kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

МУ к ПЗ по БЖД для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для обучающихся по специальности

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Просмотр содержимого документа
«МУ к ПЗ по БЖД для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное ообразовательное

учреждение высшего образования

«ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал ТИУ в г. Ноябрьске














БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для обучающихся по специальности

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)



Составитель В.В. Прокопенко


















г. Ноябрьск, 2018 г

Безопасность жизнедеятельности, методические указания к практическим занятиям для обучающихся по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) /сост. В.В. Прокопенко; Филиал ТИУ в г. Ноябрьске. – Ноябрьск ,2018. - 26с.


Методические указания рассмотрены на заседании П(Ц)К общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

___ ______ 201__г, протокол № __.


Председатель П(Ц)К ОПД и ПМ ___________ В.В. Гущин







Аннотация

В разработке представлены методические указания по планированию, организации и контролю по проведению практических занятий обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования. Данная дисциплина изучается на 4 курсе.

Раскрыты дидактические составляющие, формы организации практических занятий, содержание и направленность заданий.

Данные методические указания помогут преподавателю эффективно организовать практические занятия обучающихся, повысят качество изучения и усвоения дисциплины.



















СТРУКТУРА

1 Введение

5

2 Перечень и содержание практических занятий

7

Практическое занятие 1

Выполнение алгоритма действий при использовании средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения. Отработка нормативов по надеванию противогаза и ОЗК.

9

Практическое занятие 2

Выработка модели поведения при землетрясениях, извержениях вулканов, ураганах, бурях, смерчах, грозах, лесных, степных и торфяных пожарах.

10

Практическое занятие 3

Выработка алгоритма действий при снежных заносах, сходе лавин, метели, вьюге, селях, оползнях, при наводнениях.

11

Практическое занятие 4

Выработка алгоритма поведения при автомобильных и железнодорожных авариях (катастрофах), при авариях (катастрофах) на воздушном и водном транспорте.

11

Практическое занятие 5

Выполнение алгоритма действий при возникновении пожара, пользовании средствами пожаротушения.

12

Практическое занятие 6

Выполнение алгоритма действий при возникновении аварии с выбросом сильно действующих ядовитых веществ.

13

Практическое занятие 7

Выработка алгоритма действий при нахождении на территории ведения боевых действий и во время общественных беспорядков, в случае захвата заложником, при обнаружении подозрительных предметов, угрозе совершения или совершенном теракте.

13

Практическое занятие 8

Выполнение строевых приемов «Принятие строевой стойки» и «Повороты на месте».


14


Практическое занятие 9

Выполнение движений строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте.

14

Практическое занятие 10

Выполнение поворотов в движении.

15

Практическое занятие 11

Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении.

15

Практическое занятие 12

Выполнение строевых приемов «Выход из строя и постановка в строй», «Подход к начальнику и отход от него».

15

Практическое занятие 13

Выполнение построений и перестроений в одношереножный и двухшереножный строй, выравнивание, размыкание и смыкание строя.

19

Практическое занятие 14

Выполнение неполной разборки и сборки автомата.

19

Практическое занятие 15

Выполнение приемов: принятие положения для стрельбы, подготовка автомата к стрельбе, прицеливание.

20

Практическое занятие 16

Выполнение нормативов по неполной разборке и сборке автомата.

20

Практическое занятие 17

Выполнение алгоритма действий при остановке кровотечений и обработке ран, наложении кровоостанавливающего жгута (закрутки), пальцевое прижатие артерий.

21

Практическое занятие 18

Выполнение алгоритма действий при наложении повязок на голову, туловище, верхние и нижние конечности.

21

Практическое занятие 19

Выполнение алгоритма действий при оказании первой (доврачебной) помощи при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания

22

Практическое занятие 20

Выполнение алгоритма действий при наложении шины на место перелома, транспортировке пораженного.

22

Практическое занятие 21

Выполнение алгоритма действий при оказании первой (доврачебной) помощи при поражении электрическим током.

23

Практическое занятие 22

Выполнение алгоритма действий при оказании первой (доврачебной) помощи при утоплении.

23

Практическое занятие 23

Выполнение на тренажере прекордиального удара, непрямого массажа сердца

24

3 Критерии оценки работы обучающихся

24

4 Список литературы

25



ВВЕДЕНИЕ


Цель практических занятий – закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях, формирование навыков работы с литературой, организации учебного материала и выступления с докладом и сообщением.

Цели и задачи учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

  • применять первичные средства пожаротушения;

  • владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности;

  • оказывать первую помощь пострадавшим.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

  • основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

  • основы военной службы и обороны государства;

  • задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

  • способы защиты населения от оружия массового поражения

  • меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

  • организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;

  • основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

  • область применения получаемых знаний при исполнении обязанностей военной службы;

  • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим;



Методические указания разработаны с целью самостоятельной подготовки обучающихся к практическим занятиям.

Практические занятия являются важным звеном в организации учебного процесса, одним из видов самостоятельной и исследовательской деятельности обучающихся. При самостоятельной подготовке обучающихся предусматривается изучение литературы, информации из периодической печати, работа с ресурсами Интернет, разработка творческих заданий, схем, таблиц, проектов.

Практическое занятие проводится после изучения теоретического материала. Методические указания включают тему и цель каждого занятия, описание содержания определенной темы занятия, методики организации, представлены средства, порядок проведения работы, предложены вопросы и тестовые задания, критерии оценки работы обучающихся, список литературы, необходимой для подготовки к каждому практическому занятию.

Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися общими компетенциями (ОК):


ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирования. Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет.



2 Перечень и содержание практических занятий


Подготовка к практическим занятиям должна начинаться с изучения соответствующей учебной и методической литературы, учебных лекций, источников Интернет по теме практического занятия. Усвоив содержание, необходимо внимательно ознакомиться с рекомендациями по этой теме. Особенно внимательно следует отнестись к подходам решения проблем, выполнения творческих заданий. Необходимый для выполнения заданий материал приведен в перечне литературы по каждой теме из приведенного ниже списка литературных источников, рекомендуемых для подготовки к практическим занятиям.

Порядок выполнения работы сводится к следующему:

- запись темы и цели работы;

- актуализация теоретических знаний, необходимых для выполнения работы;

- выполнение заданий по алгоритму, творческих заданий и диагностических методик, интерактивных упражнений, моделирование ситуаций, экспериментирование;

- ознакомление со способами отражения, фиксации полученных результатов;

- обобщение и систематизация результатов в виде схем, таблиц, рисунков, диаграмм, алгоритмов, выводов, рекомендаций;

- презентация полученных результатов, защита.

Практическое усвоение теоретических основ курса завершается выполнением заданий, которые включают необходимые вопросы. Приступая к выполнению задания, обучающийся должен, прежде всего, уяснить сущность проблемы и подобрать методы, средства его выполнения. Необходимо внимательно проанализировать ситуацию и предложить пути ее решения. Если в задании приведены варианты решений, то требуется оценить их эффективность, оригинальность решения и объективность. Помимо этого необходимо ответить на теоретические вопросы, поставленные в задании в связи с предложенной ситуацией. По каждой теме, выносимой на практические занятия, даются контрольные вопросы. Следует подчеркнуть, что условия заданий сформулированы таким образом, чтобы обучающиеся могли выполнить их и ответить на возникающие вопросы, опираясь на источники изучаемой темы, а также на пройденный материал. Выполнение заданий представляется в письменном виде. Все выводы обосновываются ссылками на теоретические аспекты проблемы.

На практическом занятии обучающийся должен уметь кратко устно пояснить, с чем связана проблема, дать оценку ситуации и обосновать свое решение с обязательными ссылками на конкретные методические положения.




Тема

Кол-во часов

Уровень выпол-нения работы (1,2,3)

Форма организации работы (фронтальная, групповая, индивидуальная)

Практическое занятие 1

Выполнение алгоритма действий при использовании средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения. Отработка нормативов по надеванию противогаза и ОЗК.

2

2

фронтальная, индивидуальная

Практическое занятие 2

Выработка модели поведения при землетрясениях, извержениях вулканов, ураганах, бурях, смерчах, грозах, лесных, степных и торфяных пожарах.

2

2

фронтальная, индивидуальная

Практическое занятие 3

Выработка алгоритма действий при снежных заносах, сходе лавин, метели, вьюге, селях, оползнях, при наводнениях.

2

2

фронтальная, индивидуальная

Практическое занятие 4

Выработка алгоритма поведения при автомобильных и железнодорожных авариях (катастрофах), при авариях (катастрофах) на воздушном и водном транспорте.

2

2

фронтальная, индивидуальная

Практическое занятие 5

Выполнение алгоритма действий при возникновении пожара, пользовании средствами пожаротушения.

2

2

фронтальная, индивидуальная

Практическое занятие 6

Выполнение алгоритма действий при возникновении аварии с выбросом сильно действующих ядовитых веществ.

2

2

фронтальная, индивидуальная

Практическое занятие 7

Выработка алгоритма действий при нахождении на территории ведения боевых действий и во время общественных беспорядков, в случае захвата заложником, при обнаружении подозрительных предметов, угрозе совершения или совершенном теракте.

2

2

фронтальная, индивидуальная

Практическое занятие 8

Выполнение строевых приемов «Принятие строевой стойки» и «Повороты на месте».

2

2

фронтальная, индивидуальная

Практическое занятие 9

Выполнение движений строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте.



фронтальная, индивидуальная

Практическое занятие 10

Выполнение поворотов в движении.



фронтальная, индивидуальная

Практическое занятие 11

Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении.



фронтальная, индивидуальная

Практическое занятие 12

Выполнение строевых приемов «Выход из строя и постановка в строй», «Подход к начальнику и отход от него».



фронтальная, индивидуальная

Практическое занятие 13

Выполнение построений и перестроений в одношереножный и двухшереножный строй, выравнивание, размыкание и смыкание строя.



фронтальная, индивидуальная

Практическое занятие 14

Выполнение неполной разборки и сборки автомата.



фронтальная, индивидуальная

Практическое занятие 15

Выполнение приемов: принятие положения для стрельбы, подготовка автомата к стрельбе, прицеливание.



фронтальная, индивидуальная

Практическое занятие 16

Выполнение нормативов по неполной разборке и сборке автомата.



фронтальная, индивидуальная

Практическое занятие 17

Выполнение алгоритма действий при остановке кровотечений и обработке ран, наложении кровоостанавливающего жгута (закрутки), пальцевое прижатие артерий.



фронтальная, индивидуальная

Практическое занятие 18

Выполнение алгоритма действий при наложении повязок на голову, туловище, верхние и нижние конечности.



фронтальная, индивидуальная

Практическое занятие 19

Выполнение алгоритма действий при оказании первой (доврачебной) помощи при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания



фронтальная, индивидуальная

Практическое занятие 20

Выполнение алгоритма действий при наложении шины на место перелома, транспортировке пораженного.



фронтальная, индивидуальная

Практическое занятие 21

Выполнение алгоритма действий при оказании первой (доврачебной) помощи при поражении электрическим током.



фронтальная, индивидуальная

Практическое занятие 22

Выполнение алгоритма действий при оказании первой (доврачебной) помощи при утоплении.



фронтальная, индивидуальная

Практическое занятие 23

Выполнение на тренажере прекардиального удара, непрямого массажа сердца



фронтальная, индивидуальная


Практическое занятие № 1.

Тема: «Выполнение алгоритма действий при использовании средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения. Отработка нормативов по надеванию противогаза и ОЗК.

Цель занятия: Закрепление теоретических знаний применение средств индивидуальной защиты в ЧС (противогазы, ВМП, ОЗК).

Средства обучения: учебные пособия, опорный конспект.

Объем аудиторных часов: 2 час.

Перечень вопросов выносимых на обсуждение:

  1. Перечислите индивидуальные средства органов дыхания

  2. Перечислите средства защиты кожи

  3. Перечислите медицинские средства защиты

  4. Чем определяется надежность противогаза?

  5. Что значит фильтрующий противогаз?

  6. Что значит изолирующий противогаз?

  7. Перед применением противогаза, что необходимо проверить?

  8. В каком положении может находиться противогаз?

  9. Что необходимо сделать при переводе противогаза в «боевое» положение?

  10. Когда считается, что противогаз одет правильно?

  11. О чем нужно помнить при пользовании противогазом зимой?

  12. Как правильно хранить противогаз?

  13. Что необходимо сделать при загрязнении шлем - маски?

  14. Каков гарантийный срок хранения противогазов?

  15. Закрепить знания о СИЗ, СИЗОД, о медицинских средствах защиты.

  16. Научиться изготавливать ватно-марлевую повязку.

  17. Научиться использовать СИЗОД (противогаз, ВМП)

  18. Научиться одевать ОЗК

Задания к выполнению практической работы:

1. Выполнить тест «Индивидуальные средства защиты»

2. Изучить документы, регламентирующие хранение, использование, приобретение индивидуальных средств защиты.

Учебник БЖД Микрюков В.Ю. стр.; http://www.balama.ru, http://rudocs.exdat.com/

3. Ответить на контрольные вопросы

4. Надеть противогаз, ОЗК.

5. Снять противогаз, ОЗК

6. Упаковать для хранения противогаз, ОЗК.




Практическое занятие № 2.

Тема: «Выработка модели поведения при землетрясениях, извержениях вулканов, ураганах, бурях, смерчах, грозах, лесных, степных и торфяных пожарах».

Цель занятия: Закрепление теоретических знаний о РСЧС, о защите населения и территорий от ЧС и приобретение практических умений в решении ситуационных задач.

Средства обучения: ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», ситуационные задачи, тетрадь для практических работ, учебные пособия, опорный конспект.

Объем аудиторных часов: 2 час.

Перечень вопросов выносимых на обсуждение:

  1. Сколько глав, статей содержит закон?

  2. Когда вступил в силу ФЗ?

  3. Какие основные понятия раскрываются в 1 статье?

  4. В какой статье раскрываются обязанности организаций в области защиты населения и территорий от ЧС? Перечислите их.

  5. В какой статье раскрывается подготовка населения в области защиты от ЧС.

  6. Каким образом проводится пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС?

Задания к выполнению практической работы:

1.Изучить ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»

2.Составить конспект.

3. Решить ситуационные задачи.



Практическое занятие № 3.

Тема: «Выработка алгоритма действий при снежных заносах, сходе лавин, метели, вьюге, селях, оползнях, при наводнениях».

Цель занятия: Закрепление теоретических знаний по планированию и организации выполнения эвакуационных мероприятий на объекте экономики и приобретение практических умений по эвакуационным мероприятиям.

Средства обучения: Учебные пособия. Методические указания. Планирование и организация выполнения эвакуационных мероприятий на объекте экономики, тетрадь для практических работ.

Объем аудиторных часов: 2 час.

Перечень вопросов выносимых на обсуждение:

  1. Назначение и задачи ГО.

  2. Кто является начальником штаба ГО?

  3. Какие формирования ГО создаются в учебном учреждении?

  4. Как составить план оповещения?

  5. Где осуществляется подготовка формирований ГО?

Задания к выполнению практической работы:

1.Ответиь на тесты по ФЗ «О гражданской обороне», Тест состоит из 15 вопросов, содержит 4 варианта ответов, один из них правильный.

2. Изучить материал учебника. В практических тетрадях начертить схему организации ГО в учебном заведении.

3. Изучить план мероприятий, схему оповещения, составить план мероприятий по ГО. (Приложение4)


Практическое занятие № 4.

Тема: «Выработка алгоритма поведения при автомобильных и железнодорожных авариях (катастрофах), при авариях (катастрофах) на воздушном и водном транспорте».

Цель занятия: Закрепление теоретических знаний по планированию и организации выполнения эвакуационных мероприятий на объекте экономики и приобретение практических умений по эвакуационным мероприятиям.

Средства обучения: Учебные пособия, Методические указания. Планирование и организация выполнения эвакуационных мероприятий на объекте экономики, тетрадь для практических работ.

Объем аудиторных часов: 2 час.

Перечень вопросов выносимых на обсуждение:

  1. СИЗ это?

  2. СИЗОД это?

  3. Перечислите СИЗОД.

  4. Перечислите СИЗ кожи.

  5. Перечислите медицинские средства защиты?

  6. Назовите порядок изготовления ВМП.

Задания к выполнению практической работы:

  1. Составить план ответа по теме. Информация сайт www.42.mchs.gov.ru/.../bd0dfb6eb1327b9839c9126a43b08e9b.rtf (Приложение6)

  2. Составление плана оповещения, плана эвакуации.

  3. Эвакуация из помещения в различных ситуациях.


Практическое занятие № 5.

Тема: «Выполнение алгоритма действий при возникновении пожара, пользовании средствами пожаротушения».

Цель занятия:

1.Изучить закон «О пожарной безопасности»

2.Изучить памятки по правилам безопасного поведения при пожарах.

3 Научиться пользоваться огнетушителем.

4.Закрепление знаний о мерах пожарной безопасности и правилах безопасного поведения при пожарах.

5. Приобретение умений использования первичных средств пожаротушения.

Средства обучения: учебные пособия, памятки, огнетушитель, учебный фильм, ФЗ «О пожарной безопасности» (Приложение 2) опорный конспект.

Объем аудиторных часов: 2 час.

Перечень вопросов выносимых на обсуждение:

  1. Перечислите поражающие факторы пожара.

  2. Как оказать помощь пострадавшим при пожаре, взрыве?

  3. Перечислите средства пожаротушения.

  4. Назовите ФЗ, который отражает права, обязанности, ответственность граждан в области пожарной безопасности

  5. Назовите алгоритм правил при пожаре в помещении.

Задания к выполнению практической работы:

1.Просмотреть учебный фильм

2. Изучить ФЗ «О пожарной безопасности»

3. Законспектировать статьи, раскрывающие права, обязанности, ответственность граждан в области пожарной безопасности.

4. Изучить памятки.

5. Ответить на вопросы

6 . Практическое использование огнетушителя.

Практическое занятие № 6.

Тема: «Выполнение алгоритма действий при возникновении аварии с выбросом сильно действующих ядовитых веществ».

Цель занятия: Выявление и оценка возможной радиационной обстановки при разрушении ЯЭР методом прогнозирования.

Средства обучения: Видеофильм, проектор, компьютер, учебные пособия, опорный конспект. варианты заданий, таблицы, приложения.

Объем аудиторных часов: 2 час.

Перечень вопросов выносимых на обсуждение:

  1. Дайте характеристику радиационно-опасных объектов.

  2. Перечислите поражающие факторы аварии на радиационно-опасном объекте.

  3. Опишите способы защиты населения от аварий на радиационно-опасных объектах.

Задания к выполнению практической работы:

Повторить порядок выявления и оценки возможной радиационной обстановки.



Практическое занятие № 7.

Тема: «Выработка алгоритма действий при нахождении на территории ведения боевых действий и во время общественных беспорядков, в случае захвата заложником, при обнаружении подозрительных предметов, угрозе совершения или совершенном теракте».

Цель занятия: Закрепление теоретических знаний о терроризме и приобретение практических навыков поведения при обнаружении взрывных устройств.

Средства обучения: Памятка по действиям при террористических актах, ФЗ «О противодействии терроризму» (Приложение9) учебный фильм «Действия населения при угрозе террористического акта».

Объем аудиторных часов: 2 час.

Перечень вопросов выносимых на обсуждение:

  1. Что такое терроризм?

  2. Что включает в себя террористическая деятельность?

  3. Раскройте понятие террористического акта.

  4. Что означает противодействие терроризму?

  5. Контртеррористическая операция это?

  6. Для чего применяются Вооруженные Силы Российской Федерации в борьбе с терроризмом?

  7. Кто принимает решение о применении Вооруженными Силами Российской Федерации вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз?

  8. Перечислите категории лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, подлежащих правовой и социальной защите.

  9. Ответственность организаций за причастность к терроризму.

  10. Вознаграждение за содействие борьбе с терроризмом

Задания к выполнению практической работы:

1.Просмотреть учебный фильм.

2.Изучить ФЗ «О противодействии терроризму».

Выписать основные понятия ст. 3 ФЗ «О противодействии терроризму».

3. Изучить памятку по действиям при террористических актах.

4. Составить алгоритм поведения при обнаружении взрывных устройств.



Практическое занятие № 8.

Тема: «Выполнение строевых приемов «Принятие строевой стойки» и «Повороты на месте».

Цель занятия:

1. Выработать навыки в выполнении строевой стойки и поворотов на месте.

2. Дать практику в подаче команд.

3. Выработка строевой выправки обучаемых.

Средства обучения:

1.Строевой плац (строевая площадка).

2. Строевой устав ВС РФ.

Объем аудиторных часов: 2 час.

Перечень вопросов выносимых на обсуждение:

1. Для чего нужна строевая подготовка?

2. Когда принимается строевая стойка?

3. Какая команда подается для принятия строевой стойки?

4. Какая команда подается для выполнения поворотов?

Задания к выполнению практической работы:

Практически отработать строевой прием строевая стойка и повороты на месте.



Практическое занятие № 9.

Тема: «Выполнение движений строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте».

Цель занятия:

1. Выработать навыки в движения походным строем.

2. Дать практику в подаче команд.

3. Выработка строевой слаженности обучаемых.

Средства обучения:

1.Строевой плац (строевая площадка).

2. Строевой устав ВС РФ.

Объем аудиторных часов: 2 час.

Перечень вопросов выносимых на обсуждение:

1. Какие строи бывают?

2. Для чего применяется одношереножный и двухшереножный строй?

  1. Команды, подаваемые для перестроения?

Задания к выполнению практической работы:

Практически отработать строевой прием перестроение в одношереножный и двухшереножный строй, выравнивание, отработать строевую слаженность группы.


Практическое занятие № 10.

Тема: «Выполнение поворотов в движении».

Цель занятия:

1. Выработать навыки в выполнении строевого приема повороты в движении.

2. Дать практику в подаче команд.

3. Выработка строевой выправки обучаемых.

Средства обучения:

1.Строевой плац (строевая площадка).

2. Барабан.

3. Строевой устав ВС РФ.

Объем аудиторных часов: 2 час.

Перечень вопросов выносимых на обсуждение:

1. Для чего применяется повороты в движении?

2. Какие команды подается для выполнения поворотов в движении?

Задания к выполнению практической работы:

Практически отработать строевой прием, движение повороты в движении.



Практическое занятие № 11.

Тема: «Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении».

Цель занятия:

1. Выработать навыки в выполнении строевого приема строевой шаг.

2. Дать практику в подаче команд.

3. Выработка строевой выправки обучаемых.

Средства обучения:

1.Строевой плац (строевая площадка).

2. Строевой устав ВС РФ.

Объем аудиторных часов: 2 час.

Перечень вопросов выносимых на обсуждение:

1. Для чего применяется строевой шаг?

2. Высота подъема ноги при строевом шаге?

3. Какая команда подается для движения строевым шагом?

4. Какая команда подается для движения походным шагом?

Задания к выполнению практической работы:

Практически отработать строевой прием движение строевым шагом.



Практическое занятие № 12.

Тема: «Выполнение строевых приемов «Выход из строя и постановка в строй», «Подход к начальнику и отход от него».

Цель занятия:

1. Выработать навыки в выполнении строевого приема выход из строя и постановка в строй, подход к начальнику и отход от него.

2. Дать практику в подаче команд.

3. Выработка строевой выправки обучаемых.

Средства обучения:

1.Строевой плац (строевая площадка).

2. Строевой устав ВС РФ.

Объем аудиторных часов: 2 час.

Перечень вопросов выносимых на обсуждение:

    1. Для чего применяется строевой прием выход из строя?

    2. Для чего применяется строевой прием подход к начальнику?

    3. Команды, подаваемые для выполнения строевых приемов?

Для выхода военнослужащего из строя подается команда.

Например: "Рядовой Иванов. ВЫЙТИ ИЗ СТРОЯ НА СТОЛЬКО-ТО ШАГОВ" или "Рядовой Иванов. КО МНЕ (БЕГОМ КО МНЕ)".

На практическом занятии осуществляется:

Обучаемый, услышав свою фамилию, отвечает: "Я", а по команде о выходе (о вызове) из строя отвечает: "Есть". По первой команде обучаемый строевым шагом выходит из строя на указанное количество шагов, считая от первой шеренги, останавливается и поворачивается лицом к строю. По второй команде военнослужащий, сделав один-два шага от первой шеренги прямо, на ходу поворачивается в сторону начальника, кратчайшим путем строевым шагом подходит (подбегает) к нему и, остановившись за два-три шага, докладывает о прибытии.

Доклад о прибытии. Например: "Товарищ лейтенант. Рядовой Иванов по вашему приказу прибыл" или "Товарищ полковник. Капитан Петров по вашему приказу прибыл".

Для возвращения военнослужащего в строй подается команда.

Например: "Рядовой Иванов. СТАТЬ В СТРОЙ" или только "СТАТЬ В СТРОЙ".

По команде "Рядовой Иванов" военнослужащий, стоящий лицом к строю, услышав свою фамилию, поворачивается лицом к начальнику и отвечает: "Я", а по команде "СТАТЬ В СТРОЙ", если он без оружия или с оружием в положении "за спину", прикладывает руку к головному убору, отвечает: "Есть", поворачивается в сторону движения, с первым шагом опускает руку, двигаясь строевым шагом, кратчайшим путем становится на свое место в строю.

Если подается только команда "СТАТЬ В СТРОЙ", военнослужащий возвращается в строй без предварительного поворота к начальнику.

1. Подход к начальнику рекомендуется разучивать по разделениям на три счета. По счету "делай – РАЗ" левой ногой сделать строевой шаг вперед, произведя движение руками в такт шага, и зафиксировать положение на левой ноге, руки опущены к бедрам. По счету "делай – ДВА" приставить правую ногу и одновременно приложить правую руку к головному убору. По счету "делай – ТРИ" руку опустить к бедру. После этого упражнение повторяется.

2. Разучивание подхода к начальнику можно проводить на четыре счета с движением вперед на три шага. По команде "Подход к начальнику, по разделениям на четыре счета, с движением три шага вперед – начи – НАЙ". По счету "РАЗ, ДВА, ТРИ" сделать три строевых шага вперед, по счету "четыре" приставить правую ногу к левой и одновременно правую руку приложить к головному убору. По следующему счету "раз, два, три" руку держать у головного убора, а по счету "четыре" опустить. Упражнение повторяется несколько раз.

3. Разучивание отхода от начальника по разделениям рекомендуется проводить на четыре счета по команде "Отход от начальника, по разделениям на четыре счета – начи – НАЙ". По счету "делай – РАЗ" все солдаты отделения прикладывают правую руку к головному убору и отвечают: "Есть". По счету "делай – ДВА" поворачиваются кругом (направо, налево) и приставляют правую ногу. По счету "делай – ТРИ" с первым шагом (с постановкой левой ноги на землю) опускают руку. По счету "делай – ЧЕТЫРЕ" приставляют правую ногу к левой.

4. Для привития обучаемым твердых навыков в действиях при подходе к начальнику и отходе от него рекомендуется тренировать их в обычном темпе на девять счетов. Для этого отделение выстраивается в колонну по одному. По команде "Подход к начальнику и отход от него, на девять счетов, с подсчетом вслух – начи – НАЙ" военнослужащие по первым трем счетам делают три шага вперед, начиная с левой ноги. По счету "ЧЕТЫРЕ" одновременно с приставлением правой ноги к левой прикладывают правую руку к головному убору, по счету "ПЯТЬ" опускают руку. По счету "ШЕСТЬ" вновь прикладывают руку к головному убору. По счету "СЕМЬ", "ВОСЕМЬ" поворачиваются кругом. По счету "ДЕВЯТЬ" приставляют правую ногу к левой.

Подход к начальнику


Прием, команда, действие

Ошибки

Выход из строя и возвращение в строй

Выход из строя и возвращение в строй производится походным шагом.

Выход из строя осуществлен не на указанное количество шагов.

После выхода не осуществлен поворот лицом к строю.

Нет ответа: Есть после команды о выходе из строя.

По команде, например: “Рядовой ИВАНОВ”, военнослужащий, стоящий лицом к строю, не повернулся к начальнику или не ответил “Я”.

По команде “Стать в строй” военнослужащий не приложил руку к головному убору или не ответил “Есть”.

Нарушается положение строевой стойки.

Возвращение в строй производится не кратчайшим путем.

Остальные недостатки те же, что и при движении строевым шагом.

Подход к начальнику вне строя и отход от него

Военнослужащий, услышавший свое воинское звание и фамилию, не повернулся лицом к начальнику и не ответил “Я”.

При подходе к начальнику за 5-6 шагов не перешел на строевой шаг.

Получив приказ, военнослужащий не приложил или неправильно приложил руку к головному убору.

Нет ответа “Есть” после получения приказа.

При отходе не сделал 3-4 шага строевым шагом.

Остальные недостатки те же, что и при выполнении предыдущих приемов.

Подход к начальнику из строя и отход от него

При выходе из строя военнослужащий не сделал 1-2 шага от первой шеренги прямо или не выполнил в движении поворот в сторону начальника.

Подход (отход) осуществлен не кратчайшим путем.

При подходе военнослужащий не одновременно с приставлением ноги приложил руку к головному убору.

Остальные недостатки те же, что при выходе и возвращении в строй.

Задания к выполнению практической работы:

Практически отработать строевой прием выход из строя и постановка в строй, подход к начальнику и отход от него.


Практическое занятие № 13.

Тема: «Выполнение построений и перестроений в одношереножный и двухшереножный строй, выравнивание, размыкание и смыкание строя».

Цель занятия:

1. Выработать навыки в выполнении строевого приема перестроение в одношереножный и двухшереножный строй, выравнивание, размыкание и смыкание строя, повороты строя на месте.

2. Дать практику в подаче команд.

3. Выработка строевой выправки обучаемых.

Средства обучения:

1.Строевой плац (строевая площадка).

2. Строевой устав ВС РФ.

Объем аудиторных часов: 2 час.

Перечень вопросов выносимых на обсуждение:

    1. Какие строи бывают?

    2. Для чего применяется одношереножный и двухшереножный строй?

    3. Команды, подаваемые для перестроения?

Задания к выполнению практической работы:

Практически отработать строевой прием перестроение в одношереножный и двухшереножный строй, выравнивание, размыкание и смыкание строя, повороты строя на месте.



Практическое занятие № 14.

Тема: «Выполнение неполной разборки и сборки автомата».

Цель занятия: Закрепление теоретических знаний об основных видах вооружения, военной техники, специального снаряжения состоящих на вооружении ВС РФ, приобретение практических навыков разборки, сборки автомата Калашникова, стрельбы из пневматического оружия.

Средства обучения: Видеофильм, проектор, компьютер, тир, автомат, пневматическое оружие, тетради для практических работ.

Объем аудиторных часов: 2 час.

Перечень вопросов выносимых на обсуждение:

1. Характеристика нового русского автомата.

2. Что планируется в рамках государственной программы вооружения на 2011-2020г?

Задания к выполнению практической работы:

  1. Познакомиться с основными видами вооружения.

  2. Научиться разбирать, собирать автомат.

  3. Научиться стрелять из пневматического оружия.



Практическое занятие № 15.

Тема: «Выполнение приемов: принятие положения для стрельбы, подготовка автомата к стрельбе, прицеливание».

Цель занятия:

1. Практически отработать с обучаемыми действия по принятию положения для стрельбы лежа.

2. Практически отработать с обучаемыми действия по выполнению нормативов № 1,2 по огневой подготовке.

3. Формирование навыков умелого обращения с оружием

Средства обучения:

1. Автомат АК-74.

2. Столы для сборки-разборки оружия.

3. Руководство по 5.45-мм автомату Калашникова (АК74, АКС74, АК74Н, АКС74Н) и 5.45 РПК (РПК 74, РПКС 74, РПК 74 Н, РПКС 74 Н).

4. Стол для стрельбы, полигон, стрельбище.

Объем аудиторных часов: 2 час.

Перечень вопросов выносимых на обсуждение:

1.Назначение и ТТХ АК-74?

2.В каких случаях производится неполная и полная разборка и сборка АК-74?

3.Назначение частей АК-74?

4. Временные показатели выполнения нормативов № 1,2,7,8.

Задания к выполнению практической работы:

Практическая отработка нормативов по огневой подготовке №7,8 по неполной разборке и сборке автомата.


Практическое занятие № 16.

Тема: «Выполнение нормативов по неполной разборке и сборке автомата».

Цель занятия:

1. Отработать с обучаемыми нормативы по огневой подготовке №7,8.

2. Формирование навыков умелого обращения с оружием.

3. Воспитание чувства гордости за Отечественное оружие.

Средства обучения:

1. Автомат АК-74.

2. Столы для сборки-разборки оружия.

3. Руководство по 5.45-мм автомату Калашникова (АК74, АКС74, АК74Н, АКС74Н) и 5.45 РПК (РПК 74, РПКС 74, РПК 74 Н, РПКС 74 Н).

Объем аудиторных часов: 2 час.

Перечень вопросов выносимых на обсуждение:

1.Назначение и ТТХ АК-74?

2.В каких случаях производится неполная и полная разборка и сборка АК-74?

3.Назначение частей АК-74?

4. Временные показатели выполнения нормативов № 7,8.

Задания к выполнению практической работы:

Практическая отработка нормативов по огневой подготовке №7,8 по неполной разборке и сборке автомата.


Практическое занятие № 17.

Тема: «Выполнение алгоритма действий при остановке кровотечений и обработке ран, наложении кровоостанавливающего жгута (закрутки), пальцевое прижатие артерий».

Цель занятия: Изучить объем и последовательность оказания первой помощи при кровотечениях; привить практические навыки при наложении жгута и повязок на раны.

Средства обучения: Пакет перевязочный индивидуальный – 1 шт. на 2 студента; бинты (узкие и широкие) – 10-15 шт. на группу; сетчато-трубчатые бинты с № 1 до 7-1 комплект на группу; ватно-марлевая повязка – 1 шт. на группу; жгуты (ленточные, трубчатые, матерчатые) – 1 шт. на 2 студента; косынки – 1 шт. на 2 студента; салфетки – 2 пачки на группу, вата компрессная – 2 пачки на группу; куски белой хлопчатобумажной ткани; секундомер – 1 шт. на группу; плакаты.

Объем аудиторных часов: 2 час.

Перечень вопросов выносимых на обсуждение:

  1. 1. Правила и приемы наложения бинтовых повязок.

  2. 2. Виды бинтовых повязок.

  3. 3. При каких травмах применяется пакет перевязочный индивидуальный?

  4. 4. Виды кровотечений.

Задания к выполнению практической работы:

Повторить последовательность оказания первой помощи при кровотечениях.


Практическое занятие № 18.

Тема: «Выполнение алгоритма действий при наложении повязок на голову, туловище, верхние и нижние конечности».

Цель занятия: Изучить объем и последовательность оказания первой помощи при травмах (ушибах, вывихах, переломах); алгоритм действий при наложении повязок на голову, туловище, верхние и нижние конечности, привить практические навыки при наложении шин.

Средства обучения: Пакет перевязочный индивидуальный – 1 шт. на 2 студента; бинты (узкие и широкие) – 10-15 шт. на группу; сетчато-трубчатые бинты с № 1 до 7-1 комплект на группу; ватно-марлевая повязка – 1 шт. на группу; жгуты (ленточные, трубчатые, матерчатые) – 1 шт. на 2 студента; косынки – 1 шт. на 2 студента; салфетки – 2 пачки на группу, вата компрессная – 2 пачки на группу; куски белой хлопчатобумажной ткани; подручные средства иммобилизации: полоски фанеры, рейки и др. длиной 30—50 см, 70—150 см, секундомер – 1 шт. на группу; плакаты.

Объем аудиторных часов: 2 час.

Перечень вопросов выносимых на обсуждение:

  1. Первая помощь при ушибах.

  2. Какие существуют травмы?

  3. Первая помощь при растяжении связок и вывихах.

  4. Первая помощь при переломах.

  5. Назовите виды кровотечений?

  6. Характеристика видов кровотечений?

  7. Правила наложения кровоостанавливающего жгута?

Задания к выполнению практической работы:

1.Повторить последовательность оказания первой помощи при травмах. 2.Практически отработать вопросы наложения жгута (закрутки), и пальцевого прижатия артерий.


Практическое занятие № 19.

Тема: «Выполнение алгоритма действий при оказании первой (доврачебной) помощи при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания».

Цель занятия: Изучить объем и последовательность оказания первой помощи при кровотечениях; привить практические навыки при наложении жгута и повязок на раны, при травмах (ушибах, вывихах, переломах); привить практические навыки при наложении шин.

Средства обучения: Пакет перевязочный индивидуальный – 1 шт. на 2 студента; бинты (узкие и широкие) – 10-15 шт. на группу; сетчато-трубчатые бинты с № 1 до 7-1 комплект на группу; ватно-марлевая повязка – 1 шт. на группу; жгуты (ленточные, трубчатые, матерчатые) – 1 шт. на 2 студента; косынки – 1 шт. на 2 студента; салфетки – 2 пачки на группу, вата компрессная – 2 пачки на группу; куски белой хлопчатобумажной ткани; подручные средства иммобилизации: полоски фанеры, рейки и др. длиной 30—50 см, 70—150 см, секундомер – 1 шт. на группу; плакаты.

Объем аудиторных часов: 2 час.

Перечень вопросов выносимых на обсуждение:

  1. Первая помощь при ушибах.

  2. Какие существуют травмы?

  3. Первая помощь при растяжении связок и вывихах.

  4. Первая помощь при переломах.

Задания к выполнению практической работы:

Повторить последовательность оказания первой помощи при травмах.


Практическое занятие № 20.

Тема: «Выполнение алгоритма действий при наложении шины на место перелома, транспортировке пораженного».

Цель занятия: Изучить объем и последовательность оказания первой помощи при кровотечениях; привить практические навыки при наложении жгута и повязок на раны, при травмах (ушибах, вывихах, переломах); привить практические навыки при наложении шин.

Средства обучения: Пакет перевязочный индивидуальный – 1 шт. на 2 студента; бинты (узкие и широкие) – 10-15 шт. на группу; сетчато-трубчатые бинты с № 1 до 7-1 комплект на группу; ватно-марлевая повязка – 1 шт. на группу; жгуты (ленточные, трубчатые, матерчатые) – 1 шт. на 2 студента; косынки – 1 шт. на 2 студента; салфетки – 2 пачки на группу, вата компрессная – 2 пачки на группу; куски белой хлопчатобумажной ткани; подручные средства иммобилизации: полоски фанеры, рейки и др. длиной 30—50 см, 70—150 см, секундомер – 1 шт. на группу; плакаты.

Объем аудиторных часов: 2 час.

Перечень вопросов выносимых на обсуждение:

  1. Первая помощь при ушибах.

  2. Какие существуют травмы?

  3. Первая помощь при растяжении связок и вывихах.

  4. Первая помощь при переломах.

Задания к выполнению практической работы:

Повторить последовательность оказания первой помощи при травмах.


Практическое занятие № 21.

Тема: «Выполнение алгоритма действий при оказании первой (доврачебной) помощи при поражении электрическим током».

Цель занятия: Обучение приемам оказания первой доврачебной помощи пострадавшему от электрического тока.

Средства обучения: Теоретические аспекты оказания первой доврачебной помощи человеку, пораженному электрическим током

Объем аудиторных часов: 2 час.

Перечень вопросов выносимых на обсуждение:

1.Назовите этапы оказания первой доврачебной помощи человеку пострадавшему от воздействия электрическим током

2. Как производится освобождение пострадавшего от действия тока?

3. Правила оказания первой доврачебной медицинской помощи пострадавшему от действия тока.

4. Следует ли оказывать помощь пострадавшему, у которого остановилось дыхание и сердцебиение?

5. Правила выполнения искусственного дыхания

Задания к выполнению практической работы:

1. Изучить основные теоретические сведения по освобождению пострадавшего от электрического тока, соблюдая при этом технику безопасности.

2. Продемонстрировать приемы освобождения человека от действия тока;

3. Оказание пострадавшему доврачебной медицинской помощи.


Практическое занятие № 22.

Тема: «Выполнение алгоритма действий при оказании первой (доврачебной) помощи при утоплении».

Цель занятия:

Алгоритм оказания первой помощи.

Отработка действий первой помощи при утоплении.

Средства обучения:

Теоретические аспекты оказания первой доврачебной помощи человеку при утоплении.

Объем аудиторных часов: 2 час.

Перечень вопросов выносимых на обсуждение:

1. Виды утопления (истинное, асфиксическое, синкопальное), причины, их особенности.

2. Причины истинного утопления. Методика освобождения дыхательных путей от воды, тины, рвотных масс и других инородных тел.

3. Профилактические мероприятия при травмах.

Задания к выполнению практической работы:

4. Первая помощь при утоплениях.

5. Утопления: виды, причины, особенности оказания первой помощи.


Практическое занятие № 23.

Тема: «Выполнение на тренажере прекардиального удара, непрямого массажа сердца».

Цель занятия:

1. Практически отработать непрямой массаж сердца.

2. Определение состояния пострадавшего.

Средства обучения:

1.Тренажер.

Объем аудиторных часов: 2 час.

Перечень вопросов выносимых на обсуждение:

1. Что такое непрямой массаж сердца?

2. Что такое прямой массаж сердца?

3. Как осуществляется искусственное дыхание?

Задания к выполнению практической работы:

Практически отработать вопрос выполнения непрямого массажа сердца.



3 Критерии оценки работы обучающихся


Критерии оценки результата – правила определения численной или вербальной оценки при сравнении показателей оценки с результатами (процесса или продукта) действий, демонстрируемых (полученных) аттестуемым.

Аттестация результатов учебных достижений обучающихся по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования проводится с использованием технологии рейтинговой оценки.

Рейтинговая оценка является интегральным показателем, формируемым на основе оценки персональных достижений обучающихся в ходе освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

Система рейтинговой оценки по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» отражена в рабочей программе данной дисциплины. В данной рейтинговой системе также отражены критерии оценивания обучающихся по выполнению практических заданий.

На отделении ведется журнал учета успеваемости обучающихся, где фиксируются результаты экзаменов, дифференцированных зачетов и выполнения обучающимися других видов учебной работы: учебных и производственных практик, курсовых проектов (работ), других заданий на протяжении всего срока учебы.



4 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


3.2.1 Печатные издания

3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы)

  1. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 2 : учебник для СПО / С. В. Белов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 362 с. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru

  2. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебник для СПО / Я. Д. Вишняков [и др.] ; под общ. ред. Я. Д. Вишнякова. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2017. – 430 с. – Режим доступа: https://www.biblio-online.ru

  3. Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс] : учебник и практикум для СПО / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 313 с. – Режим доступа: https://www.biblio-online.ru

  4. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 1 : учебник для СПО / С. В. Белов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 350 с. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru

  5. Суворова, Г. М. Психологические основы безопасности : учебник и практикум для СПО / Г. М. Суворова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 162 с. — (Серия : Профессиональное образование). — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru

  6. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для СПО / С. В. Абрамова [и др.] ; под общ. ред. В. П. Соломина. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 399 с. — (Серия : Профессиональное образование). — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru

  7. Мирюков, В. Ю. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебник / В. Ю. Мирюков. - Москва: КНОРУС, 2015. – 283 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/book

  8. Электронный ресурс «Образовательный ресурс по безопасности жизнедеятельности»: форма доступа http://www.alleng.ru.

  9. Электронный ресурс МО РФ: форма доступа http://mil.ru

  10. Электронный ресурс «МЧС России»: форма доступа http://www.mchs.gov.ru

  11. Электронный ресурс «ОБЖ: основы безопасности жизнедеятельности»: форма доступа http://обж.рф

  12. Электронный ресурс «Библиофонд – электронная библиотека студента»: форма доступа http://www.bibliofond.ru

  13. Электронный ресурс «ВикипедиЯ – свободная энциклопедия»: форма доступа http://ru.wikipedia.org/wiki

  14. Электронный ресурс «Безопасность жизнедеятельности»: форма доступа http://safety-mvu.narod.ru


26


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Прокопенко Виталий Владимирович

Дата: 10.04.2019

Номер свидетельства: 506666

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "КОС ОП.10 БЖД для 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)"
    ["seo_title"] => string(80) "kos_op_10_bzhd_dlia_13_02_11_tekhnicheskaia_ekspluatatsiia_i_obsluzhivanie_elekt"
    ["file_id"] => string(6) "506667"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1554891262"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства