kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Составление рабочей программы по основам безопасности жизнедеятельности для 10-11 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа к учебникам ОБЖ для 10 и 11 классов, авторы:  Э.Н. Аюбов,  Д.З.  Прищепов,  М.В.  Муркова,  А.Ю.  Тараканов.  —  М.: ООО «Русское слово — учебник», 2021

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Составление рабочей программы по основам безопасности жизнедеятельности для 10-11 класса»


Приложение №____

к основной образовательной программе среднего общего образования


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Основы безопасности жизнедеятельности»

для 10-11-х классов

(базовый уровень)

























Пояснительная записка

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8-9 классов составлена на основе авторской программы М.В. Мурковой и А.А. Луховицкой (Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности». 10–11 классы. Базовый уровень / авт.-сост. М.В. Муркова, А.А. Луховицкая. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2022.).

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности на уровне среднего общего образования подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101), Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (утверждена Решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 24 декабря 2018 г. № ПК-1вн), рабочей программы воспитания с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ «СОШ № 40».

Цели программы:
  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

  • воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью;

  • формирование уважения к героическому наследию России и её государственной символике; патриотизма и чувства долга по защите Отечества;

  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;

  • овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую помощь пострадавшим.

Задачи программы: — формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказывать помощь пострадавшим; — воспитание мотивации к безопасному поведению; — формирование системы знаний, умений и навыков безопасного поведения; — воспитание характера, личностных качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций; — психологическая подготовка к безопасному поведению; — обеспечение физической подготовки к действиям в экстремальных условиях; — развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное опасностям поведение в различных ситуациях; потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; способностей для выполнения требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации для выполнения конституционного долга по защите Отечества. УМК:

Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Э.Н. Аюбов, Д.З. Прищепов, М.В. Муркова, А.Ю. Тараканов. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2021.

Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Э.Н. Аюбов, Д.З. Прищепов, М.В. Муркова, А.Ю. Тараканов. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2021. (Электронная форма учебника).

Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Э.Н. Аюбов, Д.З. Прищепов, М.В. Муркова, А.Ю. Тараканов. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2021.

Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Э.Н. Аюбов, Д.З. Прищепов, М.В. Муркова, А.Ю. Тараканов. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2021. (Электронная форма учебника).

Содержание авторской программы М.В. Мурковой и А.А. Луховицкой в рабочей программе адаптировано к возможному возникновению чрезвычайных ситуаций в регионе проживания.

Авторская рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности М.В. Мурковой и А.А. Луховицкой предусматривает, что обязательная часть учебного плана образовательных организаций Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, включает на изучение ОБЖ 70 часов, по 35 часов в 10 и 11 классах (т.е. по 1 часу в неделю).

Согласно учебному плану МАОУ «СОШ № 40» на изучение предмета основы безопасности жизнедеятельности в 10-11 классах отводится 69 часов (в 10 классе – 35 часов, в 11 классе – 34 часа) по одному часу в неделю. Содержание и последовательность разделов и тем рабочей программы соответствует авторской рабочей программе.

Основы безопасности жизнедеятельности в 10–11 классах основной школы изучаются за счет часов обязательной части учебного плана.

Основной формой организации учебной деятельности при реализации данной рабочей программы является урок. Преобладающий тип уроков - комбинированные. Комбинированные уроки дополняются проведением уроков в форме школьной лекции-визуализации и уроков в форме практических занятий. На уроках используются различные формы обучения: диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Продолжением программы во внеурочное время являются подготовка и участие обучаемых в предметных олимпиадах, соревнованиях «Школа безопасности», военно-спортивной игре «Зарница», объектовых тренировках по гражданской обороне, в работе кружков, секций и клубов, профилактических операциях «Внимание - дети!», «Внимание! Дорога!», в туристических походах и спортивных соревнованиях.

Основной формой текущего контроля знаний учащихся являются устные ответы учащихся на теоретические вопросы. Отдельных часов на проведение контрольных, лабораторных, практических работ рабочей программой, как и авторской, не предусматривается. С целью выявления уровня освоения программы обучающимися в рамках комбинированных уроков могут проводиться предметные диктанты, тестирования, письменные проверочные и самостоятельные работы. Аттестация обучающихся 10 и 11 класса проводится на основании текущих оценок по полугодиям и за учебный год.

В рабочей программе предусмотрен входной, промежуточный и итоговый контроль. Отдельных часов для этих видов контроля не выделяется. Они проводятся в форме 10-15-минутного тестирования в рамках тематического урока в сроки, предусмотренные приказом образовательной организации.


Планируемые результаты

Личностные результаты

В сфере отношения обучающихся к себе, своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

В сфере отношения обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

В сфере отношения обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу:

  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

  • признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нор- мам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.


Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать

  • конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.


Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

Основы комплексной безопасности:

    • комментировать назначение основных нормативно-правовых актов, определяющих правила и безопасность дорожного движения;

    • использовать основные нормативно-правовые акты в области безопасности дорожного движения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;

    • оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения;

    • объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при управлении двухколёсным транспортным средством;

    • пользоваться официальными источниками для получения информации в области безопасности дорожного движения;

    • прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения жизни и здоровья (своего и окружающих людей);

    • составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств);

    • распознавать явные и скрытые опасности в современных молодёжных хобби;

    • использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби;

    • прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий современными молодёжными хобби;

    • распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой;

    • использовать нормативно-правовые акты для определения ответственности за асоциальное поведение на транспорте;

    • прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;

    • составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.

Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций:

  • использовать основные нормативно-правовые акты в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального дозиметрического контроля;

  • действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации;

  • вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;

  • прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

  • пользоваться официальными источниками для получения информации о защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;

  • составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации:

• характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской Федерации;

• объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма;

• раскрывать предназначение общегосударственной системы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму;

• распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность;

• распознавать симптомы употребления наркотических средств;

• описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств.

Основы здорового образа жизни:

• оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни;

• описывать факторы здорового образа жизни;

• объяснять преимущества здорового образа жизни;

• объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства;

• описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека;

• раскрывать сущность репродуктивного здоровья;

• распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье;

• пользоваться официальными источниками для получения информации о здоровье, здоровом образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного здоровья.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи:

• комментировать назначение основных нормативно-правовых актов в области оказания первой помощи;

• использовать основные нормативно-правовые акты в области оказания первой помощи для изучения и реализации своих прав, определения ответственности;

• оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;

• отличать первую помощь от медицинской помощи;

• распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять мероприятия по её оказанию;

• оказывать первую помощь при неотложных состояниях;

• вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;

• выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с использованием подручных средств и средств промышленного изготовления;

• действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и санитарного назначения;

• составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи пострадавшему.

Основы обороны государства:

• характеризовать историю создания ВС РФ;

• описывать структуру ВС РФ;

• характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;

• распознавать символы ВС РФ.

Правовые основы военной службы:

• комментировать назначение основных нормативно-правовых актов в области воинской обязанности граждан и военной службы;

• использовать нормативно-правовые акты для изучения и реализации своих прав и обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения военной службы;

• оперировать основными понятиями в области воинской обязанности граждан и военной службы;

• раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности гражданина РФ;

• характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе;

• раскрывать организацию воинского учёта;

• комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ;

• использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению военной службы по призыву, контракту;

• различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ.

Элементы начальной военной подготовки:

• комментировать назначение Строевого устава ВС РФ;

• использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой подготовки;

• оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ;

• выполнять строевые приёмы и движение без оружия;

• выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;

• выполнять строевые приёмы в составе отделения на месте и в движении;

• приводить примеры команд управления строем с помощью голоса;

• описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова;

• выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки;

• описывать порядок хранения автомата;

• различать составляющие патрона;

• снаряжать магазин патронами;

• соблюдать меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами;

• описывать явление выстрела и его практическое значение;

• объяснять значение начальной скорости пули, траектории полёта пули, пробивного и убойного действия пули при поражении противника;

• объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела;

• выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным целям;

• объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы;

• выполнять изготовку к стрельбе;

• производить стрельбу;

• объяснять назначение и боевые свойства гранат;

• различать наступательные и оборонительные гранаты;

• описывать устройство ручных осколочных гранат;

• соблюдать приёмы и правила снаряжения и метания ручных гранат;

• соблюдать меры безопасности при обращении с гранатами.

Военно-профессиональная деятельность:

• раскрывать сущность военно-профессиональной деятельности;

• объяснять порядок подготовки граждан по военно-учётным специальностям;

• оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военно-профессиональной деятельности;

• использовать официальные сайты для ознакомления с правилами приёма в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.

Выпускник получит возможность научиться

Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций:

• устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности.

Основы обороны государства:

• объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и модернизации ВС РФ;

• приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в войнах и конфликтах различных исторических периодов, прослеживать их эволюцию.

Элементы начальной военной подготовки:

• приводить примеры сигналов управления строем с помощью рук, флажков и фонаря;

• определять назначение, устройство частей и механизмов автомата Калашникова;

• выполнять чистку и смазку автомата Калашникова;

• выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата Калашникова;

• описывать работу частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе;

• выполнять норматив снаряжения магазина автомата Калашникова патронами;

• описывать работу частей и механизмов гранаты при метании;

• выполнять нормативы надевания противогаза, респиратора и общевойскового защитного комплекта (ОЗК).

Военно-профессиональная деятельность:

• выстраивать индивидуальную траекторию обучения с возможностью получения военно-учётной специальности и подготовки к поступлению в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России;

• оформлять необходимые документы для поступления в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.


Содержание учебного предмета
10 класс

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

Транспортная безопасность. Категории транспортных средств. Правила движения на велосипеде и мопеде. Подготовка водителей. Действия при ДТП. Правила безопасности для пассажира. Знаки безопасности.

Современные молодёжные хобби. Экстремальные хобби. Компьютер и информационные технологии.

Раздел 2. Защита населения от опасных и чрезвычайных ситуаций

Гражданская оборона. История гражданской обороны в советские годы, местная противовоздушная оборона, Гражданская оборона СССР. Гражданская оборона с 1998 г. по наши дни. Правовые основы организации и ведения гражданской обороны. Задачи в области гражданской обороны. Мероприятия по гражданской обороне. Руководство гражданской обороной. Права и обязанности граждан в области гражданской обороны.

Средства индивидуальной и коллективной защиты населения. Специальная обработка. Медицинские средства индивидуальной защиты. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД). Средства индивидуальной защиты кожи (СИЗК). Приборы дозиметрического контроля. Средства коллективной защиты населения. Убежища. Укрытия. Использование защитных сооружений в мирное время.

Роль государства и общественных организаций в защите населения от чрезвычайных ситуаций. Решение проблем безопасности. Правовые основы в области защиты от ЧС. Роль общественных организаций в обеспечении безопасности общества и государства. Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО). Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России (ДОСААФ). Российский Красный Крест (РКК). Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности».

Пожарная безопасность. Правовые аспекты пожарной безопасности. Системы противопожарной защиты в учреждениях и на предприятиях. Требования к устройству системы противопожарной защиты в школе.

Основы радиационной безопасности. Радиация. Принципы радиационной безопасности. Радиационная безопасность на объекте и вокруг него. Радиационная безопасность персонала. Радиационная безопасность населения.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму

Терроризм, экстремизм, наркотизм. Классификация терроризма. Ответственность за террористическую деятельность. Разновидности экстремизма. Экстремистская организация. Экстремистские материалы. Профилактика экстремизма. Наркотизм.

Способы противодействия вовлечению в экстремистскую, террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств. Роль СМИ и сети Интернет в противодействии экстремистской деятельности. Противодействие распространению и употреблению наркотических средств.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни как основа благополучия. Здоровье и здоровый образ жизни. Составляющие здорового образа жизни.

Профилактика курения, употребления алкоголя, наркомании. Вредные привычки. Курение. Профилактика табакокурения. Употребление алкоголя. Наркомания.

Репродуктивное здоровье человека. Брак. Брачный возраст. Аборт.

Инфекции, передаваемые половым путём. Венерические заболевания. Вирус иммунодефицита человека, синдром приобретённого иммунодефицита (СПИД).

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Правовые основы оказания первой помощи. Документы, регламентирующие оказание первой помощи. Оказание первой помощи пострадавшему.

Порядок действий по оказанию первой помощи в различных ситуациях. Действия по оказанию первой помощи. Разговор с дежурным оператором. Встреча вызванного врача. Самостоятельный вывоз пострадавшего.

Раны. Кровотечения. Виды ран. Первая помощь при ранении. Виды кровотечений. Способы остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений. Первая помощь при иных видах кровотечения.

Травмы опорно-двигательного аппарата. Виды травм опорно-двигательного аппарата. Вывих. Помощь при вывихе. Перелом. Помощь при переломе. Травмы грудной клетки. Помощь при травмах грудной клетки. Травмы костей таза. Помощь при травме костей таза. Перелом позвоночника. Действия при переломе позвоночника.

Политравмы. Первая помощь при политравмах. Правила и способы переноса пострадавших.

Раздел 6. Основы обороны государства

Защита населения от оружия массового поражения. Оружие массового поражения. Ядерное оружие. Химическое оружие. Биологическое (бактериологическое) оружие.

Зажигательное оружие и нетрадиционные виды оружия. Зажигательное оружие. Лазерное оружие. Ускорительное (пучковое) оружие. Инфразвуковое оружие. Радиочастотное оружие. Информационное оружие.

Основы оповещения населения в военное время и при угрозе ЧС. Эвакуационные мероприятия. Оповещение. Эвакуационные мероприятия в военное время.

История Вооружённых Сил Российской Федерации. Времена древних славян. От княжеских дружин к стрелецкому войску. Военные реформы Петра I. Военные реформы 1860–1870-х гг. Военные реформы Вооружённых Сил России в ХХ–ХХI вв.

Структура и основные задачи Вооружённых Сил РФ. Виды войск. Задачи Вооружённых Сил РФ. Структура Вооружённых Сил РФ. Сухопутные войска. Военно-космические силы. Военно-Морской Флот. Рода войск Вооружённых Сил РФ. Ракетные войска стратегического назначения. Воздушно-десантные войска.

Раздел 7. Правовые основы военной службы

Воинская обязанность и военная служба. Подготовка граждан к военной службе. Воинская обязанность. Военная служба. Подготовка граждан к военной службе.

Первоначальная постановка граждан на воинский учёт. Правовые основы воинского учёта. Порядок постановки на воинский учёт. Первоначальная постановка граждан Российской Федерации на воинский учёт.

Военная присяга. Боевое знамя воинской части. Что такое присяга. Военная присяга. Приведение к военной присяге. Нарушение военной присяги. Боевое знамя: вручение, хранение, содержание Боевого знамени.

Уставы Вооружённых Сил Российской Федерации. Виды уставов. Общевоинские уставы. Устав внутренней службы. Дисциплинарный устав. Устав гарнизонной и караульной служб. Строевой устав.

Общие обязанности военнослужащих. Воинский долг. Войсковое товарищество. Взаимоотношения между военнослужащими.

Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих. Воинские звания. Военная форма одежды. Знаки различия военнослужащих. Воинские звания.

Размещение и быт военнослужащих. Размещение. Распорядок дня. Боевая подготовка. Суточный наряд. Физическая подготовка. Личная и общественная гигиена. Подъём по тревоге.

Раздел 8. Элементы начальной военной подготовки

Строевая подготовка. Задачи строевой подготовки. Основные термины строевой подготовки. Виды строя. Управление строем. Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю. Строевые приёмы без оружия. Воинское приветствие.

Огневая подготовка. Автомат Калашникова как основной вид стрелкового оружия ВС РФ. Принцип действия автомата Калашникова. Хранение и сбережение автоматов. Ведение огня из автомата Калашникова. Ручные осколочные гранаты. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами.

Раздел 9. Военно-профессиональная деятельность

Военные профессии. Виды высших военно-учебных заведений ВС РФ. Военные академии Вооружённых Сил РФ. Высшие военные командные образовательные организации профессионального образования. Высшие военные гуманитарные образовательные организации профессионального образования. Средние военно-учебные заведения. Подготовка специалистов в области безопасности.


11 КЛАСС

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

Взаимодействие природы и общества. Этапы взаимодействия общества и природы. Проблемы взаимодействия общества и природы.

Экологическая безопасность и охрана окружающей среды. Экологическая безопасность. Права, обязанности и ответственность гражданина в области охраны окружающей среды. Система органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Человек и окружающая среда. Биосоциальная природа человека. Окружающая среда. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Факторы экологического риска. Средства индивидуальной защиты в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. Основные экологические знаки, используемые на территории Российской Федерации.

Раздел 2. Защита населения от опасных и чрезвычайных си- туаций

Международное гуманитарное право и сотрудничество в области защиты населения. Задачи международного гуманитарного права. История развития международного гуманитарного права. Женевские конвенции 12 августа 1949 г. Защита детей в период вооружённых конфликтов. Международное гуманитарное право и беженцы. Международная гуманитарная деятельность России.

Системы мониторинга чрезвычайных ситуаций. Мониторинг окружающей среды. Мониторинг атмосферного воздуха. Мониторинг сейсмической обстановки. Мониторинг лесных пожаров. Мониторинг безопасности промышленных объектов. Мониторинг радиационной обстановки. Мониторинг гидрометеорологических явлений. Мониторинг санитарно-эпидемиологической обстановки. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий.

Превентивные мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на химически опасных и взрывопожароопасных объектах. Химически опасные объекты (ХОО). Взрывопожароопасные объекты (ВПОО). Превентивные мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на ХОО и ВПОО.

Противопожарная профилактика в лесах. Лесные пожары. Причины возникновения лесных пожаров. Профилактика лесных пожаров.

Предупреждение наводнений и минимизация их последствий. Наводнения. Причины наводнений. Последствия наводнений. Мероприятия по защите от наводнений. Действия населения при угрозе и во время наводнения.

Технологии спасения пострадавших при наводнениях и катастрофических затоплениях местности. Аварийно-спасательные работы в условиях наводнений и катастрофических затоплений. Поиск пострадавших в условиях наводнения. Спасение и эвакуация пострадавших. Оказание пострадавшим первой помощи.

Технологии спасения пострадавших при землетрясении. Последствия землетрясения. Поиск пострадавших. Деблокирование и извлечение пострадавших из-под завалов.

Обеспечение безопасности туристической деятельности. Туризм. Безопасность туризма. Значение туризма для молодёжи. Безопасность в турпоходе. Выбор маршрута для пешего похода.

Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму.

Правовые основы и функции государства по противодействию экстремизму и другим противоправным действиям. Экстремизм. Противодействие экстремистской деятельности. Терроризм. Противодействие терроризму. Уровни террористической опасности.

Правила и рекомендации безопасного поведения в условиях террористических угроз. Правила поведения при обнаружении подозрительных предметов. Правила поведения при подозрительных действиях. Правила поведения при получении угрозы по телефону. Обеспечение безопасности при стрельбе. Обеспечение безопасности при взрыве. Правила поведения, если вас захватили в заложники. Правила эвакуации.

Раздел 4. Культура безопасности жизнедеятельности

Опасности и риски. Человеческий фактор. Безопасность жизнедеятельности. Риск реализации опасностей. Риски и человеческий фактор. Допустимый, предельно допустимый, недопустимый риски. Человеческий фактор.

Структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности. Культура безопасности жизнедеятельности. Уровни формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Государственная система защиты здоровья граждан. Медицинское обслуживание в Российской Федерации. Основы медицинского страхования. Донорство.

Основные признаки неотложных состояний у людей. Порядок оказания первой помощи. Неотложные состояния. Первая помощь. Порядок оказания первой помощи при неотложных состояниях.

Сердечно-лёгочная реанимация. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца.

Утопление. Оказание первой помощи при утоплении. Утопление. Виды и причины утоплений. Первая помощь при истинном утоплении. Первая помощь пострадавшему без признаков жизни. Первая помощь при асфиксическом и синкопальном утоплении.

Отравления. Оказание первой помощи при отравлениях. Пути попадания отравляющего вещества в организм. Вещества, способные вызвать отравления. Первая помощь при отравлении алкоголем. Первая помощь при отравлении угарным газом. Первая помощь при отравлении фосфорорганическими соединениями. Помощь при отравлении уксусной кислотой. Помощь при пищевых отравлениях и отравлении грибами.

Инфекционные заболевания. Инфекционные заболевания в прошлом и настоящем. Классификация инфекционных заболеваний. Наиболее опасные инфекционные заболевания. Правила, снижающие риск заражения инфекционными заболеваниями в путешествиях.

Профилактика инфекционных заболеваний. Правила поведения во время эпидемии. Санитарно-эпидемиологический надзор.

Раздел 6. Основы обороны государства

Безопасность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Угрозы национальной безопасности. Государственная система национальной безопасности. Силы обеспечения национальной безопасности.

Основы обороны Российской Федерации. Оборона. Полномочия Президента РФ, органов государственной власти Российской Федерации и обязанности граждан в области обороны. Вооружённые Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

Раздел 7. Правовые основы военной службы

Статус военнослужащего. Права военнослужащих. Обязанности военнослужащих.

Традиции Вооружённых Сил Российской Федерации. Воинские ритуалы. Что такое традиция. Традиции Вооружённых Сил. Дни воинской славы России. Воинские ритуалы.

Призыв граждан на военную службу. Порядок призыва на военную службу. Освобождение от призыва. Отсрочка от призыва. Сроки призыва. Медицинское освидетельствование. Распределение по местам прохождения службы. Призыв.

Прохождение военной службы по призыву. Прохождение военной службы. Воинские должности. Права военнослужащих. Наказания за нарушения и уклонение от воинских обязанностей.

Прохождение военной службы по контракту. Служба по контракту. Требования к контрактнику. Условия контракта. Права служащих по контракту. Военная профессия.

Альтернативная гражданская служба. Замена военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности проходящих альтернативную гражданскую службу.

Увольнение с военной службы. Запас Вооружённых Сил Российской Федерации. Основания для увольнения с военной службы. Виды увольнения с военной службы. Запас Вооружённых Сил Российской Федерации.


Раздел 8. Элементы начальной военной подготовки

Основные виды стрелкового оружия, их назначение и краткая характеристика. Стрелковое оружие. Пистолеты. Пистолеты-пулемёты. ПП-91 «Кедр». Автоматы. Ручные пулемёты. Реактивные гранаты и гранатомёты.

Тактическая подготовка. Тактические действия. Оборона. Место, роль и задачи взвода в обороне. Наступление. Оказание первой помощи в бою.

Раздел 9. Военно-профессиональная деятельность

История офицерского корпуса России до революции 1917 г. Система военного образования в Российской Федерации.

Тематическое планирование


№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Использование электронных образовательных ресурсов

Целевые приоритеты воспитания

10 класс

Основы комплексной безопасности

3

Презентации к урокам

1. Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

2. Развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.

3. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

4. Развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Защита населения от опасных и чрезвычайных ситуаций

5

Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму

2

Основы здорового образа жизни

3

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

5

Основы обороны государства

7

Правовые основы военной службы

7

Элементы начальной военной подготовки

2

Военно-профессиональная деятельность

2


Итого

35



11 класс

Основы комплексной безопасности

3

Презентации к урокам

1. Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

2. Развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.

3. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

4. Развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Военно-профессиональная деятельность

1

Защита населения в условиях вооруженных конфликтов и чрезвычайных ситуаций

8

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

2

Культура безопасности жизнедеятельности

2

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

8

Основы обороны государства

2

Правовые основы военной службы

6

Элементы начальной военной подготовки

2


Итого

34




Итого 10-11 класс

69




17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Котов Вадим Алексеевич

Дата: 11.04.2023

Номер свидетельства: 629380

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 11 класса"
    ["seo_title"] => string(97) "rabochaia-programma-po-osnovam-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti-dlia-uchashchikhsia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "254716"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447789772"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Рабочая программа по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" 5-9 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-po-kursu-osnovy-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti-5-9-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "278817"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453134740"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Рабочая программа по   основам безопасности жизнедеятельности 5-9 классы "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-po-osnovam-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti-5-9-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "119768"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413509822"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Рабочая программа по курсу "Введение в естественно-научные предметы. Природа. Живая и неживая". 5 класс "
    ["seo_title"] => string(116) "rabochaia-proghramma-po-kursu-vviedieniie-v-iestiestvienno-nauchnyie-priedmiety-priroda-zhivaia-i-niezhivaia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "188598"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426697717"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа по физической культуре 5,6,7 классы "
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-5-6-7-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "115346"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411929536"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства