Педагогические мастерские «Опасные и чрезвычайные ситуации»
Педагогические мастерские «Опасные и чрезвычайные ситуации»
Жизнь, как бы сложна ни была временами, замечательна. Недаром все мы так дорожим ею. Однако на свете существуют опасности, которые могут не только испортить нам жизнь, но даже отнять ее у нас.
Чтобы такого не случилось, надо обязательно уметь предвидеть эти опасности и знать способы, как избежать их или победить в возникшей критической ситуации. Этому и должен научить нас курс «Основы безопасности жизнедеятельности».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогические мастерские «Опасные и чрезвычайные ситуации» »
Педагогическая мастерская по ОБЖ в 5-м классе: «Опасные и чрезвычайные ситуации»
Тема: «Опасные и чрезвычайные ситуации»
Цель: пропаганда идеи, что основы безопасности жизнедеятельности необходимо знать каждому.
Формы работы: индивидуальная, групповая и коллективная.
Методы, приемы, способы:
анализ собственного опыта;
генерация идеи;
обмен мнениями, групповое обсуждение, дискуссия;
выработка общих рекомендаций.
Продолжительность мастерской – 1 час 20 минут.
Жизнь, как бы сложна ни была временами, замечательна. Недаром все мы так дорожим ею. Однако на свете существуют опасности, которые могут не только испортить нам жизнь, но даже отнять ее у нас.
Чтобы такого не случилось, надо обязательно уметь предвидеть эти опасности и знать способы, как избежать их или победить в возникшей критической ситуации. Этому и должен научить нас курс «Основы безопасности жизнедеятельности».
ХОД МАСТЕРСКОЙ
I. Мастерская началась с приветствия участников и приглашения к совместной работе.
(Класс делится на 3 группы, используются таблички с надписями).
II. На столе лежат 15 картинок с надписями на тему «Опасные и чрезвычайные ситуации» (учитель приглашает учащихся выбрать одну иллюстрацию, на которых изображены разные опасные и чрезвычайные ситуации).
1. Ребята в группах распределяют иллюстрации по степени опасности (по убывающей) и готовятся к анализу ситуации, которая сложилась в выстроенном ряде иллюстраций.
2. Каждая группа идет друг к другу в гости.
3. Один из группы проводит разбор картинок
Какое на ваш взгляд самое опасное?
Какие из этих опасностей могли бы не произойти? (Отложите вниз эти картинки).
Почему?
Вывод 1. Человек попал в авиакатастрофу или стал заложником, оказался без воды в пустыне или на плоту в открытом море, провалился в прорубь или остался без помощи в горах… Что объединяет эти обстоятельства? Все это опасные ситуации. Их еще называют экстремальными. Поскольку они требуют напряжения всех физических и духовных сил человека.
4.
Какая иллюстрация осталась?
Зависит ли она от человека?
Вывод 2. Опасные ситуации с вовлечением большего количества людей и грозящие тяжелыми последствиями для общества называются чрезвычайными. К ним относятся эпидемии, наводнения, землетрясения, ураганы, аварии на атомных станциях. При таких масштабных бедствиях на помощь приходят государственные службы или все общество. Ежегодно в мире от чрезвычайных ситуаций погибает свыше 2,5 миллиона человек. При этом материальный ущерб достигает 40 миллионов долларов. Проведение предупредительных мероприятий может уменьшить число людских жертв наполовину, а материальный ущерб на 10-40 процентов.
5.
Какую ситуацию называют чрезвычайной?
Вывод 3. Чрезвычайная ситуация – ситуация, сложившаяся на определенной территории в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, нанесла ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, привела к значительным материальным потерям или нарушению условий жизнедеятельности людей.
III. Каждому участнику выдается альбомный лист и предлагается на одной иллюстрации объединить все, что увидел ученик (выразите свою мысль, свое отношение к картинке через средства изобразительного искусства).
1. Единственное условие: картина считается завершенной, если ее автор может показать или прокомментировать все, что на ней изображено.
2. Выставка работ учащихся на доске.
Aвторам, завершившим свои произведения, предлагается придумать для них названия (Название картины автор пишет на обратной стороне листа, желательно, простым карандашом и при этом не рассказывает о нем никому, с работой на этом этапе создания картины ребята, как правило, справляются не одинаково. Тот, кто уже завершил дело, знакомится с работами других).
IV. Этап создания письменного текста.
1. Напишите отклики на те картины, которые вам понравились, название картины (нельзя хвалить, нельзя ругать).
2. Работают в группах.
Выполняют коллективную работу по теме: «Опасные и чрезвычайные ситуации глазами детей».
3. Представление от группы.
По одному желающему от группы рассказывают, что изобразили на коллективной картине. Провести «мысль безопасности» через изображение.
4. Общий обзор происшедшего, рефлексия участников
Какой этап урока дался с наибольшим трудом?
За что я мог бы похвалить себя?
В цветной гамме выражают свое отношение к уроку.
PS: Описанный алгоритм не является жестким. Этапы можно менять. Возможен вариант использования и преобразования некоторых идей мастерской.
Список литературы:
1. «Я знание построю в мастерской» Н.И. Белова/ Из опыта использования методики педагогических мастерских в обучении биологии. – СПб. СПГУПМ, 1994.
2. Дорога к согласию/ под ред. Н.И. Беловой. – СПб., Корифей, 1999.
3. «Уроки, уроки, уроки» А.А. Окунев/ учебная литература – М., Просвещение, 1998.