kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме " Семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Конспект урока  по  предмету  "обществознание"   по теме « Семья» рассчитан для учащихся 9 классов.Целью  урока  является необходимость разъяснить учащимся, что представляет собой семья в обществе людей, каков ее жизненный цикл, как строятся взаимоотношения людей в обществе и почему возникают разводы, сформировать умения анализировать семейные отношения, уважая личность другого человека.Ожидаемые результаты: после урока ученики смогут:   дать определение понятию «Семья»; знать жизненные циклы  семей; причины разводов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме " Семья" »

Конспект урока обществознания по теме « Семья»

Выполнила учитель истории и обществознания ОГБОУ « Школа № 10» г. Рязани Котягина Елена Николаевна

Класс: 9

Цель: Разъяснить учащимся, что представляет собой семья в обществе людей, каков ее жизненный цикл, как строятся взаимоотношения людей в обществе и почему возникают разводы, сформировать умения анализировать семейные отношения, уважая личность другого человека.

Основные задачи:

1.Образовательные: познакомить учащихся с понятием «Семья»; показать роль семьи в жизни каждого отдельного человека и общества в целом.

2.Развивающие: развивать коммуникативные навыки и умения через групповую работу; ассоциативное мышление; творческие, мыслительные способности (анализ, суждение, рассуждения); учебно-исследовательские умения учащихся.

3.Личностные: понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи; формировать представления о различных социальных ролях людей в семье; воспитывать чувство ответственности перед близкими людьми.

4. Метапредметные: формировать умение анализировать текст, картины, объяснять свою точку зрения, выполнять проблемные задания.

5.Воспитательные: воспитывать чувство ответственности перед семьёй сегодня и чувства долга, перед семьёй будущего, способствовать нравственному воспитанию учащихся. Содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействии людей.

Коррекционная составляющая урока: дробный способ подачи и усвоения информации; развитие зрительно-слухового внимания, автоматизация произношения терминов со сложной слоговой структурой.

Тип и вид урока: урок усвоения новых знаний / комбинированый

Время урока: 40 минут

Ожидаемые результаты: после урока ученики смогут: дать определение понятию «Семья»; знать жизненные циклы семей; причины разводов.

Определения : семья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья, расширенная семья, развод.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Умения и навыки: работа в группе; работа с документами; выступать публично; уметь отстаивать своё мнение.

Используемые технологии: информационные; интерактивные; сотрудничества; личностно-ориентированные;

Методы обучения: иллюстративный, проблемный, эвристический.

Оборудование: доска, экран, проектор, ноутбук, презентация, задания для групп, учебник «Обществознание» 8 класс под редакцией А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой



План урока.

  1. Организационный момент

  2. Определение темы урока, постановка целей

  3. Усвоение новых знаний

  4. Закрепление знаний

  5. Подведение итогов.

  6. Обсуждение домашнего задания

  7. Рефлексия

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Сели все правильно и приготовились к уроку. Кто отсутствует на уроке.

Подготовка к усвоению знаний.

  1. Определение темы урока, постановка целей


Учитель: Ребята, отгадайте загадки: (слайд 1)

1. У меня есть мама,


У меня есть папа,


У меня есть дедушка,


У меня есть бабушка,


А у них есть я.

Что это?

2. Слово, в котором 7 букв Я

Учитель: Молодцы, правильно. Это слово – «семья». Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке? Правильно, о семье.

Запишите тему урока: «Семья» (слайд 2)

Цель нашего урока – узнать, что представляет собой семья в обществе людей, как строятся взаимоотношения людей в обществе и семье (слайд 3)

Мы работаем по плану:

  1. Этапы добрачного поведения.

  2. Что такое семья.

  3. Жизненный цикл семьи.

  4. Виды семьи.

  5. Причины развода.

Фронтальная работа - Отвечают на загадки.











Фронтальная работа - Отвечают на вопрос: « О семье».


Индивидуальная работа - Записывают тему урока.



Фронтальная работа - Знакомятся с целью и планом урока.

  1. Усвоение новых знаний


Учитель: «Плохо человеку, когда он один.

Горе одному, один не воин»

В. Маяковский

Подавляющее большинство людей согласятся с В.В. Маяковским. Действительно, для преодоления одиночества люди создают семьи. Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

Как же рождаются семьи?

Существуют этапы добрачного поведения: (слайд 4,5,6)

  1. Знакомство

  2. Первое свидание

  3. Ухаживание

  4. Сватовство

  5. Помолвка

Учитель: Как правило, молодые люди вступают в брак и создают семью. Так что же такое семья?

Сейчас вы будете работать в парах. Перед вами карточка, на которой даны определения понятия «Семья». Ваша задача, ответить на задания, написанные на карточке.

Карточка. Значение понятия “ семья”.

  1. “Группа живущих вместе родственников / муж и жена, родители с детьми”.С.И. Ожегов

  2. “Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми”.Э. Гидденс, анг. социолог

  3. “Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью”. Энциклопедический словарь

  4. “Экономическая ячейка общества. Ф. Энгельс

Задания.

  1. Определите наиболее точное, с вашей точки зрения, определение понятия “ семья”. Выбор обоснуйте.

  2. Определите характерные черты и признаки семьи.

Учитель: Итак, Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью»(Слайд 7)У каждой семьи существует несколько жизненных циклов или стадий. Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи (слайд 7,8)

1 стадия - с заключения брака до рождения последнего ребенка.

Эта стадия называется стадией роста семьи.

2 стадия – с момента рождения последнего ребенка до времени отселения взрослого ребенка, у которого появилась своя семья.

3 стадия – зрелая фаза. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети, и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки. Эта стадия заканчивается взрослением внуков.

4 стадия – стадия затухания. Она заканчивается смертью или разводом супругов.

Современная семья – первичная социальная и экономическая ячейка, включающая родителей и одного ребенка. Ее называют нуклеарной семьей. Поднимите руки, кто живет в такой семье? (слайд 9)

Если в семье живут и другие родственники (бабушки, дедушки, дяди, тети и т.п.) такую семью называют расширенной или многопоколенной. Поднимите руки. Кто живет в такой семье? (слайд 9)

Учитель: к сожалению, с течением времени, многие семьи распадаются. Попробуйте сформулировать причины, приводящие к распаду семьи.

Учитель: Основными причинами распада семьи бывают (слайд 10)

  1. Отсутствие общих взглядов и интересов.

  2. Несходство характеров.

  3. Любовь к другому человеку.

  4. Неверность.

  5. Алкоголизм. Наркомания.

  6. Жилищные и материальные проблемы.

  7. Вмешательство родственников.

Фронтальная работа - Слушают учителя, обсуждают этапы добрачного поведения, записывают в тетрадь «Этапы добрачного поведения»













Работа с документом , групповая работа - Работают в парах с карточками. Отвечают на вопросы

В ходе обсуждения задания № 1, высказываются разные точки зрения. Учитель подводит к наиболее распространенному определению: “Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью”. Возможный ответ на задание № 2: характерные черты и признаки семьи:1. Малая группа. 2. Кровное родство. 3. Общность быта 4. Моральная и правовая ответственность.

Индивидуальная работа - Записывают определения «семья, жизненный цикл семьи».



Индивидуальная работа - Слушают, записывают.









Фронтальная работа – Учащиеся, живущие в нуклеарной семье, поднимают руки, дают характеристику такой семьи. Учащиеся, живущие в расширенной семье, поднимают руки, дают характеристику такой семьи.





Учащиеся формулируют причины, приводящие к распаду семьи.





.


4. Закрепление знаний


Учитель: Итак, мы познакомились с вами с темой «семья». Вспомним, о чем мы с вами говорили на уроке. Для этого напишем небольшой тест (слайд 11, 12 ). Вам надо вставить пропущенные слова в тексте.


Семья – это основанная на …….. или кровном родстве малая ……, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и ……… ответственностью. У каждой семьи существуют ……..циклы семьи. Семьи могут быть нуклеарными и ……. Алкоголизм может быть причиной…… семьи” Ключ: браке, группа, правовой, жизненные, многопоколенными, распада.

Учитель: Выполнили задание. Передайте тетрадь соседу по парте и проверьте тест друг у друга.

Индивидуальная работа - Выполняют тест.








Индивидуальная работа – Проверяют тест.

  1. Подведение итогов.


Послушайте притчу: « В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то.

Как вы думаете, что написал старец?


Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово …«ПОНИМАНИЕ». Желаю вам понимания у своих близких.





Фронтальная работа – Отвечают на вопрос.

  1. Обсуждение домашнего задания


Запишите домашнее задание: параграф 24, составить генеалогическое дерево своей семьи.

Индивидуальная работа - Записывают задание.

  1. Рефлексия.

Наш урок заканчивается. Вы узнали много о семье. Каждый человек стремиться построить семью. Хочется надеяться, чтобы у вас были счастливые семьи. В заключении ответьте на вопросы (на доске):

«Сегодня на уроке я узнал(а)……… ,

Материал урока мне был……..........»

Спасибо за урок.

Фронтальная работа - Отвечают на вопросы.


Литература:



1. Кравченко А.И. Обществозание:Учебник для 8 класса — М."Русское слово".


2. Обществознание 8 класс: Поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко "Учитель", Волгоград.2008год



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок по теме " Семья"

Автор: Котягина Елена Николаевна

Дата: 18.09.2015

Номер свидетельства: 231721

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конструкт урока на тему "Семья и государство" "
    ["seo_title"] => string(47) "konstrukt-uroka-na-tiemu-siem-ia-i-ghosudarstvo"
    ["file_id"] => string(6) "199111"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428512866"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Урок на тему "Семья и брак""
    ["seo_title"] => string(22) "uroknatiemusiemiaibrak"
    ["file_id"] => string(6) "295866"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455884183"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Классный час на тему Семья и семейные ценности "
    ["seo_title"] => string(55) "klassnyi-chas-na-tiemu-siem-ia-i-siemieinyie-tsiennosti"
    ["file_id"] => string(6) "113267"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1409738860"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока немецкого языка.Тема: "Семья" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-niemietskogho-iazyka-tiema-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "209173"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431034517"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Урок на тему "Семья" "
    ["seo_title"] => string(21) "urok-na-tiemu-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "235982"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443903699"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства