kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация. Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектоа, но и полное физическое, психологическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизильсь с 23% до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хроническое заболевание, с 16% до 17,3%. Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками образовательных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества. Каждый профессионально подготовленный педагог не может бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению. Этого требует сложившаяся жизненная ситуация, этого требуют ФГОС. Поэтому востребованность педагогами здоровьесберегающих технологий возрастает.Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ.»

Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ

Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы…»  В.А.Сухомлинский

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский

«Словарь русского языка» С. И. Ожегова: «Здоровье-это правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

«Словарь русского языка»

С. И. Ожегова:

«Здоровье-это правильная, нормальная деятельность организма».

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач школьного образования. Известно, что эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи.

Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач школьного образования. Известно, что эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи.

Анализ состояния здоровья детей

Анализ состояния здоровья детей

  • За последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17, 3%.
  • Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями.
По данным Института возрастной физиологии: За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается к выпускным классам до   18 %, с нарушениями осанки до 45 %. Более 60% школьников имеют хронические заболевания. И только 5% выпускников школ считаются практически здоровыми.

По данным Института возрастной физиологии:

За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается к выпускным классам до   18 %, с нарушениями осанки до 45 %. Более 60% школьников имеют хронические заболевания. И только 5% выпускников школ считаются практически здоровыми.

В течение последних четырех лет последовательно были утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО) второго поколения для начального общего образования (НОО) (2009 г.), основного общего образования (ООО) (2010 г.) и среднего полного общего образования (СПОО) (2012 г.). Обязательное введение стандарта основного общего образования произойдет в 2015 году, а введение стандарта полного общего образования – в 2020 году.
  • В течение последних четырех лет последовательно были утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО) второго поколения для начального общего образования (НОО) (2009 г.), основного общего образования (ООО) (2010 г.) и среднего полного общего образования (СПОО) (2012 г.). Обязательное введение стандарта основного общего образования произойдет в 2015 году, а введение стандарта полного общего образования – в 2020 году.
В стандарте каждого уровня дано описание «портрета выпускника», где указаны характеристики в области БЖ, в частности, выпускник должен: 

В стандарте каждого уровня дано описание «портрета выпускника», где указаны характеристики в области БЖ, в частности, выпускник должен: 

  • выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни (НОО); 
  • выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды (ООО); 
  • осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни (СПОО).
Понятие «технология»

Понятие «технология»

  • Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве ("Толковый словарь русского языка").
  • Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния ( В. М. Шепель ).
  • Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса ( Б. Т. Лихачев ).
  • Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения ( И. П. Волков ).
  • Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя ( В. М. Монахов ).
Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность -пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. (Данное определение предлагается Деркунской В. А. -канд. пед. наук)

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность -пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. (Данное определение предлагается Деркунской В. А. -канд. пед. наук)

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье обучающихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у обучающихся культуры здоровья.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье обучающихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у обучающихся культуры здоровья.

Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для обучающихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для обучающихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

Целевые установки здоровьесберегающей технологии:     стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми;  учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку. Отличительные концептуальные особенности здоровьесберегающей образовательной технологии:

Целевые установки здоровьесберегающей технологии:

  •   стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми;
  • учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;
  • показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.

Отличительные концептуальные особенности здоровьесберегающей образовательной технологии:

  • отсутствие назидательности и авторитарности со стороны учителя;
  • воспитание, а не изучение культуры здоровья
  • элементы индивидуализации обучения
  • наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
  • интерес школьников к учебе, желание идти в школу
  • наличие физкультминуток
  • соблюдение СанПиНов
Основой  здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов:

Основой  здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов:

  • учет возрастно-половых особенностей;
  • учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
  • структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности обучающихся (вводная часть, основная и заключительная)
  • использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма обучающихся.
Уроки должны быть яркими, материал – запоминающимся,а учитель – “артистом, художником,горячо влюбленным в свое дело…”  А.П.Чехов Учитель никогда не сможет заменить ребенку врача, но может и должен содействовать сохранению здоровья всеми возможными способами, такими как строгим соблюдением санитарно-гигиенических условий обучения, нормированием учебных нагрузок, применять образовательные технологии с учетом физиологических возможностей ребенка, организовать благоприятный эмоциональный и психологический фон занятий. Учителю важно использовать в работе образовательные программы, которые соответствуют санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам.

Уроки должны быть яркими, материал – запоминающимся,а учитель – “артистом, художником,горячо влюбленным в свое дело…”

А.П.Чехов

Учитель никогда не сможет заменить ребенку врача, но может и должен содействовать сохранению здоровья всеми возможными способами, такими как строгим соблюдением санитарно-гигиенических условий обучения, нормированием учебных нагрузок, применять образовательные технологии с учетом физиологических возможностей ребенка, организовать благоприятный эмоциональный и психологический фон занятий.

Учителю важно использовать в работе образовательные программы, которые соответствуют санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам.

Требования к уроку 1 2 Гигиенические условия в классе (кабинете): чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. 3 Число видов учебной деятельности, используемых учителем. (4–7 видов за урок). Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. (7–10 минут). 4 Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. Критерии оценки урока

Требования к уроку

1

2

Гигиенические условия в классе (кабинете): чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п.

3

Число видов учебной деятельности, используемых учителем. (4–7 видов за урок).

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. (7–10 минут).

4

Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.

Критерии оценки урока

Требования к уроку 5 Физкультминутки, (норма — на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений, Благоприятный психологический климат на уроке. 6 Наличие на уроке микроконфликтов между учителем и учащимися: умение учителя предупредить их. 7 Итоговая плотность урока ( от 60% до 80%). 8 Момент наступления утомления учащихся (не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока). 9 Темп и особенности окончания урока.

Требования к уроку

5

Физкультминутки, (норма — на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений, Благоприятный психологический климат на уроке.

6

Наличие на уроке микроконфликтов между учителем и учащимися: умение учителя предупредить их.

7

Итоговая плотность урока ( от 60% до 80%).

8

Момент наступления утомления учащихся (не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока).

9

Темп и особенности окончания урока.

  • С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне проводятся физкультминутки.
  • Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
  • Физкультминутки проводятся учителем по мере необходимости во время занятий. Длительность составляет 3-5 минут.
  • Физкультминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия. Особенно это эффективно на 25ой минуте урока. Это могут быть простейшие упражнения, выполненные в положении сидя, лучше – стоя у парты. Они должны включаться в урок в те моменты, когда завершен разбор одного логического блока урока и учитель планирует переходить к следующему.

 

В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно “разбудить” детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно “разбудить” детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

Также обязательны и упражнения на релаксацию. Например, игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.
  • Также обязательны и упражнения на релаксацию. Например, игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.
         Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно использовать во время урока.
  •          Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно использовать во время урока.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках предполагает, что учитель своими действиями не наносит вред здоровью обучающихся, то есть после занятий его ученики не оставляют частичку своего здоровья. Учитель может и должен помочь школьнику в использовании полученных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
  • Использование здоровьесберегающих технологий на уроках предполагает, что учитель своими действиями не наносит вред здоровью обучающихся, то есть после занятий его ученики не оставляют частичку своего здоровья. Учитель может и должен помочь школьнику в использовании полученных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Презентация. Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ.

Автор: Прокопенко Галина Харлампиевна

Дата: 11.11.2015

Номер свидетельства: 251246

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Урок по ОБЖ "Оказание первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата" "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-po-obzh-okazaniie-piervoi-mieditsinskoi-pomoshchi-pri-travmakh-oporno-dvighatiel-nogho-apparata"
    ["file_id"] => string(6) "220860"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434941637"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Презентация для урока математики в 1 классе "Число и цифра 5" "
    ["seo_title"] => string(68) "priezientatsiia-dlia-uroka-matiematiki-v-1-klassie-chislo-i-tsifra-5"
    ["file_id"] => string(6) "111484"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407507914"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) ""Использование ИКТ в работе учителя начальных классов." "
    ["seo_title"] => string(59) "ispol-zovaniie-ikt-v-rabotie-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "215984"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432835984"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Учебно-методическая карта занятия по истории .Тема: "Курская битва" "
    ["seo_title"] => string(73) "uchiebno-mietodichieskaia-karta-zaniatiia-po-istorii-tiema-kurskaia-bitva"
    ["file_id"] => string(6) "125849"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415080098"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства