Просмотр содержимого документа
«Устный журнал "Конституция РФ - основной закон страны"»
Тема: «Конституция РФ – основной закон страны».
Тип и форма урока: Устный журнал
Умения и навыки развития личности:
Характеризовать конституцию как основной закон государства.
Характеризовать право человека, ребёнка.
Объяснять особенности правового статуса гражданина России.
Классифицировать конституционные права граждан.
Знать основные понятия, составлять эссе по теме.
Оборудование:
магнитная доска;
проектор;
компьютер;
текст Конституции РФ у каждого ученика.
1. Вступительное слово. Сообщение цели урока
Учитель: Все мы знаем о трех символах нашей страны: гербе, гимне и флаге. Но есть еще один символ государственной власти – это Конституция РФ.
В девятом классе на обществознании мы знакомимся с основными характеристиками Конституции РФ. Сегодня же мы с вами узнаем подробнее о главном законе страны.
2. Словарная работа
Учитель: Для начала давайте вспомним те понятия, без которых изучения нашей темы будет неполным.
Правовое государство…
Учитель: Демократия…
Учитель: Суверенитет…
Учитель: Федеративная форма…
Учитель: Референдум…
Учитель: Конституция…
3. Проверка домашней работы
Учитель: Домашним заданием было у вас следующее:
Чтение преамбулы Конституции РФ, где вы должны были выделить основы и ценности;
Сочинение-эссе по теме: «Каково назначение Конституции в цивилизованном обществе?»
Учитель: В начале урока мы проверим сочинение «Назначение Конституции в цивилизованном обществе?»
Выступление учащихся
Учитель: Итак, какой вывод мы можем сделать из услышанного?
Ученик: Конституция – это юридический документ, который принимают в современном цивилизованном обществе, чтобы установить и закрепить:
отношения между властью и гражданином (как государство должно относиться к гражданину и как гражданин должен относиться к государству, какие должен иметь права и обязанности)
устройство государственной власти
устройство государства – основы конституционного строя.
4. Работа над изучением новой темы
Учитель: Одна из первых Конституций была принята в США в 1787 году, а в нашей стране, когда она впервые принимается?
Ученик: в 1918 году в Советской России после октябрьского переворота 1917 года.
Учитель: А в последующем?
Ученик: В 1924, 1936, 1977 – Конституции СССР.
Учитель: Когда была принята Конституция РФ, и каким образом?
Ученик: В 1993 году 12 декабря на референдуме.
Учитель: На нашем уроке мы с вами проанализируем содержание нашей Конституции и практически поработаем над текстом основного закона РФ.
Откройте Конституцию на странице «Содержание».
Ученик: Конституция состоит из преамбулы (вступления) и двух разделов: первый раздел состоит из девяти глав – 137 статей, второй раздел «Заключительные и переходные положения».
5. Практическая работа с тестом Конституцией РФ
Учитель: Начнем по порядку, читаем преамбулу, то есть вступление (один человек вслух) и постараемся при этом выделять ценности, которые содержит эта краткая вводная часть.
Ученик:
Вера в добро и справедливость — нравственные ценности.
Утверждая права и обязанности человека – ценности демократии.
Возрождая… государственность «России и утверждая незыблемость ее демократической основы» - ценности демократии.
«Что память предков; передававших нам любовь и уважение к Отечеству» - ценности патриотизма.
«Сознавая себя частью мирового сообщества» - ценности международного сотрудничества.
«Утверждая… гражданский мир и согласие» - ценности социального мира.
Глава 1.
Учитель: Основы конституционного строя – это главные принципы, фундамент на котором построено государство. Они изложены в первой главе (статьи 1 16).Конституционных принципов 4: верховенство права, демократизм, федерализм и гуманизм. Когда речь идет о принципах демократизма и верховенства права – это значит, что источником власти является народ России и что закону должны подчиняться не только граждане, но и государство (статьи 3– 16).
Народовластие – есть один из четырех основных конституционных принципов. Все эти принципы получили свое развитие в следующих главах Конституции РФ, более того, все другие законы должны исходить их этих принципов, так как они составляют основу конституционного строя.
Глава 2.
Учитель: Глава 2 посвящена правам и свободам человека и гражданина.
Учитель: Найдите и прочитайте в тексте Конституции РФ статьи соответствующие этой схеме, назовите их.
Ученик: ст.20, 22, 28, 29, 30
Учитель: А вот случай из жизни, давайте его рассмотрим с точки зрения границ свободы.
Задача № 1.
«На перемене одноклассники поспорили о том, хорошо ли списывать. Высказав свои аргументы, участники спора так и остались при своем мнение. Тогда желая доказать свою правоту, они перешли на личности: «Ты жадина, поэтому и не даешь списывать!» - сказал сторонник списывания. «А ты балбес, своих мозгов не хватает, вот и поешь!» - ответил другой» Скажите, допустима ли такая свобода выражения мнения? Кто из спорщиков нарушил правила использования права на свободу слова?
Учитель: Свобода связана с сознательным выбором. Человек ответственен за свой выбор. Свобода слова , как и любая другая свобода, небезгранична. Наша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Поэтому в законе установлен ряд ограничений свободы, слова, призваны защитить права и законные интересы других лиц, в частности:
Нельзя разглашать государственную тайну.
Нельзя разглашать профессиональную тайну (врачебную, юридическую и т.д.)
Нельзя никого оскорблять (т.е. унижать или порочить честь и достоинство в неприличной форме).
Нельзя клеветать (т.е. распространять заведомо ложную информацию) и т.д.
Ученик: Приведенные в задаче высказывания можно квалифицировать по-разному: «Жадина» - это скорее сведения порочащие честь и достоинство человека. Выражение типа «Балбес» - следует квалифицировать как оскорбление.
Учитель: Взгляните еще раз на экран, здесь представлена схема, где представлены права и обязанности граждан РФ.
Учитель: Кроме прав существуют еще и обязанности, которые мы, как граждан РФ, должны выполнять. Новая Конституция устанавливает значительно меньше обязанностей, чем прежняя. В ней сознательно сделан акцент на права и свободы граждан. И вместе с тем без закрепления основных обязанностей индивидов обойтись нельзя, поскольку их реализация обеспечивает нормальное функционирование самого государства.
В Конституции зафиксированы следующие основные обязанности:
Граждане должны соблюдать и законы РФ (статья 15)
Граждане обязаны платить налоги и сборы (статья 57)
Граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду (статья 58)
Обязанность защищать Отечество (статья 59)
Граждане обязаны заботиться о сохранение исторического и культурного наследия (статья 44 пункт 3)
Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего среднего образования (статья 43)
Учитель: Обратимся к статье 43 Конституции РФ, здесь наряду с правом идет речь об обязанности. Прочитайте эту статью.
А как вы отнесетесь к следующему факту, давайте подискутируем.
Задача №2.
В статье 43 Конституции РФ устанавливается обязанность в получении детьми основного общего образования (9 классов). Родители или лица, их заменяющие, объявляются ответственными за это. Эта норма закона далеко не у всех вызывает одобрение.
Многие считают, что необходимо узаконить получение обязательного одиннадцатилетнего образования. Выскажите свое мнение относительно данной конституционной нормы.
Ученик №1: Более прогрессивно мыслят поддерживающие вторую точку зрения.
Конечно, можно выбрать любую работу, даже и без знания теорем и произведений Гоголя. Но ведь в школе изучается не только этот материал, но и основы обществознания, истории, географии, русского языка, физики и т.д.
Ученик №2: Малограмотный человек – это потенциально плохой работник. Пусть сейчас мы еще нуждаемся в неквалифицированном труде, но в дальнейшем развитие технологии позволит от них избавиться еще в большей мере либо вообще. Куда же деваться необученному? Ведь научится пользоваться техническими орудиями труда, он не сможет – не знает основ физики и других наук. Вполне вероятно, он станет обузой общества.
Ученик №3: Малограмотный человек – это политически незрелый и пассивный человек. Обладая рабской психологией, он не способен «давить» на власть и заставлять ее служить обществу.
Ученик №4: Малограмотный человек – это и плохой семьянин, который не сможет вырастить здоровых и умных детей, поскольку сам не имеет ни какого представления о здоровом образе жизни.
Учитель: Отступление назад в области образования, которое предусматриваются в действующей Конституции по сравнению с предыдущей, сделаны вынужденно. Но по мере накопления общественного богатства наше государство перейдет на обязательное полное среднее образование. Государственная Дума на данный момент рассматривает вопрос о внесение поправки в Конституцию об изменении статьи 43 Конституции. Правительство РФ предлагает установить обязательное полное образование (11-летнее).
Глава 3.
Учитель: Прочитайте название третьей главы
Ученик: «Федеративное устройство». По Конституции в статье 65 говорится о 89 субъектах РФ, где 2 города федерального значения. (Это Москва и С-Петербург). В 2014 году был проведен референдум в Крыму и добавились еще два субъекта РФ — республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Учитель: Ну, вот вам задачка:
В апреле 2005 года начался процесс укрупнения субъектов РФ. Решение об объединении принимается на референдуме, а затем Государственная Дума вносит изменения в Конституцию. Так ,в результате проведенных референдумов, Красноярский край, Таймырский автономный округ и Эвенкийский автономный округ объединяется в Красноярский край; Камчатская область и Корякский автономный округ – в Камчатский край, Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ – в Пермский край, а Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и Иркутская область оформятся в новый субъект РФ – Иркутская область
На данный момент прошло 4 референдума, сколько же субъектов РФ теперь в нашей стране и Государственная Дума должна внести изменения в Конституцию об этом?
Ученик: 84 субъекта. Решение: ((89-9)+4=84) – Государственная Дума должна внести изменения в Конституции РФ.
Задание:
Отметить на карте те субъекты РФ, которые участвовали в референдумах.
Главы 4 – 8.Устройство государственной власти.
Учитель: Сила этой власти объясняется тем, что она формируется путем прямого волеизлияния народа – всеобщих выборов, эту власть принято называть представительной, так как она представляет народ страны, только эта власть наделена исключительным правом издавать законы, все остальные (исполнительная и судебная) могут действовать на основе законов, принятых парламентом.
Следует помнить, что главный источник власти – народ – это принцип демократизма.
Учитель: Президент РФ – является главой государства, президент является гарантом Конституции. Президент РФ не относится ни к одной ветви власти, он способствует их взаимодействию и помогает найти выход в случае спора, он является как бы противовесом между законодательной и исполнительной властями. Он может сдерживать Федеральное собрание, если оно вызвало недоверие Правительству РФ. А Федеральное собрание имеет право отстранить Президента РФ от занимаемой должности, если политика, которую он проводит, не отвечает интересам России и является преступной.
Может ли, один и тот же человек занимать более двух сроков пост президента РФ?
Ученик: Нет, по статье 81 Конституции РФ.
Глава 9. «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» (2 раздел).
Учитель: «Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Заключительные и переходные положения».
Здесь содержаться положения, в которых, говорится об особенностях вступления в силу Конституции как нового закона современной жизни россиян.
6. Закрепление
Вопросы:
Что такое Конституция?
Какова структура Конституции РФ?
Какова цель Конституции?
Учитель: Конституция не однодневный оперативный документ. Она всегда смотрит в будущее. Принятая Конституция РФ ставит перед обществом цель-утверждение демократического устройства государства, в котором главной ценностью является человек, его права и свободы.
7. Выставление оценок
8. Д.З.: в учебнике «Обществознание» 9класс. §12-13.