Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях – один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить ребёнка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья. Каждый человек, и взрослый, и ребёнок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях – один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить ребёнка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья. Каждый человек, и взрослый, и ребёнок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения на улице, в транспорте, дома, на природе. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются дети, которым присущи подвижность, непоседливость, любознательность. Следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.
Обучение детей правилам безопасного поведения должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать необходимо с дошкольного возраста. Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко проводят к возникновению травма опасных ситуаций.
Безопасность жизнедеятельности представляет серьёзную проблему современности и включает в себя, по мнению учёных, решение 3-х задач:
Идентификация опасностей, т.е. распознание опасностей и их источников;
Разработка предупредительных мер;
Ликвидация возможных последствий.
Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Длядетей эту формулу можно зарифмовать в стихах:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности - всё избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – детей. Как только ребёнок начал ходить. Пора обучать его правилам безопасности жизнедеятельности. Предупреждать любую опасность, учить ребёнка самостоятельно замечать окружающую опасность. Ведь всю жизнь мы не будем ограждать своё дитя от всего опасного в мире. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка. Но и в том. Чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Правила поведения и различные запреты непосредственным образом связаны с условиями жизни человека. Они имеют определённый, порой жизненно важный смысл. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических и психических травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путём прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективны. В первом случае у взрослого возникает иллюзия, что ребёнок понял смысл того или иного правила поведения. Тогда как на самом деле это не всегда соответствует действительности, и в изменившихся обстоятельствах ребёнок снова может допустить опасную ошибку. Второй путь неизбежно приводит к необходимости постоянного внимания и контроля со стороны взрослого, что не всегда возможно. Кроме того, если запреты будут налагаться на многочисленные действия ребёнка, он не сможет выполнять их в полной мере, и некоторые из правил неизбежно будут нарушаться. А это может привести к несчастным случаям и травмам. Для того чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию. Необходимо чтобы дети увидели ту или иную ситуацию со стороны и даже сами приняли в ней участие. Только тогда им будет понятно, что можно. А чего нельзя делать, как поступить в той или иной ситуации. Поэтому с детьми необходимо проводить беседы, обыгрывать различные жизненные ситуации, занятия, учить их всегда и везде.