kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебно-методическая карта занятия по истории .Тема: "Курская битва"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:   «Курская битва».

Специальность: 060301 Фармация

Дисциплина : ОДБ .04 «История»

Организационные формы: 1. Теоретическое занятия – 1 (90 мин)

Форма работы: индивидуально-групповая,

Тип занятия:  изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний,

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, работа с учебником методом критического мышления, 

Цели и задачи занятия

Образовательная:

  1. Уяснить суть произошедшего на фронте в ходе Курской битвы
  2. Отметить полководческий талант советских военачальников.
  3. Сравнить боевую технику воюющих сторон.

     4.Повторить и обобщить материал по темам – Битва под Москвой, Сталинградская битва;

    5. Закрепить сведения, используя информационные технологии;

    6.Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

    7. Добиться прочного усвоения системы знаний, формирование умений объяснять факты на основе причинно-следственных связей, закономерностей.

 

Развивающая:  

1.Развивать умения делать правильные выводы,

2.способствовать реализации творческих способностей через дополнительную работу,

3.формирование умений и навыков работы с картой, с дополнительным материалом, с текстом учебника, с компьютером..

4.формировать навыки самообразования, самореализации личности,

 5. развивать умение использовать (по теме), творческое воображение, логику, наблюдательность;

6.развивать коммуникативные умения: вести дискуссию, слушать и слышать собеседника;

7.развивать умение работать с текстом, делать выводы, анализировать информацию, способствовать формированию социально-гуманитарной и естественнонаучной картины мира;

8.развивать познавательную активность  обучаемых с помощью проблемных вопросов; осуществлять самоконтроль, создавать шаблоны документов с использованием компьютера и т.д.

Воспитательная: 

1.прививать любовь к Родине, развивать чувство патриотизма на примере героев Курской битвы

2.прививать умения и навыки учебной работы и коллективного труда, 3.формировать у студентов целостное миропонимание и современное научное мировоззрение, основанное на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека, создать атмосферу доброжелательности, воспитать чувство ответственности, уважения друг к другу, уверенности в себе, взаимопонимания, умения осуществлять самоконтроль, формировать умение отстаивать собственную позицию, воспитывать трудолюбие и прилежание, чувство ответственности за всех и за каждого; воспитывать умение работать индивидуально и в команде; умение объективно оценивать ответы своих товарищей, конкурировать с партнерами, коллегиально принимать решение и т.д.

 

 

Формирующая: освоение общих компетенций ОК 2-6,ОК14

 

Здоровьесберегающая: создать благоприятную атмосферу в образовательном пространстве, четко структурировать занятие с учетом работоспособности студентов, менять виды деятельности, использовать задания различного типа, соблюдать режим проветривания, физкультминутки, проводить занятия с учетом санитарно-гигиенических требований.

 

.

Основные знания:

-разгром немецких войск под Сталинградом и его историческое значение;

-разгром немецких войск под Орлом, Белгородом и Харьковом;

- историческое значение Курской дуги.

Основные понятия:Завершение коренного перелома в ходе войны; Курская (Огненная) дуга.

Оборудование урока: карты «Великая Отечественная война Советского Союза (19.11.1942 г. – 9.05.1945 г.)», «Курская битва (5.07. – 23.08 1943 г.)», атлас отечественной истории ХХ век, телевизор, видеомагнитофон, компьютер и мультимедийный проектор.

 

Место проведения: кабинет, №4

                                    Оснащение

Средства обучения: учебники, стенды, слайды, схемы, мультимедийная презентация, , видеофильм

 Технические средства обучения (оборудование): мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер,

Средства контроля: задания в тестовой форме, проблемно-ситуационные задачи, , структурно-логические схемы,

 

                                  Интеграция темы (для УД)

                                     Межпредметные связи

Всемирная история : Тема: « Вторая мировая война.»

ОБЖ Тема: « Дни воинской славы России.»

                                   

                               Внутрипредметные связи

Тема: « Битва под Москвой.»

Тема : « Сталинградская Битва «

Тема: Окончание Второй мировой войны

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическая карта занятия по истории .Тема: "Курская битва" »

ГБОУ СПО «Самарский медико-социальный колледж»



Учебно-методическая карта занятия

Тема: Курская битва».


Специальность: 060301 Фармация

Дисциплина : ОДБ .04 «История»





Рассмотрено и утверждено

на заседании ЦМК

Протокол №__от_________20__г.

Председатель ЦМК_____________

И.Н Солоимова



Разработал преподаватель:

Елисеев В.Г





Самара, 2013год



Тема: «Курская битва».



Специальность: 060301 Фармация

Дисциплина : ОДБ .04 «История»



Организационные формы: 1. Теоретическое занятия – 1 (90 мин)

Форма работы: индивидуально-групповая,

Тип занятия: изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний,

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, работа с учебником методом критического мышления,



Цели и задачи занятия

Образовательная:

  1. Уяснить суть произошедшего на фронте в ходе Курской битвы

  2. Отметить полководческий талант советских военачальников.

  3. Сравнить боевую технику воюющих сторон.

4.Повторить и обобщить материал по темам – Битва под Москвой, Сталинградская битва;

5. Закрепить сведения, используя информационные технологии;

6.Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

7. Добиться прочного усвоения системы знаний, формирование умений объяснять факты на основе причинно-следственных связей, закономерностей.


Развивающая:

1.Развивать умения делать правильные выводы,

2.способствовать реализации творческих способностей через дополнительную работу,

3.формирование умений и навыков работы с картой, с дополнительным материалом, с текстом учебника, с компьютером..

4.формировать навыки самообразования, самореализации личности,

5. развивать умение использовать (по теме), творческое воображение, логику, наблюдательность;

6.развивать коммуникативные умения: вести дискуссию, слушать и слышать собеседника;

7.развивать умение работать с текстом, делать выводы, анализировать информацию, способствовать формированию социально-гуманитарной и естественнонаучной картины мира;

8.развивать познавательную активность обучаемых с помощью проблемных вопросов; осуществлять самоконтроль, создавать шаблоны документов с использованием компьютера и т.д.


Воспитательная:

1.прививать любовь к Родине, развивать чувство патриотизма на примере героев Курской битвы

2.прививать умения и навыки учебной работы и коллективного труда, 3.формировать у студентов целостное миропонимание и современное научное мировоззрение, основанное на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека, создать атмосферу доброжелательности, воспитать чувство ответственности, уважения друг к другу, уверенности в себе, взаимопонимания, умения осуществлять самоконтроль, формировать умение отстаивать собственную позицию, воспитывать трудолюбие и прилежание, чувство ответственности за всех и за каждого; воспитывать умение работать индивидуально и в команде; умение объективно оценивать ответы своих товарищей, конкурировать с партнерами, коллегиально принимать решение и т.д.



Формирующая: освоение общих компетенций ОК 2-6,ОК14


Здоровьесберегающая: создать благоприятную атмосферу в образовательном пространстве, четко структурировать занятие с учетом работоспособности студентов, менять виды деятельности, использовать задания различного типа, соблюдать режим проветривания, физкультминутки, проводить занятия с учетом санитарно-гигиенических требований.


.

Основные знания: разгром немецких войск под Сталинградом и его историческое значение; разгром немецких войск под Орлом, Белгородом и Харьковом; историческое значение Курской дуги.


Основные понятия:Завершение коренного перелом в ходе войны; Курская (Огненная) дуга.

Оборудование урока: карты «Великая Отечественная война Советского Союза (19.11.1942 г. – 9.05.1945 г.)», «Курская битва (5.07. – 23.08 1943 г.)», атлас отечественной истории ХХ век, телевизор, видеомагнитофон, компьютер и мультимедийный проектор.


Место проведения: кабинет, №4

Оснащение

Средства обучения: учебники, стенды, слайды, схемы, мультимедийная презентация, , видеофильм

Технические средства обучения (оборудование): мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер,

Средства контроля: задания в тестовой форме, проблемно-ситуационные задачи, , структурно-логические схемы,


Интеграция темы (для УД)

Межпредметные связи

Всемирная история : Тема: « Вторая мировая война.»

ОБЖ Тема: « Дни воинской славы России.»

Внутрипредметные связи

Тема: « Битва под Москвой.»

Тема : « Сталинградская Битва «

Тема: Окончание Второй мировой войны


После изучения темы студент должен


Знать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

  • основные исторические термины и даты;


уметь:

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;














СТРУКТУРА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

План проведения теоретического занятия (комбинированного урока по теме: «Курская битва».


Название

Описание

Цель

Время

1.

Организационные вопросы.

Контроль формы одежды. Отметка присутствующих. Объявить тему и определить цели занятия.

Подготовить обучающихся

к работе, мобилизировать внимание,

3 мин.

2.

Вводное слово.

Раскрыть важность и актуальность темы.

Активизировать познавательную деятельность обучающихся,

воспроизведение ранее усвоенных знаний и применение их в новых ситуациях

2 мин.

