Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дисциплины ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности»
11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
«Вельский индустриально-экономический колледж»
(ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ АО «Вельский
индустриально-экономический
колледж»
_____________ Н.В. Орлов
«____»_____________2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ОУД.06. ОСНОВЫ БезопасностИ жизнедеятельности
Вельск
2018
Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности для специальностей 38.02.04 Коммерция (по отраслям) и 44.02.01 Дошкольное образование разработана в соответствии с Фундаментальным ядром основного общего образования, Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, письмом Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. N 06-259, Примерной программой «Основы безопасности жизнедеятнельности» для профессиональных образовательных организаций. – М.: Академия, 2015.
Организация-разработчик: ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»
Автор:
Сударушкин Эдуард Владимирович, преподаватель ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»
1.пояснительная записка рабочей программы учебной дисциплины
4
2.СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
3. условия реализации программы учебной дисциплины
22
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
27
5.ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ЧАСТИ ФОРМ И МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ, ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
28
6.ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ЧАСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ
32
пояснительная записка рабочей программы учебной дисциплины
ОУД. 06 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности для специальностей 38.02.04 Коммерция (по отраслям) и 44.02.01 Дошкольное образование разработана в соответствии с Фундаментальным ядром основного общего образования, Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, письмом Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. N 06-259, Примерной программой «Основы безопасности жизнедеятнельности» для профессиональных образовательных организаций. – М.: Академия, 2015.
Содержание рабочей программы учебной дисциплины разработано с учетом получаемых специальностей среднего профессионального образования.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в образовательных организациях среднего профессионального образования.
Общая характеристика учебной дисциплины
Дисциплина ОУД. 06 Основы безопасности жизнедеятельности относится к обязательной части и входит в состав базового общеобразовательного цикла ППССЗ для специальностей 38.02.04 Коммерция (по отраслям) и 44.02.01 Дошкольное образование
Рабочая программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций, практических работ, обобщающих уроков.
Приоритетными формами учебных занятий считаются комбиниро-ванные уроки, теоретические уроки с элементами практического занятия.
Формы организации учебного процесса по учебной дисциплине ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности
Формы учебных занятий
Методы обучения
Технология
Лекция
Объяснительно-иллюстративный
Мультимедийная
Практическая работа
Поисковый
Игровая
Теоретические уроки с элемен-тами практического занятия
Частично-поисковый
Здоровьесберегающая
В программе учитывается взаимосвязь репродуктивной и проблемной формы обучения, коллективной и самостоятельной работой.
Исходя из принципов современного образования реализация программы ориентирована на новые подходы к организации общения и сотрудничества на уроке.
При реализации программы учебной дисциплины используются активные и интерактивные формы сотрудничества: «преподаватель – студент», парная и групповая работа, что в свою очередь также влияет на формирование УУД.
Освоение курса сопровождается текущим и промежуточным контролем, включающими в себя тесты и проверочную работу по разделам.
Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет, который включает в себя контрольный тест, охватывающий ключевые темы, термины курса.
1.3. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебнаядисциплина относится к общеобразовательному циклуосновной профессиональной образовательной программы.
1.4. Цели и задачи дисциплины, требования к планируемым результатам освоения дисциплины:
-повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
- снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
- формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
Результаты
Требования к результатам
(по ФГОС СОО)
Планируемые результаты изучаемой дисциплины
Личностные
1)российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
1)развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
2) готовность к служению Отечеству, его защите;
3)формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
4) исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
5)воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;
6) освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
Метапред-метные
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645)
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
9. Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
1) овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
2) овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
3) формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
5)развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
6)формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
7) формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характер-ным признакам их появления, а также на основе анализа специаль-ной информации, получаемой из различных источников;
8) развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обосно-ванные решения и вырабатывать план действий в конкретной опас-ной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
9)формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;
10) развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;
11) освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;
12) приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
13) формирование установки на здоровый образ жизни;
14)развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;
Предметные
1) сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
4) сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
5) владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
6) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
1)сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
2)получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
3)сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
4) сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
5) освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
6) освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;
7) развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
8) формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
9) развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
10) получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;
11) освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
12) владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике;
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студентов 105 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов 70 часа;
самостоятельной работы студентов 35 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
105
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
70
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
12
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
35
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта
Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД. 06 «Основы безопасности жизнедеятельности»
Наименование
разделов и тем
№ урока
Содержание учебного материала,
лабораторные и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Количество часов
Основные виды деятельности
обучающихся
1
2
3
4
5
Введение
1
Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности
2
Раздел 1.
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья________
Личностные результаты: Формирование ответственного отношения к учению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной науки основы безопасности жизнедеятельности
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
16
Слушать объяснение преподавателя
Самостоятельная работа с учебником
Тема 1.1.
ЗОЖ. Общие понятия. Факторы укрепления здоровья.
2
Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни- как необходимое условие сохранения и укрепления основа укрепления здоровья человека и общества .
2
Тема 1.2.
Факторы укрепления здоровья.
3
Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой.
2
Практическая работа
Изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки
Тема 1.3.
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.
4
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Основные источники загрязнения окружающей среды. Техносфера, как источник негативных факторов
2
Тема1.4.
Вредные привычки. Алкоголь, курени.. Влияние на здоровье. Профилактика.
5
Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика. Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно -сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.
2
Тема1.5.
Вредные привычки. Наркотики. Влияние на здоровье. Профилактика.
6
Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.
2
Тема1.6.
Правила и безопасность дорожного движения
7
Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.
2
Практическая работа
Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения
Тема 1.7.
Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества
8
Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Социальная роль женщины в современном обществе. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, влияющие на него. ЗОЖ- необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья
2
Тема 1.8.
Правовые аспекты взаимоотношения полов. Брак и семья.
9
Правовые аспекты взаимоотношений полов. Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в РФ. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка». Беременность и гигиена беременности. Уход за младенцем.
2
Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения._
Личностные результаты: Формирование ответственного отношения к учению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
16
Слушание объяснений преподавателя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом
Тема 2.1.
Общие понятия и классификация ЧС природного и техногенного характера в районе проживания.
10
Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2
Практическая работа
Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии
Тема 2.2.
Характеристика ЧС природного и техногенного характера в районе проживания. Правила поведения при ЧС.
11
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Правила поведения при ЧС. .
2
Практическая работа
Изучение и отработка моделей поведения в ЧС на транспорте
Тема 2.3.
РСЧС- создание, предназначение, структура и задачи. Правовые основы
Тема 2.4
ГО- понятие, задачи Структура и управление. Оповещение и информирование населения в ЧС
12
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. Основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной. Мониторинг и прогнозирование ЧС.
2
Тема 2.5.
Современные средства поражения. Мероприятия по защите населения
13
Современные средства поражения. и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения
2
Тема 2.6.
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС
14
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.
2
Практическая работа
Изучение первичных средств пожаротушения..
ма 2.7. Аварийно – спасательные работы. Организация ГО в общеобразовательных .
Тема 2.9.Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.
15
Аварийно – спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно – спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан-МЧС, полиция, служба скорой медицинской помощи, Роспотребнадзор России и другие службы
2
Тема 2.8.
Обучение населения защите от ЧС. Организация ГО в общеобразовательных учреждениях.
16
Обучение населения защите от ЧС. Организациях гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.
2
Практическая работа
Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени
Тема 2.10.
Правила безопасности при угрозе террористического акта
17
Правила безопасности поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.
2
Самостоятельная работа обучающихся к разделу 2
Подготовка доклада на тему: «Природные и техногенные ЧС Север –западного региона и области»
Подготовка доклада на тему: «ЧС коммунального ( бытового) характера
Подготовка доклада на тему: « Личная безопасность в повседневной жизни»
Подготовка доклада на тему: « Противодействие терроризму и экстремизму»
Подготовка доклада на тему: « Государственные службы по охране здоровья и безопасности»
Раздел 3.
Основы обороны государства и воинская обязанность.
Личностные результаты: Формирование ответственного отношения к учению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
18
Слушание объяснений преподавателя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом
Тема 3.1.
История создания ВС России. Создание советских ВС, их структура и предназначение. Вооруженные Силы РФ.
18
Организация вооруженных сил Московского государства В 14- 15 веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине 16 века. Военная реформа Петра 1, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине 19 века, создание массовой армии. Создание советских ВС, их структура и предназначение. ВС РФ , основные предпосылки проведения военной реформы.
2
Тема 3.2.
Виды и рода войск: создание, предназначение и структура.
19
Виды ВС РФ, рода ВС РФ, рода войск. Сухопутные войска: история создания , предназначение, структура. Военно - Воздушные Силы: история создания, предназначение, структура. Военно – Морской Флот, история создания, предназначение, структура. Ракетные войска стратегического назначения, космические войска, воздушно-десантные войска.
2
Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов
Тема 3.3.
Воинская обязанность: основные понятия. Воинский учет .
Тема 3.4
Обязательная подготовка граждан к военной службе
20
Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет. Обязательная подготовка к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе.
2
Тема 3.5.
Военная служба по призыву.
21
Призыв на военную службу. Общие,, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.
2
Практическая работа
Особенности службы в армии, изучение и освоение методик проведения строевой подготовки.
Тема 3.6.
Прохождение военной службы по контракту.
Тема 3.7
Альтернативная гражданская служба..
22
Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования , предъявляемые к гражданам, поступившим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.
2
Тема 3.8.
Качества личности военнослужащего защитника Отечества .
23
Качества личности военнослужащего-любовь к Родине, дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы независимости конституционного строя в России, народа и Отечества. Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Военнослужащий – починенный , строго соблюдающий Конституцию РФ, законодательство РФ, выполнение требований воинских уставов, приказы командиров и начальников.
2
Практическая работа
Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции
Тема 3.9.
Воинская дисциплина и ответственность
Тема 3.10
Как стать офицером Российской Армии
24
Воинская дисциплина и ответственность. Единоначалие-принцип строительства ВСРФ. Общие правила и обязанности военнослужащих и обязанности военнослужащих. Воинская дисциплина и, ее сущность и значение. Виды ответственности. Основные виды военных учреждений. Правила приема, организация и подготовка офицерских кадров для ВС РФ.
2
Тема 3.11.
Боевые традиции ВС России.
25
Патриотизм и верность воинскому долгу, дружба и войсковое товарищество, дни воинской славы России, формы увековечения памяти российских воинов.
2
Тема 3.12.
Ритуалы ВС. Символы воинской чести.
26
Боевое Знамя воинской части, ордена- почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе . Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники.
2
Самостоятельная работа обучающихся к разделу 3
Подготовка доклада на тему: «Выдающиеся полководцы России»
Подготовка доклада на тему: «Профессионально – психологический отбор призывников»
Подготовка доклада на тему: « Обязательная и добровольная подготовка к военной службе»
Подготовка доклада на тему: « Военно – патриотическое воспитание граждан»
Подготовка доклада на тему: « Военная дружба и товарищество»
Подготовка доклада на тему: «Особенности воинского коллектива»
Подготовка доклада на тему: « Дни воинской славы России»
Подготовка доклада на тему: « Как стать офицером Российской Армии»
Раздел 4.
Основы медицинских знаний
Личностные результаты: Формирование ответственного отношения к учению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, направленной на решение проблемы, и условиями ее реализации
Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
18
Слушание объяснений преподавателя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом
Тема 4.1.
Понятие первой помощи. Общие правила оказания первой помощи
27
Понятие первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Признаки жизни. Общие правила оказания первой помощи. Федеральный закон"Об основах охраны здоровья граждан РФ"
2
Тема 4.2
Понятие травм и их виды. Перваяпомощь.
Тема 4.3.
Первая помощь при синдроме длительного сдавливания.
28
Правила первой помощи при ранениях. Правила наложения повязок различных типов. Первая помощь при травмах различных областей тела. Понятие травматического токсикоза. Местные и общие признаки травматического токсикоза. Основные периоды развития травматического токсикоза.
2
Тема 4.4.
Понятие и виды кровотечений. Первая помощь.
29
Первая помощь при различных видах кровотечений. Правила наложения жгута и закрутки.
2
Тема 4.8
Первая помощь при отравлениях
Тема 4.9
Первая помощь при отсутствии сознания.
30
Острое и хроническое отравление. Признаки обморока. Первая помощь при остановке сердца. Основные причины остановки сердца. Признаки расстройства кровообращения и клинической смерти. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственного дыхания
2
Тема 4.5.
Первая помощь при отсутствии сознания
31
Практическая работа
2
Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях
Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания
Тема 4.6. Первая помощь при ожогах.
Тема 4.10
Первая помощь при воздействии низкихтемператур
Тема 4.11
Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути.
32
Понятие, основные виды и степени ожогов. Основные признаки теплового уда Последствия воздействия низких температур на организм человека. Основные степени отморожения. Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей.
2
Тема 4.12
Основные инфекционные болезни. Классификация. Профилактика.
33
Основные инфекционные болезни. Классификация. Профилактика.
2
Тема 4.13
Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка
34
Основные средства планирования семьи. Факторы влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности .Признаки и сроки беременности. Понятие патронтажа, виды патронтажей. Особенности питания и образа жизни беременной женщины.
2
Тема 4.14
Основы ухода за младенцем. Здоровье семьи.
35
Физиологические особенности развития новорожденных детей. Основные мероприятия по уходу за младенцами. Формирование основ ЗОЖ. Духовность и здоровье семьи.
1
Дифференцированный зачет
1
Примерные темы рефератов (докладов) и индивидуальных проектов:
1.Эволюция среды обитания, переход к техносфере.
2. Взаимодействие человека и среды обитания.
3. Стратегия устойчивого развития как условие выживания человечества.
4.Основные пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности в современном обществе.
5.Здоровый образ жизни — основа укрепления и сохранения личного здоровья.
6.Факторы, способствующие укреплению здоровья.
7.Организация студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной работы.
8. Роль физической культуры в сохранении здоровья.
9. Пути сохранения репродуктивного здоровья общества.
10. Алкоголь и его влияние на здоровье человека.
11.Табакокурение и его влияние на здоровье.
12. Наркотики и их пагубное воздействие на организм. Компьютерные игры и их влияние на организм человека.
13. Особенности трудовой деятельности женщин и подростков.
14. Характеристика ЧС природного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания.
15. Характеристика ЧС техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания.
16.Терроризм как основная социальная опасность современности.
17. Космические опасности: мифы и реальность.
18. Современные средства поражения и их поражающие факторы.
19. Оповещение и информирование населения об опасности.
20. Инженерная защита в системе обеспечения безопасности населения.
21. Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
22. МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
23. Структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды и рода войск.
24. Основные виды вооружения и военной техники в Российской Федерации.
25. Военная служба как особый вид федеральной государственной службы.
26. Организация и порядок призыва граждан на военную службу в Российской Федерации.
27. Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
28. Символы воинской чести.
29. Патриотизм и верность воинскому долгу.
30. Дни воинской славы России.
31. Города-герои Российской Федерации.
32. Города воинской славы Российской Федерации.
33.Профилактика инфекционных заболеваний.
34. Первая помощь при острой сердечной недостаточности.
35. СПИД — чума XXI века.
36. Оказание первой помощи при бытовых травмах.
37. Духовность и здоровье семьи.
38. Здоровье родителей — здоровье ребенка.
39. Формирование здорового образа жизни с пеленок.
40. Как стать долгожителем?
41. Рождение ребенка — высшее чудо на Земле.
42.Политика государства по поддержке семьи.
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы безопасности жизнедеятельности» № 39
Комплект контрольно-измерительных материалов по текущему контролю
Комплект контрольно-измерительных материалов по промежуточной аттестации
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов
1 Косолапова Н.В. Безопасность жизнидеятельности. Практикум : учеб. Пособие для студ. учереждений сред. проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2016. - 144с. ISBN 978-5-4468-3052-7
2. Смирнов А.Г., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности учеб.
для образовательных учреждений под ред. А.Г. Смирнова, Рос.академия наук. М.: Просвещение, 2013, - 321с., ISBN978-5-09-022319-6
3. Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнидеятельности: учебник для
учережд. нач. и сред. проф. Образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко.
- 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2011 - 320с. ISBN 978-5-7695-8345-2
Для преподавателя
1)Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
2)Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
3)Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
4)Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
5)Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
6)Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (утвержден Федеральным законом от 30.11.94 № 51-ФЗ (в ред. от 11.02.2013, с изм. и доп. от 01.03.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 32 (Ч. 1). — Ст. 3301.
7)Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (утвержден Федеральным законом от 26.01.96 № 14-ФЗ) (в ред. от 14.06.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 5 (Ч. 2). — Ст. 410.Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (утвержден Федеральным законом от 26.11.01 № 146-ФЗ) (в ред. от 05.06.2012) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
8)Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (утвержден Федеральным законом от 18.12.06 № 230-ФЗ) (в ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 5496.
9)Семейный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 29.12.1995 № 223-ФЗ) (в ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.
10)Уголовный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) (в ред. от 07.12.2011 ; с изм. и доп., вступающими в силу с 05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
11)Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.1013) // СЗ РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475.
12)Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 35. — Ст. 3648.
13)Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 04.03.2013) // СЗ РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3588.
14)Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3030.
15)Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750.
16)Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
17)Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. — 2011. — N 48. — Ст. 6724.
18)Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724.
19)Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. — 2004. — № 2. — Ст. 121.
20)Приказ министра обороны РФ от 03.09.2011 № 1500 «О Правилах ношения военной формы одежды и знаков различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков и особой церемониальной парадной военной формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных Сил Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.10.2011 № 22124) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2011. — № 47.
21)Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.2012 № 24183) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2012.
22)Приказ министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» (зарегистрировано Минюстом России 12.04.2010, регистрационный № 16866).
23) Кобяков Ю.П.Физическая культура. Основы здорового образа жизни. — М., 2012.
24)Косолапова Н.В.,Прокопенко Н. А.,Побежимова Е.Л.Безопасность жизнедеятельности: практикум: учеб. пособие для учреждений нач. проф. образования. — М., 2013.
25)Митяев А.Книга будущих командиров. — М., 2010.
26)Назарова Е.Н.,Жилов Ю.Д.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений. — М., 2013.
Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ (ред. 2013 г.) — Ростов н/Д, 2013.
Справочники, энциклопедии
1)Изотова М.А.,Царева Т.Б.Полная энциклопедия орденов и медалей России. — М., 2008.
2)Ионина Н.А.100 великих наград. — М., 2009.
3)Каменев А.И.Энциклопедия русского офицера. — М., 2008.
4)Каторин Ю. Ф.Танки: иллюстрированная энциклопедия. — М., 2011.
5)Лубченков Ю.Н.Русские полководцы. — М., 2009.
Интернет-ресурсы
1)www.mchs.gov.ru(сайт МЧС РФ).www.mvd.ru(сайт МВД РФ).www.mil.ru(сайт Минобороны).www.fsb.ru(сайт ФСБ РФ).
2)www.dic.academic.ru(Академик. Словари и энциклопедии).3)www.booksgid.com(Воо^ Gid. Электронная библиотека).
www.pobediteli.ru(проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны»). www. 9)monino. ru (Музей Военно-Воздушных Сил).
10)www.simvolika.rsl.ru(Государственные символы России. История и реальность). www. militera. lib. ru (Военная литература).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Умения:
-Выделять способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты:
-оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.
Формы контроля обучения:
-устный опрос;
-письменное тестирование;
-практические занятия,
-домашнее задание творческого характера;
-проверочные работы;
-активность на занятиях (экспе-ртное суждение, дополнение к ответам однокурсников и т.п.)
Знания:
-основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности: репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу ;
-состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации ;
-основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запас ;
-основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы ;
- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.
Методы оценки результатов обучения:
-Традиционная система выставления оценок в баллах за каждую выполненную работу (домашняя работа, практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий и др.)
-традиционная система оценок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая оценка.
Промежуточная аттестация в форме:
дифференцированного зачета
5. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ЧАСТИ ФОРМ И МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ, ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Обучающиеся инвалиды и (или) обучающиеся с ОВЗ учатся в инклюзивной учебной группе, изучая учебную дисциплину в те же сроки обучения, что и остальные обучающиеся.
Таким образом, рабочая программа дисциплины адаптируется для инвалидов и лиц с ОВЗ в части методов обучения и форм контроля, оценки результатов обучения с учетом их индивидуальных особенностей, информационного обеспечения обучения.
Выбор методов обучения, осуществляется преподавателем, исходя из их доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ.
5.1. Методы обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Метод
обучения
Деятельность обучающихся
Эффективность метода
Объяснительно-иллюстративное обучение
Восприятие, осмысление, запоминание информации. Овладение практическими навыками и умениями, выполнение самостоятельных работ по образцу, овладение способами деятельности
Низкая
Монологический метод
Наблюдение, слушание, запоминание;
мысленное участие в решении учебной проблемы;
выполнение действий по образцу
Низкая
Показательный метод
Слушание и наблюдение.
Восприятие образца поиска путей решения проблем.
Отработка умений постановки вопроса.
Низкая
Программированное обучение
Поэтапное освоение учебного материала с активным самоконтролем.
Удовлетвлетв
Алгоритмизированное обучение
Работа с алгоритмами усвоения знаний, алгоритмами профессиональной деятельности.
Удовлетвлетв
Диалоговый
метод
Активное участие в решении учебных проблем.
Формулировка проблем, выдвижение гипотез и возможное решение проблем.
Средняя
Алгоритмический метод
Восприятие инструктажа по выполнению задания.
Усвоение алгоритма и образца действий.
Выполнение задания
Средняя
Программированный метод
Восприятие инструктажа по усвоению учебного материала. Усвоение блоков информации с программированным самоконтролем знаний.
Средняя
Обучение с опорой на поэтапное формирование действий
Усвоение материала по этапам, начиная со знакомства с действиями и условиями их осуществления и кончая выполнением действий с объяснением их «про себя»
Средняя
Проблемный метод
Проблемное усвоение учебной информации, самостоятельное решение проблемных ситуаций, поиск новых знаний, выдвижение познавательных задач
Высокая
Эвристический
Участие в формулировке основной проблемы, в делении ее на подпроблемы;
Поиск путей решения проблем;
Выдвижение и обоснование гипотез;
Решение проблем
Высокая
Исследовательский метод
Активная творческая самостоятельная работа по поиску путей решения проблем, по сбору информации.
Решение проблем
Высокая
5.2. Формы контроля, оценки результатов обучения
В пункте описываются конкретные формы и процедуры входного контроля успеваемости, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации, которые используются у обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ в ходе освоения учебной дисциплины.
5.2.1. Организация входного контроля
у инвалидов и лиц с ОВЗ по учебной дисциплине
№ урока
Содержание входного
контроля успеваемости
Формы и процедуры входного
контроля успеваемости для инвалидов
и лиц с ОВЗ
1-2
определение способностей, особенностей восприятия обучающегося и его готовности к освоению учебного материала
Устанавливаются с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.
5.2.2. Организация текущего контроля успеваемости
у инвалидов и лиц с ОВЗ по учебной дисциплине
№ урока
Содержание текущего
контроля успеваемости
Формы и процедуры текущего контроля успеваемости для инвалидов
и лиц с ОВЗ
3-34
позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность
Осуществляется преподавателем и/или обучающимся инвалидом или обучающимся с ОВЗ в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, или в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (в том числе автоматизированности, быстроты выполнения) и т.д.
5.2.3. Организация промежуточной аттестации
у инвалидов и лиц с ОВЗ по учебной дисциплине
№ урока
Содержание
промежуточной аттестации
Формы и процедуры промежуточной аттестации для инвалидов и лиц с ОВЗ
35
оценивает умения, знания, практический опыт обучающихся и освоенные ими компетенции
Осуществляется в форме зачетов и/или экзаменов. Форма промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости рекомендуется предусмотреть для них увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставлять дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене. Возможно установление образовательной организацией индивидуальных графиков прохождения промежуточной аттестации обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. При необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов. Для этого рекомендуется использовать рубежный контроль, который является контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, практик и ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и срок проведения рубежного контроля определяются преподавателем (мастером производственного обучения) с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.
Для промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ по дисциплинам (МДК) кроме преподавателей конкретной дисциплины (МДК) в качестве внешних экспертов необходимо привлекать преподавателей смежных дисциплин (курсов). Для оценки качества подготовки обучающихся и выпускников по профессиональным модулям необходимо привлекать в качестве внештатных экспертов работодателей.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В данном разделе описываются способы создания безбарьерной среды в ходе ведения образовательного процесса.
При описании безбарьерной среды должны учитываться потребности лиц с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Способы создания безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ходе ведения образовательного процесса
Заболевания
Способы создание безбарьерной среды
в ходе учебного занятия
ДЦП
В учебной аудитории (лаборатории) выделяются места у дверного проема для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, увеличена ширина прохода между рядами столов. Освобождение от занятий по физической культуре
В учебной аудитории (лаборатории) выделяются места у дверного проема для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, увеличена ширина прохода между рядами столов. Освобождение от занятий по физической культуре
Двусторонняя сенсоневральная тугоухость 3 степени
Учебная аудитория (лаборатория), в которой обучаются студенты с нарушением слуха, оборудована компьютерной техникой, аудиотехникой, видеотехникой (мульти-медийный проектор, телевизор), электронной доской, мультимедийной системой. Особую роль в обучении слабослышащих также играют видеоматериалы. Освобождение от занятий по физической культуре
Заболевание кишечника болезнь Крона
Обеспечение во время учебных занятий дополнительных перерывов для приёма пищи и посещения туалетной комнаты. Освобождение от занятий по физической культуре
Ювенильный аккилозир, скацилоартрит
Использование на учебных занятиях персонального компьютера для ведения записей лекционного материала, выплнения практических работ. Освобождение от занятий по физической культуре
S-талассемия ср.ст.тяж
Освобождение от занятий по физической культуре
Сахарный диабет
Обеспечение во время учебных занятий дополнительных перерывов для приёма пищи. Освобождение от занятий по физической культуре