Просмотр содержимого документа
«Гражданская оборона»
Классный час по теме «Гражданская оборона» 9 Б класс учитель: Логинова О.М.
Цели: формирование у учащихся понятия «Гражданская оборона»; формирование у учащихся навыков безопасного поведения в чрезвычайных жизненных ситуациях; воспитывать дисциплинированность, собранность в критических ситуациях и взаимопомощь; обобщить знания учащихся о ЧС, действий при пожаре.
Оборудование: кроссворды, раздаточный материал, сетка станций на доске, защитные маски и шапочки для оказания первой мед.помощи.
План:
Беседа о гражданской обороне;
Основная часть:
- станция «При пожаре, как один, набираем «01»!»;
- станция «Стихийные бедствия»;
- станция «Тише едешь, дальше будешь»;
- станция «Изломанный телефончик»;
- станция «Как поступите Вы?»;
- станция «Эстафета».
3. Заключительный этап. Подведение итогов.
4. Рефлексия. Награждения.
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодняшний классный час посвящен теме «Гражданская оборона».
Беседа о гражданской обороне (высказывания учеников)
Ученик 1: Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. ГО является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны.
Ученик 2: В современной сложной международной обстановке в условиях возрастания опасности террористической угрозы каждый гражданин Российской Федерации обязан знать или хотя бы иметь представление о системе Гражданской обороны, знать, как уберечь собственную жизнь в случае войны. Нашему народу не нужна война и он не готовит ее. Он на себе испытал все ее страшные ужасы. А будущая война, если же она все – таки случится, станет еще более разрушительной и повлечет огромные жертвы среди мирного населения. Защита населения от оружия массового поражения и других средств нападения противника является главной задачей гражданской обороны.
Ученик 3: Обучение по гражданской обороне является обязательным для всех граждан Российской Федерации. Каждый человек должен уметь защитить себя, в случае необходимости применить навыки самопомощи и помощи пораженным. А для этого ему необходимо еще в мирное время изучить и практически овладеть основными способами и средствами защиты от оружия массового поражения. Активное и добросовестное выполнение обязанностей по ГО – долг каждого человека.
Задачи Гражданской обороны.
В современной войне, помимо обычных видов оружия, можно ожидать применения противником ядерного оружия, химического оружия и биологического оружия.
Ядерное оружие является наиболее мощным из средств поражения и приводит к массовым потерям населения. Примером служат атомные взрывы в японских городах Хиросима и Нагасаки. Ядерное оружие обладает несколькими поражающими факторами: ударной волной, световым излучением, проникающей радиацией, сейсмовзрывными волнами, электромагнитным импульсом и радиоактивным заражением местности. Эти факторы и определяют характер поражения населения и структуру санитарных потерь.
Основой химического оружия являются отравляющие вещества, которые впервые были применены Германией в годы первой мировой войны. Международный Женевский протокол 1925 г. признал химическое оружие запрещенным. Однако некоторые государства не приняли протокол, и в армиях этих государств отравляющие вещества вошли в арсенал средств массового поражения людей.
Биологическое оружие является наиболее коварным, осужденным всем прогрессивным человечеством видом оружия массового поражения. Основу его составляют бактерии, вирусы, а также высокотоксичные продукты жизнедеятельности бактерий – токсины. Основными специфическими свойствами ряда биоагентов, применяемых в качестве биологического оружия, является способность длительно сохраняться в окружающей среде, что позволяет ему вызывать эпидемии среди людей и сельскохозяйственных животных. Кроме того, существуют большие трудности с обнаружением факта применения противником биологического оружия, а также опасность заражения личного состава формирований ГО при выполнении спасательных работ в очаге. Эти виды оружия могут повлечь огромные потери. Отсюда вытекает огромное государственное значение ГО.
Основная часть
Сейчас мы с вами совершим интересное и увлекательное путешествие в мир безопасной жизнедеятельности. Многие правила безопасности возникли еще в древности, когда люди пытались защититься от диких животных и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, стали иными правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей и т.д. И сегодня на каждой станции для вас подготовлены разнообразные задания, а чтобы справиться с ними, вам нужно показать свои знания и умения, а где-то проявить смекалку.
Класс делится на 2 команды. Выбирается капитан. Представление команд.
Станция №1. «При пожаре, как один, набираем 01!»
На этой станции вы должны будете отгадать загадки и ответить на вопросы несложной викторины.
Я мала, да зла, чуть - чуть свечу,
Иногда так упаду, что много горя приношу. (Искра)
Кто меня не бережется, очень скоро обожжется. (Огонь)
Схоронилось солнышко
В маковое зернышко.
Пробежит по земле –
Вспыхнет весело во мгле. (Спичка)
Черный дым валит в окно – очень страшное оно,
от неправильного действия случается это бедствие. (Пожар)
С огнем бороться мы должны,
С водою мы напарники,
Мы очень людям всем нужны
Так кто же мы? (Пожарники)
А сейчас еще немного подумаем своими головками и ответим на вопросы викторины:
Что такое чрезвычайная ситуация? (Опасность, угрожающая сразу многим людям)
Кто такие спасатели? (Люди службы спасения, которые специально обучены, подготовлены и снабжены всем необходимым для оказания первой медицинской помощи)
Если ты в квартире один и начался пожар. Что следует делать? (Если огонь небольшой, можно попробовать сразу затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылить кастрюлю воды. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место и только после этого звони в пожарную охрану по номеру «01». Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу звони «01». После этого зови на помощь из окна соседей и прохожих. Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком – внизу меньше дыма)
Ты один дома, смотришь любимую телепередачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать? (Отключить ток, накинуть на телевизор плотную ткань, позвонить по телефону «01» и покинуть помещение)
Как уберечь себя от поражения электрическим током? (Нельзя прикасаться к оголенному или плохо изолированному проводу, не пользоваться неисправными электроприборами, не прикасаться к электроприборам мокрыми руками, не играть вблизи электроподстанций, на чердаках и в подвалах около электрощитов, не прикасаться к упавшим на землю проводам под напряжением).
Станция №2. «Стихийные бедствия»
Здесь ребята вы должны отгадать кроссворд(групповое задание на листочках).
атмосферное явление, сопровождающееся многократными электрическими разрядами, между облаками и земной корой (гроза);
смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса и или подмыва склона (оползень);
сильный вихрь диаметром до 1000 метров, обладающий большой разрушительной силой (смерчь);
бурный грязевой или грязекаменный поток (сель);
затопление местности в результате подъема уровня воды (наводнение);
сильный ветер, со скоростью свыше 20 м/с, вызывающий большие волны на море (шторм);
ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с (ураган);
сильный ветер, со скоростью свыше 20 м/с, вызывающий большие разрушения (буря);
ситуация, в которой возможно возникновение явлений или процессов способных поражать людей, наносить материальный ущерб (опасность);
доведение до населения информации о ЧС (оповещение);
морские волны, возникающие при подводных и прибрежных землетрясениях (цунами);
реакция на опасность, когда человек, испытывая страх, стремится убежать, забыв обо всем (паника);
состояние защищенности жизненноважных интересов личности (безопасность).
Станция №3. «Тише едешь, дальше будешь»
Ребята, вы знаете, что по городским улицам движется огромное количество машин. Для пешеходов отведены специальные места, где они могут свободно передвигаться. Сейчас вам предстоит вспомнить ваши знания по правилам дорожного движения, а самое главное вспомнить известные знаки и нарисовать их.
- пешеходный переход;
- дети;
- дорожные работы;
- движение без остановки запрещено;
- въезд запрещен;
- остановка запрещена
Станция №4. Игра «Изломанный телефончик»
Здесь вы должны объяснить слово или какую-либо ситуацию при помощи жестов.
- приглашение в кино или приглашение покататься на машине;
- загорелся электроприбор;
- начался пожар;
- отстал в лесу от своего класса на экскурсии;
- оказание медицинской помощи.
Станция №5. Конкурс «Как поступите Вы?»
В разные сложные ситуации может попасть человек. Как поступить, как выйти из них без потерь, без ущерба? Эти вопросы не всегда удается решить не только детям, но и взрослым. Давайте потренируемся, определим свои возможности и знания. На первый взгляд кажется все просто. А вы попробуйте
1. Находясь в лесу зимой, вы, кажется, отморозили руку. Вы будете
а) растирать ее снегом;
б) согреваться около костра;
в) согревать ее собственным теплом?
2. Вам необходимо перебраться вброд через реку с быстрым течением. Каким из предложенных способов вы будете переходить ее в выбранном вами месте:
а) вниз по течению;
б) перпендикулярно течению;
в) против течения;
г) под углом 45' к течению?
Как поступите с рюкзаком, находящимся у вас за плечами?
3. Вас мучает чувство голода, а продуктов питания нет. Как вы определите пригодность растений и ягод к употреблению в пищу:
а) попытаетесь есть то, что едят птицы; б) будете есть все встречающиеся на пути ягоды, за исключением ярко-красных; в) возьмете в рот небольшое количество ягод или незнакомых вам растений и, немного разжевав их, подождете 5 — 10 мин; г) несмотря на голод, совершенно откажетесь употреблять в пищу незнакомые ягоды и растения? 4. Передвигаясь по тонкому льду озера, вы внезапно попали в холодную воду. Что вы будете делать, достигнув берега:
а) освободившись от мокрой одежды, прыгать, пока не согреетесь; б) некоторое время кататься по снегу в мокрой одежде; в) прыгать в мокрой одежде?
5. Вам предстоит совершить длительный переход. Далеко от конечного пункта пути вы обнаружили потертости на ногах. Как вы поступите:
а) протрете подошвы обуви бензином; б) намочите носки водой и наденете обувь; в) время от времени будете переодевать носки с одной ноги на другую; наденете носки наизнанку; г) наденете обувь на босую ногу?
6. Рядом с вашим биваком — ручей сомнительной чистоты и болотце. Воду для приготовления пищи вы будете брать:
а) из ручья; б) из болотца; в) из специально вырытой ямы рядом с болотцем?
7. Вы укрылись в оборудованной вами снежной пещере. Имеющаяся горелка освещает и согревает убежище. При каком цвете пламени горелки вам не следует беспокоиться:
а) желтом; б) голубом; в) красном?
8. Внезапно разразилась сильная гроза. Вы видите, что приближаются интенсивные вспышки молнии. Ваши действия:
а) спрячетесь под огромным деревом; б) укроетесь под навесом скалы; в) останетесь на открытой местности, продолжая движение и не обращая внимания на угрозу, г) найдете не выделяющееся на местности укрытие и переждете грозу?
Станция №6. «Эстафета»
1 эстафета. В конце зала лежит пострадавший. По команде « Газы» спасатели надевают защитные маски, бегут к пострадавшему. Оказывают первую помощь. Одевают шапочку и маску на пострадавшего, закрывают открытые участки тела и переносят на руках в безопасное место.
2 эстафета. По команде «Газы» участники закрывают лицо маской, первый участник одевает сумку, одевает мешок и прыгает до конца зала. Прибегая к другим участникам, передает мешок и сумку.
3 эстафета. По команде «Газы» капитаны одевают противогаз. Побеждает тот, кто быстрее это сделает.
Заключительный этап
А сейчас давайте подсчитаем баллы каждой команды. Выявляется команда победитель. Награждение.
Рефлексия
Понравился ли вам наш классный час? Что мы повторили? Какая из станций понравилась больше всего и почему?