3.

Контроль исходного уровня знаний.

Устный опрос по предыдущим темам: «Битва под Москвой, Сталинградская битва ».

Приложение №1


Закрепить пройденный материал, провести корректировку знаний, выяснить степень готовности к занятию, подготовить к практической деятельности.

15-17 мин.

4.

Изучение нового материала по теме: «Курская битва».

  1. Преподаватель поэтапно освещает ключевые вопросы по теме.

1. Начало массового изгнания захватчиков с Родной земли.

2.Битва на Курской дуге.

3-й вопрос: о Битва за Днепр. Итоги летне-осенней кампании 1943 г.-

обучаемые изучают самостоятельно



Приобретение новых знаний.



Закрепить мотив к

познанию данных вопросов

40 мин.










20мин


5

Закрепление


Краткий опрос по изученному материалу, или повторение ключевых моментов.

Выяснить степень достижения цели..

5 мин.





















Ход урока.

Приложение №1.

Внимание! На обдумывание вопроса не более 5-7 сек. Отвечает первый поднявший руку. Ответ не более1-3 предложений



1.

Как вы думаете, почему в советском мобилизационном плане отсутствовал раздел, посвященный эвакуации людей и предприятий?


Ответ: В основе советской военной доктрины лежала идея наступательной войны.

2.


Как изменился трудовой режим в годы войны?


Ответ: Были отменены выходные дни; был установлен 10-часовой рабочий день; директора предприятий получили право продлевать рабочий день на 3 часа; была введена трудовая мобилизация).


3.

В каком году СССР превзошел Германию по выпуску военной продукции?

Ответ: В конце 1942

4.

Во второй половине сентября 1943 г. советскими партизанами была проведена операция «Концерт». Какова цель этой операции?


Ответ: Подрыв коммуникаций противника, вывод из строя железных дорог

5.

Где произошло самое крупное танковое сражение?


ОТВЕТ: У деревни Прохоровка



II. Изучение нового материала

План лекции
  1. Начало массового изгнания захватчиков с Родной земли.

  2. Битва на Курской дуге.

  3. Битва за Днепр. Итоги летне-осенней кампании 1943 г.



Методические рекомендации

  1. В начале своего рассказа посвященного Сталинградской битве (операция «Уран») преподаватель показывает по карте направление ударов советских войск под Сталинградом, направление контрудара танковой группы Манштейна. Обучаемые следят за рассказом преподавателя и прослеживают передвижение войск по атласам.

  2. Далее преподаватель излагает, показывая на карте направление зимнего наступления Красной Армии и поясняя понятие «Курская дуга», по какой причине образовался этот выступ в районе города Курск и почему в августе 1943 года Белгород и Харьков освобождали второй раз.

  3. Второй вопрос преподаватель излагает в форме лекции с обязательным показом по карте событий Курской битвы.

  4. Третий вопрос студенты изучают самостоятельно по учебнику







Текст Лекции

Среди многих знаменательных событий Великой Отечественной войны, среди многих боев и сражений, прокладывавших путь к победе, грандиозная битва, развернувшаяся в июле и августе 1943 года на древней орловской и курской земле и на степных просторах Северной Украины, особенно выделяется своей значимостью.

Битва на Курской дуге – важное событие не только Великой Отечественной, но и второй мировой войны. Об этом свидетельствуют ее размах и масштабность, напряжение и ожесточенность, решительность целей, результаты и последствия. Здесь, на Курской дуге, вермахт понес невосполнимые потери в живой силе и боевой технике. Уже тогда стало всем ясно, что эта победа Советской Армии и ее выход на Днепр венчали коренной перелом не только Великой Отечественной, но и второй мировой войны в целом.

Битва на Курской дуге – одна из величайших во второй мировой войне. В течение 50 дней на сравнительно небольшом участке советско-германского фронта шли беспримерные по своей ожесточенности и упорству бои. За это время в сражение было введено более 4 млн. человек, около 7о тыс. орудий и минометов, более 13 тыс. танков и самоходных орудий, около 12 тыс. боевых самолетов.

Преподаватель организует показ фрагментов

документального фильма


Командование обеих сторон отлично понимало, что исход этой битвы окажет решающее влияние не только на итоги летне-осенней кампании 1943 г., но и на исход Великой Отечественной и второй мировой войны. Вот почему так тщательно и долго готовились войска к ней.

