kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 06 Основы безопасности жизнедеятельности для для специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО для специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания». 

максимальная учебная нагрузка  обучающегося 105 часов,

в том числе:

обязательной аудиторная учебная нагрузка обучающегося 70 часов;

самостоятельная работа обучающегося 35 часов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 06 Основы безопасности жизнедеятельности для для специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» »

Бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Вологодской области «Вологодский колледж коммерции, технологии и сервиса»

(наименование профессиональной образовательной организации СПО)

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_____________________

О.С.Слухова-Подольская









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОУД. 06 Основы безопасности жизнедеятельности


для специальности

19.02.10 «Технология продукции общественного питания»



Базовый уровень















Вологда,

2015 г.

Рабочая программа разработана c учетом: требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413); Приказа Минобразования России от 29 декабря 2014 № 1645 «Внесение изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»; требований Фундаментального ядра содержания общего образования; примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., Регистрационный номер рецензии 372 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»); «Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 17.03.2015 № 06-259)


Организация-разработчик:

Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Вологодской области «Вологодский колледж коммерции, технологии и сервиса»

(наименование профессиональной образовательной организации)


Разработчики:

Каршина Татьяна Анатольевна, преподаватель-организатор ОБЖ

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность





Рекомендована Предметной цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин, протокол № 6 от 29.06.2015 г.

Рассмотрена на заседании Предметной цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин, протокол № 1 от 28.08.2015 г.

(с учетом внесенных изменений на основании примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины)

СОДЕРЖАНИЕ


стр.


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………..4



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……..............7


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………..…...14


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………....16

































1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

основы безопасности жизнедеятельности


1.1. Область применения программы


Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО для специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания».


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общеобразовательный цикл, базовая дисциплина.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:



Изучение учебной дисциплины направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о поведении человека в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

  • воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;

  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;

  • овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Задачами дисциплины являются:

  • формирование общей культуры и социальной активности студентов;

  • получение ими оптимального объема знаний, необходимых для жизни;

  • овладение навыками защиты личности и общества в чрезвычайных ситуациях.

Программа предусматривает реализацию межпредметных связей с дисциплинами «История», «Биология», «География» и «Физическая культура».


Контролируемые компетенции:


  1. Ценностно-смысловые компетенции предполагают:

  • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

  • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

  • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

  1. Общекультурная компетенция

  • Использование материала из других наук на уроках основ безопасности жизнедеятельности

  • использование понятий и методов основ безопасности жизнедеятельности на других уроках и в жизни.


Контролируемые знания и умения:

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне студент должен:

Знать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.

  • факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;

  • о днях воинской славы и о формах увековечения памяти;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

  • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

Уметь:

  • использовать приобретенные знания для  ведения здорового образа жизни;

  • применять в повседневной жизни упражнения для развития силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;

  • Соблюдать гигиену труда и отдыха;

  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определять степень риска развития ЧС;

  • владеть навыками в области гражданской обороны;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

  • применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

  • ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

  • отстаивать свою гражданскую позицию;

  • анализировать и оценивать обстановку в ЧС;

  • оказывать первую помощь пострадавшим.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;

  • оказания первой медицинской помощи;

  • развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

  • обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:


максимальная учебная нагрузка обучающегося 105 часов,

в том числе:

обязательной аудиторная учебная нагрузка обучающегося 70 часов;

самостоятельная работа обучающегося 35 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:


лабораторные работы


практические занятия

35

контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

в том числе:


выполнение индивидуального проекта

10

тематика внеаудиторной самостоятельной работы


  • Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций и природного и техногенного характера.

  • Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.

  • Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника.

  • Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.

  • Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности.

  • Дни воинской славы России.

  • Соблюдение норм международного гуманитарного права.


Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2

2.2 Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа, проект (если предусмотрено)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.




Тема 1.1. Основы здорового образа жизни.

Содержание учебного материала

Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья.

Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности на здоровья человека.

Закаливание и его влияние на здоровье.

4

2

Практические занятия

Анализ влияния различных физических упражнений на организм человека.

Разработка индивидуального режима дня.

Составление рационального меню.

6

3

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка учебной литературы по теме - «Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика».

1


Тема 1.2. Здоровье человека и факторы, способствующие его укреплению.

Содержание учебного материала

Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Факторы ЗОЖ. Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика. Правила личной гигиены и здоровья человека.

6

2

Практические занятия

Овладение способами бесконфликтного общения и саморегуляции.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка презентаций на тему – «Здоровый образ жизни».

2


Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения.




Тема 2.1. Общая характеристика опасных и чрезвычайных ситуаций; поведение в них человека.

Содержание учебного материала

Характеристика природных, техногенных и социальных ЧС. Краткая характеристика наиболее вероятных для района проживания чрезвычайных ситуаций.

2

1

Практические занятия

Прогнозирование и анализ чрезвычайной ситуации.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий и учебника для ответа на вопросы после параграфа.

Подготовка сообщений на тему – «Чрезвычайные ситуации в мировой истории».

Систематическая проработка учебной литературы по теме – «Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций и природного и техногенного характера»

4


Тема 2.2. РСЧС. Правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в РФ

Содержание учебного материала

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

2

1

Практические занятия

Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий и учебника для ответа на вопросы после параграфа.

Систематическая проработка учебной литературы по теме – «Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени».

2


Тема 2.3. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

Содержание учебного материала

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.

Структура и органы управления гражданской обороной.

Современные средства поражения и их поражающие факторы.

4

1

Практические занятия

Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка учебной литературы по теме – «Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника».


2


Тема 2.4. Основные мероприятия ГО по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени.

Практические занятия

Отработка правил поведения при захвате в заложники.

Отработка умений применения средств индивидуальной защиты.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов на тему - «Терроризм – угроза обществу».

2


Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность.




Тема 3.1. ВС РФ – защитники нашего отечества.


Содержание учебного материала

Основные качества личности военнослужащего. Виды воинской деятельности.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка учебной литературы по теме – «Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности».

2


Тема 3.2. Организационная структура Вооруженных Сил.

Содержание учебного материала

Создание советских ВС, их структура и предназначение.

Виды ВС, рода ВС, рода войск. Сухопутные войска. Военно – Воздушные Силы. Военно-Морской Флот. Ракетные войска. Космические войска. Воздушно-десантные войска. Функции и задачи вооруженных сил России.

4

1

Практические занятия

Изучение состава и воинских званий военнослужащих.

3

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка докладов на тему – «Воинские звания и знаки отличия»

2


Тема 3.3. Боевые традиции и символы воинской чести.


Содержание учебного материала

Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества.

Воинский долг – обязанность Отечеству по его вооруженной защите.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.

Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы.

3

1

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка учебной литературы по теме – «Дни воинской славы России».

2


Тема 3.4. Воинская обязанность.


Содержание учебного материала

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет его организация воинского учета и предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

2

1

Практические занятия

Отработка строевых приемов и движений без оружия на месте и в движении.

Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.

Прикладная физическая подготовка.

6

2

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка учебной литературы по теме – «Соблюдение норм международного гуманитарного права».

2


Раздел 4. Основы медицинских знаний.




Тема 4.1. Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях. Меры по профилактике травматизма.

Содержание учебного материала

Первая медицинская помощь при травмах, ранениях и заболеваниях. Первая медицинская помощь при травмах и ранениях. Причины и профилактика травматизма.

ПМП при остановке сердца.

4

1

Практические занятия

Оказание первой медицинской помощи при ранениях и кровотечениях.

Способы иммобилизации при переломах.

Реанимация. Выполнение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Десмургия. Наложение бинтовых повязок.

8

2

Самостоятельная работа обучающихся

Решение ситуационных задач.

Подготовка кроссвордов на тему – «Первая медицинская помощь».

4


Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2


Тематика индивидуального проекта

  1. Терроризм как глобальная проблема современности;

  2. вредные привычки и их влияние на здоровье человек;

  3. польза и вред продуктов питания;

  4. современные защитные сооружения гражданской обороны;

  5. боевые традиции и символы воинской чести.

10


ВСЕГО, в том числе

Обязательная аудиторная нагрузка обучающихся (час.)

Практические занятия (час.)

Самостоятельная работа обучающихся (час.)

Максимальная учебная нагрузка обучающихся (час.)

70

35

35

105



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)










2.3. Характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне учебных действий

(по разделам содержания учебной дисциплины основы безопасности жизнедеятельности)

Наименование разделов

Характеристика основных видов учебной деятельности

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

2

3

4

Раздел 1.

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.

- Формулировать основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни;

- применять способы бесконфликтного общения и саморегуляции;

- объяснять общие понятия о репродуктивном здоровье как общей составляющей здоровья человека и общества.


- Анализировать и осмысливать влияние двигательной активности на здоровье человека;

- исследовать последствия влияния алкоголя на здоровье человека и социальных последствий употребления алкоголя;

- осуществлять моделирование ситуаций по применению правил сохранения и укрепления здоровья;

- характеризовать факторы, влияющие на репродуктивное здоровье человека.

-Сознательное и ответственное  отношение к здоровью как к общественному достоянию должно стать нормой жизни и поведения всех людей;

- способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания,  находить общие цели и  сотрудничать для их достижения;

- защищать проект по теме - «Здоровый образ жизни».

Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения.

- Формулировать понятия о чрезвычайных ситуациях;

- владеть классификацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по основным признакам;

- осуществлять выявление потенциально опасных ситуаций для сохранения жизни и здоровья человека при ЧС;

- объяснять основные правила эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций;

- выполнять оценку правильности выбора индивидуальных средств защиты при возникновении ЧС.

- Характеризовать особенности ЧС различного происхождения;

- осуществлять моделирование поведения населения при угрозе и возникновении ЧС;

- характеризовать предназначения и основные функции полиции, службы скорой помощи, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и других государственных служб в области безопасности;

- анализировать рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

- Способность вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

- в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей;

- защищать проект по темам - «Чрезвычайные ситуации в мировой истории» и «Терроризм – угроза обществу».


Раздел 3.

Основы обороны государства и воинская обязанность.

- Владеть основными понятиями военной и национальной безопасности;

- определять боевые традиции Вооруженных Сил России;

- объяснять основные понятия о ритуалах Вооруженных Сил Российской Федерации и символах воинской чести.

- Иметь представление о функциях и основных задачах современных

Вооруженных сил Российской Федерации;

- анализировать качества личности военнослужащего как защитника

Отечества;

- характеризовать требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.

- Сознательное отношение к воинской службе, понимание необходимости усиления оборонной мощи страны, повышения боевой готовности Вооруженных Сил;

- осознавать себя гражданином, представителем определённого народа, определённой культуры;

- защищать проект по теме- «Воинские звания и знаки отличия».

Раздел 4.

Основы медицинских знаний.

- Применять необходимые для оказания помощи пострадавшим знания;

- выполнять необходимые реанимационные мероприятия;

- использовать все возможные подручные средства для оказания помощи при несчастном случае.

- Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- характеризовать основные признаки жизни;

- осуществлять моделирование ситуаций по оказанию первой помощи при несчастных случаях;

- иметь представление о правовых основах оказания первой медицинской помощи.


- осознавать свою индивидуальность и одновременно, членом общества, - признавать общепринятые морально-этические нормы.

- защищать проект по теме - «Первая медицинская помощь».


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по «Основам безопасности жизнедеятельности». Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02)1. Оно должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся.

Оборудование учебного кабинета:

  • типовое оборудование (столы, стулья, шкафы);

  • аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;

  • раздаточный материал;

  • индивидуальные средства защиты (респираторы, противогазы);

  • общевойсковой защитный комплект;

  • перевязочные средства (бинты, вата медицинская, лейкопластыри, косынка медицинская);

  • жгут кровоостанавливающий.


Технические средства обучения:

  • электронный тир;

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • экран;

  • телевизор;

  • DVD-плеер.


Информационные средства обучения:

  • видеотека мультимедийных учебных программ (мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам ОБЖ, видеофильмы по разделам курса ОБЖ);

  • учебная литература.







3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

  1. Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для сред. проф. образования. — М., 2015.

  2. Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А. Основы безопасности жизнедеятельности: электронный учебник для сред. проф. образования. — М., 2015.

  3. Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность жизнедеятельности: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  4. Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.

  5. Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность жизнедеятельности: электронное учебное издание для обучающихся по профессиям в учреждениях сред. проф. образования. — М., 2014.

  6. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов сред. проф. образования. — М., 2014.

  7. Тупикин Е.Н., Евтеев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие для учащихся начального профессионального образования. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007. – 312 с.

Дополнительные источники:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие, Под общей редакцией Полишко В.В., Вентана-Граф, 1995 год – 220 стр.

  2. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Учебник. Вангородский С.Н., Кузнецов М. И., Латчук В. Н., Марков В. В. Учебник. ОБЖ. 8 класс. Дрофа – 2011, 252 стр.

  3. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Ми­шин, В. А. Васнев. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2002. — 159 с

  4. Смирнов, Хренников: Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Учебник, Просвещение – 2012г.- 224 стр.




Интернет-ресурсы:


  1. http://www.mvd.ru (Сайт МВД)

  2. http://www.mchs.gov.ru (Сайт МЧС)

  3. http://www.bezopasnost.edu66.ru (Информационный портал ОБЖ)

  4. http://www.allsafety.ru (Школа первой помощи)

  5. http://ombudsmanrf.org (Права человека в РФ)

  6. http://www.spas-extreme.ru (Портал детской безопасности)

  7. http://www.uznai-prezidenta.ru (Президент России гражданам школьного возраста)

  8. http://www.school-obz.org (Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»)





4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Для текущего контроля и промежуточной аттестации создан фонд оценочных средств (ФОС). ФОС включает в себя контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки.

Основные показатели оценки результата

Личностные

Результатом формирования личностных учебных универсальных действий следует считать:
− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

− готовность к служению Отечеству, его защите;

− формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

− исключение из своей жизни вредных привычек;

− воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;

− освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

Метапредметные

Результатом формирования познавательных учебных универсальных действий будут являться умения:

− овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций, обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций, выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

− формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

− формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

− формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.


Основным критерием сформированности коммуникативных учебных универсальных действий можно считать коммуникативные способности обучающегося, включающие в себя:

− умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

− умение взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

− умение информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.


Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:

− самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

− самостоятельного осуществлять поиск, анализ и отбор информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

− применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Предметные


Тема 1.1. Основы здорового образа жизни.

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь применять в повседневной жизни упражнения для развития силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости. Соблюдать гигиену труда и отдыха.

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику.

Тема 1.2. Здоровье человека и факторы, способствующие его укреплению.

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь использовать приобретенные знания для  ведения здорового образа жизни.

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.

Тема 2.1. Общая характеристика опасных и чрезвычайных ситуаций; поведение в них человека.

В результате изучения темы, обучающиеся должны владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определять степень риска развития ЧС.

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания.


Тема 2.2. РСЧС. Правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в РФ

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты.

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан. Предназначение, структуру и задачи РСЧС.

Тема 2.3. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь владеть навыками в области гражданской обороны.

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.



Тема 2.4. Основные мероприятия ГО по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени.

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь анализировать и оценивать обстановку в ЧС.

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.



Тема 3.1. ВС РФ – защитники нашего отечества.



В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать основные виды военно-профессиональной деятельности. Требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника.

Тема 3.2. Организационная структура Вооруженных Сил.

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности.

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации.

Тема 3.3. Боевые традиции и символы воинской чести.



В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь отстаивать свою гражданскую позицию.

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать о днях воинской славы и о формах увековечения памяти. Иметь представление о дружбе и войсковом товариществе как основе боевой готовности частей и подразделений, о символах воинской чести и ритуалах ВС РФ.



Тема 3.4. Воинская обязанность.


В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью.

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу. Основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе. Особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы.

Тема 4.1. Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях. Меры по профилактике травматизма.

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь оказывать первую помощь пострадавшим.

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.






Перечень вопросов для дифференцированного зачета.


  1. Характеристика различных видов кровотечений. Способы остановки кровотечений.

  2. Терроризм: основные понятия и признаки.

  3. Правила поведения в чрезвычайной ситуации с захватом заложников.

  4. Травмы, получаемые в домашних условиях. Наиболее частые причины травм. Оказание первой медицинской помощи при ушибах.

  5. Травмы опорно-двигательного аппарата, возможные причины травм, меры профилактики. Оказание первой  медицинской помощи при травме кисти рук, предплечья. Порядок наложения поддерживающей повязки.

  6. Обеспечение пожарной безопасности в местах проживания. Обязанности граждан в области пожарной безопасности.

  7. Ожоги, виды ожогов, профилактика ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах.

  8. Отравления, причины отравлений, профилактика отравлений. Первая медицинская помощь при отравлении угарным газом.

  9. Особенности города как среды обитания. Зоны повышенной опасности в городе. Службы, обеспечивающие безопасность города, правила их вызова.

  10. Основные понятия и определения здоровья.

  11. Чрезвычайные ситуации природного характера. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их классификация.

  12. Природные чрезвычайные ситуации геологического происхождения: землетрясения, извержения вулканов, оползни и обвалы. Их последствия, мероприятия по защите населения.

  13. Первичные средства пожаротушения, их предназначение и устройство.

  14. Природные чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения: ураганы, бури, смерчи; их последствия, меры, принимаемые по защите населения.

  15. Общие понятия о режиме жизнедеятельности человека, особенности режима труда и отдыха, их влияние на здоровье человека.

  16. Природные чрезвычайные ситуации биологического происхождения: эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, меры,  принимаемые по защите населения.

  17. Двигательная активность и здоровье, биологические основы двигательной активности.

  18. Природные чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения: наводнения, сели, цунами и  их последствия, мероприятия, проводимые по защите населения.

  19. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам их распространения и тяжести последствий.

  20. Правила личной гигиены и здоровье человека.

  21. Радиационно  опасные объекты. Аварии на  радиационно  опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение радиационной безопасности населения.

  22. Рациональное питание и его значение для здоровья человека.

  23. Химически опасные объекты. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение безопасности населения.

  24. Состояние окружающей среды и ее влияние на здоровье человека.

  25. Пожаровзрывоопасные объекты. Возможные последствия аварий на пожаровзрывоопасных  объектах. Правила поведения при пожаре и угрозе взрыва.

  26. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Табакокурение и его влияние на здоровье курящего и окружающих. Профилактика привыкания к курению.

  27. Гидротехнические сооружения, возможные аварии на них и их последствия. Защита населения от последствий гидродинамических аварий.

  28. Алкоголь и его влияние на физическое и психическое здоровье человека. Профилактика пристрастия к алкоголю.

  29. Криминогенные ситуации, которые могут возникнуть в повседневной жизни. Общие правила личной безопасности в криминогенных ситуациях.

  30. Действия населения по сигналу «Внимание всем!»

  31. Защита населения от чрезвычайных ситуаций. Комплекс мер, проводимых по защите населения. Организация оповещения и инженерной защиты населения.

  32. Эвакуация населения из зон чрезвычайных ситуаций. Виды эвакуации.

  33. Средства индивидуальной защиты: противогаз, респиратор, ватно-марлевая повязка. Их предназначение и использование.

  34. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные цели и задачи РСЧС по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

  35. Основные положения российского законодательства о противодействии терроризму и экстремизму.




8






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Каршина Татьяна Анатольевна

Дата: 17.09.2015

Номер свидетельства: 231464


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства