Учебное заведение: гимназия Балцата
Класс: 2
Учитель: Романюк Нелля Владимировна
Урок: Познание мира
Тип урока: комбинированный
Тема: Семья
Субкомпетенции:
2.1. Усвоение и использование в научных сообщениях ключевых терминов: местность, семейная среда, школьная среда, среда обитания.
2.3. Определение принадлежности к семье, школьной группе, к определённой местности.
Операциональные цели:
О1 - определять понятие семьи на основе имеющихся знаний;
О2 – описывать среду обитания человека;
О3 – ассоциировать понятие семья;
О4 – устанавливать сходства и различия между сельским и городским домом;
О5 – перечислять свои права и обязанности в семье
О6 – участвовать в работе группы;
О7 – оценивать собственные и коллективные действия.
О8 – подводить итоги урока.
Дидактические стратегии:
Методы и приёмы обучения: проблемная ситуация, беседа, мышление по ассоциации, демонстрация, синквейн, дидактическая игра, диаграмма Венна, паучок.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы оценивания: коллективное оценивание, устный опрос.
Дидактический материалы и оборудование: проектор, компьютер, постеры, коллаж, карточки для памяток, семейные фотографии, плакат с изображением дома, учебник 2 класса «Познание мира» З.Галбен-Панчук, С.Галбен, С.Дьякону, И.Ботгрос.
Этапы урока
ОЦ
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
t
Инструменты
оценивания
Организа-ционный момент.
Стимуляция интереса к уроку.
Слайд №1(название темы).
Ну, как, ребята, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину,
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну!
-У нас на уроке гости, а гости - это всегда праздник и хорошее настроение. Пусть вас не покидает радостное и творческое состояние на протяжении всего урока. Поприветствуйте гостей улыбкой. Пожелайте мысленно удачи себе и мне.
Встречают учителя, настраивают-ся на работу.
1
Наблюдение.
Актуали-зация опорных знаний и способ-ностей.
О2
Заполнение календаря природы.
Слайд №2(изображение родного населённого пункта).
Разработка визитной карточки своего населённого пункта.
-Какие виды населённых пунктов вы знаете?
-Какие дома в нашей местности?
-Чем занимаются у нас люди?
Определяют дату и фиксируют состояние погоды.
Презентуют информацию о своём населённом пункте гостям.
-Село, город.
-В основном одноэтажные.
-Ухаживают за животными, работают на полях и в огородах.
6
Устный опрос.
Умение находить и отбирать нужную информацию.
Опреде-ление темы и целей урока.
О1
Сообщение темы и целей предстоящего урока.
Слайд№3(изображение семьи).
-Что вы видите на изображении?
-Определите состав семьи.
-Можно ли эту семью назвать счастливой? Почему?
-А собаку можно назвать членом семьи?
- Расскажите о своих питомцах.
-Сегодня мы поговорим о семье. Определим, что такое семья для каждого из вас, узнаем о ваших правах и обязанностях по отношению к членам семьи.
-Семью.
-Родители и дети.
-Все улыбаются и обнимают друг друга.
-Можно, ведь это настоящий друг.
Рассказывают о своих собаках.
5
Устный опрос.
Осмысле-ние.
О3
О2
О6
Слайд№4(слайдшоу к песне).
-О семье и доме сложено немало песен. Прослушайте одну из них.
-О чём эта песня?
-Какие чувства она вызывает?
Выстраивание ассоциативного ряда.
Рассказ о своей семье на основе совместно созданного коллажа «Счастливая семья».
-Каждый из вас имеет право на семью. Обычно семья состоит из многих членов: родителей, бабушек, дедушек, сестёр, братьев. У каждого в семье своя роль. Расскажите о своей семье, используя ваши семейные фотографии на коллаже.
Составление «синквейна».
Слайд№5(изображение классного коллектива).
-А наш класс можно назвать семьёй?
Проведение динамической паузы
Раз, два, три, четыре.
Кто живет у нас в квартире? Раз, два, три, четыре, пять Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я -
Вот и вся наша семья!
-Сколько жильцов проживает в квартире?
Слушают песню Ю.Антонова «Крыша дома твоего».
-О любви к родному дому.
-Чувство любви к родному дому, ностальгию.
Заполняют постер «Паучок» (семья – родители, дом, забота, радость, встреча, помощь).
По желанию рассказывают о своих семьях.
Составляют «синквейн»
-Можно, так как ребята в нашем классе дружные, всегда готовы помочь, уважают друг друга.
-Десять жильцов
16
Умение выражать свои чувства.
Умение находить ассоциации.
Умение строить связный рассказ, опираясь на изображение.
Умение работать в группах и составлять «синквейн» на заданную тему.
Чувство ритма, внимание, координация движений.
Закрепле-ние умений и формиро-вание спосо-бностей.
О4
О2
О5
Установление сходства и различий между сельским и городским домом.
Слайд№5(сельский и городской дом).
Заполнение диаграммы Венна.
Демонстрация необычных домов.
Слайд №6(изображения вигвама, иглу, фале, юрты, хогана, соломенной хижины). Примечание 1.
-В чём необычность этих домов?
Игра «Строитель»
Слайд №7( изображение различных предметов)
-Из всех изображённых предметов назовите только те, которые нужны для строительства дома.
Проблемная ситуация.
-Что вы сделаете, если остались дома одни и:
1)сильно поранили руку
2)заискрилась розетка
3)кто-то пытается открыть дверь
4)увидели из окна котёнка на электрическом столбе
Слайд№8(изображения машин скорой медицинской помощи, пожарной, полицейской, службы спасения).
Динамическая пауза «Встаньте те, у кого…»
-есть старший брат
-есть старшая сестра
-есть младшие братья и сёстры
-есть сын или дочь
-самая лучшая мама
Определение своих прав и обязанностей в семье.
(заполнение памятки)
Приглашение к беседе.
-Все ли дети живут в семьях? Как называют детей без родителей? Где живут такие дети? Как мы можем помочь этим деткам? (призыв помочь сиротам)
-Сходства: окна, двери, кухня, крыша, пол.
-Городской дом: многоэтажный, лифт, подъезды, квартиры.
-Сельский дом: подвал, печка, печная труба, постройки.
-Они необычны своими формами, размерами и материалами, из которых построены.
-Песок, кирпич, молоток, пила, гвозди, шифер.
Заполняют памятку:
903-скорая медицинская помощь
901-пожарная служба
902-полиция
911-служба спасения
Встают в соответствии с заявленным требованием.
Заполняют памятку.
Участвуют в беседе.
12
Умение устанавливать сходства и различия между двумя понятиями.
Наблюдение.
Фронтальная работа.
Соблюдение правил игры.
Умение определять свои права и обязанности.
Умение принимать участие в беседе.
Рефлек-сия. Оценива-ние.
О7
-Что такое семья?
-Кто является членом семьи?
-Какие отношения должны быть между членами семьи?
Оценка коллективной и личностной деятельности.
-Что на уроке получилось особенно удачным и
интересным?
-Какая работа вас больше заинтересовала?
-Что бы вы хотели добавить.
Отвечают на вопросы.
Оценивают деятельность.
Делятся впечатлениями
2
Фронтальный опрос.
Коллективная оценка.
Подведе-ние итогов.
Домаш-нее задание.
О8
Работа с постером «Итоги урока».
-Нужна ли дому крыша? Зачем? Наш дом пока без крыши. Давайте укроем его черепицей, сохранив тепло, покой и надёжность.
Слайд№8(видеоклип «Если рядышком со мной мои родные»).
Составление генеологического древа своей семьи.
(страница 16 «Тетрадь по познанию мира» или составление постера «Моя родословная»)
Дополняют высказывания.
-Чтобы сохранить тепло, покой, прочность.
Наклеивают стикеры-прямоугольни-ки на крышу нарисованного дома.
Выявляют непонятную информацию.
2
1
Умение подводить итоги.
Примечание 1.
Традиционные жилища народов мира
Вигвам – жилище лесных индейцев Северной Америки.
Иглу – жилище эскимосов Канады.
Хоган – жилище индейцев племени навахо в США.
Фале – жилище в островном государстве Самоа.
Юрта – жилище кочевников Центральной и Средней Азии.
Соломенная хижина – жилище народов Амазонии и Африки.