Итог беспримерных боев на Курской дуге золотыми буквами вписан в анналы всемирной истории. Советская Армия одержала блестящую победу. Буквально в течение одной недели военно-политические планы нацистской Германии были перечеркнуты. «Последнее сражение за победу Германии», как называли эту битву сами гитлеровцы, они проиграли, потеряв около 0,5 млн. солдат и офицеров, 3 тыс. орудий, 1,5 тыс. танков, свыше 3,7 тыс. самолетов.

Помимо военно-политического значения, великая битва на Курской дуге имела важное значение и для развития военного искусства. Боевой опыт, приобретенный в этот период, прочно вошел в практику наших войск и в немалой степени способствовал окончательному разгрому врага.

К лету 1943 г. военно-политическое положение СССР значительно укрепилось. Победы, одержанные Советской Армией зимой 1942/43 года потрясли немецко-фашистскую армию и положили начало коренному перелому не только в ходе Великой Отечественной войны, но и во всей второй мировой войне.

Военная промышленность, преодолев огромные трудности, не только резко увеличила производство военной продукции, но и перешла к изготовлению боевой техники и вооружения, более совершенных образцов. В 1943 году было выпущено почти 130 тыс. артиллерийских орудий, минометов и реактивных установок, 24 тыс. танков, 4 тыс. самоходных артиллерийских установок, около 35 тыс. самолетов и много другой боевой техники и оружия.

Колоссальная работа советского народа по обеспечению фронта всем необходимым, а также дальнейшее накопление боевого опыта позволили командованию провести крупные мероприятия по организационному совершенствованию Советских Вооруженных Сил. К лету 1943 г. был в основном осуществлен переход к корпусной организации. Это позволило улучшить управление в общевойсковых армиях, сделать их более мощными и гибкими.


Преподаватель организует показ фрагментов

документального фильма


Формировались новые артиллерийские соединения и части, вооруженные более качественными системами. Они стали все в большем количестве входить в составы армий и фронтов. Создавались бригады, дивизии и корпуса артиллерии резерва Верховного Главнокомандования. В распоряжение фронтов и войск ПВО страны начали поступать зенитные артиллерийские дивизии. Важную роль в усилении наступательных возможностей армии сыграло создание значительного количества танковых механизированных частей, соединений и объединений.

К лету 1943 г. было сформировано пять танковых армий новой организации. Завершилась реорганизация Военно-воздушных Сил, на вооружение которых поступили самолеты усовершенствованных конструкций. Появились новые авиационные соединения. Каждый фронт имел свою воздушную армию численностью в 700-800 самолетов. Существенные качественные и количественные изменения произошли и в инженерных войсках, войсках связи и в частях, войсках связи, в частях и учреждениях тыла.

К началу Курской битвы советская действующая армия насчитывала более 6,4 млн. человек, почти 99 тыс. орудий и минометов, около 2200боевых установок полевой реактивной артиллерии, до 9,6 тыс. танков и самоходно-артиллерийских установок, почти 8300 боевых самолетов.


Преподаватель организует показ фрагментов

документального фильма


Положение фашистской Германии и состояние ее вооруженных сил после тяжелых поражений зимой 1942/43 г. значительно ухудшилось. С 1 января 1942 г. по 31 марта 1943 г., по данным немецкого командования, потери сухопутных войск составили 1 млн. 324 тыс. человек. Моральный дух армии и населения страны был основательно подорван. Катастрофа под Сталинградом, а также поражение в районе Среднего Дона и на Северном Кавказе серьезно повлияли на взаимоотношения внутри фашистского блока. Не только народы стран-сателлитов, но и их правители стали сомневаться в победе. Престиж Германии резко упал.

Чтобы взять реванш за поражение под Сталинградом, правители рейха зимой и летом 1943 г. осуществили ряд чрезвычайных мер. Тотальная мобилизация позволила к лету 1943 г. почти полностью восполнить потери в личном составе и довести общую численность вооруженных сил до 10,3 млн. человек. Из них около 6,7 млн. человек находились в действующей армии. Для работы в промышленности и сельском хозяйстве насильно было привлечено более 6 млн. иностранных рабочих и военнопленных.

Опираясь на экономические и военные ресурсы почти всей Западной Европы, Германия к этому времени примерно вдвое увеличила годовой выпуск военной техники и вооружения. К лету 1943 г. фашистскому командованию в значительной степени удалось восстановить свои танковые войска. В них стали поступать средние танки «пантера», тяжелые танки «тигр» и штурмовые орудия «Фердинанд». Все они отличались лучшей, чем прежние, броневой защитой и более мощным вооружением. Военно-воздушные силы получили новые самолеты «Фокке-Вульф 190А», «Хеншель-129».

Пользуясь отсутствием второго фронта, гитлеровцы сосредоточили на советско-германском фронте 232 дивизии, около 5,2 млн. человек, 54,3 тыс. орудий и минометов, около 6 тыс. танков и штурмовых орудий и до 3 тыс. самолетов.

После крупнейших поражений зимой 1942/43 г. перед фашистским командованием встал вопрос о дальнейших перспективах войны на Восточном фронте. Оно надеялось в ходе летней кампании нанести Советским Вооруженным Силам решительное поражение и восстановить этим сой значительно пошатнувшийся престиж. Оно стремилось любой ценой продемонстрировать способность своей армии вести крупные, победоносные наступательные операции и не без основания считало, что оборонительная стратегия означала бы не только признание краха планов завоевания мирового господства, но и полное поражение Германии в войне.

Не имея сил и средств для наступления на широком фронте, нацистские стратеги решили разгромить в первую очередь крупную группировку советских войск на Курской дуге. Основные идеи этого плана сформулированы в оперативном приказе №5 от 13 марта 1943 г. К 15 апреля разработка плана операции, которая получила название Цитадель», в основном закончилась. Гитлер в оперативном приказе №6 провозгласил: «Я решил, как только позволят условия погоды, провести наступление «Цитадель» - первое наступление в этом году. Этому наступлению придается решающее значение… На направлении главных ударов должны быть использованы лучшие соединения, наилучшее оружие, лучшие командиры и большое количество боеприпасов… Победа под Курском должна явиться факелом для всего мира…

Целью наступления является сосредоточенным ударом, проведенным решительно и быстро силами одной ударной армии из района Белгорода и другой – из района южнее орла, путем концентрического наступления окружить находящиеся в районе Курска войска противника и уничтожить их». Тем самым Гитлер намеревался взять грандиозный реванш за Сталинград.

Преподаватель организует показ фрагментов

документального фильма


По замыслу немецко-фашистского командования, операция «Цитадель» была первой и главной операцией на Восточном фронте летом 1943 г. в случае успеха за ней последовали бы и другие. К участию в операции привлекалось до 50 дивизий (в том числе 14 танковых и 2 моторизованные, 2 танковые бригады, 3 отдельных танковых батальона и 8 дивизионов штурмовых орудий – около 70% танковых и до 30% моторизованных дивизий, имевшихся на советско-германском фронте) и более 2 тыс. самолетов.

Главную полосу нашей обороны предполагалось прорвать в течение двух суток, а к исходу четвертого дня наступления ударные группировки должны были соединиться восточнее Курска.

Ни к одной операции немецко-фашистская армия не готовилась так всесторонне и тщательно, как к «Цитадели». Ее план много раз обсуждался и уточнялся. Неоднократно переносились сроки начала операции. Лишь 1 июля Гитлер на совещании в своей ставке в Восточной Пруссии объявил свое окончательное решение начать наступление 5 июля. В приказе, отданном в ночь на 5 июля, Гитлер писал: «Солдаты! С сегодняшнего дня вы начинаете большое наступление, исход которого может иметь решающее значение для войны. Ваша победа должна еще больше, чем раньше, укрепить во всем мире уверенность в том, что оказывать какое бы то ни было сопротивление немецкой армии в конечном итоге бесполезно… Колоссальный удар, который сегодня утром поразит советские армии, должен потрясти их до основания. И вы должны знать, что от успеха этого сражения может зависеть все».

Стратегический план советского командования летне-осеней кампании 1943 года исходил из реальной оценки соотношения сил и был направлен на изгнание фашистских захватчиков из пределов нашей Родины. В конце марта и в апреле в Ставке Верховного Главнокомандования и Генеральном штабе состоялся обмен мнениями относительно того, где и как решать главные задачи войны летом 1943 г. Все данные разведки свидетельствовали о все нараставшем усилении авиационно-танковых ударных группировок противника в районе Курской дуги. Сомнений относительно намерений гитлеровского командования не возникало. В то же время советское командование сознавало, что именно в районе Курской дуги можно нанести главным силам вермахта решающее поражение. К тому же местность в этом районе позволяла применить крупные танковые объединения, наиболее способствовавшие развитию стремительного наступления.

Советская Армия к этому времени была способна первой начать наступление. Стратегическая инициатива принадлежала Советской армии, и она имела общее превосходство в силах и средствах. Однако данные, полученные нашей разведкой о подготовке врага к большому наступлению, требовали еще раз тщательно оценить создавшееся положение и принять наиболее целесообразное решение.

12 апреля в Ставке состоялось совещание, на котором было выработано предварительное решение: отразить наступление вермахта преднамеренно занятой, глубоко эшелонированной, хорошо организованной обороной. В ходе оборонительного сражения предполагалось измотать и обескровить мощные танковые группировки врага, затем перейти в контрнаступление и завершить ее разгром. На случай, если гитлеровское командование не предпримет наступления в ближайшее время, предусматривался другой вариант – переход советских войск к активным действиям. Окончательное решение состоялось в конце мая – начале июня, когда точно стало известно о плане «Цитадель».

Произошел редчайший в истории случай: сильнейшая сторона преднамеренно перешла к обороне.

Подготовка советских войск к оборонительному сражению проводилась с большим напряжением сил. Огромную роль в подготовке войск к предстоящим сражениям сыграли штабы фронтов и армий. Они кропотливо собирали и изучали сведения о противнике, его перегруппировках и замыслах, следили за сосредоточением сил и средств, организовали взаимодействие, связь и управление войсками.

В напряженном ожидании прошел май. Еще большее напряжение испытывали советские воины в июне – в период коротких ночей враг часто развертывал свои наиболее активные боевые действия. В начале июля Ставка Верховного Главнокомандования установила: наступление следует ожидать в период с 3 по 6 июля, и немедленно отдала войскам необходимые распоряжения. Когда же стало точно известно, что противник перейдет в наступление с утра 5 июля, артиллерия Воронежского и Центрального фронтов

Начала контрподготовку. Хотя она лишь ослабила удар, фашисты поняли: фактор внезапности, на который они так уповали, утерян. Это явно снизило их уверенность в успехе.

Преподаватель организует показ фрагментов

документального фильма


В 5 часов 30 минут на Центральном фронте, а через полчаса спустя и на Воронежском, гитлеровские войска перешли в наступление. Гигантская битва началась. Выполняя тщательно, но шаблонно разработанный план, гитлеровское командование направило на узкие участки прорыва сильные танковые тараны.

Советские воины, преодолевая все трудности и лишения, проявляли чудеса храбрости и бесстрашия. Они стойко отражали ожесточенные атаки врага. Большое искусство в управлении войсками показали командиры всех степеней.

Уже к 10 июля наступление немецко-фашистских войск на северном фасе Курского выступа окончилось провалом. Не меньшей катастрофой завершилось оно и на южном фасе. Там, южнее Обояни, 6-я и 7-я гвардейские, 1-я танковая армии, 2-й и 5-й гвардейские нанковые корпуса в течение пяти дней нанесли противнику колоссальные потери в живой силе и технике. Ударная группировка врага была разгромлена. Кризис наступления был налицо. В бессильной ярости гитлеровцы решили перенести свои усилия своих поредевших войск в направлении Прохоровки и еще в одном танковом сражении попытаться достичь перелома в ходе битвы. Ожесточенные бои 12 июля завершились поражением немецкой танковой группировки. Последняя попытка фашистов добиться успеха потерпела крах. Все резервы были исчерпаны, и операция «Цитадель» провалилась: продвижение на орловско-курском направлении составило 10-12 км, а на белгородско-курском до 35 км. Надежды нацистских стратегов на реванш за предыдущие поражения рухнули. Чтобы избежать полного разгрома, немецко-фашистское командование приняло решение отвести свои войска на ранее занимаемые и хорошо подготовленные к обороне позиции.

Важнейшим достижением советского командования в Курской битве явилось своевременное вскрытие замысла и группировки противника, а также заблаговременная подготовка к его разгрому.

Некоторые буржуазные историки пытаются доказать, будто в оборонительном сражении на Курской дуге советские войска победили только благодаря хорошей агентурной разведке, которая весьма своевременно и точно информировала советское командование о планах врага. Нет нужды объяснять им, что победы завоевываются на поле боя, а достоверные данные о противнике добываются лишь совместными усилиями всех видов разведки, так хорошо выполнивших свои обязанности.

Преподаватель организует показ фрагментов

документального фильма


В ходе успешной обороны наши войска нанесли врагу значительные потери и создали благоприятные условия для перехода в контрнаступление. Оно готовилось Ставкой и Генеральным штабом одновременно с принятием решения на преднамеренную оборону и включало в себя две крупные операции стратегического значения: Орловскую (операцию «Кутузов») – Западного, Брянского и Центрального фронтов и Белгородско-Харьковскую (операция «Полководец Румянцев») – Воронежского и Степного фронтов.

12 июля, то есть в кульминационный момент оборонительного сражения, в наступление против орловской группировки врага перешли войска Западного и Брянского фронтов. 15 июля в контрнаступление включился Центральный фронт. В итоге совместной операции к 18 августа орловский плацдарм врага был ликвидирован. Орловская операция продолжалась 37 дней. Советские войска, наступая в 350-километровой полосе, продвинулись в западном направлении на 130-150 км и разгромили до 15 фашистских дивизий.

Контрнаступление на белгородско-харьковском направлении началось 3 августа. Оно проводилось Воронежским и Степным фронтами при содействии Юго-Западного фронта и продолжалось 21 день. Советские войска, развернув наступление в полосе протяженностью до 250 км, продвинулись на глубину до 140-150 км и также разгромили 15 дивизий.

5 августа войска Брянского фронта вступили в Орел, а Степного фронта – в Белгород. В честь доблестных воинов в столице нашей Родины Москве впервые 5 августа 1943 г. прогремели артиллерийские залпы салюта. 23 августа Москва салютовала освободителям Харькова.

Как известно, в ходе Курской битвы советским войскам не удалось, как под Сталинградом, окружить и полностью уничтожить группировку противника, то есть воплотить на практике высшую форму военного искусства. Благоприятные условия для этого имелись на обоих фасах Курского выступа. Однако Ставка решила не тратить времени на перегруппировку войск и начать наступление как можно быстрее, пока враг не усилил свою оборону. Кроме того, предусматривалось скорее освободить оккупированные врагом районы и не допустить угона советских людей в фашистское рабство.

Военно-политическое значение Курской битвы трудно переоценить. Разгром немецко-фашистских войск в битве под Курском явился одним из важнейших и решающих событий не только Великой Отечественной войны, но и всей второй мировой войны. Последняя попытка гитлеровской Германии повернуть ход войны в свою пользу окончательно провалилась.

Всемирно-историческая победа Советской Армии на Курской дуге имела решающее значение для завершения коренного перелома не только в ходе Великой Отечественной, но и второй мировой войны. Борьба с врагом вступила в новую фазу, характеризовавшуюся победоносным непрерывным наступлением Советских Вооруженных Сил.

В результате титанической битвы была навсегда похоронена наступательная стратегия вермахта, тяжелый удар был нанесен ее оборонительной стратегии. Это означало несостоятельность германской военной доктрины. Решительное наступление Советской Армии, последовавшее тотчас после оборонительного сражения, ошеломляюще подействовало на гитлеровских генералов. Они никак не предполагала, что Советская Армия способна вести наступательные операции такого масштаба.

На Курской дуге был окончательно развеян созданный геббельсовской пропагандой миф о том, что лето – время наступления и побед германской армии и что Советская Армия может наступать только зимой. Наши Вооруженные Силы блестяще продемонстрировали полное превосходство советской военной стратегии, оперативного искусства и тактики над военным искусством фашистской армии.

Преподаватель организует показ фрагментов

документального фильма


Историческая победа Советской Армии на Курской дуге решающим образом повлияла на военно-политическую обстановку не только в Европе, но и во всем мире. Неизмеримо вырос международный авторитет Советского Союза как решающей силы в антигитлеровской коалиции. Ни одна крупная политическая проблема, относившаяся к ведению войны и к послевоенному устройству мира, уже не могла решаться без участия Советского Союза. Англо-американские союзники поняли, что Советский Союз в состоянии один выиграть войну. Поэтому они пересмотрели свои стратегические планы и приняли твердое решение об открытии второго фронта в Европе.

Тяжелый военно-политический кризис охватил весь фашистский блок. Вера в возможность победы гитлеровской Германии была окончательно развеяна. Выход из войны Италии положил начало развалу всего блока. Победа Советской Армии на Курской дуге вызвала волну отрезвления и в так называемых «нейтральных» странах. Они серьезно стали опасаться за последствия своего тайного сотрудничества с Германией.

Все эти факторы значительно ускорили победоносное завершение Великой Отечественной войны.


Вывод

1. Битва на Курской дуге была одним из важнейших рубежей в трудном, героическом пути советского народа к полной победе над нацистской Германией.

2. В битве на Курской дуге во всем величии проявился всенародный характер Великой Отечественной войны.


Те бои –

Как мера нашей силы. Потому

Она и дорога,

Насмерть прикипевшая

К России

Курская великая дуга…

3. Английский премьер-министр Черчилль до самой смерти не уставал подчеркивать, что он первый враг коммунизма, но как политик он в те дни сказал: “Три великие битвы за Курск, Орел, Харьков, все проведенные на протяжении трех месяцев, ознаменовали крах немецких армий на Восточном фронте”.


Вопрос к группе:

Как вы считаете, почему Курская битва завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны?


Третий вопрос Обучаемые могут изучить самостоятельно, читая текст учебника и работая с картой.



III. Закрепление материала

Вопросы для беседы:

- В чем заключался коренной перелом в ходе войны?

- Какими факторами он был предопределен?

- Почему стал возможен?

- К какой новой хитрости прибегло советское командование во время битвы на Огненной дуге?


IV. Завершение урока

V. Этап подведения итогов урока.




VI. Домашнее задание: творческое задание: подберите материал о героях- жителях Самарской области, , участниках Курской битвы.


VII. Этап рефлексии. Составьте синквейн по понятиям: война, мужество, герой.


















Приложение №1.


Рабочий лист к уроку (индивидуальное задание на добровольной основе)


Документ №1 .

Г.К.Жуков: «Лучше будет, если мы измотаем противника на нашей обороне, выбьем его танками, а затем, введя свежие силы, переходом в общее наступление добьем основную группировку противника».

Из приказа Гитлера 15 апреля 1943 года: «Я решил: провести в качестве наступательного удара этого года операцию «Цитадель». Победа под Курском должна послужить факелом для всего мира.

Для этого приказыыаю:1) посредством массированного, беспощадного и быстро проведенного наступательного удара из района Белгорода и Орла окружить находящиеся в Курске силы противника и концентрированным наступлением уничтожить их».



Германия


СССР



Танки




Самолеты




Армия (тыс)




Другая подготовка










Коренной перелом в Великой Отечественной войне



Советско-германский фронт

Другие фронты


Сталинградская битва

Курская битва


дата

Оборонительный этап

Наступательный этап

Оборонительный этап

Наступательный этап


Советский план





Немецкий план





Тактика





Командующие





Бои





Герои





значение







Текст с ошибками.

Весной 1943 года в ставке Гитлера была разработана наступательная операция под кодовым названием «Тайфун». Она должна проходить на большом Курском выступе, образовавшемся после Московской битвы. Советское командование решило перейти здесь к вынужденной обороне. Битва началась 12 июля 1943 года. В этот день произошло самое крупное сражение Курской битвы – бой под г. Калач-на-Дону. 5 августа советские войска освободили Орел и Белгород.








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Война и политика, 1939-1941 / Отв. ред. А.О. Чубарьян. М., 2004.

2.Замулин, В. Курский излом: Решающая битва Отечественной

войны / Валерий Замулин. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2007. - 960 с. -

(Великая Отечественная: цена Победы).

3.Горбач, В. Над Огненной Дугой: Советская авиация в Курской битве /

Виталий Горбач. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2007. - 512 с. - (Великая

Отчественная: Неизвестная война).

4.Алексеев, С. П. - Победа под Курском. 1943. Изгнание фашистов. 1943-1944:рассказы для детей / С. П. Алексеев; Худож. А. Лурье. - М.: Детская литература, 2010. -131 с. : ил.

5.Ананьев, Анатолий Андреевич. - Танки идут ромбом: Роман / А. А. Ананьев. - М.:Воениздат, 1988. - 188 с.

6.Букейханов, Петр Евгеньевич. - Курская битва: Перелом. Сражение на южном фасе Курской дуги. Крах операции "Цитадель". Июль 1943 г. / П. Е. Букейханов. - М.:Центрполиграф, 2012. - 543 с.: фотогр., карт.

Мемориальный комплекс «Героям Курской битвы». Героям – артиллеристам //Подвиг народа: Памятники Великой Отечественной 1941-1945. – М.: Политиздат, 1984. – с. 51-53.

7.Рокоссковский К.К. Курский выступ //Рокоссовский К.К. Солдатский долг.- М.: Воениздат, 1985. – с. 186-196.

8.Телегин К.Ф. Огненная страда //Телегин К.Ф. Войны несчитанные версты. – М.:Воениздат, 1988. – с. 172-249.

9. Самыгин ПС и др. История Учебник. – М., ИНФРА –М, 2013.-538с-

(Среднее профессиональное образование)




20



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Учебно-методическая карта занятия по истории .Тема: "Курская битва"

Автор: Елисеев Владимир Григорьевич

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 125849


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства