Урок мужества «Великая Сталинградская битва» Цель: Организация урока мужества, в память о победе советского народа в Сталинградской битве. Задачи: расширить знаний учащихся об исторических событиях победы в Великой Отечественной Войне; воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к героям, участникам и ветеранам войны; формировать умение находить информацию на заданную тему; способствовать воспитанию чувства гордости за героическое прошлое малой Родины; Место проведения: кабинет истории Оформление:Праздничное украшение зала. Выставка музея «Подвиг народа». Выставка плакатов «Основные события Великой Отечественной войны» Выставка книг: «История войны» Карта «Великая Отечественная война. 1941-1945гг.» Карта «Коренной перелом в Великой Отечественной войне» Оборудование: Мультимедийный проектор; ноутбук Музыкальный центр; Метроном. Диск «Великая отечественная война» Видеоматериалы по истории Великой Отечественной войны; Презентация «Герои Сталинграда» Зажженная свеча На доске: Сталинградская битва (17 июля 1942 - 2 февраля 1943г. Ход мероприятия: Звучит музыка, вальсируют выпускники. 1-й уч. Ночь с 21 на 22 июня 1941 года. Чудная, летняя пора! Выпускной бал. Завтра все будет по другому, по-взрослому. Завтра начнется самостоятельная жизнь! Сколько надежд, сколько радости, сколько ожиданий! Прерывается музыка, звук сирены. 2-й уч. Стоп. Завтра?.Завтра была война. Метроном отбивает в микрофон секунды. Звучит 1-й куплет и припев песни«Священная война». Учитель: 22 июня 1941 года. Эта дата навсегда вошла в историю как начало самого тяжелого и трагического испытания для нашей страны. Война. Она ворвалась во все дома, затронула каждого человека. 21 июня 1941 года в нашем совхозе отпраздновали свадьбу Артем Григорьевич Саразов и Полетавкина Раиса Егоровна. Молодежь веселилась допоздна. Кончалась жаркая, июльская ночь, уже поднималась зоря нового дня - воскресенья 22 июня 1941 года. И в это время тысячи гитлеровских солдат, многие сотни самолетов, танков пересекли границу нашей родины; без объявления войны, неся смерть, двигались по территории России к её сердцу городу Москва. 22 июня быстро, сняв подвенечное платье, Раиса Егоровна организовала митинг, призывая комсомольцев отдать все силы борьбу с врагом. Артема Григорьевича в военкомате назначали начальником сборного пункта. Так началась семейная жизнь молодоженов. Так началась война! 1418 дней и ночей она продолжалась. Событиям Сталинградской битвы посвящаем сегодняшний урок мужества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок мужества "Великая Сталинградская битва"»
Урок мужества «Великая Сталинградская битва»
Цель: Организация урока мужества, в память о победе советского народа в Сталинградской битве.
Задачи:
расширить знаний учащихся об исторических событиях победы в Великой Отечественной Войне;
воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к героям, участникам и ветеранам войны;
формировать умение находить информацию на заданную тему;
способствовать воспитанию чувства гордости за героическое прошлое малой Родины;
Место проведения: кабинет истории
Оформление:Праздничное украшение зала. Выставка музея «Подвиг народа». Выставка плакатов «Основные события Великой Отечественной войны» Выставка книг: «История войны»
Карта «Великая Отечественная война. 1941-1945гг.»
Карта «Коренной перелом в Великой Отечественной войне»
Оборудование:
Мультимедийный проектор; ноутбук
Музыкальный центр;
Метроном. Диск «Великая отечественная война»
Видеоматериалы по истории Великой Отечественной войны;
Презентация «Герои Сталинграда»
Зажженная свеча
На доске: Сталинградская битва (17 июля 1942 - 2 февраля 1943г.
Ход мероприятия:
Звучит музыка, вальсируют выпускники.
1-й уч. Ночь с 21 на 22 июня 1941 года. Чудная, летняя пора! Выпускной бал. Завтра все будет по другому, по-взрослому. Завтра начнется самостоятельная жизнь! Сколько надежд, сколько радости, сколько ожиданий!
Прерывается музыка, звук сирены.
2-й уч. Стоп. Завтра?...Завтра была война.
Метроном отбивает в микрофон секунды. Звучит 1-й куплет
и припев песни«Священная война».
Учитель: 22 июня 1941 года. Эта дата навсегда вошла в историю как начало самого тяжелого и трагического испытания для нашей страны. Война... Она ворвалась во все дома, затронула каждого человека. 21 июня 1941 года в нашем совхозе отпраздновали свадьбу Артем Григорьевич Саразов и Полетавкина Раиса Егоровна. Молодежь веселилась допоздна.
Кончалась жаркая, июльская ночь, уже поднималась зоря нового дня - воскресенья 22 июня 1941 года. И в это время тысячи гитлеровских солдат, многие сотни самолетов, танков пересекли границу нашей родины; без объявления войны, неся смерть, двигались по территории России к её сердцу городу Москва.
22 июня быстро, сняв подвенечное платье, Раиса Егоровна организовала митинг, призывая комсомольцев отдать все силы борьбу с врагом. Артема Григорьевича в военкомате назначали начальником сборного пункта. Так началась семейная жизнь молодоженов. Так началась война! 1418 дней и ночей она продолжалась.
Событиям Сталинградской битвы посвящаем сегодняшний урок мужества.
На урок пригласили Заслуженного учителя РБ, Отличника народного просвещения, председателя ветеранов совхоза - Баронова В.С. Присутствует правнучка Полетавкиной Р.Е.
Великая победа на берегах Волги в февральские дни 1943 года положила начало коренному перелому в ходе войны. День 2 февраля 1943 года является днем военной славы России. Битва под Сталинградом — эта золотая страница военной истории нашего народа.
3-й ученик: Иллюстрированный рассказ «Сталинградская битва» Используется карта
Учитель: 28 июля 1942 года Наркомом Обороны СССР И. В. Сталиным подписан Приказ №227
1-й уч. Из Приказа Народного комиссара Обороны Союза ССР № 227 от 28 июля 1942 года. "Враг бросает на фронт всё новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперёд, рвётся в глубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и сёла, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на Юге, у ворот Северного Кавказа. Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге, и хотят любо ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами.
Пора покончить отступление. Ни шагу назад. Таким теперь должен быть наш главный призыв. Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности."
Учитель: Суровый приказ, но другого выбора не было. Самые трудные дни для страны. День 23 августа 1942 года стал для жителей Сталинграда и защитников города самым трагичным и получил название «Черное воскресенье».
4-й ученик: Отрывки из воспоминаний участников(слайды, чтение воспоминаний)
5-й ученик: Мамаев курган (на военных картах высота 102,0) стал местом самых кровопролитных и ожесточённых боёв в Сталинграде: на каждый квадратный метр земли здесь весной 1943 года приходилось от 500 до 1250 осколков. По словам поэта Р.Рождественского, металла в Кургане "больше, чем в знаменитой Магнитной горе!"День за днём сталинградцы сражались.
В 1967 году на Мамаевом кургане был открыт памятник. Грандиозная 52-метровая скульптура "Родина-мать" по замыслу автора-скульптора Вутетича, поднимает в Сталинграде меч освобождения. Его опустил в поверженном Берлине в конце войны на памятнике советский воин со спасённой немецкой девочкой на руках, изображённый на памятнике того же автора.
Учитель: Треугольные письма: писали солдаты, получали жены, дети.
Ученица (в военной форме) раздает письма в зале.
Ученики открывают и читают письма:
1. «Был на передовой. Излазил её, а потом на шинели насчитал 50 пулевых дыр. Но не отлили ещё той пули, которая сразила бы меня. Обо мне, мама, не беспокойся, я вернусь!»
2."Сашенька! Ты спрашиваешь, как там наша школа. Ничего живём. Десятиклассники учатся в 3-ю смену. Кончаем уроки в одиннадцать ночи. А днём работаем на заводе по 12 часов. Делаем снаряды для «катюш». Так спать охота! Иногда даже на станках, на стружках засыпаем!»
Знаешь, Саш! А в школе у нас сейчас ансамбль, и руководит им настоящий композитор Михаил Владимирович Черняк. Ходим с концертами по госпиталям. Уже 70 концертов дали. Наш подшефный госпиталь в 30-й школе. Так мы там можно сказать, всё свободное время»
3.31 декабря 1942 год.
"Дорогие родители! Сейчас канун Нового года, я думаю о доме, и у меня разрывается сердце. Так здесь всё плохо и безнадёжно: Голод, голод, голод и к тому же вши и грязь. День и ночь нас бомбят советские лётчики, и артиллерийский огонь почти не прекращается. Если в ближайшее время не совершится чуда, я здесь погибну.
Иногда я молюсь, иногда проклинаю судьбу. При этом всё мне представляется бессмысленным и нелепым. Когда и как придёт избавление? Как может вынести такое человек? Или все эти страдания - наказание Божье?
Здесь всё, словно комок дрожащих нервов. Все живут, словно в бреду. Если из-за этого письма я предстану перед военным судом и буду расстрелян, это будет как избавление от страданий. У меня больше нет надежды.
4.13 января 1943 год. Россия.
"Сижу теперь здесь неумытый и небритый, как чушка: Ваш Нис".
5.16января 1943 год. Россия.
"В каком дрянном положении мы находимся здесь, в крепости Сталинград. Увидев меня, очень бы удивились моей внешности, я так похудел, что стал похож на полуголодную собаку. Силы, который я когда-то имел, исчезли. Если пробежишь метра 3-4, то спотыкаешься о каждый маленький камень, вряд ли вы меня узнали бы. Внутри я ещё остался старый Родрих. Изменился лишь внешне. И это, в конце концов, объяснимо: 20 граммов хлеба, 37 граммов мяса и 50 граммов сливочного масла - таков наш рацион на день".
6-й ученик:
Там, где двести дней и ночей Бушевала великая битва, Там кровью тысяч людей Каждый метр земли был пропитан. Там сила советских солдат Сокрушала фашистскую силу,- Там давно уже пушки молчат И поля от пожарищ остыли. Там сегодня над Волгой-рекой, На священной земле Сталинградской, Рвётся к солнцу цветок полевой Из-под каски пробитой солдатской. Жизнь! Мы славим величье её. Жить! - вот благо и счастье людское. За него, за счастье твоё и моё Свои жизни отдали герои:
Презентация «Герои Сталинграда» и выступление учеников 9а класса:
1-й уч. Василий Зайцев - снайпер 284-й стрелковой дивизии. Он лично уничтожил 242 фашиста. Немецко-фашистское командование доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов майора Конингса - уничтожить Зайцева. Но вскоре и он был застрелен известным советским снайпером.
2-й уч. Михаил Паникаха - боец 1-й роты 193-й стрелковой дивизии 885-го стрелкового полка. Поднятая им на вражеский танк бутылка с горючей жидкостью воспламенилась от попадания пули. Тогда он, объятый пламенем, бросился к немецкой машине и уничтожил вражеский танк с его экипажем.
3-й уч. Матвей Путилов - связист штаба 308-й стрелковой дивизии. В разгар боя нужно было исправить повреждённую связь, но связисту раздробило обе руки. Истекая кровью, Матвей, теряя сознание, зубами соединил оба конца провода.
4-й уч. Санинструктор из 214-й стрелковой дивизии Марионелла Королёва(а среди близких - Гуля) с первых дней войны сражалась на фронте. Около хутора Паньшино она личным примером увлекла бойцов в атаку, первой ворвалась в окопы противника и уничтожила 15 фашистских солдат. Смертельно раненая, до последнего вздоха она не выпускала оружия из рук - и продолжала стрелять по врагу.
5-й уч. Война стала общим испытанием как для взрослого населения нашей страны, так и детей. Они рано повзрослели. Как и отцы, они защищали Родину.
Самым юным защитником города был Серёжа Алешков. Этот шестилетний мальчик-сирота, помогал, как мог, бойцам 142-го полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии. И даже спас жизнь его командиру, вовремя позвав на помощь.
6-й уч.В захваченном фашистами хуторе Вербовка действовал "босоногий гарнизон". Этот отряд состоял из подростков 10 - 14 лет. Их было 20 человек, и они бесстрашно действовали против врага, сея панику среди захватчиков.
Мальчишек схватили и жестоко пытали, а затем на глазах у хуторян расстреляли.
7-й уч. Яков Павлов- сержант, возглавивший оборону дома на одной из площадей Сталинграда. Расположение дома имело стратегическое значение. Из него можно было вести наблюдение и обстреливать занятую противником территорию города на расстояние более километра. Группа солдат во главе с Павловым захватила дом и превратила его в настоящую крепость. Немцы подвергли дом непрерывному обстрелу, атаковали, бомбили, но взять так и не смогли.
Учитель: Страна высоко оценила подвиг своих героев. Десятки тысяч солдат и офицеров были удостоены государственных наград. 112 наиболее отличившихся были отмечены Золотой звездой Героя Советского Союза. Более 750 тыс. участников сражения были награждены медалью «За оборону Сталинграда». Среди героев, участников битвы были и выходцы нашего совхоза. (Далее предоставляется слово гостям мероприятия.)
Выступление Баронова В.С. «Наши землячки в Сталинградской битве»
Ответы на вопросы учеников.
Выступление правнучки Полетавкиной Р.Е. «Воспоминания моей бабушки о войне»
7-й ученик: Иллюстрированный рассказ «Сталинградская битва» Используется карта
Учитель: Сталинград навсегда вошел в историю как символ величия и героизма нашего народа, его стойкости и мужества, его любви к своей Родине. Вечная память павшим героям Великой Отечественной войны.
Объявляется Минута молчания. Прошу всех встать.(Музыка и кадры)
Песня «День победы»
Учитель: На этом наше мероприятие, посвященное Сталинградской битве, окончено. Спасибо всем участникам и гостям за интересные выступления. Всем желаем крепкого здоровья и мирного неба над головой.