В разделе «Экономическая сфера» курса «Обществознание» в 6-м классе тема «Семья с точки зрения закона» является четвертой, заключительной. Для изучения данной темы в тематическом планировании отводится 2 урока. Целью данного урока было научиться определять функции и значение семьи для человека и государства, опираясь на отношения в своей семье. Воспитательной целью является воспитание чувства ответственности перед своей семьей сегодня и чувства долга перед семьей будущего, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей. Развивающей целью является создание условий для мыслительной, коммуникативной активности, отработки умения работать в парах.
Тип урока – комбинированный, т.е. изучение нового материала сочетается с применением знаний на практике (при работе в парах). Методы, которые я использовала на уроке – это фронтальный опрос, эвристическая беседа, парная работа, работа с визуальными ассоциациями, мозговой штурм и составление синквейна. Выбор методов данного урока обусловлен следующими причинами: 1) методы стимулируют в течение урока высокий уровень познавательной активности учащихся, 2) в 6а классе обычно удаются уроки с элементами парной работы, дискуссии, так как учащиеся умеют аргументированно высказывать свои мысли, выполнять групповые задания. Доминирующим методом являлся – метод мозгового штурма. Данный метод способствует развитию у учащихся аналитического мышления, более глубокому изучению нового материала, поддержанию мотивации учащихся к осуществлению познавательной деятельности. Источниками новых знаний на уроке служат: презентация, учитель и жизненный опыт самих учащихся. На уроке также были реализованы здоровьесберегающие технологии, выраженные постоянной сменой вида деятельности, что предотвращало утомляемость учащихся.
Данная тема является личностно и социально-значимой для учащихся 6 классов. При ее изучении учащиеся опираются на понятия «семья», «брак», «родители», «дети», «права», «обязанности» и другие. Она позволяет им познакомиться с понятием и значением семьи с точки зрения закона и способствует воспитанию чувства уважения к социальным нормам, регулирующим семейные отношения. Данный урок способствует формированию у учащихся общественной картины мира по отношению к семье. Используя такой метод, как работа с ассоциациями, я создавала условия для постановки учебных проблем и нахождения их решений учащимися самостоятельно, только направляя их деятельность. Ребята, используя не только знания, но и жизненный опыт, находили решения на поставленные вопросы, приводили правильные аргументы.
Межпредметные связи прослеживались с русским языком при составлении синквейна. Условия для развития метапредметных компетентностей (коммуникативной и организационной) обеспечивались через работу в парах, в эвристической беседе.