kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 06 Основы безопасности жизнедеятельности для профессии 19.01.17 «Повар, кондитер»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО для профессии 19.01.17 «Повар, кондитер».

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальная учебная нагрузка  обучающегося 108 часов,

в том числе:

обязательной аудиторная учебная нагрузка обучающегося 72 часов;

самостоятельная работа обучающегося 36 часов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 06 Основы безопасности жизнедеятельности для профессии 19.01.17 «Повар, кондитер» »

Бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Вологодской области «Вологодский колледж коммерции, технологии и сервиса»

(наименование профессиональной образовательной организации СПО)

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_____________________

О.С.Слухова-Подольская









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОУД. 06 Основы безопасности жизнедеятельности



для профессии

19.01.17 «Повар, кондитер»

.



Базовый уровень











Вологда,

2015 г.

Рабочая программа разработана c учетом: требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413); Приказа Минобразования России от 29 декабря 2014 № 1645 «Внесение изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»; требований Фундаментального ядра содержания общего образования; примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г., Регистрационный номер рецензии 372 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»); «Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 17.03.2015 № 06-259)


Организация-разработчик:

Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Вологодской области «Вологодский колледж коммерции, технологии и сервиса»

(наименование профессиональной образовательной организации)


Разработчики:

Каршина Татьяна Анатольевна, преподаватель-организатор ОБЖ

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность





Рекомендована Предметной цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин, протокол № 6 от 29.06.2015 г.

Рассмотрена на заседании Предметной цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин, протокол № 1 от 28.08.2015 г.

(с учетом внесенных изменений на основании примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины)




СОДЕРЖАНИЕ


стр.


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……..


4


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………...


11



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………..


20


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………..



23






























1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

основы безопасности жизнедеятельности


1.1. Область применения программы


Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО для профессии 19.01.17 «Повар, кондитер».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общеобразовательный цикл, базовая дисциплина.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:



Изучение учебной дисциплины направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о поведении человека в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

  • воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;

  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;

  • овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Задачами дисциплины являются:

  • формирование общей культуры и социальной активности студентов;

  • получение ими оптимального объема знаний, необходимых для жизни;

  • овладение навыками защиты личности и общества в чрезвычайных ситуациях.

Программа предусматривает реализацию межпредметных связей с дисциплинами «История», «Биология», «География» и «Физическая культура».


Результаты освоения учебной дисциплины:


Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов:

  1. Личностных:

    • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

    • готовность к служению Отечеству, его защите;

    • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

    • исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);

    • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;

    • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  2. Метапредметных:

    • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

    • обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;

    • выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

    • овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

    • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

    • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

    • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

    • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

    • формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

    • развитие умения применять полученные теоретические знания на практике;

    • принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

    • формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;

    • развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;

    • освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;

    • приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

    • формирование установки на здоровый образ жизни;

    • развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки.

  3. Предметных:

    • сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

    • получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

    • сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;

    • сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

    • освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

    • освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;

    • развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

    • формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;

    • развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

    • получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы;

    • законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

    • прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;

    • освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

    • владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике).

Контролируемые знания и умения:

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне студент должен:

Знать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;

  • факторы определяющие репродуктивное здоровье человека;

  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

  • закономерности взаимодействия человека с окружающей средой;

  • правила безопасности дорожного движения;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;

  • применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

  • порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

Уметь:

  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определять степень риска развития ЧС;

  • использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни;

  • давать оценку состояния окружающей среды и прогнозировать возможные последствия негативного влияния на нее деятельности человека;

  • владеть навыками в области гражданской обороны;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

  • адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья, соблюдать правила безопасности дорожного движения;

  • прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, велосипедиста, водителя транспортных средств, в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья;

  • владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

  • предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

  • использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы;

  • оказывать первую помощь пострадавшим.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;

  • оказания первой медицинской помощи;

  • развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

  • обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:


максимальная учебная нагрузка обучающегося 108 часов,

в том числе:

обязательной аудиторная учебная нагрузка обучающегося 72 часов;

самостоятельная работа обучающегося 36 часов.



















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:


практические занятия

42

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:


выполнение индивидуального проекта

10

тематика внеаудиторной самостоятельной работы


  • Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций и природного и техногенного характера.

  • Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.

  • Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника.

  • Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.

  • Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности.

  • Дни воинской славы России.

  • Соблюдение норм международного гуманитарного права.


Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2 Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа, проект (если предусмотрено)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.




Тема 1.1. Здоровье человека и здоровый образ жизни.

Содержание учебного материала

Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья.

4

1

Практические занятия

1. Изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка реферата по теме «Вредные привычки и их его влияние на здоровье»

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по вопросам к параграфам.

4



Тема 1.2. Вредные привычки.

Содержание учебного материала

Вредные привычки и их профилактика.

2

1

Практические занятия

1. Отработка умений применения способов бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка доклада по теме «Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества».

2


Тема 1.3. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

Содержание учебного материала

Основные источники загрязнения окружающей среды. Техносфера как источник негативных факторов.

2

1

Практические занятия

  1. Изучение значения двигательной активности организма для здоровья человека.

  2. Моделирование режима дня, труда и отдыха.

  3. Анализ факторов, оказывающих влияние на экологическую обстановку в городе.

6

2

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по вопросам к параграфам.

2


Тема 1.4. Правила и безопасность дорожного движения.

Практические занятия

1. Анализ моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

2


Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения.




Тема 2.1. Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Содержание учебного материала

Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4

1

Практические занятия

  1. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения.

  2. Применение средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях.

  3. Планирование эвакуационных мероприятий на объекте экономики.

  4. Отработка правил поведения при захвате в заложники.

8

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения по теме по теме «Потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для Вологодской области»

2


Тема 2.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Содержание учебного материала

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи,

решаемые для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

2

1

Практические занятия

  1. Подготовка данных и определение порядка использования инженерных сооружений для защиты работающих и населения от чрезвычайных ситуаций.

  2. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

  3. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

6

2

Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по вопросам к параграфам.

2


Тема 2.3. Гражданская оборона

Содержание учебного материала

Основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной..

2

1

Практические занятия

1. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

2. Изучение первичных средств пожаротушения и их применения.

3. Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени.

6

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка доклада по теме «Современные средства поражения и их поражающие факторы»

2


Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность




Тема 3.1. Вооруженные Силы Российской Федерации

Содержание учебного материала

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

4

1

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения по теме «Военные реформы в России во второй половине 19 века».

2


Тема 3.2. Воинская обязанность

Содержание учебного материала

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

4

1

Практические занятия

1. Применение профессиональных знаний в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения по теме «Соблюдение норм международного гуманитарного права».

2


Тема 3.3. Боевые традиции Вооруженных Сил России

Содержание учебного материала

Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества. Воинский долг — обязанность по вооруженной защите Отечества. Дни воинской славы России — дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.

6

1

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка кроссворда по теме «Дни воинской славы России».

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по вопросам к параграфам.

4


Раздел 4. Основы медицинских знаний.




Тема 4.1. Первая медицинская помощь

Практические занятия

1. Изучение правил наложения повязок на голову, верхние и нижние конечности.

2. Отработка умений наложения кровоостанавливающего жгута.

3. Изучение принципов оказания первой медицинской помощь при обморожении.

4. Реанимация. Проведение непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.

8



Самостоятельная работа обучающихся

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по вопросам к параграфам.

Подготовка сообщения по теме «Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика».

4


Тематика индивидуального проекта

Сообщения на тему – «Чрезвычайные ситуации в мировой истории»;

Доклады на тему – «Воинские звания и знаки отличия»;

Рефераты на тему- «Терроризм – угроза обществу»;

Кроссворды на тему – «Первая медицинская помощь»;

Презентации на тему – «Здоровый образ жизни».

10


ВСЕГО

Всего занятий

Практических занятий

Самостоятельная работа студента

Максимальная учебная нагрузка

72

42

36

108




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


2.3. Характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне учебных действий

(по разделам содержания учебной дисциплины основы безопасности жизнедеятельности)

Наименование разделов

Характеристика основных видов учебной деятельности

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

2

3

4

Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.

- Сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;

- освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека.

- Формирование установки на здоровый образ жизни;

− развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки.

- Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

- исключение из своей жизни вредных привычек.


Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения.

- Сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;

− получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

− сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;

- освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

- развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

− формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;

- развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

- Овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

- обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;

- выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

- овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

− формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной

информации, получаемой из различных источников;

- формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения

и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

- Развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних

и внутренних угроз;

- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность

− Получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения

службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;

− освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе.

- Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий;

- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

- Готовность к служению Отечеству, его защите.


Раздел 4. Основы медицинских знаний.

- владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.

- Развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и

индивидуальных возможностей;

- развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

- Воспитание ответственного отношения к сохранению

здоровья, как к индивидуальной и общественной ценности.



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по «Основам безопасности жизнедеятельности». Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02)1. Оно должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся.

Оборудование учебного кабинета:

  • типовое оборудование (столы, стулья, шкафы);

  • аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;

  • раздаточный материал;

  • индивидуальные средства защиты (респираторы, противогазы);

  • общевойсковой защитный комплект;

  • перевязочные средства (бинты, вата медицинская, лейкопластыри, косынка медицинская);

  • жгут кровоостанавливающий.


Технические средства обучения:

  • электронный тир;

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • экран;

  • телевизор;

  • DVD-плеер.


Информационные средства обучения:

  • видеотека мультимедийных учебных программ (мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам ОБЖ, видеофильмы по разделам курса ОБЖ);

  • учебная литература.







3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

  1. Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для сред. проф. образования. — М., 2015.

  2. Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А. Основы безопасности жизнедеятельности: электронный учебник для сред. проф. образования. — М., 2015.

  3. Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность жизнедеятельности: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  4. Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.

  5. Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность жизнедеятельности: электронное учебное издание для обучающихся по профессиям в учреждениях сред. проф. образования. — М., 2014.

  6. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов сред. проф. образования. — М., 2014.

  7. Тупикин Е.Н., Евтеев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие для учащихся начального профессионального образования. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007. – 312 с.

Дополнительные источники:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие, Под общей редакцией Полишко В.В., Вентана-Граф, 1995 год – 220 стр.

  2. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Учебник. Вангородский С.Н., Кузнецов М. И., Латчук В. Н., Марков В. В. Учебник. ОБЖ. 8 класс. Дрофа – 2011, 252 стр.

  3. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Ми­шин, В. А. Васнев. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2002. — 159 с

  4. Смирнов, Хренников: Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Учебник, Просвещение – 2012г.- 224 стр.




Интернет-ресурсы:


  1. http://www.mvd.ru (Сайт МВД)

  2. http://www.mchs.gov.ru (Сайт МЧС)

  3. http://www.bezopasnost.edu66.ru (Информационный портал ОБЖ)

  4. http://www.allsafety.ru (Школа первой помощи)

  5. http://ombudsmanrf.org (Права человека в РФ)

  6. http://www.spas-extreme.ru (Портал детской безопасности)

  7. http://www.uznai-prezidenta.ru (Президент России гражданам школьного возраста)

  8. http://www.school-obz.org (Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»)





4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Для текущего контроля и промежуточной аттестации создан фонд оценочных средств (ФОС). ФОС включает в себя контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки.

Основные показатели оценки результата

Личностные

Результатом формирования личностных учебных универсальных действий следует считать:
− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

− готовность к служению Отечеству, его защите;

− формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

− исключение из своей жизни вредных привычек;

− воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;

− освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

Метапредметные

Результатом формирования познавательных учебных универсальных действий будут являться умения:

− овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций, обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций, выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

− формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

− формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

− формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.


Основным критерием сформированности коммуникативных учебных универсальных действий можно считать коммуникативные способности обучающегося, включающие в себя:

− умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

− умение взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

− умение информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.


Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:

− самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

− самостоятельного осуществлять поиск, анализ и отбор информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

− применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Предметные


Тема 1.1. Здоровье человека и здоровый образ жизни.

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту.

Тема 1.2. Вредные привычки.

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать факторы определяющие репродуктивное здоровье человека.

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.

Тема 1.3. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать закономерности взаимодействия человека с окружающей средой.

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь давать оценку состояния окружающей среды и прогнозировать возможные последствия негативного влияния на нее деятельности человека.

Тема 1.4. Правила и безопасность дорожного движения.

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать правила безопасности дорожного движения.

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, велосипедиста, водителя транспортных средств, в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья, адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья, соблюдать правила безопасности дорожного движения.

Тема 2.1. Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания.

В результате изучения темы, обучающиеся должны владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определять степень риска развития ЧС.


Тема 2.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предназначение, структуру и задачи РСЧС.

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты.


Тема 2.3. Гражданская оборона

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.

В результате изучения темы, обучающиеся должны владеть навыками в области гражданской обороны.


Тема 3.1. Вооруженные Силы Российской Федерации

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан, состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью. Владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы.




Тема 3.2. Воинская обязанность

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу. Основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе, основные виды военно-профессиональной деятельности. Особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника.

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.


Тема 3.3. Боевые традиции Вооруженных Сил России

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать боевых традициях ВС РФ.

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы.



Тема 4.1. Первая медицинская помощь

В результате изучения темы, обучающиеся должны знать порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

В результате изучения темы, обучающиеся должны уметь оказывать первую помощь пострадавшим.






11






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Каршина Татьяна Анатольевна

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232916


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства