Цель: повторение, систематизация и обобщение изученного материала, профилактика детского дорожного травматизма среди обучающихся.
Задачи:
Развивать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, умение логически мыслить и применять знания ПДД в конкретных дорожных ситуациях,
повторить основные средства регулирования и их историю;
развивать память, внимание, логическое мышление;
воспитывать уважение ко всем участникам дорожного движения.
Ход игры
1.Организационный момент.
Участники игры заходят в кабинет, им раздаются небольшие значки дорожных знаков. С помощью разбивки на группы (запрещающие и предупреждающие знаки) играющие делятся на 2 команды. Участники дают названия своим командам.
Сегодня ребята, мы проведем конкурсно – игровую программу «Звездочки дорожной безопасности», где Вы должны показать свои знания по правилам дорожного движения, вспомнить её историю. Девиз нашей игры: "Дисциплина на дороге - залог безопасности”.
Каждая команда выполняет задание, за правильно выполненное задание получает жетон. Победитель тот, у кого больше жетонов.
2.Основная часть.
Когда-то в старину привычных для нас дорог не было. От одного поселения до другого люди передвигались по лесным и полевым тропам. Но постепенно дорог становилось всё больше, и они принимали всё более ухоженный вид. Римляне в Европе, инки в Америке мостили дороги камнем и щебнем, укладывали твёрдое покрытие. Начали благоустраиваться и дороги в городах. В русских городах, для их строительства использовали дерево, в европейских — булыжники и щебень. Постепенно дороги стали такими, какими мы привыкли их видеть.
Итак, дорога — это искусственное сооружение, специально приспособленное для движения транспортных средств и пешеходов. Дороги, проходящие в городах, могут называться по-разному: улица, проспект, переулок. Все они состоят из трёх составных частей — проезжей части, тротуара, поребрика (бордюра). Если проезжую часть разделяют зелёные насаждения, дорога называется бульваром.
В дорогечеловек практически постоянно. Практически каждый деньчеловек идёт или едет по дороге. Каждый день мы совершаем новые открытия, чему-то учимся. Но есть знания, которые необходимы всем и каждому — это законы безопасного поведения на дороге.
Закон для улиц и дорог
Один на всей земле,
Он всем необходим.
Всегда ты правила учи,
Чтоб жизнь свою спасти.
1 задание - Разминка.
Ведущий задает вопросы по очереди каждой команде.
Что означает слово "тротуар"? (в переводе с французского - дорога для пешеходов).
Что означает слово «светофор»? (соединение русского слова "свет" и греческого "форос" - нести. «светофор» - несущий свет).
Почему улицу назвали улицей? (пролегает вдоль лицевой части домов, т.е. у "лица" домов).
Что означает слово «велосипед»? (по латыни "velox" значит "быстрый", и "pedis"-ноги. Вот и получилось название "велосипед", то есть "быстроногий").
Что означает слово «автомобиль» в переводе с латинского языка? (самодвижущийся).
Что означает по-французски «истопник», «кочегар»? (Шофёр.)
В настоящее время движение на дороге немыслимо без регулирования. Что же регулирует движение транспорта и пешеходов? Правильно, дорожные знаки. Они помогают регулировать и организовывать движение потоков транспорта и пешеходов, облегчают работу водителей, помогают им и пешеходам правильно ориентироваться в сложной обстановке дорожного движения.
2 задание – «Соберидорожный знак».
Каждой команде предлагается конверт, в котором находятся элементы дорожных знаков. Участники команд должны составить дорожный знак и правильно их назвать.
Эмблемы автомобильных марок очень разнообразны. На данный момент в мире их существует огромное количество. Они отождествляет качество выпускаемой продукции, определенной фирмой–производителем. Следует отметить, что эмблем в мире столько, сколько и марок авто. Все марки автомобилей мира нельзя перечислить и сосчитать. Ни в каком источнике нет точного ответа на данный вопрос. Некоторые автолюбители насчитывают более 2000 штук, а другие – около 1300. Но это не официальная информация. Множество марок выпускаются в пределах одной страны, поэтому не все люди знают об их существование.
3 задание – «Автомобильный».
Ведущий показывает эмблемы различных автомобильных марок, участники находят и показывают карточку с правильным их названием.
Согласно ПДД в РФ "пешеход" — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам в РФ приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. В некоторых сообществах к пешеходам приравниваются люди, передвигающиеся с помощью роликовых коньков, скейтбордов и инвалидных колясок, в том числе с электроприводом. У пешеходов, как и других участников дорожного движения, есть не только права, но и обязанности.
4 задание - «Пешеход – отличник».
Командам предлагаются карточки со словами, используя их, участники должны составить «Памятку для пешехода».
Слова для первой команды – «налево», «подземный пешеходный переход», «по обочине».
Слова для второй команды – «по пешеходному переходу», «зеленый сигнал», «правой стороны».
Еще одно из основных средств регулирования – это светофор. Светофор — устройство оптической сигнализации, предназначенное для регулирования движения людей, велосипедов, автомобилей и иных участников дорожного движения, поездов железной дороги и метрополитена, речных и морских судов.
5 задание – «Светофорный».
Командам предлагаются карточки с изображением различных типов светофоров. Участникам необходимо выписать те цифры, под которыми изображен существующий светофор. Задание выполняется на время – 3 минуты.
6задание –«Дорожная математика»
Девять мальчиков поехали кататься на велосипедах по улицам города. Двоим было по 15 лет, троим - по 14 лет, а остальным – 13. Сколько человек нарушило пдд? (Ответ: 4)
Два мальчика и 3 девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зелёный сигнал уже начал мигать. Мальчики перебежали дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего зелёного сигнала. Сколько ребят поступило правильно? (Ответ: 3 девочки)
Двадцать семь ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Несколько ребят ушли домой. Тринадцать ребят остались играть на дороге.
Сколько ребят поступило правильно? (Ответ: 14)
Из автобуса вышли 23 пассажира. 11 из них подошли к пешеходному переходу, семеро пошли обходить автобус спереди. А остальные остались на остановке. Сколько человек поступило неправильно? (Ответ: 7)
3.Заключительная часть.
Вот и подошла к концу наша игра. По итогам всех конкурсов, по количеству набранных баллов победила команда ______ Чтоб жить, не зная огорченья, Чтоб бегать, плавать и летать, Ты должен правила движенья Всегда и всюду выполнять!
Во всех странах мира дети стараются никогда не нарушать Правила дорожного движения, потому что правильное поведение на дорогах - показатель культуры человека! Давайте быть всегда культурными и дисциплинированными участниками движения.