kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ОБЖ в 10 класс Тема: Основы военной службы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чувства личности и военная служба. Под чувствами в психологии понимают переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни и что он делает. Эти переживания могут протекать в виде положительных или отрицательных эмоций: простых, таких, как радость, гнев, удовольствие, недовольство, и сложных, т. е. более устойчивых сочетаний этих эмоций, которые и расценивают как чувства.Самовоспитание и самосовершенствование личности. Выдающийся русский педагог В. А. Сухомлинский сказал:   «Самовоспитание - это человеческое достоинство в действии». О том, что такое достоинство личности, мы уже говорили. Если человек сознает необходимость целенаправленного развития собственной личности, то можно говорить о самовоспитании, которое определяют как деятельность самого субъекта с целью изменить свои психологические свойства и процессы, свою личность в целом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОБЖ в 10 класс Тема: Основы военной службы »

Тема: Основы военной службы

Занятия Психологические основы подготовки к военной службе

Учебные вопросы 1. Чувства личности и военная служба.

2. Самовоспитание и самосовершенствование личности.

3. Психическое саморегулирование и самоанализ.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о психологических аспектах, связанных с подготовкой к военной службе в Вооруженных Силах.

Ход урока

I. Вступительная часть

- Организационный момент Проверка отсутствующих и готовности к уроку (1 мин)

- Проверка усвоения ранее изученного материала

1. Что вы понимаете под направленностью личности?

2. Что такое мировоззрение?

3. Как можно охарактеризовать мировоззрение современных молодых людей?

3. Какие типы слухов вы знаете?

4. Какие из слухов наиболее опасны и почему?

5. В чем заключаются психологические закономерности распространения слухов?

6. Какие мотивы для распространения слухов выделяют специалисты?

7. Как вы понимаете такое морально-нравственное качество, как совесть?

8. Назовите известные вам формы проявления совести.

9. Какие еще нравственные качества вы знаете?

10. В чем, прежде всего, проявляется воинская честь и каких качеств требует это от

военнослужащих?


II. Объяснение нового материала

1. Чувства личности и военная служба. Под чувствами в психологии понимают переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни и что он делает. Эти переживания могут протекать в виде положительных или отрицательных эмоций: простых, таких, как радость, гнев, удовольствие, недовольство, и сложных, т. е. более устойчивых сочетаний этих эмоций, которые и расценивают как чувства. Считают, что только человек способен на сложные морально-нравственные, интеллектуальные, эстетические чув­ства. Человек может испытывать и осознавать те или иные настроения, переживать стрессы, аффекты - эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком и бурно протекающие, изменяющие его сознание и приводящие к нарушению контроля за своими действиями. Все это называют эмоциональной сферой личности. Чем большее значение для человека имеют его отношения к чему-либо или кому-либо (к обществу, своей стране, родным, близким, друзьям, местности, в которой он живет, к самому себе), тем глубже его чувства.

С этих позиций чувство патриотизма можно определить как положительное отношение личности к своей Родине и тому, что в ней и с ней происходит, переживаемое им глубоко в форме разных эмоций: гордости, если Отечество славится своими достижениями; любви, обиды, если Отечество в чем-то хуже, чем другие страны; скорби и гнева, если Родина в опасности, и многих других эмоций, связанных с нашим отношением к разным событиям в своей стране. Если человек сосредоточен только на своих узких потребностях: вкусно поесть, всласть поспать, хорошо повеселиться, то рано или поздно он теряет ощущение смысла жизни, потому что он перестает быть личностью и как бы становится животным, а оно никогда не задает себе вопрос, зачем живет, а повинуется только своим инстинктам.

Тяготы и лишения воинской службы заключаются лишь в повышенной требовательности к себе, умении подчинять свои устремления необходимости соблюдать дисциплину и организованность, развитии у себя высоких морально-нравственных качеств: чувства долга, справедливости, совести, достоинства; волевых качеств: выдержки, настойчивости; физических качеств: силы, выносливости, ловкости и быстроты. Молодым людям, конечно, нужно учитывать и данные социально-психологических исследований некоторых негативных явлений в армии, например, неуставных взаимоотношений в отдельных воинских коллективах. Оказывается, что в 80% случаев все дело в психологической неграмотности самих новобранцев и диспропорции между социальным и психологическим созреванием молодых людей. Характерно, что время призыва в армию как раз и совпадает с высокой степенью психофизиологического и полового созревания. С реальным же социальным опытом юноша впервые сталкивается в Вооруженных Силах. Отсюда и волевая, и моральная разоруженность многих молодых людей перед тяготами и лишениями. К этому нужно присовокупить процветающие сейчас в молодежной среде активизацию потребительских настроений, поклонение культу жестокости и силы. Все это порождает цинизм, повышенную возбудимость.


2. Самовоспитание и самосовершенствование личности. Выдающийся русский педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Самовоспитание - это человеческое достоинство в действии». О том, что такое достоинство личности, мы уже говорили. Если человек сознает необходимость целенаправленного развития собственной личности, то можно говорить о самовоспитании, которое определяют как деятельность самого субъекта с целью изменить свои психологические свойства и процессы, свою личность в целом. В разных условиях самовоспитание может приобретать положительный или отрицательный смысл. Поэтому в психологии и педагогике различают самосовершенствование личности - сознательное воспитание в себе положительных качеств, социально ценимых с морально-нравственной точки зрения. Совершенствуя себя, стремясь к идеалу, человек приобретает новые возможности и для управления собой, и для воздействия на окружающих, а, изменяя некоторые свои потребности, желания, привычки, можно тем самым влиять на характер социальных отношений в обществе. Достижение человеком успехов в военном деле немыслимо без его напряженной работы по совершенствованию собственной личности.

В настоящее время почти никто не сомневается в необходимости и полезности умения человека самостоятельно управлять своим психическим состоянием, особенно в чрезвычайных ситуациях. Однако люди часто пренебрегают этим из-за лени, трудностей в приобретении такого умения, тем самым не только отказывая себе в уникальных возможностях нормализовать свое состояние и свою жизнь, но и лишая себя радости ощутить свои силы.

Среди множества качеств любого человека основные - ум, чувства и воля, развитие которых в нем свидетельствует о развитии его духовной силы. Ум человека развивается, прежде всего, через изучение наук, образование. Чувства (от низших - органических до высших - эстетических, нравственных, религиозных) развиваются под воздействием окружающего мира, восприятия произведений искусства, анализа своих и чужих поступков. В сердце человека живут симпатии и антипатии, привязанности, милосердие и жалость. Эти чувства имеют способность к развитию и саморазвитию.

Однако известно, что суть личности состоит в ее действиях. Сознательное, целенаправленное действие - вот пробный камень всех идей и помыслов. Благодаря действию человек способен достичь намеченной цели. Намерение осуществить сознательное действие всегда предполагает преодоление внутренних и внешних препятствий. Борьба с внутренними трудностями (привычки, желания) - самая тяжелая. Но, преодолевая их, человек воспитывает в себе волю, выдержку, настойчивость, целеустремленность и дисциплину, так необходимые в жизни и солдатской службе. Решающее значение здесь имеют, во-первых, формирование и наличие у личности достойной цели, а во-вторых, привычка обязательно доводить начатое дело до конца. Путь человека к совершенству и реализации заложенных в нем способностей очень труден. Один из способов достижения этих целей - саморегуляция психических процессов.


3. Психическое саморегулирование и самоанализ. Психическое саморегулирование - это развитие жизнестойкости организма путем специальных упражнений и методов. Методы эти основаны на способности человека поддаваться словесным самовнушениям, расслабляться и управлять своим организмом. Выработка же умений идет путем упражнений и гимнастики.

Методика психического саморегулирования может быть использована:

• для успокоения, кратковременного отдыха и снятия нервных перегрузок, предупреждения

психического и физического перенапряжения и усталости, повышения работоспособности

(например, перед дежурством,- выполнением ответственного задания);

• для формирования настроя, готовности к выполнению служебных задач, преодоления

трудностей, ощущения прилива сил и уверенности в себе;

• для устранения своих недостатков, искоренения отрицательных привычек, коррекции своего

поведения во взаимоотношениях с окружающими.

Наиболее известные методы: аутогенная тренировка (тренировка расслабления и сосредоточения); дыхательная гимнастика; методика отработки концентрации внимания.

Самоанализ часто расценивают как один из наиболее сложных способов самопознания, которому надо терпеливо и систематически учиться. Например, одна из разновидностей самоанализа - вечерний обзор, проводимый перед отходом ко сну. Считают, что его можно использовать для изучения самого себя и своей жизни вообще. Во время него можно сосредоточиться на различных сторонах своей личности, типичных особенностях своего поведения в тех или иных ситуациях. Непременное условие обзора - способность превратиться в беспристрастного наблюдателя, спокойно и трезво регистрирующего каждый этап прожитого дня. Второе условие, вытекающее из первого, - способность во время обзора не радоваться успехам и не огорчаться из-за неудач.

Другой способ самоизучения и самопознания - «проработка себя», цель которой -самооценка с точки зрения тех впечатлений, которые человек в течение дня произвел на разных людей, и выяснение, насколько это впечатление оказалось полезным для физического и психического самочувствия, выполнения разных дел.

Существует также метод «перспективы», цель которого заключается в самооценке отрицательных свойств личности, мешающих добиться жизненно важных целей. В рамках этого метода важно:

• сформулировать для себя конкретную цель, достижение которой поможет обрести успех в той

или иной сфере;

• представить себя как бы со стороны в заданном будущем и желаемом состоянии;

• увидеть из этого будущего свое настоящее состояние во всех его положительных и

отрицательных проявлениях;

• определить, что именно надо сделать, чтобы достичь желаемого состояния.

Существуют и другие способы саморегуляции и самоанализа. Все они будут более эффективными, если вы будете сопровождать их фиксированием в виде записей. Можно завести «рабочую тетрадь», в которую заносить все данные, получаемые о себе со стороны, а также информацию о своих внутренних состояниях в различных ситуациях и обстоятельствах. Производя такие записи, можно будет яснее и определеннее осознавать свои ощущения и эмоции. Излагая свои размышления, описывая ощущения, он невольно становится перед выбором одной точки зрения, что обязательно делает самооценку более объективной. Повышается возможность обнаружить свою личностную проблему (или тупик), подойти к анализу ее причин и объективного, и субъективного характера. Каждая запись должна быть датирована, чтобы в дальнейшем была видна картина саморазвития. В условиях дефицита времени, в котором мы постоянно находимся, можно придумать свою систему записи, лаконичную по форме и емкую по содержанию.

Психологическая подготовка к службе в Вооруженных Силах России включает в себя получение знаний из различных областей психологии и педагогики, предполагает творческую активность в процессе выработки умений и навыков контроля над своими личностными особенностями. Все это должно сопровождаться достаточной и правдивой информированностью о состоянии дел в армии и стране.


III. Подведение итогов занятия


IV. Домашнее задание: подготовиться по конспекту и учебнику ОБЖ - 11 кл. под редакцией Латчука, стр._______.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока по ОБЖ в 10 класс Тема: Основы военной службы

Автор: Исаев Джемиль Мусаевич

Дата: 01.12.2014

Номер свидетельства: 138063

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Урок на тему "История Вооружённых Сил России в дореволюционный период""
    ["seo_title"] => string(68) "uroknatiemuistoriiavooruzhionnykhsilrossiivdorievoliutsionnyipieriod"
    ["file_id"] => string(6) "295869"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455884404"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Проект "Дни воинской славы" "
    ["seo_title"] => string(26) "proiekt-dni-voinskoi-slavy"
    ["file_id"] => string(6) "118113"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413040533"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства