Просмотр содержимого документа
«Урок по обществознанию "Социальные нормы и отклоняющееся поведение"»
Тема урока: «Социальные нормы и отклоняющееся поведение»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели урока:
Познавательная: познакомиться с понятиями «социальные нормы», «Соцмальный контроль», «девиантное поведение», «деликвентное поведение», рассмотреть виды отклоняющегося поведения;
Развивающая: Развитие умения работать с источниками информации разного вида (нормативными, историческими; социальными текстами), развитие умения анализировать, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; выявлять причинно-следственные связи, развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы, приводить примеры.
Воспитательная: воспитание морально-нравственные качества личности, активную гражданскую позицию;
Технология обучения: развивающее обучение.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.
Оборудование:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экран
Ход урока.
I Орг. момент (психологический настрой)
Учитель: Здравствуйте, ребята,
Я желаю вам и себе успеха.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, посмотрите ролик и ответьте на вопрос: Для чего людям необходимо придерживаться определенных норм поведения?(просмотр видеоролика 2 минуты.) В Древней Греции существовал миф (КЛИК)
Учитель: Как называются нормы, принятые в обществе? (социальные).
Учитель: Так о чём мы будем сегодня говорить на уроке? Давайте сформулируем тему нашего урока. (о социальных нормах)
Учитель: Да мы сегодня рассмотрим социальные нормы, но это только часть темы.
Учитель: Всегда ли социальные нормы соблюдаются, или бывают случаи их нарушения? (К сожалению, социальные нормы часто нарушаются).
- Как называется поведение, которое отклоняется от общепринятых норм?
(Отклоняющиеся).
Учитель: Значит, тема нашего урока: «Социальные нормы и отклоняющееся поведение».запишите её в тетрадь (СЛАЙД 1)
Учитель: (Цель урока) (СЛАЙД 2) Исходя мз темы поставим цель урока. 1 Сущность какого понятия мы должны определить 2 Разобрать виды чего 3 И рассмотреть виды какого поведения.
III. Постановка учебной задачи и ее решение.(СЛАЙД 3)
Учитель: Социальные нормы-правила поведения людей, установленные и одобряемые всем обществом.
Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.
Социальным нормам присущи определенные признаки:
-они не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени;
-возникают в связи с сознательной деятельностью людей;
-направлены на регулирование общественных отношений;
-их содержание соответствует характеру социальной организации общества.
В обществе существует множество видов социальных норм, которые являются частью нашего образа жизни и поддерживается силой общественного авторитета.
Учитель:( СЛАЙД 4) Поработайте в паре. Возьмите лист с заданием 1 Рассмотрите кластер в учебнике на стр.154 и впишите в левую колонку вид социальной нормы в соответствии с характеристикой в правой колонке. На выполнение этого задания отводится 5 минут.
(Задание на соответствие в паре)
Виды социальных норм
Их характеристика
Обычаи
Одобренные обществом образцы массовых действий, которые рекомендуется выполнять
Традиции
Ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. д., унаследованные от предшественников, относятся к культурному наследию.
Нормы морали
Правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д. Их соблюдение обеспечивается авторитетом коллективного сознания, а нарушение встречает осуждение в обществе.
Правовые нормы
Обязательно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы.
Религиозные нормы
Правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. По содержанию многие из них, выступая как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи.
Политические нормы
Правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах
Эстетические нормы
Закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту, а также восприятие красоты человеком.
Правила этикета
Внешнее проявление отношения к людям.
Учитель: Сравним с эталоном (СЛАЙД 5,6,7).Поднимите руку у кого совпало с эталоном. А теперь проверим, насколько вы можете различать виды социальных норм. На слайде будет пример социальной нормы, ваша задача определить вид социальной нормы. (СЛАЙД 8,9)
Учитель: Пока мы будем анализировать ситуацию +2 ученика поработают по карточке (задание на соответсвие)
Разберем ситуацию. (СЛАЙД 10)
Три года назад в Дубае (ОАЭ) в суде рассматривалось дело молодой иностранной пары — гражданина Австралии и гражданки Германии, которых арестовали за поцелуй в общественном месте. Суд приговорил их к шести месяцам лишения свободы и оштрафовал на 570 долларов.
Вопрос: Как вы считаете, какова причина возникновения подобной ситуации? Какие бы советы вы дали русским туристам, выезжающим на отдых в другие страны?
Учитель:(СЛАЙД 11). Сделаем выводы. Закончите суждение, выбрав ответ из слов для справок:
Знание правовых и моральных норм, традиций и иных правил необходимо не столько для сдачи экзаменов, сколько для…………
Слова для справок: получения водительских прав, получения высшего образования, повседневной жизни человека, стремящегося интегрироваться в современном обществе.
Учитель: Давайте немного отдохнём, но с пользой. Отгадайте ребус, отгадка будет являться ответом на вопрос: Что же необходимо для того, чтобы социальные нормы соблюдались? ( СЛАЙД 12, нажать 2 раза) (КОНТРОЛЬ)
(СЛАЙД 13) Социальный контроль – система регулирования поведения людей и поддержания общественного порядка (запись в тетрадь).
(СЛАЙД 14)
Механизм социального контроля
Внешний Внутренний
Социальные нормы общественное мнение (самоконтроль)-внутренне
соотнесение своих действий
и поступков с принятыми
в обществе правилами
Учитель:(СЛАЙД 14). Важнейшим механизмом социального контроля являются санкции. Санкции – предпринятые меры к кому-либо или к чему-либо. В каких случаях прибегают к санкциям? (когда происходит нарушение и не соблюдение социальных норм).
Санкции.
формальные неформальные
позитивные или негативные
Формальные санкции – Неформальные санкции
наказания, одобрения публичное нарицание
назначаемые или одобрение со стороны
официальными органами или общественного мнения..
предусмотренные законами.
Задание: (СЛАЙД 15) . Поработайте в паре. Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций. Запишите в тетради зад № 1 и укажите номера правильных ответов. Для выполнения данного задания отводится 1 мин.
К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ»
Коллеги похвалили С. за хорошо выполненный доклад
В. Получил на заводе премию за свое изобретение.
Л. Присвоена степень доктора физико-математических наук
Выступление учеников 11 класса на празднике «Последнего звонка» вызвало аплодисменты.
Учитель: Так какие вы записали ответы? (1,3,4 6) Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки.
Учитель: Вы обратили внимание, что мы привели примеры внешнего контроля, а что подразумевается под внутренним, как вы думаете? (Совесть, самоконтроль- ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует свое поведение в согласии с общепринятыми нормами.)
Учитель: Итак, назовите важнейшие элементы механизма социального контроля
( социальные нормы, общественное мнение, санкции, самоконтроль)
Учитель: Всегда ли поведение людей соответствует социальным нормам?
Посмотрите видеоурок и заполните пропущенные строки в приложении 2.
Учитель: Какое поведение называют девиантным? Каковы признаки девиантного поведения? Приведите пример позитивного девиантного поведения, негативного девиантного поведения. Чем отличается деликвентное поведение от девиантного?
IV. Закрепление. (СЛАЙД 17 нажимать 2 раза)
Учитель: закрепим изученный материал, выполнив задания, аналогичные заданиям ЕГЭ, запишите в тетради «Задание 2», пронумеруйте по горизонтали от 1 до 8.
Задание: определить, какие из указанных положений относятся:
А/ к девиантному поведению Б/ к делинквентному поведению.
1)Захват заложников. 2) Состояние опьянения.3)Обман родителей. 4)Нежелание уступить место пожилому человеку в автобусе. 5) Продажа наркотиков.
6) Ссора между соседями. 7) Наркомания. 8) Клевета
1
2
3
4
5
6
7
8
Учитель: обменяйтесь тетрадями, проверьте по эталону. Если буква под цифрой правильная, ставьте +, если неправильная -.(ПРОВЕРЯЮТ)
Оцените работу товарища: «0» ошибок-5,1 ошибка-4, 2 ошибки-3, 3 и более ошибок-2,Напишите «Проверено в классе», поставьте оценку, передайте тетрадь товарищу. Улыбнитесь те, кто получил за данный вид деятельности 5, поднимите руку, кто получил 4, встаньте те, получил 3.
Учитель: В экзаменационной работе по обществознанию предложены задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов. Задание 12 в ЕГЭ оцениваются 1 баллом. Выполним задание, аналогично заданию 12 ЕГЭ. Возьмите лист с заданием 2 и прочитайте его.
Задание.( СЛАЙД 18,19)
Ученые изучали мнение жителей страны Р. Им задали вопрос: «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.
Причины отклоняющегося поведения
Группа опрошенных
мужчины
Женщины
Некоторые люди генетически предрасположены к отклоняющемуся поведению
30
15
Отклоняющееся поведение является следствием психологических качеств, черт характера
10
10
Отклоняющееся поведение связано с социальными условиями жизни человека
55
60
Человек случайно попадает под влияние «плохой» компании
5
15
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основании таблицы, и запишите цифры под которыми они указаны. На выполнение данного задания вам отводится 2 минуты.
Одинаковые доли опрошенных в обеих группах считают, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера.
Доля тех, кто видит биологические причины отклоняющегося поведения, выше среди женщин, чем среди мужчин.
Наименьшие доли опрошенных в обеих группах видят причину отклоняющегося поведения во влиянии «плохой» компании.
Доля тех, кто считает, что влияние «плохой компании определяет отклоняющееся поведение человека, выше среди мужчин, чем среди женщин
Наибольшие доли опрошенных в обеих группах видят причину отклоняющегося поведения в социальных условиях жизни человека.
ОТВЕТ 1 5
Рефлексия. (СЛАЙД16 нажимать 4 раза) А теперь повторим, то что мы изучили на уроке
1.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальная норма». Санкция; социальный контроль; девиантное поведение; социальная общность; самоконтроль.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «социальная норма».
1) Предписания, требования соответствующего (социально одобряемого) поведения
Б) Отклоняющееся поведение
2) Отклонение от социальной нормы, поведение, которое рассматривается обществом как нежелательное
В) Социальный контроль
3) Совокупность средств, направленных на предотвращение отклоняющегося поведения.
Итог урока.
Какие социальные нормы существуют в обществе?
Назовите причины отклоняющегося поведения.
Д/З п.14
Учитель: известный педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский писал «Ты рожден человеком, но человеком должен стать» Ребята, я от души всем вам желаю стать настоящими людьми, а поможет вам в этом не только воспитание, но и соблюдение социальных норм. «Поведение человека – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик». От того, в какой степени, человек, живущий в обществе, будет соблюдать социальные нормы зависит не только отношение к нам обшества и государства, но и нравственное, правовое состояние общества в целом, а мы ведь часть этого общества, а все мы хотим жить в цивилизованной развитой стране.
Муниципальное общеобразовательной учреждение –
средняя общеобразовательная школа №4 х. Малоорловский