kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Права человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке обучающиеся знакомятся с правами человека, изучают Всеобщую декларацию прав человека/

Просмотр содержимого документа
«Урок "Права человека"»

Урок «Права человека»


Цели урока:

  1. Определить сущность права как меры свободы и справедливости; познакомить учащихся с основными нормативными документами, где эта идея находит своё отражение.

  2. Развивать умение анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал, работать с документами.

  3. Воспитывать активную гражданскую позицию и ответственность, повышать правовую культуру.

Основные понятия: конвенция, пакт, права человека, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка.

Оборудование урока: упрощенный вариант Декларации; Бабушкин А. В. «Подростку о правах человека» (методические материалы для педагогов) - М.: 1999; Болотина Т.В., Ми-ков П.В. «Концепция обучения правам человека» - М.: «Русское слово», 2006; Преподавание прав человека в 5-9 классах средней шко­лы./Сборник-М.: «Звенья», 1997; Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. «Жить в мире с собой и другими»/ Тренинг толерантности для подростков - М.: «Генезис», 2000.



Ход урока.


I. Вводная часть.

Учитель знакомит обучающихся с темой урока, рассказывает им о необходимости правил, определяющих поведение человеческого сообщества.

II. Игра «Словесные ассоциации».

Прежде чем дать определение понятию «права человека», школьники должны подумать о значении данного словосочетания. Варианты ответов могут быть разными: права, данные природой, Богом; моральные права и т.п.

Учитель, написав на доске слова «права человека», предлагает обучающимся назвать другие слова, которые им приходят в голову по ассоциации. На доске составляется список соответствующих слов, на основе его анализа делается вывод о том, что права человека - это: совокупность правил, которые присущи природе человека и без которых он не может существовать; идеальные нравственные принципы; совокупность представлений о достойном положении человека; справедливые притязания людей по отношению друг к другу и государству; система жизнеобеспечения личности, без которой невозможно ее нормальное развитие; субъективные права, на обладание которыми может претендовать каждый человек вне зависимости от государства; оп­ределенный минимум общесоциальных, обще­человеческих и общедемократических требо­ваний к правовому и социальному положению каждой личности, реализация которых должна и может быть обеспечена в любом обществе вне зависимости от особенностей его социаль­но-политической системы; минимальная неотъемлемая мера свободы, определяющая статус отдельной личности. Завершая работу над этой частью урока, необходимо поставить перед обучающимися вопрос «Зачем надо изучать права челове­ка?-. Отвечая на него, обучающиеся могут сказать, что чем больше людей будут знать о правах человека и стараться жить по принци­пам, которые содержат е себе эти права, тем больше вероятность, что права человека ста­нут не просто идеальной моделью, но и реаль­ностью.

III. Игра «Идеальное общество».

Учитель объявляет условия игры: для того чтобы создать идеальное общество, нужно со­ставить список прав его граждан.

Класс разбивается на группы по 5-6 чело­век. Каждый член группы должен определить для себя 3 основных права. Затем эти права обсуждаются в группе, после чего составляет­ся список из 10 прав, которые, по мнению школьников, являются наиболее важными. Когда все группы обучающихся представят свои варианты, учитель составляет итоговый перечень, в который включаются только те права, которые повторяются во всех группах, ранжируя их по значимости.

Таким образом, класс составил перечень прав человека своего сообщества.


IV. Ознакомление учащихся с Декларацией

Учитель знакомит учащихся с Декларацией, рассказывая историю ее создания. Сле­дует упомянуть, что идея прав человека имеет долгую историю и своими корнями уходит в мировые религии и древние философские уче­ния. Необходимо обратить внимание обучаю­щихся на то, что вся философия прав челове­ка основана на одной несомненной ценности. Эта ценность - человек.

Учитель может рассказать о Великой хартии вольностей (Англия, 1215 г.), Декларации неза­висимости (США, 1776 г.), Декларации прав че­ловека и гражданина (Франция, 1789 г.), Вели­кой реформе 1861-1863 гг. (Россия), Деклара­ции прав трудящихся и эксплуатируемого наро­да (РСФСР, 1918 г.). Обучающиеся должны осознать, что разные общества подходили к этому вопросу по-разному.

Рассказывая о современном периоде, сле­дует остановиться на создании ООН, офици­альная дата создания - 24 октября 1945г. Цель ООН - объединить усилия всех народов плане­ты во имя мира и развития, основанных на принципах справедливости, уважения челове­ческого достоинства и общего благосостоя­ния.

Учитель должен обратить внимание школь­ников на то, что людям из различных стран за­частую сложно решить, какие права человека являются более важными, поэтому в 1948 г. была организована Комиссия по правам чело­века, в состав которой вошли представители 14 стран - участниц ООН. Эта Комиссия и со­ставила Декларацию, которая была принята 10 декабря 1948 года на Генеральной Ассамблее ООН (к тому моменту в ООН было 56 стран-участниц). В 30 статьях этого документа пере­числены все основные права человека: граж­данские, политические, экономические, соци­альные и культурные.

Учитель должен упомянуть, что Деклара­ция не является юридическим соглашением между государствами. Это скорее заявление о намерениях. Продолжая рассказ об истории создания Декларации, следует остановиться на следующем: с целью повысить эффектив­ность Декларации в 1966г. Генеральная Ас­самблея приняла два дополнительных доку­мента: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В совокупности все три документа со­ставляют Международный билль о правах. Для государств-участников, подписавших этот до­кумент, он является обязательным для испол­нения. Впоследствии были подготовлены дру­гие документы (конвенции): Конвенция о пра­вах ребенка, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих до­стоинство видов обращения и наказания и т.д.

Далее следует прочесть текст (возможно, упрощенный вариант) Декларации и сравнить ее статьи с составленным школьниками пе­речнем.

По окончании чтения обучающиеся отвеча­ют на вопросы:

Какие права человека, упомянутые е Дек­ларации, внесены в наш перечень?

Какие права человека из нашего перечня включены в Декларацию?

Какие права человека вы хотели бы допол­нительно включить в Декларацию?

Какие три права в нашем перечне вы счита­ете наиболее важными? Почему?

Предусматривает ли Декларация не только права, но и обязанности?

Почему велико значение Декларации?


Работа в группах (2 вариант)


Работа в группах проводится по тексту Декларации


Класс делится на 4 группы по 6-7 человек. Каждая группа размещается за отдельным сто­лом и снабжается текстом документа. Всем ученикам предлагается прочитать текст Преам­булы.

Установочные вопросы: Какие цели выдви­гает Декларация перед мировым сообще­ством? К кому обращена Декларация? Какие намечены пути проведения в жизнь провозгла­шенных в ней прав и свобод?

Задания для самостоятельной работы в группах.

1-я группа:

  • Ознакомиться с текстом Декларации.

  • Определить сущность и значимость пра­вовой защиты гражданских прав человека.

  • Выделить, выписать и систематизировать гражданские права человека, обозначить осно­вания систематизации.

  • Защитить свой мини-проект.
    2-я группа:

  • Ознакомиться с текстом Декларации о политических правах.

  • Определить сущность этих прав.

  • Выделить, выписать и систематизировать политические права человека, обозначить основания систематизации.

  • Защитить свой мини-проект.
    3-я группа:

  • Ознакомиться с текстом Декларации о социально-экономических правах.

  • Определить их сущность.

  • Выделить, выписать и систематизировать социально-экономические права человека, обозначить основания систематизации.

  • Защитить свой мини-проект.
    4-я группа:

  • Ознакомиться с текстом Декларации об ограничениях прав и обязанностях человека.

  • Определить их сущность.

  • Выписать и систематизировать отмечен­ные ограничения прав и обязанности человека, обозначить основания систематизации.

  • Защитить свой мини-проект.

Защита мини-проектов (кластеров). Для презентации каждой группе отводится 2 минуты. Участники других групп слушают объяснения и переносят кластеры себе в тетрадь

­ Можно для работы в группах предложить не весь текст, а только обсуждение принципов Декларации и их последующего внедрения в международную и национальную систему.

V/ Подведение итогов урока.


Учитель подводит итоги урока и формулирует выводы: «Права человека - это естествен­ные, неотъемлемые, универсальные и объек­тивные права, выражающие реальные возмож­ности личности пользоваться благами для удов­летворения своих потребностей и законных ин­тересов. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах. По мере развития общества права человека при­обретают характер масштаба свобод, меры справедливости, равенства и возможного пове­дения людей.

Всеобщая декларация прав человека - важ­ный международный документ, открывший це­лую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы и позволивший людям всего мира объединиться вместе в деле защиты и обеспе­чения прав человека на Земле».









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Права человека"

Автор: Костикова Светлана Александровна

Дата: 23.01.2020

Номер свидетельства: 537047

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Разработка внеклассного мероприятия "Права человека в современном мире" "
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-prava-chielovieka-v-sovriemiennom-mirie"
    ["file_id"] => string(6) "242243"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445426128"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Урок: "Права человека""
    ["seo_title"] => string(22) "urok-prava-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "297106"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456145733"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Основной закон России. Права человека в обществе"
    ["seo_title"] => string(55) "osnovnoi-zakon-rossii-prava-chielovieka-v-obshchiestvie"
    ["file_id"] => string(6) "288421"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454614471"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока "Права и обязанности граждан РФ" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-prava-i-obiazannosti-ghrazhdan-rf"
    ["file_id"] => string(6) "122092"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414150432"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Урок обществознания в 9 классе "Права человека"  с использованием технологии критического мышления"
    ["seo_title"] => string(102) "urokobshchiestvoznaniiav9klassiepravachieloviekasispolzovaniiemtiekhnologhiikritichieskoghomyshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "297477"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456206884"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства