивной терапии, лечебного плазмафереза, гемодиализа и гемосорбции пораженным. Бригада создается на базе институтов (станций) переливания крови, гематологических центров.

Состав бригады: руководитель (врач-реаниматолог), врач-хирург-трансфузиолог, врач-терапевт-организатор по заготовке крови доноров, врач-нефролог, врач-ла­борант, старшая медицинская сестра (гемодиализ, заготовка крови, плазмаферез), ме­дицинская сестра-анестезист и фельдшер-лаборант - всего 8 чел.

За 12 ч работы бригада может оказать помощь 50 пораженным.

Токсико-терапевтическая БСМП предназначена для организации и оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи и лечения пора­женных аварийноопасными химическим веществами и отравляющими веществами. Создается на базе токсикологических центров, токсикологических отделений и отде­лений интенсивной терапии больниц.

Лечебные учреждения, закрепленные за химически опасными объектами и имеющие в своем составе токсикологическое отделение или отделение интенсивной терапии, формируют бригады из своего состава. При отсутствии таких отделений БСМП закрепляются за соответствующими объектами решением территориальных или местных органов здравоохранения.

Состав бригады: руководитель (врач-анестезиолог-реаниматолог-токсиколог), врач-терапевт-токсиколог, медицинская сестра (анестезист) и фельдшер (медицин­ская сестра) - всего 4 чел.

За 12 ч работы бригада может оказать помощь 30 пораженным.

Психиатрическая БСМП предназначена для организации и оказания квалифи­цированной и специализированной медицинской помощи пораженным с острыми ре­активными психозами и другими психическими расстройствами в ЧС. Она создается на базе психиатрических больниц и диспансеров.

Состав бригады: руководитель (врач-психиатр), 2 врача (психиатр и психофи­зиолог), 2 медицинские сестры - всего 5 чел.

За 12 ч работы бригада может оказать помощь 50-100 пораженным.

Инфекционная БСМП предназначена для оказания специализированной меди­цинской помощи и лечения инфекционных больных. Создается на базе ЛПУ инфек­ционного профиля и ЛПУ, имеющих инфекционные отделения.

Состав бригады: руководитель (врач-инфекционист), 2 врача (терапевт-инфек­ционист и педиатр), 3 медицинские сестры - всего 6 чел.

За 12 ч работы бригада может оказать помощь 50-100 больным.

Лечебные учреждения, участвующие в ликвидации последствий ЧС, при необ­ходимости могут усиливаться и другими БСМП: анестезиологическими, реанимато­логическими, офтальмологическими, оториноларингологическими, челюстно-лицевой хирургии, терапевтическими, педиатрическими, лабораторно-диагностическими. Все эти бригады возглавляются врачами соответствующих специальностей, имеют еще 2-3 врачей и 3-5 средних медицинских работников.

В состав санитарно-токсикологической БСМП входят: руководитель (врач-ги­гиенист), врач-токсиколог, 2 химика-аналитика, инженер по электронной технике - всего 5 чел.

Радиологическая БСМП включает: руководителя (врача-гигиениста), 2 врачей-специалистов по радиационной медицине, врача-лаборанта-гематолога, 2 физиков-дозиметристов, физика-спектрометриста - всего 7 чел.

К формированиям службы медицины катастроф, предназначенным для оказания пораженным первой врачебной помощи, относятся врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи и врачебно-сестринские бригады.

Врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи создаются на базе станций, подстанций, отделений скорой медицинской помощи. Основными задачами бригады являются: медицинская сортировка пораженных, оказание первой врачебной помощи в установленном объеме и эвакуация пораженных из очага (зоны) ЧС.

Состав бригады: руководитель - врач, 2 фельдшера (либо фельдшер и медицин­ская сестра-анестезистка), санитар и водитель - всего 4 чел. На оснащении бригада имеет специальные укладки, укомплектованные согласно табелю.

За 6 ч работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 пораженным.

Врачебно-сестринские бригады являются нештатными мобильными формиро­ваниями службы медицины катастроф, предназначенными для оказания первой вра­чебной помощи, организации и проведения медицинской сортировки и подготовки к эвакуации пораженных из очага. Они создаются на базе городских, центральных рай­онных, межрайонных, участковых больниц, а также поликлинических учреждений и здравпунктов.

Состав бригады: руководитель - врач, старшая медицинская сестра, 2 медицин­ские сестры, санитар, водитель-санитар - всего 6 чел.

Укомплектование медицинским имуществом врачебно-сестринских бригад осу­ществляется учреждениями-формирователями согласно табелюИму­щество, готовое к работе, хранится в учреждении-формирователе в специальных уклад­ках. Укомплектование транспорта водителями проводится распоряжением руководите­ля учреждения-формирователя или решением администрации города (района).

За 6 ч работы бригада обеспечивает оказание врачебной помощи 50 пораженным.

Основными формированиями, предназначенными для оказания доврачебной по­мощи, являются бригады доврачебной помощи и фельдшерские линейные бригады скорой медицинской помощи.

Бригады доврачебной помощи являются подвижными медицинскими формиро­ваниями здравоохранения, предназначенными для медицинской сортировки пора­женных, оказания им доврачебной помощи и подготовки к эвакуации.

Они создаются и укомплектовываются согласно табелю на ос­новании решения территориальных органов здравоохранения на базе городских, цен­тральных, районных и участковых больниц, а также поликлинических учреждений, здравпунктов и используются для работы в очаге ЧС (на границе очага).

На объектах бригады могут создаваться по решению руководителя объекта за счет персонала медико-санитарной части (здравпункта).

Состав бригады: руководитель - фельдшер (медицинская сестра), 1-2 медицин­ские сестры, водитель-санитар - всего 3-4 чел.

За 6 ч работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 пораженным.

Фельдшерские выездные бригады скорой медицинской помощи создаются на базе станций (подстанций, отделений) скорой медицинской помощи.

Состав бригады: 2 фельдшера (один из них - руководитель), санитар и водитель - всего 4 чел. На оснащении бригада имеет специальные укладки, укомплектованные согласно табелю.

За 6 ч работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 пораженным.

Учреждениями службы медицины катастроф Минздрава России являются центры медицины катастроф, больницы и базы снабжения, выполняющие свои зада­чи на местах постоянной дислокации.
























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Утверждалось, что человек рождается, имея право на полную свободу и неограниченное пользование всеми правами и привилегиями естественного закона в такой же мере, как всякий другой человек или любые другие люди в мире. По своей природе он обладает властью охранять свою собственность, т.е. свою жизнь, свободу и имущество от повреждений и нападений со стороны других людей. Политическое или гражданское общество налицо там, где каждый из его членов отказался от этой естественной власти, передав ее в руки общества во всех случаях, которые не препятствуют ему обращаться за защитой к закону, установленному этим обществом. Следовательно, великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их собственности в самом широком ее понимании.

Государство - это политическая организация экономически господствующего класса, основное орудие его власти. Признаками государства являются: особая система органов и учреждений (механизм государства), осуществляющих функцию господствующей власти; права, закрепляющие определенную систему норм, санкционированных государством; территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства.

Объединение людей - сначала в общины, потом в государства, а теперь и в мировое сообщество - предпринималось главным образом для сохранения своего рода, для защиты от катастроф и различных бедствий. В настоящее время возникающие глобальные экологические проблемы и изменения окружающей среды требуют объединения человечества всей Земли, ибо только так можно противостоять рискам, только совместными усилиями можно решить указанные проблемы.

Можно бесконечно долго дискутировать о степени вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций в непосредственной близости от каждого из нас, любого медицинского работника, но жизненно важно – быть готовым к ним, к выполнению своего профессионального долга на поприще охраны здоровья нашего народа.














СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Аветисов П.В., Аполлонова Л.А., Гоголев М.И. и др. Организация медицинской службы гражданской обороны Российской Федерации: учебник /Под редакцией Погодина Ю.И. и Трифонова С.В./ М. ГУП «Медицина для Вас», 2015. -212 стр.

  2. Бобий, Гончаров, Гармаш: Служба медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации. Основные результаты
Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2013 г. -56 стр.
  1. Горячев С.Ф,: Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. Издательство: Феникс, 2006 г. -576 стр.

  2. Переводчик: Гутман Т. Стихийные бедствия и техногенные катастрофы. Превентивные меры; Издательство: Альпина Паблишер, 2012 г. -312 стр.
  3. Колесниченко, Лощаков, Степович: Медицина катастроф. Учебник для ВУЗов ; Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2017 г. - 443 стр.
  4. Кузнецова Н.В., Орлова Т.Н., Скребушевская А.А.: Теория сестринского дела и медицина катастроф. Учебное пособие Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2013 г.- 352 стр.

  5. Левчук, Третьяков: Медицина катастроф. Курс лекций
    Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2015 г. -240 стр.
  6. Нечаев Э.А. «Военная медицина и катастрофы мирного времени», Москва, НИО Квартет. 2014.- 432 стр.

  7. Сахно И.И., Сахно В.И. Медицина катастроф (организационные вопросы). – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2012. - 560 стр.

  8. Ястребов Г.С.: Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. Учебное пособие. Издательство: Феникс, 2014 г.- 412 стр.

  9. Ястребов Г.С: Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф
    Издательство: Феникс, 2016 г. -416 стр.
  10. Шепелев А.М Бабенко О.В. «Организация и тактика медицинской службы», учебник, С-Петербург, 2015.- 245 стр.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Виды пожаров ОБЖ

Автор: Хворостина Екатерина Юрьевна

Дата: 06.07.2023

Номер свидетельства: 634754

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "План - конспект открытого урока по теме: "Лесные и торфяные пожары, защита населения". "
    ["seo_title"] => string(94) "plan-konspiekt-otkrytogho-uroka-po-tiemie-liesnyie-i-torfianyie-pozhary-zashchita-nasielieniia"
    ["file_id"] => string(6) "135904"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417003911"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Тематическое планирование. ОБЖ - 8 кл. "
    ["seo_title"] => string(40) "tiematichieskoie-planirovaniie-obzh-8-kl"
    ["file_id"] => string(6) "106863"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403099880"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Коенспект урока по ОБЖ "Организация оповещения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера" "
    ["seo_title"] => string(119) "koienspiekt-uroka-po-obzh-orghanizatsiia-opovieshchieniia-o-chriezvychainykh-situatsiiakh-tiekhnoghiennogho-kharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "212717"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431889876"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Методическая разработка урока по ОБЖ в 7 классе "
    ["seo_title"] => string(53) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-obzh-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "133615"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416556962"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Всероссийский классный час по ОБЖ"
    ["seo_title"] => string(35) "vserossiiskii_klassnyi_chas_po_obzh"
    ["file_id"] => string(6) "563841"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1605824179"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства