-привлечение внимания подрастающего поколения к героическим страницам истории своей Родины,
-формирование у детей гордости за свою Родину, её народ и ратную славу.
Область применения: проведение классного часа, посвященного годовщине Победы.
Формы и методы реализации: рассказ-беседа, сопровождаемый показом презентации
Необходимое материально- техническое обеспечение: презентация, выполненная в программе MS Power Point, мультимедийное оснащение.
Уважение к своей стране, к ее истории, традициям и богатой культуре является основой любого воспитания. Именно поэтому гражданско-патриотическое воспитание младших школьников - одно из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Именно оно должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.
Патриотизм- это гордость за достижения родной страны, горечь за её неудачи и поражения, интерес и уважение к её историческому прошлому.
Огромную роль в решении этих задач играет обращение к тематике Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В этот трудный период проявились лучшие черты народа, и победа в войне стала результатом мужества, героизма, стойкости советских людей.
Московская битва является одним из решающих сражений Великой Отечественной войны. Это была первая крупная победа советских войск над
фашистской Германией, был развеян миф о «непобедимости» германской армии, поднят дух советских людей в борьбе с врагом.
Одной из главных задач рассмотрения Московской битвы должно быть раскрытие великого подвига защитников нашей столицы. Важно, чтобы дети осознали ту огромную опасность, которую нёс фашизм всей стране, всему человечеству.
Одним из существенных аспектов темы является раскрытие тезиса: «Москву обороняла вся страна, Москва защищала всю страну». Учащимся надо показать, что победа под Москвой - это победа всего народа: и солдат, и полководцев и тех, кто самоотверженно трудился в тылу.
Для того, чтобы соединить представления о тех далёких событиях с непосредственным духовным опытом младших школьников, за неделю до
проведения классного часа учащимся было предложено побеседовать с родственниками о том, как жили их семьи во время войны; выяснить, участвовал ли кто-нибудь из членов семьи в обороне Москвы.
Во время показа презентации детям были заданы вопросы для уточнения правильного понимания услышанного. Например:
- Как вы думаете, почему именно Москву стремились завоевать фашисты?
-Зачем на улицах Москвы ставили противотанковые ежи?
-Как вы понимаете слова В.Клочкова ?
-В какой песне поётся о героях-панфиловцах?
-С какой целью был проведен парад на Красной площади 7 ноября 1941г.?
-Почему не удалось фашистским войскам захватить Москву? и т.д.
Очень важным при проведении подобного мероприятия является создание соответствующего эмоционального фона. С этой целью были использованы фрагменты записей музыки и песен военных лет.
Также эмоционально значимым стало творческое задание, подготовленное учащимися к классному часу. Ребята сочинили и оформили «Письма из XXI века», адресованные защитникам Москвы. Современные школьники очень трогательно, искренне благодарили павших героев и ветеранов, доживших до наших дней, за ясное небо над головой, за своё счастливое мирное детство. Благодаря этому яркому моменту классный час, посвященный битве за Москву, не превратился в формальное перечисление дат, имён, фактов и событий и способствовал тому, чтобы дети осознали себя частью родного города и всей страны.
Сопроводительный текст
к презентации «Битва за Москву».
2 слайд
В 2015 году наша страна отмечала великую дату: 75 лет со дня Победы над фашистской Германией.
Много войн пришлось испытать нашей стране за всю её историю, но самой страшной и самой долгой была Великая Отечественная война.
3-4 слайды
22 июня 1941 года войска фашистской Германии напали на нашу Родину.
Горькими были первые месяцы войны. Наши войска отступали, и через три месяца фашистские войска вплотную подошли к Москве. Фашисты были уверены в своей победе и даже заранее разработали план полного уничтожения Москвы. Предводитель фашистской армии Адольф Гитлер приказал: «Город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат,
ни один его житель- будь то мужчина, женщина или ребенок – не мог его покинуть… Там, где стоит Москва , должно возникнуть огромное море, которое навсегда скроет от мира столицу русского народа» .
5 слайд
К счастью, этому жестокому плану не дано было сбыться! С самых первых дней войны москвичи стали готовиться к защите своего города. «Всё для фронта, всё для победы!» - вот девиз тех дней.
(Звучат первые куплеты песни «Священная война»)
6-7 слайды
Взрослые мужчины и совсем молодые юноши и девушки записывались в ряды Красной Армии и Народного Ополчения.
8 слайд
На заводах , вместо ушедших на фронт мужчин, к станкам встали женщины и подростки.Они трудились по 12 часов в сутки, обеспечивая столицу оружием и боеприпасами.
9 слайд
Москвичи помогали фронту кто чем мог: вязали теплые вещи, собирали посылки бойцам, ухаживали за ранеными в госпиталях.
10 слайд
Тысячи горожан, в основном женщины, невзирая на холод и дождь, строили оборонительные рубежи, копали траншеи, сооружали заграждения и баррикады, таскали мешки с песком. Работа была очень тяжелая, но никто не жаловался, не сдавался.
11-13 слайды
На улицах и площадях Москвы устанавливались противотанковые ежи ,
а в небе размещались аэростаты, которые преграждали путь вражеским самолетам.
14 слайд
Налёты на Москву начались с первого дня войны. Фашисты сбрасывали на город тысячи зажигательных бомб и фугасов. Чтобы защитить Москву от бомбежек, была создана система противовоздушной обороны.
15 слайд
Вокруг Москвы были размещены артиллерийские войска, которые сбивали вражеские самолеты на подлёте к столице.
16 слайд
Во время бомбёжек в городе объявлялась воздушная тревога. Люди уходили из квартир в бомбоубежища, где можно было укрыться от взрывов. Такими бомбоубежищами служили некоторые станции московского метро.
17 слайд
Но часто люди ,вернувшись к своему дому, заставали на его месте только развалины…
18-20 слайды
Мужественно защищали родной город москвичи, но все же основная тяжесть войны обрушилась на плечи воинов нашей армии.
21 слайд
Командующим фронтом, который прикрывал Москву, был назначен Георгий Константинович Жуков. Солдаты говорили «Где Жуков, там – победа!»
22-25 слайды
7 ноября 1941года в центре Москвы состоялся традиционный парад. Несмотря на то, что вражеские войска стояли совсем близко от Москвы, по Красной площади маршем шли ряды солдат и сразу с парада бойцы отправлялись на фронт.
26 слайд
В середине ноября фашисты предприняли очередную попытку наступления на Москву. В планах врага было окружить город танковыми войсками, а затем захватить его.
На одном из фронтов на пути фашистов встала стрелковая дивизия под командованием Ивана Васильевича Панфилова.
27 слайд
У разъезда Дубосеково 28 бойцов-панфиловцев приняли на себя удар 50 вражеских танков. Там один из бойцов- Василий Клочков произнес исторические слова: « Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!»
В критическую минуту боя политрук Клочков первым бросился со связкой гранат под вражеский танк, подорвал его и погиб смертью героя.
28 слайд
Этот бой длился всего 4 часа. 18 танков подбили герои-панфиловцы. Из 28 солдат в живых осталось только 4 человека. Но ценою жизни солдат, атака была отбита, танки не прошли к Москве.
29 слайд
Подвигов, подобных этому было совершено очень много, защищая столицу , люди не жалели ни сил, ни даже свои жизни!
И вот 5 декабря Сов. Армия перешла в контрнаступление и отбросила фашистские войска от Москвы.
30 слайд
Немецкая армия, которая считалась непобедимой, оказалась на грани уничтожения. Победа в битве под Москвой показала всему миру, что фашистов можно бить, а значит, их можно победить!
31-32 слайды
Укрепилась уверенность наших людей в Победе!
Но до окончательно разгрома фашистских войск нашим солдатам предстояло сражаться ещё долгих четыре года..
33 слайд
После войны в своей книге воспоминаний Г.К. Жуков написал:
«Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: «Битва за Москву». Выражая глубокую благодарность всем участникам битвы за Москву, оставшимся в живых, я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины, её столице, городу-герою Москве. Мы все в неоплатном долгу перед ними!»
Классный руководитель 9 Б класса: Виноградский А. Ю.