Мною была разработана программа к урокам безопасности жизнедеятельности в 8 классе.В прогрумму включены основные направления: "Безопасность и защита человека от опасных и чрезвычайных ситуаций","Основы медицинских знаний и здорового образа жизни".Подробно будет изучена история создания, предназначение единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ( РСЧС), ее структура и задачи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к урокам ОБЖ 8 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
· Федерального компонента государственного стандарта общего образования
· авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Автор: Смирнов Анатолий Тихонович, Хренников Борис Олегович Редактор: Маслов М. В. Издательство: Просвещение, 2014 г)
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
Содержание программы выстроено по трем линиям:
? обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
? оказание первой медицинской помощи;
? основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
В содержание рабочей программы включен материал по изучению с обучающимися:
? Правил дорожного движения,
? Правил пожарной безопасности.
Цели и задачи учебного предмета ОБЖ:
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
· освоение знанийо здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
· развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
· воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
· овладение умениямипредвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать:
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия правила личной безопасности;
- правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе;
- о здоровом образе жизни;
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах;
- правила поведения населения при авариях;
- классификацию АХОВ по характеру воздействия на человека;
- организацию защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
Ученик должен уметь:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны овладеть компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся:
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)
Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа
Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства
Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:
1. Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. - 6-е изд. - М.: «Просвещение», 2013
2. Программа по ОБЖ «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Автор: Смирнов Анатолий Тихонович, Хренников Борис Олегович Редактор: Маслов М. В. Издательство: Просвещение, 2014 г)
Содержание учебной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс
Раздел 1. Опасные и Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека.
Тема 1. Основные причины и виды опасных ситуаций техногенного характера. 3 часа
Понятие аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера. Краткая характеристика основных видов ЧС и техногенных происшествий. Последствия. Основные причины и стадии развития техногенных происшествий
Тема 2. Пожары и взрывы - 6 часов
. Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Правила поведения при взрыве в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причину возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Правила поведения при угрозе взрывов. Безопасность в условиях возникновения взрыва.
Тема 3. Аварии с выбросом опасных химических веществ – 5 часов
Опасные химические вещества и объекты. Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. Характеристика АХОВ и их поражающие факторы. Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО. Первая помощь пострадавшим от АХОВ.
Тема 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. – 3 часа
Радиоактивность и радиационно-опасные объекты. Характеристика очагов поражения. Характеристика очагов поражения. Единицы измерения, биологические эффекты. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях.
Раздел 2. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Тема 5. Пожарная безопасность. – 3 часа.
Пожар, горение ,причины, классификация. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
Тема 6. Безопасность на дорогах. – 3 часа
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей.
Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда. Водитель. Формирование качеств безопасного водителя.
Тема 7. Безопасность на водоемах. – 3 часа
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых у воды. Оказание помощи, терпящим бедствие на воде
Тема 8. Экология и безопасность. (2 часа)
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Тема 9. Основы здорового образа жизни - 3часа
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека . Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность. Репродуктивное здоровье- составная часть здоровья человека и общества
Тема 10. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. – 3часа
Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение. Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами. Первая медицинская помощь при травмах
III. Календарно-тематическое планирование
№ раздела, темы, урока
Наименование раздела, темы, урока
Количество часов
Раздел 1
Опасные и Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека
17
Тема 1
Основные причины и виды опасных ситуаций техногенного характера
3
1
Понятие аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера
1
2
Краткая характеристика основных видов ЧС и техногенных происшествий. Последствия
1
3
Основные причины и стадии развития техногенных происшествий
1
Тема 2
Пожары и взрывы
6
4
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.
1
5
Правила поведения при взрыве в жилых и общественных зданиях.
1
6
Влияние «человеческого фактора» на причину возникновения пожаров
1
7
Соблюдение мер пожарной безопасности в быту.
1
8
Правила поведения при угрозе взрывов.
1
9
Безопасность в условиях возникновения взрыва
1
Тема 3
Аварии с выбросом опасных химических веществ
5
10
Опасные химические вещества и объекты
1
11
Причины и последствия аварий на химически опасных объектах
1
12
Характеристика АХОВ и их поражающие факторы
1
13
Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО
1
14
Первая помощь пострадавшим от АХОВ
1
Тема 4
Аварии с выбросом радиоактивных веществ
3
15
Радиоактивность и радиационно-опасные объекты. Характеристика очагов поражения.
Правила поведения и действия населения при радиационных авариях.
1
РАЗДЕЛ 2
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
11
Тема 5
Пожарная безопасность
3
18
Пожар, горение ,причины, классификация.
1
19
Соблюдение мер пожарной безопасности в быту.
1
20
Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
1
Тема 6
Безопасность на дорогах
3
21
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей.
1
22
Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда
1
23
Водитель. Формирование качеств безопасного водителя.
1
Тема 7
Безопасность на водоемах
3
24
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях.
1
25
Безопасный отдых у воды.
1
26
Оказание помощи, терпящим бедствие на воде
1
Тема 8
Экология и безопасность
2
27
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека
1
28
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.
1
Раздел 3
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
6
Тема 9
Основы здорового образа жизни
3
29
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека
1
30
Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и
социальная сущность
1
31
Репродуктивное здоровье- составная часть здоровья человека и
общества
1
Тема 10
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
3
32
Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение
1
33
Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами
34
Первая медицинская помощь при травмах
итого
34
Список литературы
Нормативно-правовое обеспечение
1. Закон РФ «О безопасности». – Соб: Речь, 2005. – 15 с.
2. Закон РФ «О безопасности дорожного движения» (от 10.12.1995г. № 196-ФЗ). - М.: Омега, 2005. – 32 с.
3. Закон РФ «О борьбе с терроризмом». – М.: Омега, 2005. – 32 с.
4. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» (№ 53-ФЗ от 28.03.1998г.). - М.: ЭКСМО, 2003. – 288 с.
5. Закон РФ «О гражданской обороне» (от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ)
6. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». – М.: ЭКСМО, 2001. – 42 с.
7. Закон РФ «О пожарной безопасности».– М.: Омега, 2005.– 22 с.
8. Закон РФ «О радиационной безопасности населения» (от 9.01.1996г. № 3-ФЗ в ред.ФЗ от 22.12.04г. №122-ФЗ).– М.: Омега, 2005.– 34 с.
9. Закон РФ «Об обороне» (от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ). - М.: ЭКСМО, 2003. – 32 с.
10.Закон РФ «Об образовании». – М.: Приор, 2005. – 48 с.
11.Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». – М.: Омега, 2002. – 18 с.
12.Конституция Российской Федерации.- М.: ЭКСМО, 2006. 64 с.
13.Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997г. № 1300) // Российская газета. – 1997. – 26 декабря. - № 247.