Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 07 декабря 2017 г. № 1196 (зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 21 декабря 2017 г, регистрационный №49356) и на основании примерной основной образовательной программы по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) (зарегистрированной 30 июля 2018 г., регистрационный №180730).
___________ В.В. Гущин
Зам. директора по УМР
__________ Л.А. Муртазина
Преподаватель первой квалификационной категории (квалификация по диплому – преподаватель-организатор ОБЖ)
__________ В.В. Прокопенко
Учебная дисциплина ОП.10 Безопасность жизнедеятельности (далее – учебная дисциплина) является обязательной частью дисциплин Общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Учебная дисциплина обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Особое значение учебная дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1-ОК 9, ПК 1.2-ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.3, ПК 3.1-ПК 3.3.
В рамках программы учебной дисциплины ОП.10 Безопасность жизнедеятельности обучающимися осваиваются умения и знания:
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Гражданская оборона | 20 | |
Тема 1.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций | Содержание учебного материала | 2 | ОК1-ОК2, ОК7, ОК9 ПК3.1-ПК-3.3 |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. | 2 |
Тема 1.2. Организация гражданской обороны | Содержание учебного материала | 4 | ОК1-ОК2, ОК7 ПК3.1-ПК-3.3 |
Организация гражданской обороны. Ядерное оружие. Химическое и биологическое оружие. | 2 |
Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения. |
Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Правила поведения в убежищах и укрытиях, предметы первой необходимости |
Приборы радиационной и химической разведки и контроля. |
Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге биологического поражения. |
В том числе, практических занятий | 2 |
Выполнение алгоритма действий при использовании средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения. Отработка нормативов по надеванию противогаза и ОЗК. | 2 |
Тема 1.3. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях | Содержание учебного материала | 4 | ОК1-ОК2, ОК7, ОК9 ПК3.1-ПК-3.3 |
Защита при землетрясениях, извержениях вулканов, ураганах, бурях, смерчах, грозах. | - |
Защита при снежных заносах, сходе лавин, метели, вьюге, селях, оползнях. |
Защита при наводнениях, лесных, степных и торфяных пожарах. |
В том числе, практических занятий | 4 |
Выработка модели поведения при землетрясениях, извержениях вулканов, ураганах, бурях, смерчах, грозах, лесных, степных и торфяных пожарах. | 2 |
Выработка алгоритма действий при снежных заносах, сходе лавин, метели, вьюге, селях, оползнях, при наводнениях. | 2 |
Тема 1.4. Защита населения и территорий при авариях (катастрофах) на транспорте | Содержание учебного материала | 2 | ОК1-ОК7, ОК9 ПК1.2-ПК1.3 ПК3.1-ПК-3.3 ПК2.1,ПК2.3 |
Защита при автомобильных и железнодорожных авариях (катастрофах). | - |
Защита при авариях (катастрофах) на воздушном и водном транспорте. |
В том числе, практических занятий | 2 |
Выработка алгоритма поведения при автомобильных и железнодорожных авариях (катастрофах), при авариях (катастрофах) на воздушном и водном транспорте. | 2 |
Тема 1.5. Защита населения и территорий при авариях (катастрофах) на производственных объектах | Содержание учебного материала | 3 | ОК1-ОК7, ОК9 ПК1.2-ПК1.3 ПК3.1-ПК-3.3 ПК2.1,ПК2.3 |
Защита при авариях (катастрофах) на пожароопасных объектах. | 1 |
Защита при авариях (катастрофах) на взрывоопасных объектах. |
Защита при авариях (катастрофах) на гидродинамически опасных объектах. |
Защита при авариях (катастрофах) на химически опасных объектах. |
Защита при авариях (катастрофах) на радиационно-опасных объектах. |
6. Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях |
В том числе, практических занятий | 2 |
Выполнение алгоритма действий при возникновении пожара, пользовании средствами пожаротушения. | 1 |
Выполнение алгоритма действий при возникновении аварии с выбросом сильно действующих ядовитых веществ. | 1 |
Тема 1.6. Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке | Содержание учебного материала | 1 | ОК1-ОК7, ОК9 ПК1.2-ПК1.3 ПК3.1-ПК-3.3 ПК2.1,ПК2.3 |
Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке. | 1 |
Тема 1.7. Обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке | Содержание учебного материала | 4 | ОК1-ОК7, ОК9 ПК3.1-ПК-3.3 |
Обеспечение безопасности при эпидемии. | 2 |
Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий и во время общественных беспорядков. |
Обеспечение безопасности в случае захвата заложником. |
Обеспечение безопасности при обнаружении подозрительных предметов, угрозе совершения или совершенном теракте. |
В том числе, практических занятий | 2 |
Выработка алгоритма действий при нахождении на территории ведения боевых действий и во время общественных беспорядков, в случае захвата заложником, при обнаружении подозрительных предметов, угрозе совершения или совершенном теракте. | 2 |
Раздел 2 Основы военной службы | 36 | |
Тема 2.1. Вооруженные Силы России на современном этапе | Содержание учебного материала | 10 | ОК1-ОК4, ОК6-ОК9 ПК2.1,ПК2.3 |
Состав и организационная структуры Вооруженных Сил. | 2 |
Виды Вооруженных Сил и рода войск. | 2 |
Система руководства и управления Вооруженными Силами. | 2 |
Воинская обязанность и комплектование Вооруженных Сил личным составом. | 2 |
Порядок прохождения военной службы | 2 |
Тема 2.2. Уставы Вооруженных Сил России | Содержание учебного материала | 14 | ОК1-ОК4, ОК6-ОК9 ПК2.1,ПК2.3 |
Военная присяга. Боевое знамя воинской части. | 2 |
Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Воинская дисциплина. | 2 |
Внутренний порядок. Размещение и быт военнослужащих. | 2 |
Суточный наряд роты. | 2 |
Караульная служба. Обязанности и действия часового. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
Воинская обязанность в Российской Федерации. | 4 |
Тема 2.3. Строевая подготовка | Содержание учебного материала | 8 | ОК1-ОК7, ОК9 ПК1.2-ПК1.3 ПК2.1,ПК2.3 |
Строи и управление ими. | - |
В том числе, практических занятий | 8 |
Выполнение строевых приемов «Принятие строевой стойки» и «Повороты на месте». | 1 |
Выполнение движений строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте. | 1 |
Выполнение поворотов в движении. | 1 |
Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. | 1 |
Выполнение строевых приемов «Выход из строя и постановка в строй», «Подход к начальнику и отход от него». | 1 |
Выполнение построений и перестроений в одношереножный и двухшереножный строй, выравнивание, размыкание и смыкание строя. | 1 |
Выполнение построений и отработка движения походным строем. | 2 |
Тема 2.4. Огневая подготовка | Содержание учебного материала | 4 | ОК1-ОК7, ОК9 ПК1.2-ПК1.3 ПК2.1,ПК2.3 |
Материальная часть автомата Калашникова. | - |
Подготовка автомата к стрельбе. Ведение огня из автомата. | - |
В том числе, практических занятий | 4 |
Выполнение неполной разборки и сборки автомата. | 1 |
Выполнение приемов: принятие положения для стрельбы, подготовка автомата к стрельбе, прицеливание. | 1 |
Выполнение нормативов по неполной разборке и сборке автомата. | 2 |
Раздел 3 Первая помощь пострадавшим при неотложных состояниях | 10 | |
Тема 3.1 Первая помощь пострадавшим при неотложных состояниях | Содержание учебного материала | 10 | ОК1-ОК4 ОК6-ОК9 ПК3.1-ПК-3.3 |
Общие сведения о ранах, осложнениях ран, способах остановки кровотечения и обработки ран. | 2 |
Порядок наложения повязки при ранениях головы, туловища, верхних и нижних конечностей. |
Первая (доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания. |
Первая (доврачебная) помощь при ожогах. |
Первая (доврачебная) помощь при поражении электрическим током. |
Первая (доврачебная) помощь при утоплении. |
Первая (доврачебная) помощь при перегревании, переохлаждении организма, при обморожении и общем обмерзании. |
Первая (доврачебная) помощь при отравлениях. |
Доврачебная помощь при клинической смерти. |
В том числе, практических занятий | 8 |
Выполнение алгоритма действий при остановке кровотечений и обработке ран, наложении кровоостанавливающего жгута (закрутки), пальцевое прижатие артерий. | 2 |
Выполнение алгоритма действий при наложении повязок на голову, туловище, верхние и нижние конечности. | 1 |
Выполнение алгоритма действий при оказании первой (доврачебной) помощи при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания | 1 |
Выполнение алгоритма действий при наложении шины на место перелома, транспортировке пораженного. | 1 |
Выполнение алгоритма действий при оказании первой (доврачебной) помощи при поражении электрическим током. | 1 |
Выполнение алгоритма действий при оказании первой (доврачебной) помощи при утоплении. | 1 |
Выполнение на тренажере прекардиального удара, непрямого массажа сердца | 1 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 | |
Всего: | 68 | |
Программа учебной дисциплины реализуется в кабинете «Безопасности жизнедеятельности и охраны труда», оснащенном оборудованием:
- экран от демонстрационного комплекса «Безопасность жизнедеятельности в условиях производства»;
- комплект учебно-методическое пособие по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;
- интерактивные Мультимедийные Системы Обучения (ИМСО) /СD-диск – Мультимедийное пособие/:
модуль «Средства пожаротушения».
- система поддержки учебного процесса «Эдукон».
- двухместные ученические столы, стулья.
- стол преподавателя; стул преподавателя.
Для реализации программы библиотечный фонд филиала имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: | | |
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; | Уровень овладения способами индивидуальной защиты, защиты окружающих от опасных факторов природных, техногенных, социальных ЧС | Тестирование, опрос, оценка действий в ходе практических занятий |
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; | Уровень овладения навыками по применению средств индивидуальной защиты, их проверки и обслуживанию, приборов РХР, первичных средств пожаротушения, обладать навыками в оборудовании простейших укрытий, порядку использования убежищ ГО,ПРУ | Тестирование, опрос, выполнение нормативов по использованию средствами индивидуальной защиты |
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; | Степень овладения компетенциями позволяющим снизить риски возникновения ЧС на производстве и в быту | Оценка действий студентов на практическом занятии в процессе анализа различных ситуаций и решения задач по снижению уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту |
- применять первичные средства пожаротушения; | Уровень овладения навыками по применению первичных средств пожаротушения | Опрос, оценка действий в ходе практических занятий |
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; | Степень владения навыками применения компетенций, освоенных в ходе обучения, при прохождения военной службы | Тестирование, опрос, оценка действий в ходе практических занятий |
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; | Степень освоения профессиональных компетенций и умение применять в ходе прохождения военной службы | Опрос, оценка действий в ходе практических занятий |
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; | Степень овладения компетенциями способствующими выстраиванию конструктивных отношений с окружающими, бесконфликтному разрешению сложных ситуаций | Тестирование, опрос, оценка действий в ходе практических занятий |
- оказывать первую помощь пострадавшим. | Степень владения навыками по оказанию первой помощи при различных видах кровотечений, травмах, различных степенях отморожений и ожогах, отравлениях, поражении электротоком, утоплению. Владение навыками проведения реанимационных мероприятий | Тестирование, опрос, оценка действий в ходе практических занятий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: | | |
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; | Степень усвоения анализа ситуации и прогнозирования возможности возникновения ЧС, в том числе и социальных ЧС | Тестирование, опрос |
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. | Степень усвоения алгоритма оказания первой помощи при различных видах кровотечений, травмах, различных степенях отморожений и ожогах, отравлениях, поражении электротоком, утоплению. Владение навыками проведения реанимационных мероприятий и др. | Тестирование, опрос, оценка действий в ходе практических занятий |
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; | Уровень знаний признаков опасных событий в профессиональной деятельности и в бы, причин способствующих ухудшению обстановки, способов локализации и понижении опасности факторов ЧС | Тестирование, опрос |
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны; | Уровень знаний задач и основных мероприятия гражданской обороны | Тестирование, опрос |
- основы военной службы и обороны государства; | Уровень знаний структуры и задач ВС РФ, видов и родов войск, внутреннего порядка в воинской части, организации службы, взаимоотношений между военнослужащими | Тестирование, опрос, выступления с сообщениями |
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; | Уровень знаний требований законодательства РФ в области воинской обязанности, содержания составляющих воинской обязанности и различных видов военной службы | Тестирование, опрос |
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; | Уровень знаний видов вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении подразделений технического обеспечения, связи, РЭБ, мотострелковых и артиллерийских подразделений | Тестирование, опрос, оценка действий в ходе практических занятий |
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; | Умение обучаемых применять полученные в ходе занятий по ОВС знания в повседневной деятельности | Тестирование, опрос |
- способы защиты населения от оружия массового поражения; | Уровень знаний мероприятий по защите населения при применении ядерного, химического и биологического оружия, при авариях на ПОО, ВОО, РОО, ХОО. | Тестирование, опрос, наблюдение за действиями студентов и их оценка на практическом занятии |
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; | Уровень знаний причин, типов пожаров и способов борьбы с ними, мер по предупреждению пожарной опасности | Тестирование, опрос |