Просмотр содержимого документа
«Урок "Права человека"»
Урок «Права человека»
Цели урока:
Определить сущность права как меры свободы и справедливости; познакомить учащихся с основными нормативными документами, где эта идея находит своё отражение.
Развивать умение анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал, работать с документами.
Воспитывать активную гражданскую позицию и ответственность, повышать правовую культуру.
Основные понятия: конвенция, пакт, права человека, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка.
Оборудование урока: упрощенный вариант Декларации; Бабушкин А. В. «Подростку о правах человека» (методические материалы для педагогов) - М.: 1999; Болотина Т.В., Ми-ков П.В. «Концепция обучения правам человека» - М.: «Русское слово», 2006; Преподавание прав человека в 5-9 классах средней школы./Сборник-М.: «Звенья», 1997; Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. «Жить в мире с собой и другими»/ Тренинг толерантности для подростков - М.: «Генезис», 2000.
Ход урока.
I. Вводная часть.
Учитель знакомит обучающихся с темой урока, рассказывает им о необходимости правил, определяющих поведение человеческого сообщества.
II. Игра «Словесные ассоциации».
Прежде чем дать определение понятию «права человека», школьники должны подумать о значении данного словосочетания. Варианты ответов могут быть разными: права, данные природой, Богом; моральные права и т.п.
Учитель, написав на доске слова «права человека», предлагает обучающимся назвать другие слова, которые им приходят в голову по ассоциации. На доске составляется список соответствующих слов, на основе его анализа делается вывод о том, что права человека - это: совокупность правил, которые присущи природе человека и без которых он не может существовать; идеальные нравственные принципы; совокупность представлений о достойном положении человека; справедливые притязания людей по отношению друг к другу и государству; система жизнеобеспечения личности, без которой невозможно ее нормальное развитие; субъективные права, на обладание которыми может претендовать каждый человек вне зависимости от государства; определенный минимум общесоциальных, общечеловеческих и общедемократических требований к правовому и социальному положению каждой личности, реализация которых должна и может быть обеспечена в любом обществе вне зависимости от особенностей его социально-политической системы; минимальная неотъемлемая мера свободы, определяющая статус отдельной личности. Завершая работу над этой частью урока, необходимо поставить перед обучающимися вопрос «Зачем надо изучать права человека?-. Отвечая на него, обучающиеся могут сказать, что чем больше людей будут знать о правах человека и стараться жить по принципам, которые содержат е себе эти права, тем больше вероятность, что права человека станут не просто идеальной моделью, но и реальностью.
III. Игра «Идеальное общество».
Учитель объявляет условия игры: для того чтобы создать идеальное общество, нужно составить список прав его граждан.
Класс разбивается на группы по 5-6 человек. Каждый член группы должен определить для себя 3 основных права. Затем эти права обсуждаются в группе, после чего составляется список из 10 прав, которые, по мнению школьников, являются наиболее важными. Когда все группы обучающихся представят свои варианты, учитель составляет итоговый перечень, в который включаются только те права, которые повторяются во всех группах, ранжируя их по значимости.
Таким образом, класс составил перечень прав человека своего сообщества.
IV. Ознакомление учащихся с Декларацией
Учитель знакомит учащихся с Декларацией, рассказывая историю ее создания. Следует упомянуть, что идея прав человека имеет долгую историю и своими корнями уходит в мировые религии и древние философские учения. Необходимо обратить внимание обучающихся на то, что вся философия прав человека основана на одной несомненной ценности. Эта ценность - человек.
Учитель может рассказать о Великой хартии вольностей (Англия, 1215 г.), Декларации независимости (США, 1776 г.), Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.), Великой реформе 1861-1863 гг. (Россия), Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа (РСФСР, 1918 г.). Обучающиеся должны осознать, что разные общества подходили к этому вопросу по-разному.
Рассказывая о современном периоде, следует остановиться на создании ООН, официальная дата создания - 24 октября 1945г. Цель ООН - объединить усилия всех народов планеты во имя мира и развития, основанных на принципах справедливости, уважения человеческого достоинства и общего благосостояния.
Учитель должен обратить внимание школьников на то, что людям из различных стран зачастую сложно решить, какие права человека являются более важными, поэтому в 1948 г. была организована Комиссия по правам человека, в состав которой вошли представители 14 стран - участниц ООН. Эта Комиссия и составила Декларацию, которая была принята 10 декабря 1948 года на Генеральной Ассамблее ООН (к тому моменту в ООН было 56 стран-участниц). В 30 статьях этого документа перечислены все основные права человека: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.
Учитель должен упомянуть, что Декларация не является юридическим соглашением между государствами. Это скорее заявление о намерениях. Продолжая рассказ об истории создания Декларации, следует остановиться на следующем: с целью повысить эффективность Декларации в 1966г. Генеральная Ассамблея приняла два дополнительных документа: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В совокупности все три документа составляют Международный билль о правах. Для государств-участников, подписавших этот документ, он является обязательным для исполнения. Впоследствии были подготовлены другие документы (конвенции): Конвенция о правах ребенка, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и т.д.
Далее следует прочесть текст (возможно, упрощенный вариант) Декларации и сравнить ее статьи с составленным школьниками перечнем.
По окончании чтения обучающиеся отвечают на вопросы:
Какие права человека, упомянутые е Декларации, внесены в наш перечень?
Какие права человека из нашего перечня включены в Декларацию?
Какие права человека вы хотели бы дополнительно включить в Декларацию?
Какие три права в нашем перечне вы считаете наиболее важными? Почему?
Предусматривает ли Декларация не только права, но и обязанности?
Почему велико значение Декларации?
Работа в группах (2 вариант)
Работа в группах проводится по тексту Декларации
Класс делится на 4 группы по 6-7 человек. Каждая группа размещается за отдельным столом и снабжается текстом документа. Всем ученикам предлагается прочитать текст Преамбулы.
Установочные вопросы: Какие цели выдвигает Декларация перед мировым сообществом? К кому обращена Декларация? Какие намечены пути проведения в жизнь провозглашенных в ней прав и свобод?
Задания для самостоятельной работы в группах.
1-я группа:
Ознакомиться с текстом Декларации.
Определить сущность и значимость правовой защиты гражданских прав человека.
Выделить, выписать и систематизировать гражданские права человека, обозначить основания систематизации.
Защитить свой мини-проект. 2-я группа:
Ознакомиться с текстом Декларации о политических правах.
Определить сущность этих прав.
Выделить, выписать и систематизировать политические права человека, обозначить основания систематизации.
Защитить свой мини-проект. 3-я группа:
Ознакомиться с текстом Декларации о социально-экономических правах.
Определить их сущность.
Выделить, выписать и систематизировать социально-экономические права человека, обозначить основания систематизации.
Защитить свой мини-проект. 4-я группа:
Ознакомиться с текстом Декларации об ограничениях прав и обязанностях человека.
Определить их сущность.
Выписать и систематизировать отмеченные ограничения прав и обязанности человека, обозначить основания систематизации.
Защитить свой мини-проект.
Защита мини-проектов (кластеров). Для презентации каждой группе отводится 2 минуты. Участники других групп слушают объяснения и переносят кластеры себе в тетрадь
Можно для работы в группах предложить не весь текст, а только обсуждение принципов Декларации и их последующего внедрения в международную и национальную систему.
V/ Подведение итогов урока.
Учитель подводит итоги урока и формулирует выводы: «Права человека - это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах. По мере развития общества права человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости, равенства и возможного поведения людей.
Всеобщая декларация прав человека - важный международный документ, открывший целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы и позволивший людям всего мира объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека на Земле».